HSwMS Готланд (1933)
![]() Готланд в 1936 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Готланд |
Заказал | 7 июня 1930 г. |
Строитель | Гётаверкен , Гетеборг |
Заложен | 1930 |
Запущен | 14 сентября 1933 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 декабря 1934 г. |
Выведен из эксплуатации | 1956 |
пораженный | 1 июля 1960 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 1962 год. |
Значок | ![]() |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Авиационный крейсер |
Смещение | 4750 т (4670 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 134,8 м (442 фута 3 дюйма) |
Луч | 15,4 м (50 футов 6 дюймов) |
Черновик | 5,5 м (18 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала ; 2 паровые турбины |
Скорость | 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) |
Диапазон | 4000 миль (7400 км; 4600 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 467 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 6 Hawker Osprey гидросамолетов |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
HSwMS Gotland — авианосный крейсер, построенный для ВМС Швеции в 1930-е годы. Построенный в 1934 году, он был приписан к Береговому флоту , а также служил учебным кораблем для курсантов в иностранных водах до начала Второй мировой войны в 1939 году. Во время войны корабль осуществлял патрулирование нейтралитета и продолжал выполнять функции учебного корабля. . «Готланд» был переоборудован в зенитный крейсер в 1943–1944 годах, поскольку его гидросамолеты устарели, а современные замены приобрести было невозможно. После окончания войны в 1945 году он стал специализированным учебным кораблем и возобновил длительные зарубежные круизы с курсантами.
В 1953–1954 годах корабль был переоборудован в корабль истребительного направления . Готланд совершил последний тренировочный рейс в 1955–1956 годах и позже в том же году был переведен в резерв . Исключен из списков ВМФ в 1960 году и продан на слом в 1962 году.
Предыстория и описание
[ редактировать ]В 1925 году Королевский флот Швеции создал комитет для оценки типов кораблей, которые потребуются ВМФ в будущем. В декабре 1926 года комитет представил свои заключения, в том числе гидросамолет-носец, вооруженный шестью 152-миллиметровыми (6-дюймовыми) орудиями. одиночные установки с местом для двенадцати самолетов в ангаре. [ 1 ] Другой вывод заключался в том, что все военные корабли должны быть способны ставить морские мины . [ 2 ] Совет военно-морского строительства решил, что он хочет, чтобы корабль мог функционировать как крейсер , а также как авианосец. В нем указывалось, что орудия должны быть размещены в двухорудийных башнях , должны быть добавлены дополнительные тяжелые зенитные (зенитные) орудия и корабль должен нести шесть 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов . [ 1 ] Получившуюся конструкцию грузоподъемностью 5000 длинных тонн (5100 т), представленную в январе 1927 года, оказалось невозможным построить в рамках имеющегося бюджета в 16,5 миллионов шведских крон , который был одобрен риксдагом 13 мая. Затем конструкцию уменьшили в размерах, и потребовалось снять одну из передних башен. Его орудия затем были размещены в казематах по обе стороны от надстройки, что в противном случае можно было встретить только на американских «Омаха» крейсерах класса . [ 3 ]
Готланд имел общую длину 134,8 метра (442 фута 3 дюйма), ширину 15,4 метра (50 футов 6 дюймов) и осадку 5,5 метра (18 футов 1 дюйм). корабля Водоизмещение 4750 длинных тонн (4830 т ) при стандартной загрузке и 5550 длинных тонн (5639 т) при глубокой загрузке . Двигательная установка корабля была сгруппирована таким образом, чтобы одно попадание торпеды не могло обездвижить корабль, хотя наличие кормового магазина главной башни между задним котельным отделением и связанным с ним машинным отделением усложняло ситуацию. Четыре котла Penhoët [ 4 ] подаваемый пар под давлением 285 фунтов на квадратный дюйм (1965 кПа ; 20 кгс/см). 2 ) [ 5 ] к паре паровых турбин с редуктором де Лаваля , каждая из которых приводила в движение один гребной вал . Двигатели имели общую мощность на валу 33 000 лошадиных сил (25 000 кВт ), что обеспечивало скорость 27,5 узлов (50,9 км / ч; 31,6 миль в час). Во время ходовых испытаний 14 сентября 1934 года корабль достиг скорости 27,53 узла (50,99 км/ч; 31,68 миль в час) при мощности 32 768 л.с. (24 435 кВт). [ 6 ] Готланд перевозил до 800 длинных тонн (810 т) мазута , что давало ему дальность полета 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль) со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). [ 1 ] корабле было рядовых 467 офицеров и На . [ 7 ]
Вооружение
[ редактировать ]
крейсера Главная батарея состояла из шести калибра 152-мм орудий Bofors 55 М/30 . Четыре из них были установлены в двух двухорудийных башнях, по одной в носовой и кормовой частях надстройки ; каждая башня имела максимальный угол возвышения 60 градусов, что позволяло ей пригодиться для зенитных работ. Два других орудия устанавливались в казематах по углам носовой надстройки с максимальным углом возвышения 30 градусов. Орудия имели скорострельность шесть выстрелов в минуту. [ 8 ] Они выпустили 46-килограммовые (101 фунт) снаряды с начальной скоростью 900 м/с (3000 футов/с); это дало башенным орудиям максимальную дальность стрельбы 24 400 метров (26 700 ярдов). [ 9 ] а казематные орудия - на дальность 20 000 метров (22 000 ярдов). Данные о прицеливании орудий собирались 6-метровыми (19 футов 8 дюймов) дальномерами в системе управления огнем на крыше мостика и в кормовой башне. [ 10 ]
Противовоздушную оборону обеспечивали четыре зенитных орудия Bofors M/26 или M/28 калибра 60 и 75 миллиметров (3 дюйма). Две одиночные пушки располагались на платформах между трубами , а спаренная артиллерийская установка располагалась над кормовой 152-мм башней. Орудия имели начальную скорость 850 м/с (2800 футов/с) при стрельбе 6,5-килограммовыми (14 фунтами) снарядами на максимальную дальность 15 000 метров (16 000 ярдов). Корабль также был оснащен четырьмя 25-миллиметровыми (1 дюйм) зенитными орудиями Bofors M/32 калибра 64 калибра в одиночных установках, расположенных по бокам носовой надстройки. Эти орудия стреляли снарядами массой 0,25 кг (0,55 фунта) со скоростью 850 м / с и эффективной дальностью от 1000 до 2000 метров (от 1100 до 2200 ярдов). Два 4-метровых (13 фута 1 дюйм) дальномера, по одному на каждом борте носовой надстройки, давали данные для зенитных орудий. «Готланд» был оснащен двумя тройными вращающимися установками для 533-мм торпедных аппаратов рядом с кормовой воронкой. Также он был оборудован рельсами для установки 80–100 мин в зависимости от размера. [ 10 ]
Средства защиты и авиации
[ редактировать ]
Броня палубы и боевой рубки состояла из пластин хромоникелевой стали толщиной 51 мм (2 дюйма). Толщина защиты башен главного калибра варьировалась от 29 мм (1,1 дюйма) до 51 мм, как и броня, защищающая поперечные переборки . [ 7 ] Воздухозаборники котла были оснащены броневыми листами толщиной 29 мм, а подъемники боеприпасов были защищены броней толщиной 25–29 мм. [ 10 ] [ Примечание 1 ]
Готланда » Авиационный состав « Hawker Osprey состоял из шести гидросамолетов , хотя авиационная палуба корабля могла принять восемь самолетов, и еще три могли разместиться под палубой. [ 11 ] Было обнаружено, что самолет пострадал от волнения во время ненастной погоды. [ 12 ] Палуба самолета была оборудована восемью электрическими тележками для перемещения самолета к «Хейнкель» пневматической катапульте . В сложенном состоянии он имел длину 14 метров (45 футов 11 дюймов), но при использовании увеличивался до 22 метров (72 фута 2 дюйма). Он мог запускать «Оспри» каждые две минуты. Самолеты были подняты на корабль краном на корме. [ 11 ] Готланд мог поднять «Оспри» только тогда, когда он стоял на стоянке и в спокойном море, если только он не тянул с кормы парус, который успокаивал воду, чтобы гидросамолеты могли подрулить к нему, достаточно близко, чтобы кран мог добраться до него. [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]
В 1936–1937 годах на крыше носовой башни главного калибра была установлена спаренная артустановка для 25-мм зенитной пушки М/32. К 1943 году «Оспреи» были изношены, и Швеция не могла себе позволить проектировать и производить более современные замены. Кроме того, характеристики самолетов значительно улучшились с тех пор, как в начале 1930-х годов были разработаны «Оспреи», и самолеты наземного базирования теперь могли легко покрывать все Балтийское море . [ 13 ] Поэтому в 1943–1944 годах «Готланд» был переоборудован в зенитный крейсер . Это включало демонтаж катапульты, подъемно-транспортного оборудования и крана; Палуба самолета была выдвинута вперед, чтобы прикрыть территорию, где находилась катапульта. четыре спаренные артустановки для 56-мм зенитных орудий M/36 калибра 40 мм (1,6 дюйма) На бывшей палубе самолета были установлены . Две передние установки располагались по бортам, а две кормовые — по центральной линии . [ 6 ] Орудие стреляло снарядами массой 0,89 кг (2,0 фунта) с начальной скоростью 881 м/с (2890 футов/с); максимальная дальность составляла 9830 м (10750 ярдов), хотя эффективная дальность была значительно меньше. [ 14 ] пара спаренных артустановок для 70-мм зенитных орудий М40 калибра 20 мм (1 дюйм) , также расположенных на каждом борту. Между 40-мм орудиями и кормовой 152-мм орудийной башней располагалась [ 6 ] Эти изменения сократили ее состав до 543 человек. [ 15 ]
В 1953–1954 годах «Готланд» был модифицирован в корабль истребительного направления и стал мобильным центром управления истребителями. С этой целью на нем был установлен британский Тип 293 радар раннего предупреждения . Ее зенитный комплекс был модернизирован: все ее 75-мм, 25-мм и 20-мм орудия были сняты, за исключением спаренной установки М32 на носовой башне, и она получила М48 калибра 70 мм. в свое вооружение пять одиночных 40-мм орудий место. Имеющиеся 40-мм пушки М36 также были заменены на модели М48. несколько британских Тип 262 артиллерийских радаров Для управления легкими зенитными орудиями было добавлено . Для компенсации дополнительного веса сняли казематные 152-мм орудия и 4-метровые дальномеры. Корабль также получил британскую систему ASDIC Type 144 . [ 13 ] [ 16 ] Эти изменения сократили численность ее экипажа до 401 офицера и рядового состава. [ 15 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Готланд 7 июня 1930 года был заказан компанией Götaverken корабля , которая передала по субподряду корпус и двигательную установку компании Lindholmens . [ 17 ] Корабль был заложен последней компании на верфи в Гетеборге позже в том же году, спущен на воду 14 сентября 1933 года и вступил в строй 5 декабря 1934 года. [ 18 ] Затем он стал флагманом разведывательной эскадры Берегового флота . «Готланд» начал служить в качестве учебного корабля кадетов в холодные месяцы, начиная с 1935 года, хотя продолжал служить в составе Прибрежного флота до конца года. [ 13 ] Корабль совершил свой первый зарубежный рейс с 8 декабря 1935 года по 15 марта 1936 года, посетив Германию, Испанию, Португалию, Великобританию и Нидерланды. Последующие рейсы, иногда длившиеся с ноября по апрель, посещали порты Французской Западной Африки , Южной Америки, Карибского бассейна и Норвегии. Последнее зарубежное путешествие крейсера перед началом Великой Отечественной войны в сентябре 1939 года было коротким в июне-июле того же года, в ходе которого корабль совершил заходы в порты Франции, Великобритании и Норвегии. [ 19 ]
Готланд продолжал служить в составе Прибрежного флота, осуществляя патрулирование нейтралитета во время войны, а также продолжал обучать курсантов. [ 6 ] [ 15 ] Когда немцы вторглись в Норвегию и Данию ( операция Weserübung ) 9 апреля 1940 года, корабль проходил капитальный ремонт на военно-морской верфи в Стокгольме . [ 20 ] В мае 1941 года один из Готланда кораблей «Оспрей » заметил немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» во время учений по стрельбе, когда они прорвались из Каттегата между Данией и Норвегией. Об этом сообщили в штаб-квартиру Королевского военно-морского флота Швеции . Отчет был передан британскому военно-морскому атташе в Стокгольме, который направил его в британское Адмиралтейство , что спровоцировало битву в Датском проливе и преследование линкора . [ 21 ] С конца 1943 по апрель 1944 года «Готланд» переоборудовали в зенитный крейсер. [ 22 ]

После войны корабль служил флагманом кафедры военно-морского училища и возобновил кадетские круизы в холодные месяцы. Помимо довоенных направлений, она также посетила различные порты Средиземноморья, Британской Кении , Южной Африки и Северной Америки. В сопровождении эсминцев «Моде» и «Мунин » Готланд совершил поездка во Францию и Великобританию с 29 апреля по 11 июня 1947 года, где они посетили Гавр , залив Лайм , Торки , Глазго и Обан . Корабль также доставлял курсантов на ежегодное собрание военно-морских кадетов Северных стран, где они тренировались на тральщиках в 1949–1952 годах. В том прошлом году «Готланд» сопровождал эсминец «Стокгольм» . С 24 мая по 12 июня 1953 года крейсер и эсминцы «Норчёпинг» и «Карлскруна» сопровождали группу тральщиков в Тонсберг, Норвегия , и Антверпен, Бельгия . [ 19 ]
После преобразования « Готланда » в корабль управления истребителями в 1953–1954 годах корабль совершил только один зарубежный круиз, заходя в порты Испании, Западной Африки , португальской Анголы , Франции и Великобритании с 13 декабря 1955 года по 14 марта 1956 года. [ 19 ] Позже в том же году она была переведена в резерв. [ 23 ] и исключен из списка ВМФ 1 июля 1960 года. Gotland был продан на слом 1 апреля 1962 года и в следующем году разобран в Истаде , Швеция. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Военно-морской историк Майкл Дж. Уитли утверждает, что толщина брони Готланда . была примерно вдвое меньше, чем указано в других источниках: максимум 25 миллиметров и минимум 13 миллиметров (0,51 дюйма) [ 1 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уитли, с. 223
- ^ Перейти обратно: а б Вестерлунд 1977, с. 96
- ^ Лейман и Маклафлин, стр. 40–41.
- ^ Уитли, стр. 223–224.
- ^ Андерсон, с. 97
- ^ Перейти обратно: а б с д Фишер и Гард, с. 204
- ^ Перейти обратно: а б Вестерлунд 1980, с. 371
- ^ Фишер и Гард, стр. 193–194.
- ^ Кэмпбелл, с. 392
- ^ Перейти обратно: а б с Фишер и Гард, с. 194
- ^ Перейти обратно: а б Лейман и Маклафлин, с. 41
- ^ Престон, с. 108
- ^ Перейти обратно: а б с Уитли, с. 224
- ^ Кэмпбелл, с. 67
- ^ Перейти обратно: а б с Лейман и Маклафлин, с. 42
- ^ Престон, с. 110
- ^ Фишер и Гард, с. 193
- ^ Престон, с. 109
- ^ Перейти обратно: а б с «Длинные путешествия и международные визиты шведских военных кораблей в период с 1784 по 2005 год» [Длинные путешествия и международные визиты шведских военных кораблей в период с 1837 по 2005 год]. www.alvsnabben.se (на шведском языке). Река быстрая . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Лагвалл, стр. 189–201.
- ^ Боргенстам, Инсуландер и Охлунд, стр. 93.
- ^ Лейман и Маклафлин, с. 43
- ^ фон Хофстен и Варнберг, стр. 121.
- ^ Фишер и Гард, с. 205
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, РМ (1977). «Re: Готланд ». Военный корабль Интернешнл . XIV (2): 97. ISSN 0043-0374 .
- Боргенштам, Курт; Инсуландер, Пер и Охлунд, Бертиль (1993), Крейсеры: с крейсерами ВМС Швеции до 75 лет [ Крейсеры: с крейсерами ВМС Швеции до 75 лет ], CB Marinlitteratur, ISBN 91-970700-68
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Фишер, Эдвард С. младший и Гард, Бертил (1976). «Три лица Готланда ». Военный корабль Интернешнл . XIII (3): 193–208. ISSN 0043-0374 .
- Лагвалль, Бертиль (1991), Flottans Neutralitetsvakt 1939–1945 Хроника стражи нейтралитета флота 1939–1945 ], Карлскрона: Marinlitteraturföreningen no. [ 91-85944-04-1
- Лэйман, Р.Д. и Маклафлин, Стивен (1991). Гибридный военный корабль: объединение больших орудий и самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-374-5 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-754-6 .
- фон Хофстен, Густав и Варнберг, январь (2003), Военные корабли: шведские корабли с механическими двигателями под треххвостым флагом Карлскрона , : Svenskt Militärhistoriskt Bibliotek, ISBN 91-974015-4-4
- Вестерлунд, Карл-Эрик (1977). «Re: HMS Gotland ». Военный корабль Интернешнл . XIV (2): 96–97. ISSN 0043-0374 .
- Вестерлунд, Карл-Эрик (1980). "Швеция". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 368–377. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "Из северных вод" 1936 г. Летная статья о действиях самолетов Готланда.