Jump to content

Бунт для него

(Перенаправлено из Занджского восстания )
Бунт для него

Карта Ирака и Аль-Ахваза во время восстания Занджа.
Дата 869–883
Расположение
Результат Аббасидов Победа
Воюющие стороны
Аббасидский халифат

для него Бунтарь

  • Рабы

Союзные арабы

Командиры и лидеры
Абу Ахмад аль-Муваффак
Абу аль-Аббас ибн аль-Муваффак
Муса ибн Буга
Абу аль-Садж
Масрур аль-Балхи
Ахмад ибн Лейсавайх
Ибрагим ибн Мухаммад
Али ибн Мухаммад
Яхья ибн Мухаммад аль-Бахрани
Али ибн Абан аль-Мухаллаби
Сулейман ибн Джами'
Сулейман ибн Муса аль-Шарани
Анкалай ибн Али ибн Мухаммад

Занджское восстание ( араб . ثورة الزنج Thawrat al-Zanj/Zinj ) — крупное восстание против Аббасидского халифата , которое длилось с 869 по 883 год. Началось недалеко от города Басра на территории современного южного Ирака и возглавилось неким Али ибн. Мухаммеда, в восстании участвовали как порабощенные, так и освобожденные восточноафриканцы собирательно называемые « занджами ( в данном случае »), вывезенные в рамках работорговли в Индийском океане и отправленные в рабство в халифат Аббасидов на Ближнем Востоке , главным образом для осушения солончаков региона. [ 3 ] В нем приняли участие рабы и свободные люди, в том числе восточноафриканцы и арабы, из нескольких регионов Халифата, и он унес десятки тысяч жизней, прежде чем был полностью разгромлен. [ 4 ]

Некоторые мусульманские историки , такие как ат-Табари и аль-Масуди , считают восстание Занджа одним из «самых жестоких и жестоких восстаний» из многих беспорядков, которые преследовали центральное правительство Аббасидов. [ 4 ] Современные ученые охарактеризовали этот конфликт как «одно из самых кровавых и разрушительных восстаний, зафиксированных в истории Западной Азии ». [ 5 ] и в то же время хвалит ее освещение как одну из «наиболее полно и широко описанных кампаний во всей ранней исламской исторической литературе». [ 6 ] Точный состав повстанцев остается предметом споров, как относительно их личности, так и относительно соотношения рабов и свободных среди них - доступные исторические источники открыты для различных интерпретаций.

Болота вокруг Басры , южный Ирак.

Из-за отсутствия доказательств активной работорговли на побережье суахили в этот период считается, что термин зандж , обычно используемый арабами для обозначения народов банту на побережье суахили, в данном случае относится к восточноафриканцам в целом. [ 7 ] : 613  Рабы были импортированы через работорговлю в Индийском океане для сельскохозяйственных работ в рамках плантационной экономики Савада или захвачены в основном (южный Ирак). Спрос на подневольный труд в этот период подогревался зажиточными жителями портового города Басра, приобретшими обширные болотистые местности в окружающем регионе. Эти земли были заброшены в результате миграции крестьян и неоднократных наводнений с течением времени, но их можно было вернуть обратно в обрабатываемый статус посредством интенсивного труда. [ 8 ]

Местные магнаты смогли получить право собственности на эту землю при условии, что они сделают ее пахотной. В результате они приобрели большое количество занджей и других рабов, которых поместили в трудовые лагеря и которым было поручено расчищать азотистый верхний слой почвы в рамках процесса рекультивации. Других занджей использовали для работы на солончаках Савада, особенно в окрестностях Басры. [ 8 ]

Условия труда и жизни занджей считались крайне тяжелыми. Черная работа, которой они занимались, была трудной, и хозяева, судя по всему, плохо обращались с рабами. [ 9 ] Известно, что две предыдущие попытки восстания против этих обстоятельств произошли в 689–90 и 694 годах. Оба этих восстания быстро провалились, и с тех пор об их истории до 869 года мало что известно. [ 10 ]

Начиная с 861 года Аббасидский халифат был ослаблен периодом серьезных беспорядков, известных как Анархия в Самарре , во время которого центральное правительство в Аббасидской Самарре было парализовано борьбой между халифами и военным истеблишментом за контроль над государством, включая многочисленные мятежи неоплачиваемых солдат, вызванные неплатежеспособностью правительства. В течение этого периода шесть халифов быстро сменяли друг друга в серии борьбы за власть, пока, наконец, не закончились тем, что аль-Мутамид получил халифат при поддержке турецких войск. На протяжении 860-х годов различные фракции в столице были отвлечены этим конфликтом, который привел к гибели нескольких халифов, армейских командиров и бюрократов; начало многочисленных беспорядков среди войск; разрушительная гражданская война 865–866 гг.; великое восстание хариджитов в 866 г .; и фактическое банкротство правительства. [ 11 ]

Анархия в Самарре привела к тому, что ряд провинций попал в руки повстанцев, а губернаторы провинций получили свободу действовать независимо на закрепленных за ними территориях. Фактическая потеря провинций, в свою очередь, привела к уменьшению налоговых поступлений, получаемых центральным правительством, что еще больше усугубило кризис в столице и подорвало способность правительства эффективно реагировать на вызовы, направленные против его власти. Эта продолжающаяся нестабильность во многом способствовала первоначальному успеху восстания Занджа, поскольку правительство оказалось неспособным выделить достаточные войска и ресурсы для подавления повстанцев. [ 11 ]

Али ибн Мухаммад

[ редактировать ]
Современная карта Месопотамских болот .

Лидером восстания был Али ибн Мухаммад, человек неопределенного происхождения. Мало что известно о его семье и молодости из-за нехватки информации и противоречивых сведений. По одной из версий, его дед по отцовской линии происходил из рода Абд аль-Кайсов , а мать была членом Бану Асад ибн Хузайма . Некоторые более поздние комментаторы предполагали, что он имел персидское, а не арабское происхождение, но другие историки считают это маловероятным. Сам Али утверждал, что произошел от Али , зятя пророка Мухаммеда и четвертого халифа Рашидуна , но это было в значительной степени отвергнуто мусульманскими историками той эпохи как ложное. [ 12 ]

Независимо от своего происхождения, Али, судя по всему, провел по крайней мере часть своей юности, живя в районе Райя , и в неустановленную дату он переехал в столицу Аббасидов Самарру, где смешался с некоторыми из влиятельных рабов халифа аль-Али. -Мунтасир ( годы правления 861–862). В 863 году он пробрался из Самарры в Бахрейн ( Восточная Аравия ), где выдал себя за шиита и начал поднимать народ на восстание против халифата. Поддержка его дела быстро росла. Большое количество бахрани подчинилось его власти, и хараджи от его имени собирались (земельные налоги). Несмотря на это, его восстание в конечном итоге провалилось из-за сопротивления местных жителей, после чего Али покинул регион и переехал в город Басра в Саваде в 868 году. [ 13 ]

В Басре Али стремился воспользоваться беспорядками, вызванными соперничающими группировками города, Билалия и Садия, и попытался заручиться поддержкой одной из фракций. В конце концов он объявил новое восстание, но никто в городе не встал на его сторону, и он был вынужден бежать в Месопотамские болота . Там он был арестован властями провинции и отправлен в Васит . Ему быстро удалось добиться свободы и отправиться в Багдад , где он оставался в течение следующего года. Во время своего пребывания в Багдаде он утверждал, что является зайдитом, поскольку был родственником внука Зайда ибн Али, и привлек дополнительных последователей для своего движения. [ 14 ]

Когда Али услышал новости о новой драке между группировками Басры в 869 году, он вернулся в регион и «начал искать черных рабов, работающих в болотах Басры, и узнавать об их условиях труда и стандартах питания». [ 15 ] Он начал кампанию по освобождению и вербовке Занджа и других рабов, обещая им богатство, достаток и процветание в обмен на их поддержку. К его делу быстро присоединилось незначительное количество людей, и вскоре Али стал известен под титулом Сахиб аз-Зандж , что означает «Вождь Занджа». Однако движение Али привлекло не только Занджа, но и многих других людей из разных социальных групп. В их число входили «полуосвобожденные рабы, клиенты престижных семей, ряд мелких ремесленников и скромных рабочих, некоторые крестьяне и некоторые бедуинские народы, жившие вокруг Басры». [ 16 ]

Набирая последователей для своего восстания, Али принял лозунги эгалитарной доктрины хариджитов , которые «проповедовали, что править должен самый квалифицированный человек, даже если он является абиссинским рабом». [ 16 ] Он написал на своем знамени и монетах хариджитские выражения. [ 17 ] и начал свою пятничную проповедь с лозунга: «Бог велик, Бог велик, нет Бога, кроме Бога, и Бог велик; нет арбитража, кроме как от Бога» ( ля хакама иллаллах, вала хукма илля лиллях ), это был «военный клич хариджитов, когда они покинули ряды Али во время битвы при Сиффине ». [ 16 ] В то же время, однако, Али не отказался полностью от претензий на то, что он Алид , и продолжал утверждать, что он был Зайдитом. [ 18 ]

Высохшее русло канала Нахраван в центральном Ираке. Речная война на региональных водных путях была основным аспектом восстания. [ 19 ]

Восстание, начавшееся в сентябре 869 года, было сосредоточено в округах Ирака и Аль-Ахваза (современная провинция Хузестан ) в центральных районах Аббасидского халифата. [ 20 ] В течение следующих четырнадцати лет занджи смогли противостоять превосходящим силам правительства Аббасидов, ведя партизанскую войну против своих противников. Они научились совершать набеги на города, деревни и вражеские лагеря (часто ночью), захватывая оружие, лошадей, еду и пленников, освобождая товарищей-рабов и сжигая остальных дотла, чтобы отсрочить возмездие. [ 21 ] По мере того, как восстание росло, они также строили крепости, создавали флот для пересечения каналов и рек региона, собирали налоги на территориях, находящихся под их контролем, и чеканили собственные монеты. [ 22 ]

На начальных этапах восстание ограничивалось регионом вокруг города Басра и Слепого Тигра . Первые попытки правительства Аббасидов подавить восстание оказались безрезультатными, и несколько городов и деревень были оккупированы или разграблены, в том числе аль-Убулла в 870 году и Сук аль-Ахваз в 871 году. Басра пала в сентябре 871 года после длительной блокады, что привело к город сожжен, а его жители уничтожены. Ответная кампания, предпринятая халифским регентом Абу Ахмадом ибн аль-Мутаваккилем (известным под своим почетным званием аль-Муваффак) против повстанцев в 872 году, закончилась неудачей, и занджи продолжали наступление в течение следующих нескольких лет. [ 23 ]

Сохраняющаяся неспособность армии Аббасидов подавить восстание, отчасти вызванная ее озабоченностью борьбой против наступления Саффарида Якуба ибн аль-Лайса на Аль-Ахваз и Ирак, в конечном итоге побудила Занджа расширить свою деятельность на север. Кампания повстанцев по занятию болот между Басрой и Васитом в 876 году оказалась успешной, и вскоре они пробрались в район Каскар . К 879 году восстание достигло своего апогея. Васит и Рамхурмуз были разграблены, и повстанцы двинулись на северо-запад вдоль Тигра , подойдя к Багдаду в пределах пятидесяти миль . [ 24 ]

Правительство Аббасидов вернуло себе инициативу в войне в конце 879 года, когда аль-Муваффак послал своего сына Абу аль-Аббаса (будущего халифа аль-Мутадида) с крупными силами против повстанцев. Сам Аль-Муваффак присоединился к наступлению в следующем году, и в течение следующих нескольких месяцев правительственным силам удалось очистить от повстанцев районы Ирака и Аль-Ахваза и отбросить их обратно к их «столице» Аль-Мухтаре. к югу от Басры. [ 25 ]

Аль-Мухтара был подвергнут осаде в феврале 881 года, и в течение следующих двух с половиной лет политика аль-Муваффака, предлагающая щедрые условия любому, кто добровольно подчинился, убедила многих повстанцев отказаться от борьбы. Падение аль-Мухтары в августе 883 года в сочетании со смертью или пленением Али ибн Мухаммеда и большинства командиров повстанцев положило конец восстанию, а оставшиеся повстанцы либо сдались правительству, либо были убиты. [ 25 ]

Последствия

[ редактировать ]

Число людей, погибших в ходе конфликта, оценить сложно; современные писатели приводят весьма разные цифры, и современные историки считают их грубыми преувеличениями. [ 26 ] Аль-Масуди сообщил о «умеренной» оценке потерь в 500 000 человек – хотя он добавил пояснение, что это «пустое предположение — строгий подсчет [числа убитых] невозможен» – и отдельно отметил, что 300 000 человек были убиты в битве при Басре . [ 27 ] Аль-Сули назвал цифру в 1 500 000 погибших, которая впоследствии была процитирована несколькими источниками, в то время как Ибн ат-Тактаки ​​привел весьма высокую цифру - 2 500 000. [ 28 ] ат-Табари » « История не содержит полных цифр, но автор часто отмечал количество солдат, убитых или раненых в отдельных боях, от сотен до тысяч. [ 29 ]

«Большое количество [людей] пряталось среди домов и в колодцах. Они появлялись только по ночам и охотились на собак, крыс и кошек... [то]гда они ели трупы своих умерших товарищей и наблюдали за ними. друг друга, ожидая, пока кто-нибудь умрет. Более сильные убили своих товарищей и сожрали их..."

Отрывок, описывающий условия в Басре во время войны. [ 30 ]

Восстание серьезно подорвало экономическую деятельность и нанесло огромный ущерб районам, в которых оно происходило. Источники восстания описывают сожженные города и поселки, захват продовольствия и других ресурсов наступающими армиями, оставление земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности. сбои в региональной торговле и разрушение мостов и каналов во имя военной необходимости. [ 31 ] Нехватка предметов первой необходимости, таких как еда и вода, временами становилась серьезной, и, случаи каннибализма . как сообщается, имели место [ 32 ]

И повстанцы, и их противники занимались грабежами, уничтожением припасов, которые могли попасть в руки врага, а также убийствами или казнями пленников. [ 33 ] С другой стороны, долгосрочные последствия восстания определить труднее, и мнения современных историков различаются; некоторые, такие как Бернард Льюис, считают, что восстание не привело к значительным изменениям, в то время как другие, такие как Теодор Нёльдеке, утверждают, что регионы, опустошенные конфликтом, впоследствии так и не восстановились полностью. [ 34 ]

Значительные вооружения и ресурсы, которые правительство Аббасидов должно было бросить против Занджа, означало, что оно было вынуждено отвлечь свое внимание от других фронтов на время конфликта, что привело к фактической потере нескольких провинций. Ахмад ибн Тулун , тулунидский правитель Египта , смог воспользоваться озабоченностью Аббасидов Занджем и создать де-факто независимое государство, которое просуществовало более трех десятилетий, в то время как Саффариды Якуб ибн аль-Лайс и Амр ибн аль-Лайс захватил несколько восточных провинций и не встретил серьезного сопротивления со стороны центрального правительства до тех пор, пока Якуб не попытался двинуться маршем на сам Ирак. в 876 году. Восстание, возможно, также повлияло на способность правительства защищаться от византийцев , которые добились нескольких успехов на анатолийской границе в этот период, и, возможно, даже косвенно способствовало возвышению карматов Бахрейна несколько лет спустя. [ 35 ]

Историография

[ редактировать ]
Интерьер мудифа, традиционного гостевого дома болотных арабов, полностью построенного из тростника.

Гада Хашем Талхами, исследователь восстания Занджа, утверждает, что современные взгляды на восстание искажены из-за ошибочного приравнивания Занджа к восточноафриканцам. Предположение о том, что писатели Аббасидов использовали термин «Зандж» исключительно для обозначения восточноафриканского побережья и что, следовательно, люди, которых они называли Зандж, происходили из определенной части этого региона, не подтверждается современными источниками из-за их молчания о существовании работорговля в Восточной Африке в этот период, а также из-за того, что они время от времени использовали этот термин для обозначения «черных» или «Африки» в целом.

Тальами цитирует различные историки и работы, чтобы доказать, что восстание было скорее религиозным/социальным восстанием, организованным низкоклассными и подавленными гражданами района Басры, в которые входили самые разные люди, включая рабов неопределенного происхождения. Она указывает, что в источниках прямо указывается, что люди, называемые «занджами», были не единственными участниками восстания, к ним присоединились бахрани, бедуины и другие жители региона Басры; более того, они не дают явных указаний на то, что занджи вообще составляли большинство повстанцев. [ 36 ]

Историк М. А. Шабан утверждал, что восстание было не восстанием рабов, а восстанием чернокожих ( зандж ). По его мнению, хотя несколько беглых рабов и присоединились к восстанию, большинство участников составляли арабы и свободные восточноафриканцы, и если бы восстание возглавили рабы, у них не было бы необходимых ресурсов для борьбы с правительством Аббасидов, поскольку пока они это делали. [ 37 ]

Источники информации

[ редактировать ]

Большая часть современных знаний о восстании Занджа взята из работы историка ат-Табари « История пророков и царей» . [ 38 ] Он был предметом исследований таких известных востоковедов , как Теодор Нёльдеке ( «Очерки из истории Востока ») и Луи Массиньон ( «Страсти аль-Халладжа »). Александр Попович написал более позднюю монографию на эту тему.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004, стр. 178
  2. ^ Каскел 1960, с. 921.
  3. ^ Родригес 2007 , с. 585.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ферлонж 1999 , с. 7.
  5. ^ Нёльдеке 1892 , с. 174.
  6. ^ Кеннеди 2001 , с. 153.
  7. ^ Масао, Фиделис; Муторо, Генри (1988). «Восточноафриканское побережье и Коморские острова». Всеобщая история Африки: Том 3 . Издательство ЮНЕСКО.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уэйнс 1992 , стр. 29–30, 35; Попович 1999 , стр. 12–25; МакКинни, 2004 г. , стр. 464–65; Льюис 2002 , стр. 112–13; Нёльдеке 1892 , стр. 148–49.
  9. ^ Попович 1999 , стр. 12–13, 23–25; МакКинни 2004 , с. 465; Льюис 2002 , стр. 112–13; Нёльдеке 1892 , стр. 148–49.
  10. ^ Попович 1999 , стр. 22–23.
  11. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , стр. 169 и далее, 177–78; Попович 1999 , стр. 25–29.
  12. ^ Уэйнс 1992 , с. 30; Попович 1999 , стр. 33–35, 150, 155; Талхами 1977 , с. 453; Льюис 2002 , с. 113; Нёльдеке 1892 , стр. 146–47.
  13. ^ Уэйнс 1992 , стр. 30–32; Попович 1999 , стр. 35–36; Талхами 1977 , стр. 453–54.
  14. ^ Уэйнс 1992 , стр. 32–33; Попович 1999 , стр. 38–39; Талхами 1977 , с. 454
  15. ^ Талхами 1977 , стр. 454.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Талхами 1977 , стр. 455.
  17. ^ Уэйнс 1992 , с. 36; Уокер 1933 , стр. 651 и далее.
  18. ^ Уэйнс 1992 , стр. 33, 133–34.
  19. ^ Кеннеди 2001 , с. 154.
  20. ^ Попович 1999 , с. 10.
  21. ^ Уэйнс 1992 , стр. 36, 55, 59, 109, 110, 111, 121–22, 126, 132, 138, 140, 195, 198; Кеннеди 2004 , с. 178
  22. ^ Попович 1999 , стр. 81, 130–39; Уокер 1933 , стр. 651 и далее.
  23. ^ Waines 1992 , стр. 38 и далее, 108 и далее, 120 и далее, 136, 137 и далее, 152 и далее, 156, 158, 164 и далее; Попович 1999 , стр. 45–72; МакКинни, 2004 г. , стр. 464–66; Нёльдеке 1892 , стр. 152–62.
  24. ^ Waines 1992 , стр. 174 и далее, 181 и далее, 186 и далее, 190 и далее, 200 и далее, 204, 205 и далее; Филдс 1987 , стр. 2 и далее, 6, 7 и далее; Попович 1999 , стр. 72–82; МакКинни 2004 , с. 466; Нёльдеке 1892 , стр. 162–64.
  25. ^ Перейти обратно: а б Fields 1987 , стр. 12 и далее, 50 и далее, 65 и далее, 72 и далее, 80, 82 и далее, 91 и далее, 98 и далее, 128 и далее; Попович 1999 , стр. 91–122; МакКинни 2004 , с. 468; Нёльдеке 1892 , стр. 164–74.
  26. ^ Попович 1999 , с. 154.
  27. ^ Al-Mas'udi 1861–1917 , v. 8: pp. 58, 61.
  28. ^ МакКинни 2004 , стр. 468–69.
  29. ^ См., например, Waines 1992 , стр. 51, 55–56, 123, 147; Филдс 1987 , с. 92
  30. ^ Al-Mas'udi 1861–1917 , v. 8: p. 59.
  31. ^ Уэйнс 1992 , стр. 110–11, 132, 152, 183, 204; Попович 1999 , стр. 153–54; МакКинни 2004 , с. 465; Нёльдеке 1892 , с. 158
  32. ^ МакКинни 2004 , с. 475, который отмечает отрывок из ат-Табари, подробно описывающий действия каннибалов во время осады аль-Мухтары, но выражает сомнение в достоверности этого сообщения; Аль-Масуди 1861–1917 , т. 8: с. 59
  33. ^ Отчет Аль-Табари содержит многочисленные примеры этой деятельности; см., например, Waines 1992 , стр. 39–40, 131–32, 140, 178, 198; Филдс 1987 , стр. 25, 26, 33, 36, 55, 121, 132.
  34. ^ Попович 1999 , стр. 153–54, 156–57; Льюис 2002 , с. 115; Нёльдеке 1892 , стр. 174–75.
  35. ^ Попович 1999 , с. 153.
  36. ^ Талхэм 1977 , с.
  37. ^ Шабан 1976 , стр. 101–02.
  38. ^ Попович 1999 , с. 161, описывает отчет ат-Табари как «безусловно лучший источник со всех точек зрения».

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46651c2bca63fd6e394ded3c012d6861__1719587640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/61/46651c2bca63fd6e394ded3c012d6861.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zanj Rebellion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)