Болотные арабы
![]() Болотные арабы на лодке. | |
Общая численность населения | |
---|---|
От 6 до 8 миллионов потомков (по численности населения на 1950 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 85 000 (6 миллионов потомков в регионах Мейсан, Басра и Ди-Кар Месопотамского болота) |
![]() | 120 000 (1,6 миллиона с потомками в болотах Хузестани и иракскими беженцами) [ 1 ] |
Языки | |
Южно-Месопотамский арабский | |
Религия | |
Преимущественно двунадесятников шиитский ислам [ 2 ] |
Болотные арабы ( арабский : عرب الأهوار `Араб аль-Ахвар «Арабы болотистых земель»), также называемые Ахварис , Мадан ( арабский : معدان «житель равнин») или Шруг [ 3 ] ( Месопотамский арабский язык : شروگ «те, кто с востока») — последние два в наши дни часто считаются уничижительными — арабские жители месопотамских болот на территории современного южного Ирака , а также болот Хавизе, расположенных по обе стороны Ирака. Граница Ирана. [ 4 ]
Состоящие из представителей множества различных племен и племенных конфедераций, таких как Аль Бу Мухаммад, Ферайгхат, Шаганба, Ахварис разработал культуру, основанную на природных ресурсах болот и уникальную для других арабов. Многие жители болот были вынуждены покинуть свои дома , когда водно-болотные угодья были осушены во время и после восстаний 1991 года в Ираке . Осушение болот привело к значительному снижению биопродуктивности; после вторжения в Ирак в 2003 году и свержения режима Саддама Хусейна приток воды в болота был восстановлен, и экосистема начала восстанавливаться. [ 5 ]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. ) |
Теории происхождения
[ редактировать ]Происхождение болотных арабов до сих пор остается предметом споров. Британские колониальные этнографы затруднились классифицировать некоторые социальные обычаи ахвари и предположили, что они могли возникнуть в Индии . [ 6 ] Возможно, они произошли от Зутта , который переехал в регион Нижнего Ирака в 8-м и 9-м веках и следовал схожим обычаям и традициям. [ 7 ]
Некоторые ученые, такие как Али аль-Варди, утверждали, что они произошли от набатеев Ирака , арамейскоязычного народа, населявшего Нижнюю Месопотамию в средние века , а некоторые из их кланов даже следуют своим предками от исламизированных мандеев . [ 8 ]
Другие ученые предположили исторические и генетические связи между болотными арабами и древними шумерами из-за общих методов ведения сельского хозяйства, методов жилищного строительства и местоположения. Однако письменных упоминаний о болотных племенах не сохранилось до девятого века, а шумеры утратили свою этническую идентичность примерно к 1800 году до нашей эры, примерно за 2700 лет до этого. [ 9 ] Связи с шумерской генетикой, вероятно, можно проследить до арабизации и ассимиляции коренных жителей Месопотамии.
Другие, однако, отмечают, что большая часть культуры Ахвари является общей с бедуинами пустыни , пришедшими в этот район после падения Аббасидского халифата . [ 10 ]
1991–2003
[ редактировать ]Болота в течение некоторого времени считались убежищем для элементов, преследуемых правительством Саддама Хусейна , поскольку в прошлые столетия они были убежищем для сбежавших рабов и крепостных , например, во время Занджского восстания . К середине 1980-х годов в этом районе развернулось восстание низкого уровня против баасистских проектов дренажа и переселения, которое возглавил шейх Абдул Керим Махуд аль-Мухаммадави из Аль-бу Мухаммада под псевдонимом Абу Хатим. [ 11 ]

В 1970-е годы расширение ирригационных проектов начало нарушать приток воды к болотам. Однако после Первой войны в Персидском заливе (1991 г.) иракское правительство агрессивно возобновило программу по отводу потоков рек Тигр и Евфрат от болот в отместку за неудавшееся шиитское восстание . Это было сделано в первую очередь для того, чтобы ликвидировать источники пищи болотных арабов и не дать оставшимся ополченцам укрыться в болотах, поскольку бригады Бадра и другие ополченцы использовали их в качестве прикрытия. Этот план, сопровождавшийся серией пропагандистских статей иракского режима, направленных против Мадана, [ 12 ] систематически превращал водно-болотные угодья в пустыню , вытесняя жителей из своих поселений в регионе. Деревни на болотах подверглись нападениям и сожжению, поступали сообщения о намеренном отравлении воды. [ 13 ]

Большинство ахвари были перемещены либо в районы, прилегающие к осушенным болотам, отказавшись от своего традиционного образа жизни в пользу традиционного сельского хозяйства, либо в города и лагеря в других районах Ирака, либо в лагеря иранских беженцев. По оценкам, к 2003 году только 1600 из них все еще жили на традиционных дибинах . [ 15 ] Западные болота Хаммар и Курна, или Центральные болота, полностью высохли, а восточные болота Хавизе резко сократились. численность болотных арабов, насчитывавшая в 1950-х годах около полумиллиона человек, в Ираке сократилась до 20 000 человек По данным ООН, . По состоянию на 2003 год от 80 000 до 120 000 человек бежали в лагеря беженцев в Иране. [ 16 ] Однако после свержения режима Саддама Хусейна Многонациональными силами поступление воды в болота было восстановлено, экосистема начала восстанавливаться, и многие вернулись на свои родные земли. [ 5 ]
The Observer Ближневосточный корреспондент Шьям Бхатия , который провел две недели с болотными арабами в 1993 году, написал первое свидетельство очевидца о тактике иракской армии во время осушения болот, бомбардировок болотных деревень, а затем установки мин в воде перед отступлением. Обширный репортаж Бхатиа принес ему титул международного репортера года, хотя эксклюзивные кадры фильма о времени, которое он провел в этом районе, никогда не показывались. [ 17 ]
С 2003 года
[ редактировать ]После прорыва дамб местными общинами после вторжения в Ирак в 2003 году и окончания четырехлетней засухи в том же году процесс повернулся вспять, и болота начали восстанавливаться значительными темпами. Постоянные водно-болотные угодья в настоящее время покрывают более 50% уровня 1970-х годов, с заметным возобновлением роста болот Хаммар и Хавизе и некоторым восстановлением Центральных болот . [ 18 ] Усилия по восстановлению болот привели к появлению признаков их постепенного возрождения, поскольку вода возвращается в бывшую пустыню , но на восстановление всей экосистемы может потребоваться гораздо больше времени, чем на ее разрушение. Лишь несколько тысяч из почти полумиллиона болотных арабов остаются в этом районе в провинциях Майсан , Ди-Кар и Басра . Большинство остальных, кого можно объяснить, — это беженцы, живущие в других шиитских районах Ирака или эмигрировавшие в Иран , и многие из них не желают возвращаться в свой прежний дом и образ жизни, который, несмотря на свою независимость, характеризовался крайней нищетой. и трудности. В отчете Агентства США по международному развитию отмечается, что, хотя некоторые ахвари решили вернуться к своей традиционной деятельности на болотах, особенно в болотах Хаммар, в течение короткого времени после наводнения они остались без чистой питьевой воды, санитарии и медицинского обслуживания. или учебных заведений. [ 19 ] Кроме того, до сих пор неясно, полностью ли восстановятся болота, учитывая возросший уровень забора воды из Тигра и Евфрата.
Многие из переселенных болотных арабов получили представительство через движение «Хезболла» в Ираке ; другие стали последователями движения Муктады ас-Садра , благодаря чему они получили политический контроль над провинцией Майсан . [ 20 ] Политическая нестабильность и местные распри, усугубляемые бедностью обездоленного болотного арабского населения, остаются серьезной проблемой. [ 21 ] Рори Стюарт заметил, что на протяжении всей истории ахвари были пешкой многих правителей и стали опытными лицемерами. Вожди племен внешне покорны и работают с коалицией и иракскими чиновниками. За кулисами племена занимаются контрабандой и другой деятельностью. [ 22 ]
Культура
[ редактировать ]Термин Мадан пренебрежительно использовался пустынными племенами для обозначения тех, кто населял бассейны рек Ирака, а также теми, кто занимался сельским хозяйством в речных бассейнах, для обозначения населения болот. [ 23 ]
Ахвари говорят на южно-месопотамском арабском языке и традиционно носили вариант обычной арабской одежды: мужчины - тавб («длинная рубашка»; в последнее время иногда с курткой в западном стиле поверх) и куфию («головной платок»). обвивал голову тюрбаном , так как немногие могли позволить себе икал .
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Общество болотных арабов было разделено на две основные группы по роду занятий. Одна группа разводила и выращивала водяных буйволов , в то время как другие выращивали такие культуры, как рис , ячмень , пшеница и просо ; они также держали немного овец и крупного рогатого скота . Выращивание риса было особенно важно; ее проводили на небольших делянках, расчищенных в апреле и засеянных в середине мая. Сезоны культивирования были отмечены восходом и заходом определенных звезд, таких как Плеяды и Сириус . [ 24 ]
Некоторые ветви ахвари были кочевым скотоводами , возводившими временные жилища и перемещавшими буйволов по болотам в зависимости от сезона. Некоторая рыбная ловля, особенно видов усачей (особенно бинни или банни , Mesopotamichthys Sharpeyi ), практиковалась с использованием копий и яда дурмана , но крупномасштабная рыбная ловля с использованием сетей до недавнего времени считалась ахвари бесчестной профессией и в основном осуществлялась отдельным низкостатусным племенем, известным как берберы . [ 25 ] Однако к началу 1990-х годов до 60% общего количества рыбы, выловленной во внутренних водах Ирака, добывалось на болотах. [ 26 ]
В конце двадцатого века в жизнь болотных арабов вошло третье основное занятие; плетение циновок из тростника в промышленных масштабах. Хотя они часто зарабатывали гораздо больше, чем рабочие в сельском хозяйстве , на ткачей смотрели свысока как ахвари, так и фермеры: однако финансовые проблемы привели к тому, что эта профессия постепенно получила признание как респектабельная профессия.
Религия
[ редактировать ]Большинство болотных арабов — мусульмане -двунадесятники -шииты, хотя на болотах рядом с ними живут небольшие общины мандейском языке , говорящих на мандейцев (часто работающих строителями лодок и ремесленниками), и их насчитывается пара сотен. [ 2 ] Жители имеют давние связи с арабскими племенами Персии. Уилфред Тесигер упомянул, что болотные арабы, совершившие хадж , и те из них, кто посетил Мешхед (заслужив тем самым титул Заир ), пользовались большим уважением в обществе; [ 27 ] Ряд семей также заявили о своем происхождении от Мухаммеда , приняв титул сайида .

Ахвари проводили большую часть своих богослужений в частном порядке, поскольку на Болотах не было мест поклонения; Известно, что некоторые посещали гробницу Эзры , одно из немногих религиозных объектов в этом районе. [ 28 ]
Общество
[ редактировать ]Как и у большинства племен южного Ирака, главным авторитетом был шейх племени . По сей день шейх группы болотных арабов собирает дань со своего племени, чтобы содержать мудхиф , гостевой дом племени, который действует как политический , социальный , юридический и религиозный центр жизни болотных арабов. Мудхиф . используется как место для разрешения споров, ведения дипломатии с другими племенами, а также как место сбора для религиозных и других праздников Это также место, где посетителям предлагают гостеприимство . Хотя шейх племени был главной фигурой, каждая деревня Ахвари (в которой могли быть представители нескольких разных племен) также подчинялась власти наследственного калита, «вождя» определенной части племени.
Кровная месть , которую мог урегулировать только калит , была характерной чертой жизни болотных арабов, как и жизнь арабских бедуинов . болотных арабов Многие кодексы поведения были аналогичны кодексам поведения пустынных племен.

Большинство болотных арабов жили в арочных тростниковых домах, значительно меньших по размеру, чем мудхиф . Типичное жилище обычно имело ширину чуть более двух метров, длину около шести метров и высоту чуть менее трех метров и строилось либо на берегу реки, либо на искусственном острове из тростника, называемом кибаша ; более постоянный остров, покрытый слоями тростника и грязи, назывался дибин . [ 29 ] Дома имели входы с обоих концов и ширму посередине; один конец использовался как жилище, а другой конец (иногда расширенный ситрой , длинным тростниковым сооружением) использовался для укрытия животных в непогоду. Раба представляла собой жилище более высокого статуса, отличавшееся входом, выходящим на север, и служившим также гостевым домом, где не было мудхифа . [ 30 ] Традиционные лодки ( машуф и тарада ) использовались в качестве транспорта: ахвари гоняли буйволов через тростниковые заросли в сезон маловодья, чтобы создать каналы, которые затем оставались открытыми при постоянном использовании для лодок. [ 31 ]
Болотная среда означала, что некоторые болезни, такие как шистосомоз и малярия , были эндемичными; [ 32 ] Сельское хозяйство и дома Ахвари также были уязвимы к периодическим засухам и наводнениям.


Литература
[ редактировать ]Пьетро Делла Валле (1586–1652) упоминается в книге Гэвина Янга « Возвращение к болотам» слово Мади , которое он написал «Маеди». как самый ранний современный путешественник, написавший о Месопотамии, и, вероятно, первый, кто представил западному миру [ 33 ]
Янг также упоминает Джорджа Кеппела, шестого графа Альбемарля (1799–1891), который провел время с Маданом в 1824 году и подробно рассказал о болотных обитателях. О мужчинах Кеппель писал: «Арабские лодочники были такими же выносливыми и мускулистыми людьми, каких я никогда не видел. Одна свободная коричневая рубашка из грубой мешковины была единственным прикрытием последних. И то, когда этого требовала работа. , был отброшен в сторону и обнаружил формы, превосходно приспособленные к их трудоемким занятиям; действительно, любой из лодочников мог бы стать превосходной моделью Геркулеса, и особенно нас поразил один, с растрепанными волосами и косматой бородой; все это имело сходство со статуями этого божества». О женщинах Кеппель заметил: «Они пришли на нашу лодку с откровенностью и невинностью, и в их манерах была свобода, граничащая, возможно, с мужественностью; тем не менее их тонкие черты лица и стройные конечности создавали полный ансамбль красоты, не слишком возможно, будет превзойден блестящими собраниями цивилизованной жизни». [ 34 ]
Другой отчет об Ахварисе на английском языке был совместно опубликован в 1927 году британским колониальным администратором Стюартом Эдвином Хеджкоком и его женой. [ 35 ] [ 36 ] Гертруда Белл также посетила этот район. [ 37 ] Т.Э. Лоуренс проезжал здесь в 1916 году, останавливаясь в Басре и гробнице Эзры (Аль-Азаир), и записал, что болотные арабы были «удивительно суровы [...], но веселы и полны разговоров. Они находятся в воде всю свою жизнь». живет и, кажется, почти не замечает этого». [ 38 ]
Образ жизни болотных арабов позже был описан исследователем Уилфредом Тезигером в его классической книге «Болотные арабы» (1964). Тесигер жил с болотными арабами по несколько месяцев в течение семилетнего периода (1951–1958), строя прекрасные отношения практически со всеми, кого встречал, и записывая детали повседневной жизни в различных регионах болот. Многие из районов, которые он посетил, с тех пор были осушены. Гэвин Максвелл , шотландский натуралист, путешествовал с Тезигером по болотам в 1956 году и опубликовал отчет об их путешествиях в своей книге 1957 года «Тростник, потрясенный ветром» (позже переизданной под названием «Люди камыша» ). Журналист и писатель-путешественник Гэвин Янг пошел по стопам Тезигера, написав «Возвращение к болотам: жизнь с болотными арабами Ирака» (1977; переиздано в 2009 году).
Первым обширным научным этнографическим отчетом о жизни болотных арабов стала книга «Жители болот дельты Евфрата» (1962), написанная иракским антропологом С.М. Салимом . Этноархеологическое Болотные исследование материальной культуры болотных арабов было опубликовано Эдвардом Л. Оксеншлагером: арабы Ирака в Эдемском саду ( Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета , 2004).
Рори Стюарт описал болотных арабов и свой опыт работы в качестве заместителя губернатора провинции Майсан (2003–2004 годы) в своей книге 2006 года «Принц болот» (также опубликованной под названием «Профессиональные риски »).
В 2011 году Сэм Кубба опубликовал книгу «Иракские болота и болотные арабы: Мадан, их культура и окружающая среда» . Иракские болота и болотные арабы подробно описывают богатое культурное наследие и образ жизни, которые сохранились сегодня только как фрагментированное культурное наследие.
На немецком языке есть Сигрид Вестфаль-Хельбуш и Хайнц Вестфаль, Die Ma'dan: Культура и история жителей болот в Южном Ираке (Берлин: Duncker and Humblot, 1962). Сигрид Вестфаль Хеллбуш и ее муж Хайнц Вестфаль написали всестороннее исследование Мадана, основанное на исследованиях и наблюдениях, полученных во время проживания с племенами Мадана. Эти наблюдения показывают, чем мадан отличаются от других шиитских общин.
Фильмы
[ редактировать ]Фильмы о болотных арабах:
- «Рассвет мира» ( L’Aube du monde ), режиссёр Аббас Фахдель , 2008 г.
- Иран, юго-запад , режиссёр Мохаммад Реза Фартуси , 2010 г.
- «Безмолвный спутник» ( Хамсафаре Хамуш ), режиссёр Эльхам Хоссейнзаде, 2004 г.
- Заман, Человек из камыша ( Zaman, l'homme des roseaux ), режиссёр Амер Алван , 2003 г.
- Болота ( Аль-Ахвар ), режиссер Касем Хаваль, 1975 г.
Генетика
[ редактировать ]Исследование 2011 года показало, что болотные арабы имеют высокую концентрацию Y-хромосомной гаплогруппы J-M267 и гаплогруппу J мтДНК, имеющую самую высокую концентрацию, за ней следуют гаплогруппы H , U и T. Исследование включало 143 образца болотных арабов. [ 39 ] Согласно этому исследованию, болотные арабы имеют следующие гаплогруппы.
- Гаплогруппы Y-ДНК:
- E1b1b 6,3% (-M35* 2,1%, -M78* 0,7%, -M123* 1,4%, -M34 2,1%)
- Г-М201 1,4%
- J1 81,1% (-M267* 7,0%, -P58 (Page08)* 72,7%, -M365 (совместно с другими филиалами J1) 1,4%), J2-M172* 3,5%
- М76 0,7%
- Q-M242 2,8% (Q1a1b-M25 0,7%, Q1b-M378 2,1%)
- Р-М207 4,2% (Р1-Л23 2,8%, Р2-М124 1,4%)
- Гаплогруппы мт-ДНК:
- Западная Евразия (77,8%): Р0 24,1% (Р0* 0,7%, Р0а 6,9%, ХВ 4,1%, Н 12,4%), КУ 15,9% (К 6,2%, У 9,7%), ЖТ 22,7% (Ж 15,2%, Т 7,6%), N 15,1% (I 0,7%, N1 8,2%, Ж 4,8%, Х2 1,4%)
- Северная/Восточная Африка (2,8%): M1 2,8%
- Африка к югу от Сахары (4,9%): L 4,9%
- Восточная Азия (1,4%): B4c2 1,4%
- Юго-Западная Азия (10,4%): M* 0,7%, M3 2,1%, R2 2,8%, U7 4,8%
- Прочие (2,8%): N* 0,7%, R* 2,1%
См. также
[ редактировать ]- Речная система Тигр-Ефрат
- Шумеры
- Чат аль-Араб
- Эдвард Боуден
- Мандеи
- Мудиф
- Аль-Дураджи , племенная конфедерация южного Ирака, с большим присутствием среди болотных арабов.
- Аль-Мунтафик , племенная конфедерация южного Ирака, с большим присутствием среди болотных арабов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б USAID. Архивировано 11 ноября 2014 г. на Wayback Machine , iraqmarshes.org.
- ^ Jump up to: а б Тезигер, стр.127
- ^ Уильямс, Виктория (2020). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию . Санта-Барбара, Калифорния. п. 706. ИСБН 978-1-4408-6118-5 . OCLC 1108783575 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грэм, Ллойд (2021). « Плохие пастыри Восточной Дельты» . Гуманитарное сообщество . дои : 10.17613/VSN0-TJ43 . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США. 2008 год
- ^ Коул, стр.10
- ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . БРИЛЛ. п. 157. ИСБН 978-90-04-09249-5 .
- ^ Али аль-Варди 1965, стр. 151
- ^ Эдмунд Гариб, Исторический словарь Ирака , 2004, стр.156.
- ^ Тесигер, стр. 100–01.
- ^ Хуан Коул , Болотное арабское восстание. Архивировано 14 июня 2008 г. в Wayback Machine , Университет Индианы , 2005 г., стр.12.
- ^ Роберт Фиск , Великая война за цивилизацию , Харпер, Лондон, 2005, стр.844.
- ^ Месопотамские болота: упадок экосистемы. Архивировано 15 декабря 2017 г. в Wayback Machine ЮНЕП , стр. 44
- ^ Макинтош, Джейн (2008). Первые цивилизации в контакте: Месопотамия и Инд . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-907-2 .
- ^ Коул, стр.13
- ^ Болотные арабы Ирака, современные шумеры. Архивировано 27 мая 2011 г. в Wayback Machine - The Oregonian, 14 мая 2003 г.
- ^ Новости BBC, 3 марта 2003 г. и Всемирная служба BBC, 11 ноября 2014 г., Atlantis Online, дебаты Хансарда в Палате общин 2 апреля 1993 г.
- ↑ Иракские болота: устойчивый прогресс к восстановлению. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine ( Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде ).
- ^ Итоговый отчет Агентства США по международному развитию Программы восстановления болот Ирака, глава 1. Архивировано 11 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Коул, стр.14
- ^ См. Коул, стр. 24–33.
- ^ Стюарт, Рори (2006). Принц болот: и другие профессиональные опасности года в Ираке . Орландо, Флорида: Harcourt Books. стр. 43–45 . ISBN 9780151012350 .
- ^ Уилфред Тезигер , Болотные арабы , Пингвин, 1967, стр.92
- ^ Тезигер, стр.174
- ^ Тезигер, стр.92
- ^ Итоговый отчет USAID по программе восстановления болот в Ираке, глава 9. Архивировано 21 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Тезигер, стр.55
- ^ Рафаэли, Н. Уничтожение иракских болот и их возрождение , memri.org
- ^ Тезигер, стр.75
- ^ Тизигер, стр.71
- ^ Тезигер, стр.70
- ^ Тезигер, стр.85, 108.
- ^ Янг, Гэвин (1978) [1977]. Вернитесь на Болота . Великобритания: Публикации Futura. стр. 48–49. ISBN 0-7088-1354-2 .
Самый ранний из этих «современных» путевых записных книжек датируется семнадцатым веком, и это мое оправдание за то, что я перехожу к человеку, который писал о Месопотамии примерно за двести лет до Нибура. [...] «Будучи подозрительными в отношении некоторых арабских меди, то есть бродяг или бродяг (так называемых, потому что они придерживаются стад буйволов)... для большей безопасности мы удалились на милю дальше». Так, в 1625 году смелый, но осторожный итальянский дворянин Пьетро делла Валле написал и, вероятно, впервые, транслировал европейскому миру слово Маеди (или, как его пишут сегодня, Мади), прилагательное, производное из Мадана.
- ^ Янг, стр. 54–55.
- ^ Фуланайн (SE и MG Hedgecock) Хаджи Риккан: Аравийское болото , Чатто и Виндус, Лондон, 1927 г.
- ^ Янг, с. 69. «В то время, о котором я пишу, Филби был арабофилом, хотя и агрессивным, политическим офицером Амары. Вскоре его сменил С. Е. Хеджкок, который вместе со своей молодой женой написал удивительно яркую книгу о людях, которыми он управлял. назывался Хаджи Риккан: болотный араб , используя (поскольку чиновники не предназначены для написания книг, когда они на работе) псевдоним «Фуланайн».
- ^ См. «Письма в проекте Гертруды Белл» , Университет Ньюкасла .
- ↑ Томас Эдвард Лоуренс, письмо от 18 мая 1916 г., telawrence.net. Архивировано 31 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Аль-Захери, Надя; и др. (2011). «В поисках генетических следов шумеров: исследование вариаций Y-хромосомы и мтДНК у болотных арабов Ирака» . BMC Экология и эволюция . 11 . 288. дои : 10.1186/1471-2148-11-288 . ПМК 3215667 . ПМИД 21970613 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии болотных арабов Ирака в Эдемском саду , Пенсильванский университет.
- Фотографии Уилфреда Тезигера из жизни болотных арабов , Музей Питта Риверса.
- Статья о древней и новейшей истории болотных арабов в Laputan Logic ( Часть II )
- Жизнь на краю болот : двадцатилетнее этнографическое исследование, проведенное Эдвардом Оксеншлагером. Помимо документирования традиционного образа жизни болотных арабов, он также проводил сравнения с древними шумерскими культурными практиками.
- Международный благотворительный фонд АМАР («Помощь болотным арабам и беженцам»)
- Изображения болотных арабов Ирака, находящихся под угрозой исчезновения, культура и природа, автор Сате Аль Аббаси
- Деннис Димик, Фотографии 1967 года, раскрывающие утраченную культуру Ирака , опубликованные National Geographic. По состоянию на 29 сентября 2015 г.
- ABC Australia, Болотные арабы Ирака, короткий документальный фильм (19 минут), описывающий попытки заселить болотистые местности.
- или https://www.dw.com/en/reviving-the-marshlands-in-southern-iraq/a-18301544 Томас Адерс, Возрождение болот, [краткий репортаж , Deutsche Welle , 17 марта 2015 г.]
- Доктор Камаран Азиз и Асаад Ниязи / AFP, Фотогалерея: Исследование болот Аль-Чибайиш Kurdistan24.net, июль 2024 г.