Ассамблея французского духовенства
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2012 г. ) |
Ассамблея французского духовенства ( assemblée du clergé de France ) изначально была представительным собранием католического духовенства Франции, проводимым каждые пять лет с целью распределения финансового бремени, возложенного на духовенство Французской католической церкви . короли Франции . Заседая с 1560 по 1789 год, Собрания предоставили духовенству автономное финансовое управление, с помощью которого оно защищало себя от налогов.
Ранняя история
[ редактировать ]В средние века крестовые походы были поводом для частых обложений церковных владений. Дайм Саладин (Десятина Саладина) была открыта, когда Филипп II Август (1180–1223) объединил свои силы с силами Ричарда Английского, чтобы избавить Иерусалим от Саладина . В более поздний период пожертвования духовенства были увеличены, и во время правления Людовика IX (1235–1270) за двадцать восемь лет зарегистрировано тринадцать субсидий.
Шестнадцатый век
[ редактировать ]Франциск I Французский (1515–1548 гг.) постоянно обращался к церковной казне. Религиозные войны XVI века предоставили французским королям повод для новых требований к церкви.
В 1560 году духовенство провело в Пуасси съезд для рассмотрения вопросов церковной реформы, событие, ставшее известным благодаря спору ( Colloque de Poissy ) между католическими епископами и протестантскими священниками, в котором главными ораторами были кардинал Лотарингский и Теодор Беза . На этом собрании духовенство взяло на себя обязательство, заключенное от имени всего духовенства, платить королю 1 600 000 ливров ежегодно в течение шести лет; определенные поместья и налоги, которые были заложены Отелю де Виль парижскому за (ежегодную) ренту или доход в размере 6 300 000 ливров. Другими словами, духовенство обязалось выкупить за короля через десять лет капитал в 7 560 000 ливров. Французские монархи, вместо того чтобы погасить свои долги, давали новые займы на основе этих доходов, выплачиваемых церковью, как если бы это было чем-то постоянным. После длительных обсуждений духовенство, собравшееся в Мелене (1579–1580 гг.), согласилось продлить контракт на десять лет - меру, которая должна была повторяться каждое десятилетие до Французской революции. «Собрания духовенства» теперь стали устоявшимся институтом. Таким образом, Французская церковь получила право на свободу собраний и свободу слова именно тогда, когда собрания Генеральные штаты ( États généraux ) должны были быть упразднены, а голос нации должен был быть заглушен на период 200 лет. [ сомнительно – обсудить ]
Организация
[ редактировать ]Эти ассамблеи очень рано приняли ту форму организации, которую им предстояло сохранить до Французской революции . Выборы депутатов, образующих этот орган, проводились по церковным провинциям . В 1619 году было решено, что каждая провинция должна посылать четырех депутатов (двух епископов и двух священников) на ассамблеи договоров, проводимые каждые десять лет, и двух на ассамблеи счетных собраний , которые собирались один раз в течение десяти лет.
В соответствии с этим соглашением собрание созывалось каждые пять лет. Выборы депутатов проходили в два этапа. Сначала на епархиальное собрание были созваны все держатели бенефиций, большинством голосов которых избирались два делегата. Затем они направились на митрополичью кафедру и под председательством митрополита избрали провинциальных депутатов.
Теоретически приходские священники ( curés ) могли быть выбраны, но на самом деле из-за своего социального положения, более низкого, чем у аббатов и каноников, они редко имели места в собраниях. Для избрания достаточно сана иподьякона; В своих мемуарах аббат Лежандр описывает как современный случай тот случай, когда один из этих молодых законодателей после выходки был жестоко избит своим наставником, который сопровождал его в Париж. Собрания всегда оставляли за собой право решать вопрос о полномочиях прокуроров и полномочиях депутатов. Они хотели также сохранить за собой право выбирать своего президента, которого всегда выбирали из числа епископов. Однако, чтобы урегулировать соперничество, на пост президента обычно выдвигалось несколько человек, из которых только один выполнял эту функцию.
Кроме того, при сильном правительстве и несмотря на резолюцию о сохранении своего избирательного права Собрания вряд ли выберут человека, который не будет пользоваться поддержкой суда. Во время правления Людовика XIV Арле де Шампваллон , архиепископ Парижский , несколько раз был президентом. Наконец, Сен-Симон пишет, что королевское неудовольствие лишило его влияния на духовенство и даже сократило его жизнь.
Должности секретаря и «промоутера», которые архиереи считали несколько низшими, были отведены наместникам второго ранга, т. е. священникам.
комиссии
[ редактировать ]Собрания французского духовенства разделили свою работу между комиссиями. «Комиссия по временным делам» была очень важна, и ей предстояло вести необычайно большой объем дел. Финансовые вопросы, породившие эти собрания, продолжали привлекать их внимание до самой революции. Начиная с семнадцатого века, выплата арендной платы за ратушу была незначительной по сравнению с суммами, которые духовенство было вынуждено голосовать королю под именем dons gratuits , или бесплатных подарков.
Финансы
[ редактировать ]В средние века было установлено, что церковь должна участвовать не только в расходах крестовых походов, но и в защите королевства, и эта традиция продолжается и в наши дни. Религиозные войны XVI века, позднее осада Ла-Рошели (1628 г.) при Ришелье и, в еще большей степени, политические войны, которые вели Генрих IV, Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI, вызвали сбор огромных субсидии духовенству. Иллюстрацией может служить следующий пример: духовенство, проголосовавшее за шестнадцать миллионов ливров в 1779 году, дало еще тридцать миллионов в 1780 году на расходы французского правительства в войне за Американскую революцию , к которым они добавили в 1782 году шестнадцать миллионов, а в 1786 год — восемнадцать миллионов.
Французские короли не раз выражали благодарность этому органу за услуги, которые он оказал как монархии, так и отечеству в своевременной и щедрой выплате крупных субсидий в критические моменты. По официальным документам подсчитано, что за три четверти века (1715-1789 гг.) духовенство выплатило либо за арендную плату за отель де Виль, либо в качестве «бесплатных подарков» более 380 миллионов ливров.
Когда в 1789 году была предпринята попытка возложить на Французскую церковь равную долю государственных расходов, архиепископ Парижский монсеньор де Жюань смог сказать, что Церковь уже внесла такой же вклад, как и другие ордена ( дворянство, буржуазия и народ); его бремя не будет увеличено новым законом, который налагает на всех равную долю участия в расходах государства.
Администрация
[ редактировать ]Собрания духовенства тщательно осуществляли свое временное управление. Они назначили на десять лет генерального управляющего ( Receveur-général ), фактически министра финансов. Эта должность приносила щедрую зарплату, и для избрания на нее требовалось большинство в две трети. Он был обязан обеспечить охрану своей резиденции в Париже и дать подробный отчет о своем управлении собравшемуся духовенству. В каждой епархии существовала коллегия избранных делегатов под председательством епископа, в обязанности которого входило распределение взносов между облагороженными священнослужителями. Это Bureau diocésain de décimes (Епархиальное десятинное управление) было уполномочено разрешать обычные споры. Над ним находились высшие коллегии апелляционных судов в Париже, Лионе, Руане, Туре, Тулузе, Бордо, Эксе и Бурже, решения которых были окончательными во всех спорах, касающихся взносов епархий, находящихся под их юрисдикцией.
Таким образом, духовенство имело собственную, независимую от государства администрацию, что было очень важной привилегией при старом режиме . Их кредит был самым высоким; архивы сохранили для нас многие тысячи договоров аренды, заключенных частными лицами с Церковью конфиденциально.
Было сказано [ кем? ] что г-н де Вильль ввел во Франции конвертацию аннуитетов и последующее снижение процентов; на самом деле это практиковалось духовенством с конца семнадцатого века, когда оно было вынуждено договариваться о займах, чтобы предоставить суммы, требуемые Людовиком XIV. Неккер , компетентный судья, похвалил духовенство за заботу, проявленную им при погашении этих долгов. Он также похвалил клерикальную систему распределения налогов, согласно которой облагодетельствованные священнослужители по всему королевству были разделены на восемь департаментов или классов, чтобы облегчить распределение налогов в возрастающем соотношении в соответствии с ресурсами каждого. Это показывает, что и при старом режиме духовенство поставило на практическую основу в своей собственной системе доходов импот прогрессив , или систему ступенчатой оценки доходов.
На пороге революции они приняли принцип, согласно которому общественное бремя должно быть поровну разделено между всеми классами нации, — шаг, который они слишком долго откладывали. Общественное мнение уже осудило любые привилегии.
Доктрина
[ редактировать ]Собрания духовенства не ограничивали свое внимание мирскими делами. Среди обсуждавшихся в них тем важное место занимали доктринальные вопросы и духовные вопросы. Действительно, Коллоквиум Пуасси, первоначальный зародыш Ассамблей, был созван специально для обсуждения протестантизма и против раскола и ереси .
Практически каждая ассамблея, от первой в 1560 г. до последней в 1788 г., занималась проблемой протестантизма; их отношение едва ли было благоприятным для свободы совести . В свою очередь, янсенизм получил большое внимание со стороны этих Ассамблей, которые всегда поддерживали осуждавшие его папские буллы. Действительно, некоторые из самых суровых мер против янсенизма исходили именно отсюда.
Восемнадцатый век с его философами и энциклопедистами принес Собраниям Духовенства тревогу нового и тревожного характера. Они возбуждали и воодушевляли христианских апологетов, призывали короля защищать Церковь и защищать веру французского народа. С этой задачей они добились меньшего успеха, чем в своих предыдущих начинаниях.
Ассамблея 1682 года
[ редактировать ], проголосовала за четыре статьи Ассамблея 1682 года, созванная для рассмотрения régale , термин, обозначающий право, принимаемое французским королем во время вакантности кафедры, присваивать ее доходы и назначать бенефиций. Короли Франции часто заявляли, что право королевского двора принадлежит им в силу верховенства короны над всеми престолами. При Людовике XIV эти требования энергично соблюдались. Два прелата, Николя Павийон , епископ Алетский , и Франсуа-Этьен Коле , епископ Памьерский , оказали живое сопротивление королевским притязаниям. Папа поддержал их всей своей властью. После этого король созвал Ассамблею 1682 года под председательством Харлея де Шампваллона и Ле Телье , архиепископов Парижа и Реймса соответственно. Боссюэ 9 ноября 1681 года произнес в церкви Великих Огюстенов в Париже свою проповедь «О единстве церкви». Это красноречие оказалось настолько удачным, что заслужило одобрение как папы, так и короля. Вопреки своему обычаю, Ассамблея распорядилась напечатать речь. В этой связи вопрос о régale было быстро решено в соответствии с королевским желанием.
Когда Людовик XIV попросил Собрание высказать свое мнение по поводу авторитета Папы, Боссюэ попытался выжидать и потребовал, прежде чем двигаться дальше, тщательно изучить христианскую традицию по этому вопросу. Этот шаг оказался неудачным, и епископ Мо выступил против галликанских предложений, представленных от имени комиссии Шуазель-Прасленом , епископом Турне . После этого предложения были переданы самому Боссюэ; ему удалось исключить из них раздражающий вопрос об апелляциях к будущему собору - предложение, которое несколько раз осуждалось Святым Престолом.
Именно тогда Ассамблея проголосовала (19 марта 1682 г.) за «Четыре статьи», которые можно кратко резюмировать следующим образом:
- Папа не имеет права, прямого или косвенного, на светскую власть королей.
- Папа подчиняется Генеральному совету , и декреты Констанцского совета его четвертой и пятой сессий по-прежнему имеют обязательную силу.
- Осуществление понтификальной власти должно регулироваться церковными канонами.
- Догматические решения папы не являются бесповоротными до тех пор, пока они не будут подтверждены суждением всей Церкви.
Боссюэ, который помимо своей воли был втянут в дискуссию, написал свою «Defensio Declaris» в оправдание решений Ассамблеи. Однако оно не было опубликовано до его смерти. Король приказал Четыре статьи провозгласить со всех кафедр Франции. Папа Иннокентий XI (1676–1689), несмотря на свое недовольство, не решился вынести порицание публикации «Четырех статей». Он ограничился выражением своего неодобрения решения, принятого Собранием по вопросу о régale , и отказал в папских буллах тем членам Собрания, которые были избраны королем на вакантные кафедры.
Генеральные агенты
[ редактировать ]Чтобы придать единство действиям Ассамблей и сохранить их влияние в течение долгих перерывов между этими заседаниями, были избраны два священнослужителя, которые с этого момента стали как бы исполнительной властью Французской церкви. Они были известны как генеральные агенты ( Agents-Généraux ) и были очень важными персонами при старом режиме. Хотя они и выбирались из числа духовенства второго ранга, т. е. из числа священников, они всегда были людьми хорошего происхождения, выдающейся осанки и хорошо знакомыми с обычаями мира и двора. Они вели счета всех получателей, ревностно защищали все права Церкви, обращали внимание на все, что наносило ущерб ее дисциплинарным прерогативам, и представляли в парламенте церковную власть и интересы во всех делах, в которых участвовала Церковь. . Они пользовались привилегией коммитмуса и имели особые полномочия входить в королевский совет и выступать перед ним по церковным вопросам. По случаю каждой Ассамблеи эти агенты давали отчет о своей администрации в отчетах, несколько томов которых были опубликованы с начала восемнадцатого века под названием Агентские отношения . Обычной наградой за их услуги был епископат. Их обязанности превосходно подготовили их к пониманию государственных дел. Монсеньор де Сисе , монсеньор де Ла Люцерн , аббат де Монтескью и Талейран , все из которых играли важные роли в Учредительном собрании , были в свое время генеральными агентами духовенства.
Ссылки
[ редактировать ]- Гринбаум, Луи С. «Талейран как генеральный агент духовенства Франции: исследование сравнительного влияния». Католический исторический обзор 48.4 (1963): 473-486 онлайн
- Рукописи и национальные архивы, серия G8, в Национальной библиотеке, Париж. Записи Национального архива содержат подлинные протоколы ( proc-verbaux ) Ассамблей: Сборник протоколов духовенства Франции с 1560 года по настоящее время (1767–78, 9 томов). Каждая из более поздних Ассамблей имела отчет напечатан в одном томе.
- Сборник актов и воспоминаний духовенства Франции (1771) I и VIII.
- Луи Сербат, Собрания духовенства Франции (Париж, 1906 г.), 1561–1615 гг.);
- Мори в «Revue des deux Mondes » (1878);
- Бурлон в «Ревю дю Клерге» (1905–06);
- Сикард, Древнее духовенство Франции (Париж, 1893–1903).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Собрания французского духовенства ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.