Советская подводная лодка К-43
![]() ![]() INS Chakra на пути в Индию, 1980-е годы.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-43 |
Строитель | Горький |
Заложен | 9 мая 1964 г. |
Запущен | 2 августа 1966 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 ноября 1967 г. |
повторно введен в эксплуатацию | февраль 1991 г. |
Выведен из эксплуатации | 30 июля 1992 г. |
В эксплуатации | 1967–1988; 1991–1992 |
Судьба | Продан на металлолом |
![]() | |
Имя | Чакра |
Тезка | Сударшан Чакра |
Введен в эксплуатацию | 1 сентября 1987 г. |
Выведен из эксплуатации | Январь 1991 г. |
В эксплуатации | 1987–1990 |
Порт приписки | Вишакхапатнам |
Судьба | Вернулся в Советский Союз через 3 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Чарли» Подводная лодка с крылатыми ракетами |
Смещение |
|
Длина | 95 м (312 футов) |
Луч | 10 м (33 фута) |
Черновик | 8 м (26 футов) |
Движение | Один реактор с водяным охлаждением, приводящий в действие две паровые турбины мощностью 11 185 кВт (14 999 л.с.) на один вал. |
Скорость |
|
Диапазон | Неограничено, за исключением поставок продуктов питания |
Дополнить | около 100 |
Вооружение |
|
К-43 — ракетами класса «Чарли», с крылатыми атомная подводная лодка находившаяся на вооружении ВМС СССР и Индии . Он был построен в 1964–1967 годах и принят в состав ВМФ СССР 5 ноября 1967 года. [ 1 ] Позже с 1988 по 1991 год он служил INS Chakra в ВМС Индии .
Он был сдан в аренду Индии 1 сентября 1987 года и после долгого путешествия достиг своей базы в Вишакхапатнаме 3 февраля 1988 года. Советы заявили, что подводная лодка была передана для оказания помощи в обучении ВМС Индии эксплуатации атомных подводных лодок. Во время службы в Индии он был частично укомплектован советским экипажем. [ 2 ] который якобы не пустил индийцев в ракетный зал и в реакторный отсек и это считается причиной расторжения контракта через 3 года. [ 3 ] Сообщается, что аренда «Чакры» помогла Индии получить непосредственный опыт управления атомной подводной лодкой, которая помогла им построить «Арихант» атомные подводные лодки класса . [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]К-43 длину 94 м (308 футов) имел общую , ширину 10 м (33 фута) и осадку 8 м (26 футов). Его водоизмещение 4000 тонн (3900 длинных тонн; 4400 коротких тонн) в надводном положении и 5000 тонн (4900 длинных тонн; 5500 коротких тонн) в подводном положении. Экипаж субмарины составлял около 100 человек. [ 5 ]
Лодка имела один пятилопастной гребной винт с приводом от водо-водяного реактора ВМ-5 . Он может развивать максимальную скорость 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) на поверхности и 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) под водой. К-43 мог нести до 8 SS-N-7 Starbright, противокорабельных крылатых ракет способных нести ядерное оружие . диаметром 533 мм (21 дюйм) Он имел шесть торпедных аппаратов , которые могли нести 12 торпед или 12 SS-N-15 Starfish . противолодочных ракет [ 5 ]
История
[ редактировать ]В октябре 1986 года советское Политбюро заявило, что намерено передать Индии подводную лодку класса «Чарли» для учебных целей. Это был первый случай передачи атомной подводной лодки какой-либо другой стране. [ 6 ] Это было решено, чтобы доказать приверженность Советского Союза укреплению Индии. Однако некоторые политики заявили о серьезных негативных последствиях этого трансфера. Однако политбюро во главе с Горбачевым решило, что политические выгоды перевешивают опасения. [ 6 ]
Советы во время аренды Индии регулярно инспектировали подводную лодку и обращались с ядерным топливом . Советские СМИ заявили, что подводная лодка не будет нести никакого ядерного оружия. [ 7 ]
Трансфер в Индию
[ редактировать ]была построена новая военно-морская база в Вишакхапатнаме . с помощью Советского Союза Для обслуживания подводных лодок [ 8 ] Индийский экипаж прибыл в учебный центр в Кирове для прохождения двухлетнего курса подготовки. В это время индийскую команду посетил посол Индии Нурул Хасан. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Подводная лодка была построена в 1964–1967 годах и принята в состав ВМФ СССР 5 ноября 1967 года. После возвращения в состав Советского Союза после сдачи в аренду Индии она продолжала находиться на вооружении ВМФ СССР и окончательно выведена из эксплуатации 30 июля 1992 года. и продан на металлолом. [ 1 ]
Служба в ВМС Индии
[ редактировать ]Подводная лодка отправилась в Индию 5 января 1988 года из Владивостока и в тот же день была принята в состав ВМС Индии. Он прошел через Южно-Китайское море и Малаккский пролив где его сопровождал индийский фрегат , INS Dunagiri . [ 10 ] его постоянно отслеживали американские и австралийские самолеты P-3 Orion На протяжении всего пути . Он прибыл в Вишакхапатнам 3 февраля 1988 года. [ 9 ] Подводную лодку приветствовали премьер-министр Индии Раджив Ганди , министр обороны К.С. Пант , начальник штаба ВМФ Г.Дж. Надками и командующий Восточным военно-морским командованием вице-адмирал С.К. Чопра, отправившиеся на подводной лодке в море. . [ 9 ] [ 10 ]
Чакра принял участие в президентском обзоре флота 15 февраля 1989 года в Мумбаи, когда его посмотрели миллионы индийцев по телевидению. Передача подводной лодки получила широкое освещение в международных СМИ: журнал Time назвал Индию «пробуждающейся державой», а газета Washington Post назвала ее «восточным хулиганом». [ 9 ]
Вопреки распространенному мнению, «Чакра» частично пилотировалась и управлялась советским экипажем. [ 2 ] который, как сообщается, не допустил индийцев в ракетный зал и в реакторный отсек, несмотря на неоднократные просьбы и усилия Индии, и это считается причиной расторжения Индией контракта через 3 года. [ 3 ]
За время своей службы Чакра западном служила как на восточном, так и на фронтах . [ 10 ] Когда договор аренды истек, «Чакра» вылетела в Советский Союз из Вишакхапатнама 16 декабря 1990 года и на протяжении всего пути ее сопровождала INS Savitri . Выведен из эксплуатации в январе 1991 года. [ 10 ]
Сообщается , что в долгосрочной перспективе аренда «Чакры» помогла Индии получить непосредственный опыт управления атомной подводной лодкой, который помог ей построить «Арихант» атомные подводные лодки класса в 2010-х годах. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Podvodnye Lodki, Yu.V. Apalkov, Sankt Peterburg, 2002, ISBN 5-8172-0069-4
- ^ Jump up to: а б Ежегодник обороны Индии . Издательство Натрадж. 2006. ISBN 9788186857106 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Миллер (2002). Иллюстрированный справочник подводных лодок мира . Зенит Отпечаток. п. 393. ИСБН 9780760313459 .
- ^ Jump up to: а б Прадип Баруа (2005). Государство в состоянии войны в Южной Азии . Университет Небраски Пресс. ISBN 0803213441 .
- ^ Jump up to: а б «Проект 670 Скат/Чарли I» . Федерация американских ученых . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Артемий Калиновский; Сергей Радченко (2011). Конец холодной войны и третий мир: новые перспективы регионального конфликта . Тейлор и Фрэнсис. п. 68. ИСБН 9781136724305 .
- ^ Джиампьетро, Джозеф А. (март 1988 г.). «Индия арендует советскую атомную подводную лодку». Контроль над вооружениями сегодня . 18 (2). Ассоциация по контролю над вооружениями: 27. JSTOR 23623927 .
- ^ Виджай Сакхуджа (2011). Азиатская морская держава в 21 веке: стратегические сделки: Китай, Индия и Юго-Восточная Азия . Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2011. с. 290. ИСБН 9789814311090 .
- ^ Jump up to: а б с д Михир К. Рой (1995). Война в Индийском океане Индия: Издательство Lancer. стр. 100-1 120–124. ISBN 9781897829110 .
- ^ Jump up to: а б с д ГМ Хиранандани (2005). Переход к известности: ВМС Индии 1976–1990 гг . Публикации Лансера. ISBN 9788170622666 .
Библиография
[ редактировать ]- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .