Только рожденный
Единородный Сын Божий На латыни «Единородный Сын Божий». Апостольская конституция Папы Климента XI. | |
---|---|
Дата подписания | 8 сентября 1713 г. |
Предмет | Осуждение янсенизма |
Только рожденный [ а ] (названная в честь латинских вступительных слов Unigenitus Dei Filius , или «Единородный Сын Божий») — апостольская конституция в форме папской буллы , обнародованная Папой Климентом XI в 1713 году. Она открыла заключительную фазу янсенистской полемики в Франция. Unigenitus осудил 101 предложение Паскье Кенеля как:
ложный, придирчивый, дурно звучащий, оскорбительный для благочестивых ушей, скандальный, пагубный, опрометчивый, вредный для Церкви и ее обычаев, оскорбительный для Церкви и государства, крамольный, нечестивый, кощунственный, подозреваемый в ереси и смакующий ее, благоприятствующий еретикам, ересь, и раскол, ошибочный, граничащий с ересью, часто осуждаемый, еретический и возрождающий различные ереси, особенно содержащиеся в знаменитых положениях Янсениуса. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В 1671 году Паскье Кенель опубликовал книгу под названием « Abrégé de lamorale de l'Evangile» («Мораль Евангелия в сокращении»). В нем содержались четыре Евангелия на французском языке с краткими пояснительными примечаниями, служившими пособием для размышления. Работу одобрил епископ Шалон-сюр-Марн . За этим последовали расширенные издания, содержащие аннотированный французский текст полного Нового Завета, в 1678 и 1693–1694 годах. Это последнее издание было настоятельно рекомендовано новым епископом Шалона Луи Антуаном де Ноаем . Хотя первое издание работы содержало лишь несколько янсенистских положений, ее тенденция стала более очевидной во втором издании, и в своей полной форме, как она появилась в 1693 году, она была – по словам Католической энциклопедии 1912 года – «проникла практически со всеми ошибками янсенизма». [ 2 ]
Несколько епископов запретили его читать, а Климент XI осудил его в краткой записке от 13 июля 1708 года, которая, однако, не была принята во Франции, поскольку ее формулировка и способ публикации не соответствовали признанным прерогативам Церкви. Галликанская церковь . Ноай, который тем временем стал архиепископом Парижа и кардиналом и который в 1702 году отказался от реликвии , которая долгое время почиталась в Шалоне как пуповина Иисуса, не был готов отказаться от одобрения, которое он дал книге, и янсенизм снова поднял голову. [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Чтобы положить конец этой ситуации, несколько епископов, поддержанных самим Людовиком XIV, попросили Папу издать буллу вместо неприемлемого решения. Бык должен был бы избегать любых выражений, противоречащих « галликанским свободам », и перед публикацией должен был быть представлен французскому правительству. Чтобы избежать дальнейшего скандала, Климент уступил этим унизительным условиям и в феврале 1712 года назначил специальную конгрегацию кардиналов и богословов, чтобы отсеять из работ Кенеля те положения, которые заслуживали церковного порицания. Самым влиятельным членом этой конгрегации был кардинал Агостино Фаброни . [ 3 ]
Бык, созданный при участии комитета, в который входил кардинал Фаброни. [ 3 ] и Грегорио Селлери, лектор Колледжа Святого Фомы , [ 4 ] отверг 101 положение из «Моральных размышлений» как Кенеля еретические и как возрождающие положения, уже осужденные в трудах Янсена . [ 2 ]
Конгрегации потребовалось восемнадцать месяцев, чтобы выполнить свою задачу, результат которой был опубликован в Риме как Bull Unigenitus 8 сентября 1713 года. [ 3 ]
Содержание
[ редактировать ]Быка начинается с предостережения Христа против лжепророков , особенно таких, как «тайно распространяющие злые учения под видом благочестия и вводящие пагубные секты под видом святости»; затем он переходит к осуждению 101 положения, взятого дословно из последнего издания работы Кенеля, таких как: благодать действует всемогуще и непреодолима; без благодати человек может только грешить; Христос умер только за избранных; всякая любовь, которая не является сверхъестественной, есть зло; без сверхъестественной любви не может быть ни надежды на Бога, ни послушания Его закону, ни доброго дела, ни молитвы, ни заслуг, ни религии; молитва грешника и другие его добрые дела, совершаемые из страха наказания, суть лишь новые грехи; Церковь состоит только из праведных и избранных; чтение Библии доступно всем; таинственное отпущение грехов должно быть отложено до момента удовлетворения; главные пастыри могут осуществлять церковную власть отлучения только с согласия, по крайней мере предполагаемого, всего тела Церкви; несправедливое отлучение не исключает отлученного из союза с Церковью. [ 3 ]
Бык осуждает также такие вещи, как то, что чтение Священного Писания предназначено для всех, что полезно и необходимо во все времена, во всех местах и для всякого человека изучать и познавать дух, благочестие и тайны Священного Писания и что его священная темнота не является основанием для того, чтобы миряне отказывались от его чтения, и что это вредно. (79–81, 83–86) [ 1 ]
Бык придирается ко многим другим утверждениям книги Кенеля, не уточняя их, в частности, к переводу Нового Завета, который, как гласит Бык, подвергся порицаемым изменениям ( damnabiliter vitiatum ) и во многом похож на ранее осужденный французский перевод. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]По словам Джона Макманнерса , «сложные дипломатические маневры, приведшие к его обнародованию, были инициированы иезуитами и их сторонниками, врагами Ноайля, а также престарелым Людовиком XIV, который хотел уничтожить янсенистов как «республиканскую партию в церкви и государстве». , одновременно поддерживая независимость Галликанской церкви ». [ 5 ]
Людовик XIV получил буллу в Фонтенбло 24 сентября 1713 года и отправил копию кардиналу Ноайлю, который, вероятно, еще до ее получения, 28 сентября отозвал свое одобрение «Моральных размышлений», данное в 1695 году. Король также созвал французское духовенство соберется в Париже, чтобы принять буллу.
На первом заседании Ноай назначил комитет под председательством кардинала Рохана Страсбургского, чтобы принять решение о наиболее подходящем способе принятия буллы. Попытки Ноя воспрепятствовать безоговорочному принятию оказались безуспешными, и бык был принят и официально зарегистрирован. Но пастырское наставление Ноя запретило его священникам под страхом отстранения принимать буллу без его разрешения; это было осуждено Римом. Епископы Франции разделились. Папа чувствовал, что его авторитет находится под угрозой, и намеревался вызвать Ноаля в курию и, если потребуется, отстранить его от кардинала. Но король и его советники, видя в такой процедуре посягательство на « галликанские свободы », предложили вместо этого созвать национальный совет, который будет судить и выносить приговор Ноаю и его фракции. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Папе не нравилась идея созыва национального совета, который мог бы излишне затянуть ссору и поставить под угрозу папскую власть. Однако он составил два протокола: один требовал безоговорочного принятия буллы Луи Антуаном де Ноайем в течение пятнадцати дней под страхом сдачи шляпы и канонического наказания, другой, более отечески указав на серьезность кардинального решения. преступление. Обе записки были переданы королю с просьбой передать менее суровый текст, если будет обоснованная надежда на скорейшее подчинение кардинала. Фактически, Ноай не давал никакой надежды на подчинение, в то время как, с другой стороны, более суровое из записок было отвергнуто королем как подрывное для «галликанских свобод». Поэтому Людовик XIV снова потребовал созыва национального совета, но умер 1 сентября 1715 года, прежде чем он смог быть созван. [ 3 ]
Филипп II Орлеанский , ныне регент Франции, поддерживал противников Буллы. 4 января 1716 года Сорбонна . приняла резолюцию, аннулирующую предыдущую регистрацию Быка, а двадцать два протестовавших сорбониста были отстранены от факультета Университеты Нанта и Реймса теперь также отвергли буллу. В результате 1 ноября Климент XI лишил Сорбонну всех папских привилегий, которыми она обладала, и попытался лишить ее права присуждать ученые степени. [ 3 ]
1 мая 1716 года Климент XI отправил во Францию две записки. Одна, адресованная регенту, строго упрекала его за поддержку противников буллы; другой, обращенный к оппозиции, угрожал лишить Ноаля пурпура и принять канонические меры против всех, кто не примет буллу в течение двух месяцев. Эти записки не были приняты регентом, поскольку их текст не был ранее представлен его министрам. Но он послал в Рим Шевалье, генерального викария Мо, янсениста, которого Папа, однако, не допустил к себе, когда стало известно, что его единственной целью было вырвать у Климента XI признание того, что булла была неясна и потребовал объяснений. На консистории, состоявшейся 27 июня 1716 года, Папа произнес страстную речь, продолжавшуюся три часа, в которой он сообщил кардиналам об обращении с Буллой во Франции и выразил намерение лишить Ноаля кардинала. В ноябре следующего года он отправил во Францию две новые записки: одну регенту, чьего сотрудничества он просил в подавлении оппозиции Булле; другой — принявшим, которых он предостерегал от происков непокорных и просил увещевать заблуждающихся братьев отказаться от сопротивления. [ 3 ]
1 марта 1717 года четыре епископа ( Соанен Сенезский , де ЛаБру Мирпуа , Кольбер Монпелье и Делангль Булонский ) составили обращение буллы к генеральному совету, основав таким образом партию, известную в дальнейшем как «апеллянты». . С 5 марта по 13 мая к ним присоединились факультеты Сорбонны, Реймса и Нанта; а также епископы Вердена, Памье, Шалона, Кондома, Ажена, Сен-Мало и Осера; и более года спустя епископы Лана, Байонны и Ангулема. [ 3 ]
Хотя личное письмо Папы от 25 марта и совместное письмо кардиналов в Риме настоятельно призывали Ноайля подчиниться, он также составил апелляцию 3 апреля, «от Папы, явно ошибающегося, и от Конституции Unigenitus , в соответствии с декретами Констанцского и Базельского соборов, чтобы Папа был лучше информирован, и чтобы генеральный совет проводился без ограничений и в безопасном месте». [ 3 ] Однако пока он не опубликовал свое обращение, а сдал его в архивы официальных лиц Парижа. 6 мая он написал длинное письмо Папе, в котором пытается обосновать свою позицию и позицию своих сторонников. Через несколько месяцев было опубликовано его обращение из «Быка». К апеллянтам вскоре присоединились многие священники и монашествующие, особенно из Парижской и Реймсской епархий. Для увеличения списка апеллянтов были приняты имена мирян и даже мирянок. Сообщается, что число апеллянтов достигло от 1800 до 2000, что прискорбно мало для примерно 1 500 000 ливров (300 000 долларов США), полученных в виде взяток. [ 3 ]
8 марта 1718 г. появился Указ инквизиции, одобренный Климентом XI, осуждавший обращение четырех епископов как раскольническое и еретическое, а обращение Ноя - как раскольническое и приближающееся к ереси. Поскольку они не отозвали свою апелляцию в течение разумного периода времени, Папа издал 28 августа 1718 года буллу «Pastoralis officii», отлучающую от церкви всех, кто отказывался принять буллу Unigenitus . [ 3 ] Но они апеллировали и к этой второй булле. Ноай, наконец, сделал двусмысленное заявление 13 марта 1720 года, подписав объяснение к Bull Unigenitus , составленное по приказу французского государственного секретаря Гийома кардинала Дюбуа и позже одобренное девяносто пятью епископами. [ 3 ]
После большого давления со стороны короля Франции и епископов Ноай обнародовал это двусмысленное принятие буллы в своем пастырском наставлении от 18 ноября 1720 года. Но это не удовлетворило Климента XI, который требовал безоговорочного принятия. После смерти Климента XI 19 марта 1721 года апеллянты продолжали свое упрямство во время понтификатов Иннокентия XIII (1721–1724) и Бенедикта XIII (1724–1730). Ноай, душа оппозиции, наконец, 11 октября 1728 г. подчинился искренне и безоговорочно и вскоре умер (2 мая 1729 г.). Апостольский Престол в согласованных действиях с новым архиепископом Парижским Винтимиллем и французским правительством постепенно добился подчинения большинства апеллянтов. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Не путать с одноименной папской буллой, изданной Папой Климентом VI в 1343 году.
См. также
[ редактировать ]- Янсенизм и янсенизм: наследие
- Формулярные споры
- Бык и бескомпромиссный ответ кардинала де Ноай пародируются во Клода Проспера Жолио де Кребийона втором романе «Скиммер» («Скиммер», 1734).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Единородный » Папаленцикликалы.нет. 8 сентября 1713 г. Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Отт, Майкл. «Унигенитус». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 3 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Там в 1912 г.
- ^ «Кардиналы Священной Римской Церкви — Биографический словарь — Консистория от 9 декабря 1726 года» . .fiu.edu . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Макманнерс, Джон, Церковь и общество во Франции восемнадцатого века , Том 2: «Религия народа и политика религии» , 1999, Печать ISBN 9780198270041
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Отт, Майкл (1912). « Унигенитус ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Климент XI (8 сентября 1713 г.) [1851 г.]. Теодор Алоис Бакли . Лондон: Джордж Рутледж и компания, стр. 345–358 – через Wikisource . . из Канонов и постановлений Тридентского Собора. Пер.