Формулярные споры
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2014 г. ) |
Формальный спор 17-го и 18-го веков возник из-за отказа янсенистов подтвердить Формулу подчинения для янсенистов со стороны группы католических церковных служащих и учителей, которые не приняли обвинения в том, что их убеждения о природе человека и благодати были еретиками, как заявил Святой Престол . В Королевстве Франции янсенисты противостояли иезуитам . Это привело к появлению » французского теолога Блеза Паскаля , «Провинциальных писем осуждению казуистики Святым Престолом и роспуску организованного янсенизма.
Контекст
[ редактировать ]Во время Тридентского собора (1545–1563) Римско-католическая церковь подтвердила, вопреки протестантизму , как реальность человеческого liberum ariantium (свободной воли, т.е. «необязательного» характера человеческой воли, [а] ) и необходимость божественной благодати . Католицизм тогда разделился на две основные интерпретации: августинизм и томизм , которые согласились с предопределением и с действенной благодатью (или непреодолимой благодатью ), что означало, что, хотя Божественная воля неизбежно сбывается, благодать и свободная воля не были несовместимы. Августинизм был довольно преобладающим, в частности, в Левенском университете , где жесткая форма августинизма, байанство , была сформулирована Михаэлем Байусом .Неортодоксальные положения Бая о природе человека и благодати были осуждены в папской булле Ex omnibus afflictionibus , обнародованной Папой Пием V в 1567 году, как еретические . [1] По мнению Жозефа Сольера, в «Католической энциклопедии » концепция Байуса о первобытном состоянии человека была пелагийской ; его представление о падении было кальвинистским ; и его теория искупления была более чем лютеранской и близка к социнианству . [2]
После Тридентского собора в Церкви возникли две конкурирующие теории. Под влиянием идей Возрождения недавно основанное Общество Иисуса утвердило роль свободной воли с такими авторами, как Джордж де Монтемайор , Григорий Валентский , Леонард Лессиус и Иоганн Гамелиус .
Иезуит Луис Молина опубликовал в 1588 году книгу «О свободе арбитража cum gratiae donis, divina praescientia, praedestinatione et reprobatione concordia» , в которой утверждалось, что Бог предлагает Свою благодать всем людям и что каждый принял ее или отверг по своей свободной воле. это. Богословие Молины о достаточной благодати стало популярным, но отсутствие различия между достаточной и действенной благодатью (наряду с утверждением о контрфактической определенности ) встретило сопротивление со стороны больших слоев Церкви, которые считали ее несовместимой с суверенитетом или благостью Бога.
В противовес этому янсенисты утверждали, что поддерживают августинизм , который настаивал на отдельной определяющей действенной благодати . Иезуиты приняли утверждение Августина о необходимости благодати, но отвергли идею о том, что существует какая-либо существенная разница между достаточной и действенной благодатью (оба в определенной степени определяют поведение человека).
Аналогичный спор возник между доминиканцами и иезуитами, что побудило Папу Климента VIII учредить Congregatio de Auxiliis (1597–1607), чтобы урегулировать споры. Хотя этот вопрос казался молинизму невыгодным , в конце концов он был скорее приостановлен, чем решен. Папа Павел V в указе Священной канцелярии 1611 года запретил публикацию без предварительного рассмотрения инквизицией всех произведений, включая комментарии, о помощи благодати. [3] Папа Урбан VIII в указе Священной канцелярии 1625 года и указе Священной канцелярии 1640 года подтвердил указ Павла V и предупредил о таких порицаниях , как лишение преподавательских и проповеднических способностей , а также отлучение от церкви . [3]
Богословские дебаты
[ редактировать ]В 1628 году Корнелиус Янсен , профессор Левена, начал писать «Августин» , трехтомный трактат об Августине Гиппопотамском , в котором иезуиты смешивались с пелагианством, подчеркивая положения Августина. Августин был опубликован посмертно: в 1640 году в Левене, в 1641 году в Париже и в 1642 году в Руане . Августин возобновил дебаты, умиротворенные Congregatio de Auxiliis.
Во Франции кардинал Арман Жан дю Плесси де Ришелье решительно выступал против Янсена, отчасти потому, что Янсен написал брошюру Mars Gallicus (1635 г.) против антигабсбургской политики Ришелье и его союзов с немецкими государствами. Поэтому Ришелье поручил Исааку Аберу , теологу Нотр-Дама , проповедовать против Пелагия. Ришелье назначил Альфонса Ле Мойна профессором Сорбонны, чтобы опровергнуть Августина .
Многие богословы Сорбонны выступали против Ришелье, поскольку они в основном следовали настоянию августинизма на действенной благодати. Но главными противниками Ле Муана и Абера были янсенисты монастыря Пор-Рояль. В 1638 году Ришелье отправил своего лидера Жана дю Вержье де Оранна в тюрьму в Венсенне . Вержье де Оранн был другом Янсена. Заключение дало ему дальнейшее влияние как мученика.
После смерти Ришелье в 1642 году янсенисты ответили на нападки на Янсена, сначала в Sanctus Augustinus per seipsum docens Catholicos, et vincens Pelagianos , приписываемом ораторию Колену дю Жуане , а иногда и Антуану Арно , а затем, в 1644–1645 годах, двумя « Извинения за Янсениуса» Антуана Арно, имевшие большой успех.
Наконец, по просьбе апостольского нунция в Брюсселе Георга Паули-Стравиуса и апостольского нунция в Кельне Фабио Киджи , [ нужна ссылка ] Урбан VIII запретил Августина в In eminenti ecclesiae в 1642 году, поскольку Августин был «публикован вопреки» «осуждениям и запретам» в декретах Павла V и Урбана VIII, выражался «с пренебрежением к власти» Святого Престола и содержал ранее осужденные предложения. [4]
Папа Иннокентий X в декрете Священной канцелярии 1647 года осудил положение, содержащееся в предисловии янсениста Мартина де Баркоса » 1644 года к книге Антуана Арно «О частом причастии , что Апостол Петр и Апостол Павел «являются двумя верховными пастырями и правителями Церкви». Церкви, которые составляют одного главу», и они «два князя Церкви, равные одному», когда это положение интерпретируется «как подразумевающее полное равенство между» Петром и Павлом «без подчинения и подчинения» Павла Петру в «власть и управление». [5]
В противовес янсенизму группа докторов-теологов из Сорбонны извлекла из Августина восемь положений . [б] Эти положения касались отношения между природой и благодатью . Они обвинили Янсена в том, что он неправильно истолковал Августина, объединив янсенистов с лютеранами – в рамках крайне конфликтного контекста, который привел к французским религиозным войнам , официально закончившимся Нантским эдиктом 1598 года .
31 мая 1653 года Иннокентий X обнародовал апостольскую конституцию Cum Causee , которая осудила пять положений, найденных у Августина, как еретические. [6] В 1654 году Арно ответил на Cum casee, проведя различие между де-юре и де-факто : де-юре еретические положения могли быть осуждены, и он принял этот приговор; но де-факто их нельзя было найти в договоре Янсена.
Затем Сорбонна попыталась исключить Арно из числа богословов. Арно был вынужден уйти в подполье, а в январе 1654 года альманах, приписываемый иезуитам, грубо представлял янсенистов как тайных кальвинистов. Племянник Арно, Луи-Исаак Леметр де Саси , переводчик Библии Пор-Рояля , написал «Просветление стихотворение » в ответ на эту атаку.
Паскаль под псевдонимом Луи де Монтальте написал в 1657 году «Lettres provinciales» в защиту Арно, в котором резко критиковал иезуитов и их мораль, в частности казуистику . После публикации «Lettres provinciales » король повсюду рассылал шпионов, осудил библиотекарей, тайно публиковавших «Lettres provinciales» , и обнаружил автора «Lettres provinciales» . Теологические дебаты превратились в политическое дело.
16 октября 1656 года Александр VII обнародовал апостольскую конституцию Ad Sanctam Beati Petri Sedem , которая судила о значении и намерении слов Янсена в «Августине» , а также подтверждала и возобновляла осуждение в «Cumcasee» . [7]
Иезуиты пользовались преобладающей политической и теологической властью. В их состав входили два личных духовника короля Франции Франсуа Анна и до него Николя Коссен .
Кардинал Жюль Мазарини решительно выступал против янсенистов как в Европе, так и за рубежом (с иезуитскими сокращениями и иезуитскими миссиями в Китае ). Мазарини убедил папу заставить янсенистов подписать формуляр, согласиться с Ad Sanctam Beati Petri Sedem и признать свои ошибки. Впоследствии Ассамблея французского духовенства решила заставить всех священников подписать антиянсенистский формуляр, в котором каждый признавал папское осуждение.
Одной из последних работ Паскаля была «Ecrit sur la Signature du Formulaire» (1661), в которой он категорически выступал против подписки на формуляр и радикализировал позицию Арно: Паскаль двусмысленно утверждал, что осуждение Янсена равносильно осуждению Августина, отца Церкви .
Янсенисты Пор-Рояля , в число которых входили члены семьи Арно , такие как аббатиса Мария Анжелика Арно , Антуан Арно, Аньес Арно , и Пьер Николь , были вынуждены подписаться под « Формулой подчинения для янсенистов» . Хотя они якобы подчинялись папской власти, они добавили, что осуждение будет эффективным только в том случае, если пять положений действительно будут найдены у Августина , и заявили, что они там не фигурируют.
Янсенисты полагали, что Иннокентий X и Александр VII обладали властью осуждать еретические предложения, но не делать так, чтобы то, чего не было у Августина там было . Эта стратегия приведет к десятилетиям богословских споров и дебатов, что позволит им выиграть время.
Lettres provinciales вызвали несколько откликов со стороны иезуитов, в том числе публикацию в 1657 году анонимной Apologie pour les Casuistes contre les Calumnies des Jansenistes , написанной отцом Жоржем Перо. [с] К несчастью, оно претендовало на интерпретацию Паскалем положений казуистов, в частности, касающихся спорных положений об убийствах . Это побудило монахов Парижа осудить иезуитскую казуистику.
15 февраля 1665 года Александр VII обнародовал апостольскую конституцию Regiminis Apostolici , которая требовала, согласно Enchiridionsymbolorum , «всему церковному персоналу и учителям» подписаться на включенный в нее формуляр, « Формулу подчинения для янсенистов », согласившись как на Cum, так и на и Ad Sancam Beati Petri Sedem . [8]
С тех пор янсенисты Порт-Рояля прекратили публикацию Lettres provinciales и вместе с Паскалем начали сотрудничать с Ecrits des curés (Сочинения монахов), осуждавшими казуистику. Еще два указа, от 24 сентября 1665 г. и 18 марта 1666 г., осудили «слабую мораль» казуистов. Папа Иннокентий XI вынес второе осуждение указом от 2 марта 1679 года. Всего Ватикан осудил 110 предложений казуистов, 57 из которых были рассмотрены в Lettres provinciales . Однако книги, добавленные в Index Librorum Prohibitorum в Риме, были опубликованы во Франции. Иезуиты заранее обходили цензуру Святого Престола, публикуя там спорные книги.
16 июля 1705 года Папа Климент XI обнародовал апостольскую конституцию Vineam Domini Sabaoth , в которой провозглашалось, что «послушное молчание» не является удовлетворительным ответом на Формулу подчинения для янсенистов . [9]
Паскаль и некоторые другие янсенисты утверждали, что осуждение Янсена равнозначно осуждению Августина, и категорически отказывались согласиться с Формулой подчинения для янсенистов , с мысленными оговорками или без них. Это, в свою очередь, привело к дальнейшей радикализации короля и иезуитов, и в 1661 году монастырь Пор-Рояль был закрыт, а община янсенистов распалась – в конечном итоге она была снесена с лица земли в 1710 году по приказу Людовика XIV . Спор касался не только папской власти, но и папской власти в отношении интерпретации текстов - о чем Паскаль вспомнил, цитируя предложения кардинала-иезуита Роберта Беллармина относительно полномочий религиозных советов в вопросах догмы по сравнению с вопросами де-факто .
См. также
[ редактировать ]- Компатибилизм и инкомпатибилизм
- Конгрегация СПИДа (аналогичный спор между иезуитами и доминиканцами )
- Unigenitus Dei Filius - апостольская конституция, обнародованная Папой Климентом XI в 1713 году, осуждающая 101 янсенистское предложение Паскье Кенеля как еретическое.
- Ex Omnibus Christiani Orbis – энциклика, обнародованная Папой Бенедиктом XIV
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Необходимое» здесь означает «то, что не может быть ничем другим», поэтому отсутствие необходимости подразумевает возможность возникновения чего-то другого. Возможно, это можно объяснить как с точки зрения компатибилизма , так и с точки зрения либертарианства .
- ^ Позже в 1649 году сокращено до пяти предложений.
- ↑ Апология казуистов против клеветы янсенистов была добавлена в Index Librorum Prohibitorum в 1659 году. Александром VII
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дензингер 2012 , nn. 1901–1980.
- ^ Солье 1907 .
- ^ Jump up to: а б Дензингер 2012 , с. 453.
- ^ Дензингер 2012 , с. 455.
- ^ Дензингер 2012 , н. 1999.
- ^ Дензингер 2012 , nn. 2001–2007 гг.
- ^ Дензингер 2012 , nn. 2010–2012 гг.
- ^ Дензингер 2012 , н. 2020.
- ^ Дензингер 2012 , н. 2390.
Ссылки
[ редактировать ]- Денцингер, Генрих; Хюнерманн, Питер; и др., ред. (2012). «Сборник вероучений, определений и деклараций по вопросам веры и морали». Enchiridionsymbolorum: сборник вероучений, определений и деклараций Католической церкви (43-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-0898707465 .
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Солье, Жозеф (1907). « Мишель Байюс ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.