Геза Вермес
Геза Вермес | |
---|---|
Геза Вермес | |
![]() Геза Вермес в 2007 году | |
Рожденный | |
Умер | 8 мая 2013 г. | (88 лет)
Национальность | Британский |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Академическая работа | |
Дисциплина | |
Субдисциплина | |
Учреждения | |
Известные работы | Полное собрание свитков Мертвого моря на английском языке (1962) Иисус еврей (1973) Иисус и мир иудаизма (1983) Религия Иисуса-еврея (1993) |
Геза Вермес , ФБА ( Венгерский: [ˈvɛrmɛʃ ˈɡeːzɒ] ; 22 июня 1924 — 8 мая 2013) — британский академик , библеист и иудаист еврейско -венгерского происхождения, который в юности также служил римско-католическим священником , а также учёный, специализировавшийся в области истории религии , в частности Древний иудаизм и раннее христианство . Он наиболее известен своим полным переводом Свитков Мертвого моря на английский язык; [ 1 ] его исследования были сосредоточены на свитках Мертвого моря и других древнееврейских писаниях на арамейском языке, таких как Таргумим , а также на жизни и религии Иисуса . Вермес был одним из самых важных голосов в современных исследованиях Иисуса . [ 2 ] и его называют величайшим ученым Иисуса своего времени. [ 3 ] Письменная работа Вермеса об Иисусе сосредоточена главным образом на еврействе исторического Иисуса . [ 4 ] как это видно в более широком контексте повествовательного охвата еврейской истории и богословия , ставя под сомнение и бросая вызов основам христианского учения об Иисусе . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Вермес родился в Мако , Королевство Венгрия , в 1924 году в семье венгерского еврейского происхождения : [ 6 ] [ 7 ] Терезия Рис, школьная учительница, и Эрне Вермес, либеральный журналист. [ 8 ] [ 9 ] Семья Вермес имела еврейское происхождение, но к середине 19 века отказалась от религиозной практики. [ 8 ] [ 10 ] Все трое были крещены католиками, когда ему было шесть лет; [ 6 ] ссылаясь на обращение своих родителей, он определил это как способ спастись от растущей волны антисемитизма в Европе. [ 6 ] [ 7 ] [ 10 ] (см. также Межвоенный период ). В интервью Рэйчел Кон из Австралийской радиовещательной корпорации в 1999 году он заявил: «На самом деле я никогда не был никем иным, как евреем во временном внешнем облачении. Я понял, что должен признать свою подлинную личность». [ 7 ] Тем не менее, его мать и отец были убиты во время Холокоста в 1944 году. [ 6 ] [ 7 ]
Вермес посещал католическую семинарию. [ 6 ] [ 7 ] Когда в 1942 году он имел право поступить в колледж, евреев не принимали в венгерские университеты. [ 7 ] После Второй мировой войны он стал католическим священником, но не был принят в орден иезуитов или доминиканцев из-за своего еврейского происхождения. [ 10 ] [ 11 ] Вермес был принят в Орден Отцов Собора Парижской Богоматери . [ 8 ] франко-бельгийский орден, молившийся за евреев. [ 7 ] Позже он переехал в Париж , где учился у французского еврейского учёного Жоржа Вайды , выпускника раввинской семинарии в Будапеште . [ 7 ]
Затем он учился в колледже Святого Альберта и Католическом университете Левена в Бельгии , где специализировался на истории Востока, цивилизациях и языках . В 1953 году Вермес получил степень доктора богословия , написав первую диссертацию о свитках Мертвого моря и их исторической основе. [ 8 ] В 1962 году он завершил первый перевод Свитков Мертвого моря, позднее переработанный и значительно дополненный. [ 7 ] [ 10 ] Также в Париже Вермес подружился и работал с Полем Деманном , учёным, как и он, венгерского еврейского происхождения. [ 7 ] Вместе с третьим соавтором, Рене Блох , они упорно боролись против антисемитского содержания в католическом образовании и ритуалах того времени. [ 7 ] Второй Ватиканский собор позже принял многие богословские аргументы троицы. [ 7 ]
После нескольких лет исследования свитков Мертвого моря в Париже, [ 8 ] Вермес встречался с Памелой Хобсон Керл. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] поэт и учёный, ученик неохасидского еврейского философа Мартина Бубера , [ 7 ] [ 10 ] и они влюбились друг в друга. Она была замужем и матерью двоих детей, но ее брак подходил к концу. [ 7 ] [ 10 ] В 1958 году, после ее развода и после того, как Вермес оставил священство, они поженились, оставаясь вместе и часто сотрудничая на работе, до ее смерти в 1993 году. [ 7 ] [ 10 ] Он также отказался от христианства и принял свою еврейскую идентичность . [ 7 ] [ 10 ] хотя и не религиозные обряды. [ 10 ] Он занял преподавательскую должность в Университете Ньюкасл-апон-Тайн . [ 8 ]
В 1965 году, после нескольких лет преподавания библейского иврита в Университете Ньюкасл-апон-Тайн на севере Англии , [ 7 ] он поступил на факультет востоковедения Оксфордского университета стал первым оксфордским профессором иудаики ; и до выхода на пенсию в 1991 году [ 6 ] [ 7 ] впоследствии он руководил Оксфордским форумом кумранских исследований в Оксфордском центре иврита и еврейских исследований . [ 6 ] В 1970 году он вновь принял иудаизм как либеральный еврей . [ 6 ] и стал членом Либеральной еврейской синагоги Лондона . [ 6 ] [ 13 ] После смерти первой жены в 1993 году он женился на Маргарет Унарска в 1996 году и усыновил ее сына Яна. Вермес умер 8 мая 2013 года в возрасте 88 лет. [ 6 ] [ 7 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]Вермес был одним из первых ученых, исследовавших свитки Мертвого моря после их открытия в 1947 году, и является автором стандартного перевода на английский язык «Свитков Мертвого моря: Свитки Мертвого моря на английском языке» (1962). [ 14 ] Он является одним из ведущих ученых в области изучения исторического Иисуса (см. «Избранные публикации» ниже), и вместе с Фергюсом Милларом и Мартином Гудманом Вермес был ответственным за существенный пересмотр Эмиля Шурера трехтомного труда «История». еврейского народа в эпоху Иисуса Христа , [ 15 ] Его «Введение в полное собрание свитков Мертвого моря», переработанное издание (2000 г.), представляет собой исследование коллекции в Кумране . [ 16 ]
До своей смерти он был почетным профессором иудаики и почетным членом Вольфсон-колледжа в Оксфорде , но продолжал преподавать в Восточном институте в Оксфорде . Он редактировал журнал еврейских исследований. [ 17 ] с 1971 года до своей смерти, а с 1991 года он был директором Оксфордского форума по исследованиям Кумрана в Оксфордском центре иврита и еврейских исследований . [ 18 ] Он вдохновил на создание Британской ассоциации еврейских исследований (BAJS) в 1975 году и Европейской ассоциации еврейских исследований (EAJS) в 1981 году и был президентом-основателем обеих.
Вермес был членом Британской академии ; член Европейской академии искусств, наук и гуманитарных наук; обладатель Оксфордской степени D. Litt. (1988 г.) и почетных докторских степеней Эдинбургского университета (1989 г.), Даремского университета (1990 г.), Шеффилдского университета (1994 г.) и Центрально-Европейского университета Будапешта (2008 г.). Он был награжден Мемориальной медалью Вильгельма Бачера Венгерской академии наук (1996 г.), Мемориальной медалью города Мако, места его рождения (2008 г.) и ключами от городов Монро, Лос-Анджелес и Натчез, М.С. (2009). Он получил поздравление от Палаты представителей США, предложенное представителем Луизианы 17 сентября 2009 года.
В ходе лекционного тура по Соединенным Штатам в сентябре 2009 года Вермес выступал в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина, в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, Мэриленд, и в Университете Луизианы в Монро. и в Батон-Руж.
23 января 2012 года издательство Penguin Books отпраздновало в Вольфсон-колледже в Оксфорде золотой юбилей книги Вермеса «Свитки Мертвого моря» на английском языке , тираж которой оценивается в полмиллиона экземпляров по всему миру. вышло издание «Пятидесятилетие» В серии Penguin Classics .
Исторический Иисус
[ редактировать ]
Вермес был выдающимся ученым в современной области исторических исследований Иисуса. [ 19 ] Современный подход, известный как « третий поиск », подчеркивает еврейскую идентичность и контекст Иисуса . [ 19 ] Он изображает Иисуса как основателя движения обновления в иудаизме. [ 19 ]
Вермес описал Иисуса как еврейского святого человека I века, что было обычным явлением в академических кругах, но было новым для публики, когда Вермес начал публиковаться. [ 8 ] В отличие от некоторых других ученых (таких как Э. П. Сандерс ), [ 20 ] Вермес заключает, что Иисус не обращался к неевреям. Например, он приписывает положительные упоминания самаритян в Евангелиях не самому Иисусу, а раннехристианскому редактированию. Он предполагает, что при правильном понимании исторический Иисус — это фигура, которую евреи должны найти знакомой и привлекательной. [ 19 ] Однако этот исторический Иисус настолько отличается от Христа веры, что христиане, говорит Вермес, вполне могут захотеть переосмыслить основы своей веры. [ 19 ]
Важные работы по этой теме включают «Иисус-еврей» (1973), в котором Иисус описывается как полностью еврейский харизматик из Галилеи, «Евангелие от Иисуса-еврея» (1981), в котором исследуются еврейские параллели с учением Иисуса. [ 16 ] и «Христианское начало» (2012), в котором прослеживается эволюция фигуры Иисуса от еврейского харизматика в синоптических Евангелиях до равенства с Богом на Никейском соборе (325 г. н. э.). Он также изложил эту тему в скандальном телевизионном мини-сериале «Иисус: Доказательства» (Канал 4, 1984).
Вермес считал, что возможно «получить подлинное Евангелие Иисуса, его послание из первых рук его первоначальным последователям». [ 21 ]
Исторический Иисус может быть восстановлен только в контексте галилейского иудаизма первого века. Поэтому евангельский образ должен быть вписан в историческую картину Палестины первого века нашей эры с помощью произведений Иосифа Флавия , свитков Мертвого моря и ранней раввинской литературы . На этом фоне какой образ Иисуса вырисовывается в Евангелиях? Это был сельский святой человек, первоначально последовавший за движением покаяния, начатым другим святым человеком, Иоанном Крестителем . В деревнях и деревнях Нижней Галилеи и на берегу озера Иисус намеревался проповедовать о пришествии Царства Божьего еще при жизни его поколения и обрисовал религиозные обязанности, которые должны были выполнять его простые слушатели, чтобы подготовиться к великому событию. [ 22 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Священное Писание и традиция в иудаизме : исследования Агады (Studia post-biblica) , Брилл, Лейден, 1961 г. ISBN 90-04-03626-1
- Иисус-еврей историком : чтение Евангелий , Миннеаполис, Fortress Press, 1973 г. ISBN 0-8006-1443-7
- Постбиблейские еврейские исследования , Брилл, Лейден, 1975 г. ISBN 90-04-04160-5
- Свитки Мертвого моря: Кумран в перспективе , Миннеаполис, Fortress Press, 1977 г. ISBN 0-8006-1435-6
- Иисус и мир иудаизма , Миннеаполис, Fortress Press, 1983 г. ISBN 0-8006-1784-3
- Ессеи г. согласно классическим источникам (с Мартином Гудманом ), Sheffield Academic Press, 1989 ISBN 1-85075-139-0
- Религия Иисуса-еврея , Миннеаполис, Fortress Press, 1993 г. ISBN 0-8006-2797-0
- Полное собрание свитков Мертвого моря на английском языке , Penguin, 1997 г. ISBN 978-0-14-044952-5 (изд. 2004 г.) (изд. Пятидесятилетия, 2011 г.) ISBN 978-0-141-19731-9 )
- Меняющиеся лица Иисуса , Лондон, Penguin, 2001 г. ISBN 0-14-026524-4
- Иисус в его еврейском контексте , Миннеаполис, Fortress Press, 2003 г. ISBN 0-8006-3623-6
- Подлинное Евангелие Иисуса , Лондон, Penguin, 2004 г. ISBN 0-14-100360-X
- Страсть г. , Лондон, Пингвин, 2005 ISBN 0-14-102132-2 .
- Кто есть кто в эпоху Иисуса , Лондон, Penguin, 2005 г. ISBN 0-14-051565-8
- Рождество: история и легенда , Лондон, Пингвин, 2006 г. ISBN 0-14-102446-1
- Воскресение: история и миф , Doubleday Books, 2008 г. ISBN 0-385-52242-8 .
- В поисках настоящего Иисуса , Лондон, SCM Press, 2010 г. ISBN 978-0-334-04358-4
- История свитков: чудесное открытие и истинное значение свитков Мертвого моря , Лондон, Penguin, 2010 г. ISBN 978-0-14-104615-0
- Иисус: Рождество – Страсти – Воскресение , Лондон, Пингвин, 2010 г. ISBN 978-0-14-104622-8
- Иисус в еврейском мире , Лондон, SCM Press, 2010 г. ISBN 978-0-334-04379-9
- Христианское начало. От Назарета до Никеи, 30–325 гг. н.э. , Лондон, Аллен Лейн, 2012 г. ISBN 978-1-846-14150-8
- «Истинный Ирод» , Лондон, Блумсбери, 2014 г. ISBN 978-0-567-57544-9
Более подробную информацию см. в его автобиографии, Providential Accidents , Лондон, SCM Press, 1998. ISBN 0-334-02722-5 ; Роуман и Литтлфилд, Лэнхэм, Мэриленд, 1998 г. ISBN 0-8476-9340-6 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шеперд, Мелинда К. (18 июня 2020 г.). «Геза Вермес» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 24 июля 2020 г.
Геза Вермес , британский религиовед венгерского происхождения (родился 22 июня 1924 года, Мако, Венгрия — умер 8 мая 2013 года, Оксфорд, Оксфордшир, Англия), был ведущим интерпретатором «исторического Иисуса» как еврейского святого человека. и свитки Мертвого моря; Том Вермеса «Свитки Мертвого моря» на английском языке (1962 г.) обычно считался одним из лучших переводов этих древних рукописей.
- ^ Герд Тайссен , Аннетт Мерц (1998), Исторический Иисус: подробное руководство , Fortress Press (перевод с немецкого издания 1996 года). Глава 1: Поиски исторического Иисуса , стр. 1–16.
- ^ Крейс, Джон (18 марта 2008 г.). «Геза Вермес: Возникающие вопросы» . Хранитель . Лондон . Проверено 3 апреля 2020 г. . ; Обзор Дж. Ричарда Уиткрофта на «Подлинное Евангелие от Иисуса» , архивировано 8 января 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Хомолка, Уолтер (2016). «Геза Вермес: завершение классической эры еврейских исследований Иисуса?» . Еврейские исследования Иисуса и их вызов сегодняшней христологии . Серия «Еврейские и христианские перспективы». Том. 30. Лейден : Издательство Brill . стр. 64–65. ISBN 978-90-04-33173-0 . LCCN 2016034430 .
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (24 марта 2008 г.). «Нет доказательств? Воскрешение Гезы Вермеса» . Америка . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барр, Роберт (12 мая 2013 г.). «Геза Вермес, известный исследователь Иисуса, умирает в возрасте 88 лет» . Таймс Израиля . Иерусалим . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Иври, Бенджамин (15 мая 2013 г.). «Геза Вермес, венгерский ученый-библеист, вернувшийся к еврейским корням, умер в возрасте 88 лет» . Форвард . Нью-Йорк . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ярдли, Уильям (16 мая 2013 г.). «Геза Вермес, исследователь свитков Мертвого моря, умер в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Кто есть кто в библейских исследованиях и археологии - Google Книги
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Грин, Дэвид Б. (22 июня 2016 г.). «1924: Родился священник, который заметил, что Иисус был евреем» . Гаарец . Тель-Авив . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Шанкс, Гершель , изд. (июнь 1999 г.). «Геза-еврей» . Библейский обзор . 15 (3). Общество библейской археологии . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Александр, Филипп (14 мая 2013 г.). «Некролог Гезы Вермеса: эксперт по свиткам Мертвого моря, историческому Иисусу и истокам христианства» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Геза Вермес, Провиденциальные происшествия: автобиография , Rowman & Littlefield, 1998, ISBN 0-8476-9340-6 , с. 170.
- ^ переиздано в Лондоне издательством Penguin Classics под названием The Complete Dead Sea Scrolls на английском языке , 2004 г., ISBN 0-14-044952-3 .
- ^ Эдинбург, Т. и Т. Кларк, 1973, ISBN 0-567-02242-0 , 1979 г., ISBN 0-567-02243-9 , 1986–87. ISBN 0-567-02244-7 , 0-567-09373-5 .
- ^ Jump up to: а б « Иисус Христос ». Британская энциклопедия 2010. Британская энциклопедия Интернет. 8 ноября 2010 г.
- ^ JJS . Интернет- журнал иудаики
- ^ Оксфордский центр иврита и еврейских исследований .
- ^ Jump up to: а б с д и Вермес, Геза. Подлинное Евангелие Иисуса . Лондон, издательство Penguin Books. 2004. Эпилог. стр. 398–417.
- ^ Сандерс, Е.П. Историческая фигура Иисуса . Пингвин, 1993 год.
- ^ Вермес, Геза, «Великое отвлечение кода да Винчи », в The Times , 6 мая 2006 г. Статья воспроизведена в Vermes, В поисках настоящего Иисуса: Иисус, Свитки Мертвого моря и другие религиозные темы , SCM Press, 2009, ISBN 978-0334043584 .
- ^ Вермес, Геза (2010). Настоящий Иисус: тогда и сейчас . Аугсбургская крепость, Издательство. стр. 54–55. ISBN 978-1-4514-0882-9 .
Исторический Иисус может быть восстановлен только в контексте галилейского иудаизма первого века. Поэтому евангельский образ должен быть вписан в историческую картину Палестины первого века нашей эры с помощью произведений Иосифа Флавия, свитков Мертвого моря и ранней раввинской литературы. На этом фоне какой образ Иисуса вырисовывается в Евангелиях? Это образ сельского святого человека, первоначально последователя движения покаяния, начатого другим святым человеком, Иоанном Крестителем. В деревнях и деревнях Нижней Галилеи и на берегу озера Иисус намеревался проповедовать о пришествии Царства Божьего еще при жизни его поколения и обрисовал религиозные обязанности, которые должны были выполнять его простые слушатели, чтобы подготовиться к великому событию. [...] Достоверность сообщения Иосифа Флавия об Иисусе была отвергнута многими в девятнадцатом и начале двадцатого веков, но большинство более поздних критиков сочли его частично подлинным, а частично фальсифицированным. Портрет Иосифа Флавия в виде Иисуса, нарисованный посторонним свидетелем, находится на полпути между полностью симпатичной картиной раннего христианства и совершенно антипатичным образом мага в талмудической и постталмудической еврейской литературе.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Гезой Вермесом , в Wikiquote
- Появление на дисках Desert Island 4 июня 2000 г.
- 1924 рождения
- смертей в 2013 г.
- Британские богословы ХХ века
- Еврейские учёные-библеисты XX века
- Еврейские богословы ХХ века
- Переводчики 20-го века
- Британские богословы XXI века
- Еврейские учёные-библеисты XXI века
- Еврейские богословы XXI века
- Переводчики 21 века
- Академики Даремского университета
- Академики Университета Ньюкасла
- Ученые Оксфордского центра иврита и еврейских исследований
- Академики Эдинбургского университета
- Переводчики с арамейско-английского языка
- Библейская критика
- Британские гебраисты
- Британские историки религии
- Британские еврейские богословы
- Еврейские британские писатели
- Британские востоковеды
- Британские евреи-реформисты
- Выпускники Католического университета Левена (1834–1968)
- Переходит в иудаизм из католицизма
- Переходит в реформистский иудаизм
- Свитки Мертвого моря
- Английские бывшие христиане
- Англичане венгерско-еврейского происхождения
- Члены Британской академии
- Члены Колледжа Вольфсона, Оксфорд
- Переводчики с иврита на английский
- Историки христианства
- Историки евреев и иудаизма
- Венгерские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Венгерские эмигранты в Бельгии
- Венгерские эмигранты во Франции
- Венгерские бывшие христиане
- Венгерские гебраисты
- Венгерские евреи
- Венгерские востоковеды
- Еврейские учёные-библеисты
- Еврейские писатели-публицисты
- Еврейские востоковеды
- Еврейские переводчики
- Иудаистские ученые
- Люди из Мако