Вагоны пятиэтажные
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2017 г. ) |


Carrosses à cinq sols (английский: автобусы с пятью солями) были первым современным видом общественного транспорта в мире, разработанным математиком и философом Блезом Паскалем .
История
[ редактировать ]Париж в эпоху Людовика XIV был одним из самых густонаселенных городов мира: в нем проживало более 500 000 жителей в 22 000 резиденций, 500 главных дорог, 100 площадей и 9 мостов. Узкая сеть парижских дорог была создана во времена средневековья и не делала развитие общественного транспорта привлекательным. Несмотря на это, некоторые попытались организовать современную сеть общественного транспорта.
В корпорации, основанной в ноябре 1661 года по инициативе Блеза Паскаля , при участии герцога Роанне (губернатора и генерал-лейтенанта провинции Пуату ), маркиза де Сурша (кавалера королевских орденов и великого провоста Отель) и маркизу де Кренан предприниматели обратились с просьбой создать оператора для «повозок, которые всегда совершали бы одни и те же рейсы... и всегда уходили бы». в назначенное время». [ 1 ] [ 2 ]
Система карроссов была одобрена и введена в действие решением Королевского совета от 19 января 1662 года: подписанный Людовиком XIV патент на письма позволял службе работать как монополия. После первых испытаний 26 февраля, с 18 марта 1662 года постепенно были запущены пять маршрутов, связывающих несколько исторических кварталов Парижа . После открытия новая услуга была встречена положительно.
Вопреки желанию короля парижский парламент запретил солдатам, пажам и другим людям в ливреях ездить в каретах, «чтобы обеспечить больший комфорт и свободу буржуазии и заслуженных классов»: эти «меры безопасности» наряду с другими такие как постановление полиции, угрожавшее «поркой и более строгими наказаниями» для тех, кто мешает нормальной работе службы, и повышение тарифа с пяти до шести солей, в конечном итоге заставили общественное мнение настроиться против карроссов, что привело к банкротству предприятия. рентабельность упадет. [ 3 ]
Точная судьба carrosses à cinq sols не документирована никакими современными источниками: некоторые историки предполагают, что услуга исчезла всего через несколько лет после вступления в силу ограничительных мер парламента. Было зарегистрировано, что право на каррос было передано сьеру де Живри, хотя это не подтверждает, действительно ли в то время работала служба. [ 3 ] Однако, по словам Марка Гайяра, карроссы действовали до 1677 года.
Описание и маршруты
[ редактировать ]Транспортные средства, используемые для службы, были запряжены четырьмя лошадьми и укомплектованы водителем кареты и лакеем. Каждый сотрудник носил синюю майку с гербом короля и города Парижа. Сами транспортные средства, в которых находились восемь пассажиров, останавливались на маршруте только тогда, когда пассажиры просили сесть или выйти на остановках.
Первая линия пролегала от ворот Сен-Антуан до Люксембургского дворца через Мост-о-Шандж , Пон-Нёф и улицу Дофин .
Вторая линия, соединившая улицы Сен-Антуан и улицу Сен-Дени, начала работу 11 апреля.
Третий маршрут, связавший Люксембургский дворец с улицей Монмартр через мост Сен-Мишель , начал работу 2 мая.
Четвертый маршрут, обслуживание которого началось 24 июня, содержал две новые инновации: круговой маршрут и тарифы на основе расстояния, которые были реализованы путем разделения кругового маршрута на шесть участков; гонщики платили пять солов, проезжая два участка.
Пятый маршрут, соединивший Люксембургский дворец и улицу Пуату, начал работу 5 июля 1662 года. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Carrosses à cinq sols демонстрировали характеристики современной системы общественного транспорта. У него были согласованные маршруты, фиксированное расписание с регулярными отправлениями (7,5 минут на первой линии) и тарифы, которые варьировались в зависимости от расстояния. Однако социальная иерархия Франции того периода в сочетании с тенденцией жителей жить рядом с местом работы были факторами, которые значительно снизили спрос на эту услугу. Спрос на услуги общественного транспорта будет снижаться еще 150 лет, пока не появится омнибус , первый вид общественного транспорта со времен карроссов . [ 4 ] был введен в 1823 году. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Жан Робер, Парижские трамваи , с. 28
- ^ Альфред, Рэнди (17 марта 2000 г.). «18 марта 1662 года: Автобус начинается здесь... в Париже» . Проводной . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Жан Робер, Парижские трамваи , с. 29
- ^ Гайяр, Марк. От Мадлен-Бастилии до Метеора: история парижского транспорта . п. 10.