Бунт для него
Бунт для него | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Карта Ирака и Аль-Ахваза во время восстания Занджа. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
для него Бунтарь
Союзные арабы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Абу Ахмад аль-Муваффак Абу аль-Аббас ибн аль-Муваффак Муса ибн Буга Абу аль-Садж Масрур аль-Балхи Ахмад ибн Лейсавайх Ибрагим ибн Мухаммад |
Али ибн Мухаммад Яхья ибн Мухаммад аль-Бахрани Али ибн Абан аль-Мухаллаби Сулейман ибн Джами' Сулейман ибн Муса аль-Шарани Анкалай ибн Али ибн Мухаммад |
Занджское восстание ( араб . ثورة الزنج Thawrat al-Zanj/Zinj ) — крупное восстание против Аббасидского халифата , которое длилось с 869 по 883 год. Началось недалеко от города Басра на территории современного южного Ирака и возглавилось неким Али ибн. Мухаммеда, в восстании участвовали как порабощенные, так и освобожденные восточноафриканцы собирательно называемые « занджами ( в данном случае »), вывезенные в рамках работорговли в Индийском океане и отправленные в рабство в халифат Аббасидов на Ближнем Востоке , главным образом для осушения солончаков региона. [ 3 ] В нем приняли участие рабы и свободные люди, в том числе восточноафриканцы и арабы, из нескольких регионов Халифата, и он унес десятки тысяч жизней, прежде чем был полностью разгромлен. [ 4 ]
Некоторые мусульманские историки , такие как ат-Табари и аль-Масуди , считают восстание Занджа одним из «самых жестоких и жестоких восстаний» из многих беспорядков, которые преследовали центральное правительство Аббасидов. [ 4 ] Современные ученые охарактеризовали этот конфликт как «одно из самых кровавых и разрушительных восстаний, зафиксированных в истории Западной Азии ». [ 5 ] и в то же время хвалит ее освещение как одну из «наиболее полно и широко описанных кампаний во всей ранней исламской исторической литературе». [ 6 ] Точный состав повстанцев остается предметом споров, как относительно их личности, так и относительно соотношения рабов и свободных среди них - доступные исторические источники открыты для различных интерпретаций.
Фон
[ редактировать ]
Из-за отсутствия доказательств активной работорговли на побережье суахили в этот период считается, что термин зандж , обычно используемый арабами для обозначения народов банту на побережье суахили, в данном случае относится к восточноафриканцам в целом. [ 7 ] : 613 Рабы были импортированы через работорговлю в Индийском океане для сельскохозяйственных работ в рамках плантационной экономики Савада или захвачены в основном (южный Ирак). Спрос на подневольный труд в этот период подогревался зажиточными жителями портового города Басра, приобретшими обширные болотистые местности в окружающем регионе. Эти земли были заброшены в результате миграции крестьян и неоднократных наводнений с течением времени, но их можно было вернуть обратно в обрабатываемый статус посредством интенсивного труда. [ 8 ]
Местные магнаты смогли получить право собственности на эту землю при условии, что они сделают ее пахотной. В результате они приобрели большое количество занджей и других рабов, которых поместили в трудовые лагеря и которым было поручено расчищать азотистый верхний слой почвы в рамках процесса рекультивации. Других занджей использовали для работы на солончаках Савада, особенно в окрестностях Басры. [ 8 ]
Условия труда и жизни занджей считались крайне тяжелыми. Черная работа, которой они занимались, была трудной, и хозяева, судя по всему, плохо обращались с рабами. [ 9 ] Известно, что две предыдущие попытки восстания против этих обстоятельств произошли в 689–90 и 694 годах. Оба этих восстания быстро провалились, и с тех пор об их истории до 869 года мало что известно. [ 10 ]
Начиная с 861 года Аббасидский халифат был ослаблен периодом серьезных беспорядков, известных как Анархия в Самарре , во время которого центральное правительство в Аббасидской Самарре было парализовано борьбой между халифами и военным истеблишментом за контроль над государством, включая многочисленные мятежи неоплачиваемых солдат, вызванные неплатежеспособностью правительства. В течение этого периода шесть халифов быстро сменяли друг друга в серии борьбы за власть, пока, наконец, не закончились тем, что аль-Мутамид получил халифат при поддержке турецких войск. На протяжении 860-х годов различные фракции в столице были отвлечены этим конфликтом, который привел к гибели нескольких халифов, армейских командиров и бюрократов; начало многочисленных беспорядков среди войск; разрушительная гражданская война 865–866 гг.; великое восстание хариджитов в 866 г .; и фактическое банкротство правительства. [ 11 ]
Анархия в Самарре привела к тому, что ряд провинций попал в руки повстанцев, а губернаторы провинций получили свободу действовать независимо на закрепленных за ними территориях. Фактическая потеря провинций, в свою очередь, привела к уменьшению налоговых поступлений, получаемых центральным правительством, что еще больше усугубило кризис в столице и подорвало способность правительства эффективно реагировать на вызовы, направленные против его власти. Эта продолжающаяся нестабильность во многом способствовала первоначальному успеху восстания Занджа, поскольку правительство оказалось неспособным выделить достаточные войска и ресурсы для подавления повстанцев. [ 11 ]
Али ибн Мухаммад
[ редактировать ]
Лидером восстания был Али ибн Мухаммад, человек неопределенного происхождения. Мало что известно о его семье и молодости из-за нехватки информации и противоречивых сведений. По одной из версий, его дед по отцовской линии происходил из рода Абд аль-Кайсов , а мать была членом Бану Асад ибн Хузайма . Некоторые более поздние комментаторы предполагали, что он имел персидское, а не арабское происхождение, но другие историки считают это маловероятным. Сам Али утверждал, что произошел от Али , зятя пророка Мухаммеда и четвертого халифа Рашидуна , но это было в значительной степени отвергнуто мусульманскими историками той эпохи как ложное. [ 12 ]
Независимо от своего происхождения, Али, судя по всему, провел по крайней мере часть своей юности, живя в районе Райя , и в неустановленную дату он переехал в столицу Аббасидов Самарру, где смешался с некоторыми из влиятельных рабов халифа аль-Али. -Мунтасир ( годы правления 861–862). В 863 году он пробрался из Самарры в Бахрейн ( Восточная Аравия ), где выдал себя за шиита и начал поднимать народ на восстание против халифата. Поддержка его дела быстро росла. Большое количество бахрани подчинилось его власти, и хараджи от его имени собирались (земельные налоги). Несмотря на это, его восстание в конечном итоге провалилось из-за сопротивления местных жителей, после чего Али покинул регион и переехал в город Басра в Саваде в 868 году. [ 13 ]
В Басре Али стремился воспользоваться беспорядками, вызванными соперничающими группировками города, Билалия и Садия, и попытался заручиться поддержкой одной из фракций. В конце концов он объявил новое восстание, но никто в городе не встал на его сторону, и он был вынужден бежать в Месопотамские болота . Там он был арестован властями провинции и отправлен в Васит . Ему быстро удалось добиться свободы и отправиться в Багдад , где он оставался в течение следующего года. Во время своего пребывания в Багдаде он утверждал, что является зайдитом, поскольку был родственником внука Зайда ибн Али, и привлек дополнительных последователей для своего движения. [ 14 ]
Когда Али услышал новости о новой драке между группировками Басры в 869 году, он вернулся в регион и «начал искать черных рабов, работающих в болотах Басры, и узнавать об их условиях труда и стандартах питания». [ 15 ] Он начал кампанию по освобождению и вербовке Занджа и других рабов, обещая им богатство, достаток и процветание в обмен на их поддержку. К его делу быстро присоединилось незначительное количество людей, и вскоре Али стал известен под титулом Сахиб аз-Зандж , что означает «Вождь Занджа». Однако движение Али привлекло не только Занджа, но и многих других людей из разных социальных групп. В их число входили «полуосвобожденные рабы, клиенты престижных семей, ряд мелких ремесленников и скромных рабочих, некоторые крестьяне и некоторые бедуинские народы, жившие вокруг Басры». [ 16 ]
Набирая последователей для своего восстания, Али принял лозунги эгалитарной доктрины хариджитов , которые «проповедовали, что править должен самый квалифицированный человек, даже если он является абиссинским рабом». [ 16 ] Он написал на своем знамени и монетах хариджитские выражения. [ 17 ] и начал свою пятничную проповедь с лозунга: «Бог велик, Бог велик, нет Бога, кроме Бога, и Бог велик; нет арбитража, кроме как от Бога» ( ля хакама иллаллах, вала хукма илля лиллях ), это был «военный клич хариджитов, когда они покинули ряды Али во время битвы при Сиффине ». [ 16 ] В то же время, однако, Али не отказался полностью от претензий на то, что он Алид , и продолжал утверждать, что он был Зайдитом. [ 18 ]
Бунт
[ редактировать ]
Восстание, начавшееся в сентябре 869 года, было сосредоточено в округах Ирака и Аль-Ахваза (современная провинция Хузестан ) в центральных районах Аббасидского халифата. [ 20 ] В течение следующих четырнадцати лет занджи смогли противостоять превосходящим силам правительства Аббасидов, ведя партизанскую войну против своих противников. Они научились совершать набеги на города, деревни и вражеские лагеря (часто ночью), захватывая оружие, лошадей, еду и пленников, освобождая товарищей-рабов и сжигая остальных дотла, чтобы отсрочить возмездие. [ 21 ] По мере того, как восстание росло, они также строили крепости, создавали флот для пересечения каналов и рек региона, собирали налоги на территориях, находящихся под их контролем, и чеканили собственные монеты. [ 22 ]
На начальных этапах восстание ограничивалось регионом вокруг города Басра и Слепого Тигра . Первые попытки правительства Аббасидов подавить восстание оказались безрезультатными, и несколько городов и деревень были оккупированы или разграблены, в том числе аль-Убулла в 870 году и Сук аль-Ахваз в 871 году. Басра пала в сентябре 871 года после длительной блокады, что привело к город сожжен, а его жители уничтожены. Ответная кампания, предпринятая халифским регентом Абу Ахмадом ибн аль-Мутаваккилем (известным под своим почетным званием аль-Муваффак) против повстанцев в 872 году, закончилась неудачей, и занджи продолжали наступление в течение следующих нескольких лет. [ 23 ]
Сохраняющаяся неспособность армии Аббасидов подавить восстание, отчасти вызванная ее озабоченностью борьбой против наступления Саффарида Якуба ибн аль-Лайса на Аль-Ахваз и Ирак, в конечном итоге побудила Занджа расширить свою деятельность на север. Кампания повстанцев по занятию болот между Басрой и Васитом в 876 году оказалась успешной, и вскоре они пробрались в район Каскар . К 879 году восстание достигло своего апогея. Васит и Рамхурмуз были разграблены, и повстанцы двинулись на северо-запад вдоль Тигра , подойдя к Багдаду в пределах пятидесяти миль . [ 24 ]
Правительство Аббасидов вернуло себе инициативу в войне в конце 879 года, когда аль-Муваффак послал своего сына Абу аль-Аббаса (будущего халифа аль-Мутадида) с крупными силами против повстанцев. Сам Аль-Муваффак присоединился к наступлению в следующем году, и в течение следующих нескольких месяцев правительственным силам удалось очистить от повстанцев районы Ирака и Аль-Ахваза и отбросить их обратно к их «столице» Аль-Мухтаре. к югу от Басры. [ 25 ]
Аль-Мухтара был подвергнут осаде в феврале 881 года, и в течение следующих двух с половиной лет политика аль-Муваффака, предлагающая щедрые условия любому, кто добровольно подчинился, убедила многих повстанцев отказаться от борьбы. Падение аль-Мухтары в августе 883 года в сочетании со смертью или пленением Али ибн Мухаммеда и большинства командиров повстанцев положило конец восстанию, а оставшиеся повстанцы либо сдались правительству, либо были убиты. [ 25 ]
Последствия
[ редактировать ]Число людей, погибших в ходе конфликта, оценить сложно; современные писатели приводят весьма разные цифры, и современные историки считают их грубыми преувеличениями. [ 26 ] Аль-Масуди сообщил о «умеренной» оценке потерь в 500 000 человек – хотя он добавил пояснение, что это «пустое предположение — строгий подсчет [числа убитых] невозможен» – и отдельно отметил, что 300 000 человек были убиты в битве при Басре . [ 27 ] Аль-Сули назвал цифру в 1 500 000 погибших, которая впоследствии была процитирована несколькими источниками, в то время как Ибн ат-Тактаки привел весьма высокую цифру - 2 500 000. [ 28 ] ат-Табари » « История не содержит полных цифр, но автор часто отмечал количество солдат, убитых или раненых в отдельных боях, от сотен до тысяч. [ 29 ]
«Большое количество [людей] пряталось среди домов и в колодцах. Они появлялись только по ночам и охотились на собак, крыс и кошек... [то]гда они ели трупы своих умерших товарищей и наблюдали за ними. друг друга, ожидая, пока кто-нибудь умрет. Более сильные убили своих товарищей и сожрали их..."
Отрывок, описывающий условия в Басре во время войны. [ 30 ]
Восстание серьезно подорвало экономическую деятельность и нанесло огромный ущерб районам, в которых оно происходило. Источники восстания описывают сожженные города и поселки, захват продовольствия и других ресурсов наступающими армиями, оставление земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности. сбои в региональной торговле и разрушение мостов и каналов во имя военной необходимости. [ 31 ] Нехватка предметов первой необходимости, таких как еда и вода, временами становилась серьезной, и, случаи каннибализма . как сообщается, имели место [ 32 ]
И повстанцы, и их противники занимались грабежами, уничтожением припасов, которые могли попасть в руки врага, а также убийствами или казнями пленников. [ 33 ] С другой стороны, долгосрочные последствия восстания определить труднее, и мнения современных историков различаются; некоторые, такие как Бернард Льюис, считают, что восстание не привело к значительным изменениям, в то время как другие, такие как Теодор Нёльдеке, утверждают, что регионы, опустошенные конфликтом, впоследствии так и не восстановились полностью. [ 34 ]
Значительные вооружения и ресурсы, которые правительство Аббасидов должно было бросить против Занджа, означало, что оно было вынуждено отвлечь свое внимание от других фронтов на время конфликта, что привело к фактической потере нескольких провинций. Ахмад ибн Тулун , тулунидский правитель Египта , смог воспользоваться озабоченностью Аббасидов Занджем и создать де-факто независимое государство, которое просуществовало более трех десятилетий, в то время как Саффариды Якуб ибн аль-Лайс и Амр ибн аль-Лайс захватил несколько восточных провинций и не встретил серьезного сопротивления со стороны центрального правительства до тех пор, пока Якуб не попытался двинуться маршем на сам Ирак. в 876 году. Восстание, возможно, также повлияло на способность правительства защищаться от византийцев , которые добились нескольких успехов на анатолийской границе в этот период, и, возможно, даже косвенно способствовало возвышению карматов Бахрейна несколько лет спустя. [ 35 ]
Историография
[ редактировать ]
Гада Хашем Талхами, исследователь восстания Занджа, утверждает, что современные взгляды на восстание искажены из-за ошибочного приравнивания Занджа к восточноафриканцам. Предположение о том, что писатели Аббасидов использовали термин «Зандж» исключительно для обозначения восточноафриканского побережья и что, следовательно, люди, которых они называли Зандж, происходили из определенной части этого региона, не подтверждается современными источниками из-за их молчания о существовании работорговля в Восточной Африке в этот период, а также из-за того, что они время от времени использовали этот термин для обозначения «черных» или «Африки» в целом.
Тальами цитирует различные историки и работы, чтобы доказать, что восстание было скорее религиозным/социальным восстанием, организованным низкоклассными и подавленными гражданами района Басры, в которые входили самые разные люди, включая рабов неопределенного происхождения. Она указывает, что в источниках прямо указывается, что люди, называемые «занджами», были не единственными участниками восстания, к ним присоединились бахрани, бедуины и другие жители региона Басры; более того, они не дают явных указаний на то, что занджи вообще составляли большинство повстанцев. [ 36 ]
Историк М. А. Шабан утверждал, что восстание было не восстанием рабов, а восстанием чернокожих ( зандж ). По его мнению, хотя несколько беглых рабов и присоединились к восстанию, большинство участников составляли арабы и свободные восточноафриканцы, и если бы восстание возглавили рабы, у них не было бы необходимых ресурсов для борьбы с правительством Аббасидов, поскольку пока они это делали. [ 37 ]
Источники информации
[ редактировать ]Большая часть современных знаний о восстании Занджа взята из работы историка ат-Табари « История пророков и царей» . [ 38 ] Он был предметом исследований таких известных востоковедов , как Теодор Нёльдеке ( «Очерки из истории Востока ») и Луи Массиньон ( «Страсти аль-Халладжа »). Александр Попович написал более позднюю монографию на эту тему.
См. также
[ редактировать ]- Аль-Мутамид , халиф Аббасидов (годы правления 870–892) во время Занджского восстания.
- Афро-иракский
- Битва при Басре (871)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004, стр. 178
- ^ Каскел 1960, с. 921.
- ^ Родригес 2007 , с. 585.
- ^ Перейти обратно: а б Ферлонж 1999 , с. 7.
- ^ Нёльдеке 1892 , с. 174.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 153.
- ^ Масао, Фиделис; Муторо, Генри (1988). «Восточноафриканское побережье и Коморские острова». Всеобщая история Африки: Том 3 . Издательство ЮНЕСКО.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйнс 1992 , стр. 29–30, 35; Попович 1999 , стр. 12–25; МакКинни, 2004 г. , стр. 464–65; Льюис 2002 , стр. 112–13; Нёльдеке 1892 , стр. 148–49.
- ^ Попович 1999 , стр. 12–13, 23–25; МакКинни 2004 , с. 465; Льюис 2002 , стр. 112–13; Нёльдеке 1892 , стр. 148–49.
- ^ Попович 1999 , стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , стр. 169 и далее, 177–78; Попович 1999 , стр. 25–29.
- ^ Уэйнс 1992 , с. 30; Попович 1999 , стр. 33–35, 150, 155; Талхами 1977 , с. 453; Льюис 2002 , с. 113; Нёльдеке 1892 , стр. 146–47.
- ^ Уэйнс 1992 , стр. 30–32; Попович 1999 , стр. 35–36; Талхами 1977 , стр. 453–54.
- ^ Уэйнс 1992 , стр. 32–33; Попович 1999 , стр. 38–39; Талхами 1977 , с. 454
- ^ Талхами 1977 , стр. 454.
- ^ Перейти обратно: а б с Талхами 1977 , стр. 455.
- ^ Уэйнс 1992 , с. 36; Уокер 1933 , стр. 651 и далее.
- ^ Уэйнс 1992 , стр. 33, 133–34.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 154.
- ^ Попович 1999 , с. 10.
- ^ Уэйнс 1992 , стр. 36, 55, 59, 109, 110, 111, 121–22, 126, 132, 138, 140, 195, 198; Кеннеди 2004 , с. 178
- ^ Попович 1999 , стр. 81, 130–39; Уокер 1933 , стр. 651 и далее.
- ^ Waines 1992 , стр. 38 и далее, 108 и далее, 120 и далее, 136, 137 и далее, 152 и далее, 156, 158, 164 и далее; Попович 1999 , стр. 45–72; МакКинни, 2004 г. , стр. 464–66; Нёльдеке 1892 , стр. 152–62.
- ^ Waines 1992 , стр. 174 и далее, 181 и далее, 186 и далее, 190 и далее, 200 и далее, 204, 205 и далее; Филдс 1987 , стр. 2 и далее, 6, 7 и далее; Попович 1999 , стр. 72–82; МакКинни 2004 , с. 466; Нёльдеке 1892 , стр. 162–64.
- ^ Перейти обратно: а б Fields 1987 , стр. 12 и далее, 50 и далее, 65 и далее, 72 и далее, 80, 82 и далее, 91 и далее, 98 и далее, 128 и далее; Попович 1999 , стр. 91–122; МакКинни 2004 , с. 468; Нёльдеке 1892 , стр. 164–74.
- ^ Попович 1999 , с. 154.
- ^ Al-Mas'udi 1861–1917 , v. 8: pp. 58, 61.
- ^ МакКинни 2004 , стр. 468–69.
- ^ См., например, Waines 1992 , стр. 51, 55–56, 123, 147; Филдс 1987 , с. 92
- ^ Al-Mas'udi 1861–1917 , v. 8: p. 59.
- ^ Уэйнс 1992 , стр. 110–11, 132, 152, 183, 204; Попович 1999 , стр. 153–54; МакКинни 2004 , с. 465; Нёльдеке 1892 , с. 158
- ^ МакКинни 2004 , с. 475, который отмечает отрывок из ат-Табари, подробно описывающий действия каннибалов во время осады аль-Мухтары, но выражает сомнение в достоверности этого сообщения; Аль-Масуди 1861–1917 , т. 8: с. 59
- ^ Отчет Аль-Табари содержит многочисленные примеры этой деятельности; см., например, Waines 1992 , стр. 39–40, 131–32, 140, 178, 198; Филдс 1987 , стр. 25, 26, 33, 36, 55, 121, 132.
- ^ Попович 1999 , стр. 153–54, 156–57; Льюис 2002 , с. 115; Нёльдеке 1892 , стр. 174–75.
- ^ Попович 1999 , с. 153.
- ^ Талхэм 1977 , с.
- ^ Шабан 1976 , стр. 101–02.
- ^ Попович 1999 , с. 161, описывает отчет ат-Табари как «безусловно лучший источник со всех точек зрения».
Источники
[ редактировать ]- Аль-Бируни, Абу ар-Райхан Мухаммад ибн Ахмад (1879). К. Эдвард Сачау (ред.). Аль-Атар аль-Бакия ан аль-Курун аль-Халия [ Хронология древних народов: английская версия арабского текста Атар-уль-Бакия Аль-Бируни, или «Пережитки прошлого», собранные и Сведено к написанию автором в 390-1 г. хиджры, 1000 г. н.э. ]. Перевод К. Эдварда Сачау. Лондон: WH Allen & Co., с. 330.
- Аль-Дури, Абд аль-Азиз (2007). Дирасат фи аль-Усур аль-Аббасия аль-Мутахира (Исследования времен позднего Аббасида) . Бейрут: Марказ Дирасат аль-Вахда аль-Арабия. ISBN 978-9953-82-104-7 .
- Филдс, Филип М., изд. (1987). История ат-Табари, Том XXXVII: Восстановление Аббасидов. Завершение войны против занджей, 879–893 гг. н.э./266–279 гг. хиджры . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-88706-053-6 .
- Ферлонж, Найджел Д. (1999). «Возвращаясь к Занджу и переосмысливая восстание: сложности Занджского конфликта - 868-883 гг. н.э.» . Бюллетень истории негров . 62 (4): 7–14 . Проверено 4 ноября 2015 г. ( требуется регистрация )
- Хирс, Жак (2003). Работорговцы в исламских странах: первая работорговля, VII-XVI века . Пэрис: Перрен. ISBN 2-262-01850-2 .
- Ибн аль-Асир, Изз ад-Дин (1987). Аль-Камиль фи ат-Тарих, Vol. 6 (на арабском языке). Бейрут: Дар аль-Ильмия.
- Ибн аль-Джаузи, Абу аль-Фарадж Абд ар-Рахман ибн Али (1992). 'Ата, Мухаммад Абд аль-Кадир; Ата, Мустафа Абд аль-Кадир (ред.). Аль-Мунтазам фи Тарих аль-Мулук ва аль-Умам (Классификация по истории королей и народов), Том. 12 . Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя.
- Кеннеди, Хью Н. (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 153 и далее. ISBN 0-415-25093-5 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). компании Pearson Education Ltd. ISBN 0-582-40525-4 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 112 и далее. ISBN 0-19-280310-7 .
- Аль-Масуди, Али ибн аль-Хусейн (1861–1917). Золотые луга . Полет. 9 рейсов. и Транс. Шарль Барбье де Мейнард и Абель Паве де Куртей . Париж: Национальная империя.
- МакКинни, Роберт С. (2004). Случай рифмы против разума: Ибн ар-Руми и его поэтика в контексте . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-13010-1 .
- Нёльдеке, Теодор (1892). Очерки из истории Востока . Пер. Чарльз Джон Сазерленд Блэк. Лондон и Эдинбург: Адам и Чарльз Блэк.
- Попович, Александр (1999). Восстание африканских рабов в Ираке в III-IX веках . Пер. Леон Кинг. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-162-4 .
- Родригес, Юниус П., изд. (2007). «Восстания занджских рабов». Энциклопедия сопротивления и восстания рабов, Том 2 . Издательская группа Гринвуд. п. 585. ИСБН 978-0-313-33273-9 .
- Аль-Самир, Фейсал (1954). Таурат аз-Зандж (Восстание Занджа) . Багдад: Дар аль-Кари.
- Шабан, Массачусетс (1976). Исламская история: новая интерпретация, Том 2: 750–1055 гг. Н. Э. (132–448 гг. Хиджры) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 100 и далее. ISBN 0-521-21198-0 .
- Талхами, Гада Хашем (1977). «Переосмысление Занджского восстания». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3): 443–461. дои : 10.2307/216737 . JSTOR 216737 .
- Уэйнс, Дэвид, изд. (1992). История ат-Табари, том XXXVI: Восстание Занджа, 869–879 гг. Н. Э. / 255–265 гг . Хиджры . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0764-0 .
- Уокер, Джон (июль 1933 г.). «Редкая монета Занджа». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 65 (3): 651–655. дои : 10.1017/S1356186300500066 . JSTOR 25194841 . S2CID 250345335 .