Жизненные шансы
Жизненные шансы ( Lebenschancen на немецком языке ) — это социологическая теория, которая относится к возможностям каждого человека улучшить качество своей жизни. Эта концепция была предложена немецким социологом Максом Вебером в 1920-х годах. [1] Это вероятностная концепция, описывающая, насколько вероятно, что при определенных факторах жизнь человека сложится определенным образом. [2] Согласно этой теории, жизненные шансы положительно коррелируют с социально-экономическим статусом . [3]
Возможности в этом смысле относятся к степени, в которой человек имеет доступ к ресурсам, как материальным, таким как еда, одежда и жилье, так и нематериальным, таким как образование и здравоохранение. [4] Жизненные шансы включают в себя способность человека добывать товары , делать карьеру и получать внутреннее удовлетворение; другими словами, способность удовлетворять свои потребности . [5]
Теория
[ редактировать ]Веберовские жизненные шансы можно рассматривать как расширение некоторых идей Карла Маркса . И Вебер, и Маркс согласились, что экономические факторы важны для определения будущего, но концепции Вебера о жизненных шансах более сложны; вдохновлен взглядами Маркса на социальную стратификацию и социальный класс , но отличается от них . Если для Маркса классовый статус важнейшим фактором был и он соотносил жизненные шансы с материальным богатством, то Вебер ввел такие дополнительные факторы, как социальная мобильность и социальное равенство . [6] [7] Другие факторы включают факторы, связанные с социально-экономическим статусом, такие как пол , раса и этническая принадлежность . [8]
Хотя некоторые из этих факторов, такие как возраст, раса или пол , являются случайными, [8] Вебер подчеркнул связь между жизненными шансами и неслучайными элементами трехкомпонентной теории стратификации – как социальный класс , социальный статус и политическая принадлежность влияют на жизнь каждого человека. Другими словами, индивиды в определенных группах имеют общий причинный компонент своих жизненных шансов: они находятся в схожей ситуации, что, как правило, подразумевает схожий результат их действий. Вебер отмечает важность экономических факторов: [9] [10] как власть тех, кто имеет собственность , по сравнению с теми, кто не имеет собственности, дает первым большие преимущества перед вторыми. [10]
Вебер также отмечал, что жизненные шансы в определенной степени субъективны : оценка человеком своих жизненных шансов будет влиять на его действия; следовательно, если человек верит, что он является или может стать уважаемым и ценным членом общества , этот результат и связанные с ним положительные результаты с большей вероятностью станут реальностью для такого человека, чем для человека без этого убеждения. [11] Люди без такого убеждения, особенно те, кто сознательно поддерживает или бессознательно усвоил противоположное убеждение, уязвимы перед выученной беспомощностью и ее долгосрочными последствиями.
С точки зрения свободы действий и структуры жизненные шансы представляют собой структуру, факторы, над которыми человек не имеет контроля; тогда как его жизненное поведение - ценности и убеждения, отношение к риску, социальные навыки или, в более общем смысле, свободный волевой выбор своего поведения - представляет собой факторы, которые он может контролировать. [8] Согласно теориям Вебера, за образ жизни человека наряду с жизненным поведением отвечают жизненные шансы . [3]
В социальной инженерии жизненные шансы, возможно, придется сопоставлять с другими целями, такими как искоренение бедности , обеспечение личной свободы или обеспечение равенства при рождении.
Аскриптивные качества
[ редактировать ]Подход жизненных шансов предполагает, что статус не достигается полностью , но в некоторой степени приписывается . Идея жизненных шансов заключается в том, что социально-экономический статус и социальное положение положительно коррелируют с возможностями и качеством тех возможностей, которые у человека есть. [12] Он представляет вероятность того, что жизнь человека пойдет по определенному пути, как правило, подобному пути его родителей. В целом, в обществах, где упор делается на приписывание , возможности относительно невелики, а статус (в смысле престижа в обществе) часто передается по наследству.Это означает, что люди фактически получают свой статус в результате группы, в которой они родились, а не зарабатывают его исключительно за свои заслуги. [13] Аскриптивные качества, такие как раса / этническая принадлежность , пол и класс происхождения, могут влиять на жизненные шансы человека. Во всех обществах родители передают своим детям все преимущества и недостатки, которые у них есть. [14]
Класс происхождения человека определяет район, в котором он живет, что, в свою очередь, влияет на уровень образования , людей, с которыми он общается, и, в конечном итоге, на его классовую идентификацию . Очень важным фактором, влияющим на жизненные шансы, является жилье и общее неравенство на рынке недвижимости. [15] Более плохое жилье повлияет на здоровье, наличие удобств, вероятность стать жертвой преступления и многие другие аспекты жизни. Удобства для отдыха часто расположены в районах среднего класса или рядом с местами нефизического труда. Членство в тренажерном зале стоит дорого, а субсидии редко предоставляются сотрудникам более низкого уровня. Таким образом, в целом средний и высший классы имеют гораздо больше шансов на жизнь, чем менее благополучные группы. [13]
Если человек родился в богатой семье, он будет иметь доступ к гораздо более желанным ресурсам, которые могут помочь ему в дальнейшем повышении своих жизненных шансов в гораздо большей степени, чем тот, кто родился в бедной семье рабочего класса . семьи Один из этих ресурсов включает в себя социальные связи и способность человека с хорошими связями родителей получить большую выгоду в процессе достижения статуса. Достижение статуса относится к тому, как каждый человек входит в профессию. Это включает в себя то, как сочетаются приписываемые и достигаемые факторы, поскольку каждый человек приступает к профессии в зависимости от того, как статус его родителей создает преимущества и недостатки, его собственных усилий и способностей, а также степени удачи. [14]
Дополнительным измерением является влияние семейной динамики на жизненные шансы, например, наличие биологических родителей, качество семейных отношений и конфигурация братьев и сестер. Например, было продемонстрировано, что дети разведенных родителей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия, больше проблем в собственных отношениях, больший риск развода, а также, как правило, менее образованы. [16]
Преодоление плохих жизненных шансов
[ редактировать ]Макс Вебер обсуждал влияние социального расслоения на жизненные шансы. Он утверждал, что жизненные шансы — это возможности и возможности, составляющие образ жизни . На жизненные шансы влияет ряд факторов. Некоторые из них включают: доход , социальный класс и профессиональный престиж . Все эти факторы влияют на доступность ресурсов для человека. Например, у людей с низким доходом мало шансов на жизнь. Их образование может быть не таким высоким, и у них может не быть достаточно высокого дохода, чтобы достичь продвинутого уровня образования. [17] По мнению Ваута Улти, образование является важным аспектом преодоления жизненных шансов. [18] Без образования труднее получить работу, обеспечивающую существенный доход, позволяющий прокормить семью из четырех человек. «Высшее образование – это способ оставаться впереди». [18] Чем выше образование, тем выше доход и престиж профессии , что приводит к увеличению ресурсов для человека и его семьи.
Раннее вмешательство также необходимо для улучшения жизненных шансов. Save the Children — это неправительственная группа, которая работает в интересах детей. Они продвигают права детей и помогают детям в слаборазвитых странах, которые нуждаются в помощи. Великобритания начала программу раннего вмешательства, которая помогает улучшить жизненные шансы на ранних этапах жизни ребенка. Они считают, что «ни один ребенок не должен терпеть бедность и жизненные шансы ребенка не должны определяться случайностью рождения». [19] Эта программа была создана для того, чтобы гарантировать, что неравенство в обучении детей будет устранено до того, как возникнут проблемы, и отделит их от сверстников. Для этого эта программа дает родителям младших классов знания, необходимые им для того, чтобы эффективно помочь своим детям в обучении в домашней обстановке, чтобы они были хорошо подготовлены к поступлению в школу. Примером может служить повышение уровня чтения родителей, чтобы они могли научить своих детей читать и писать еще до детского сада. Это позволяет детям из младших классов быть примерно на том же уровне, что и дети из старших классов с более образованными родителями. Раннее вмешательство позволит детям начать свое образование с правильной ноги, приобретя навыки, необходимые им для достижения успеха и достижения высокого уровня образования, тем самым улучшая свои жизненные шансы.
Идентификация класса и влияние на образ жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Вебер отмечал, что жизненные шансы частично определяются субъективными факторами, например тем, как человек воспринимает свои жизненные шансы. То, как человек воспринимает свои жизненные шансы, во многом определяется тем, как он воспринимает свой социальный класс , поскольку жизненные шансы и социальный класс идут рука об руку и усиливают друг друга. По мнению Вебера, это происходит потому, что жизненные шансы во многом определяются экономическими факторами, такими как социальный класс. Феномен того, как вы воспринимаете вещи, действительно влияющие на реальные результаты жизненных шансов, объясняется теорией Роберта К. Мертона «самоисполняющегося пророчества», которую он обсуждает в своей книге «Социальная теория и социальная структура». По сути, это означает, что люди могут сказать себе что-то вроде: «Я принадлежу к низшему классу, моя семья всегда принадлежала к низшему классу, у меня нет никаких шансов, что я когда-нибудь буду обеспеченным», и хотя это утверждение потенциально могло не в конечном итоге оказалось правдой, это стало правдой просто потому, что человек верил, что это будет так, и благодаря своему отношению и недостатку самооценки сделал это своей реальностью.
Если вы относитесь к низшему социальному классу и считаете, что, скорее всего, никогда не станете никем другим, это повлияет на ваше жизненное поведение множеством способов. что, в свою очередь, повлияет на ваши жизненные шансы. Во-первых, компания, которую вы поддерживаете, может привести к тому, что вы начнете общаться с людьми, которые не помогут вам выбраться из низкой социально-экономической среды. Это также может повлиять на ваше жизненное поведение, заставив вас думать, что вы недостаточно квалифицированы ни для чего, кроме работы рабочего класса . Это также может повлиять на ваше жизненное поведение, заставив вас думать, что получение высшего образования не для человека вашего социального положения, а также гарантируя, что вы никогда не преодолеете работу рабочего класса. Взаимосвязь между социальным классом, жизненным поведением и жизненными шансами является сильной и часто решает, какой будет судьба человека в жизни.
См. также
[ редактировать ]- Сырьевые товары
- Социальная мобильность
- Колоколовая кривая
- Социальное положение
- Социальная стратификация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жизненные шансы – о чем мы говорим?» . 5 августа 2016 г.
- ^ (Хьюз 2003)
- ^ Jump up to: а б Блэквелл, 2005 г.
- ^ Кендалл, 2009 г.
- ^ Карл Кунео, Макс Вебер. Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Ровенна Харрисон, Возможно ли нестратифицированное общество?
- ↑ Жизненные шансы и социальная мобильность. Архивировано 16 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Кевин Фицпатрик, Марк Ла Гори, Нездоровые места: экология риска в городском ландшафте , Psychology Press, 2000, ISBN 0-415-92372-7 , Google Print, стр. 90-91.
- ^ Уильям К. Кокерхэм Здоровье и социальные изменения в России и Восточной Европе , Routledge, 1999, ISBN 0-415-92081-7 , [1]
- ^ Jump up to: а б Множественные источники власти – класс, статус и партия
- ^ Вебер и Класс .
- ^ Эллиот, Дэвид Л.; Зинн, МБ; Эйтцен, DS (апрель 1988 г.). «Разнообразие в американских семьях» . Преподавание социологии . 16 (2): 212. дои : 10.2307/1317428 . ISSN 0092-055X . JSTOR 1317428 .
- ^ Jump up to: а б Йейтс, Никола. «Информационный бюллетень по социологии – жизненные шансы». www.curriculum-press.co.uk. Bank House и Интернет. 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бигли, Леонард. «Социология и стратификация». Структура социальной стратификации в США. 5-е изд. Np: Pearson Education, 2008. Н. стр. Распечатать.
- ^ Флорида, Ричард (13 апреля 2018 г.). «Является ли жилищное неравенство основной движущей силой экономического неравенства?» . Блумберг .
- ^ Гугушвили, Алексий. Аскриптивное неравенство и жизненные шансы в Грузии. www.css.ge. Нп и Интернет. 14 ноября 2013 г. [2] .
- ^ Уайт, Кевин. «жизненные шансы». Кембриджский социологический словарь. Эд. Брайан С. Тернер. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2006. 338. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ульти, Вут. «Жизненные шансы и ресурсы». Энциклопедия социологии Блэквелла. Ритцер, Джордж (ред.). Blackwell Publishing, 2007. Интернет-справочник Blackwell. 15 ноября 2013 г. [3]
- ^ «Обзор раннего вмешательства». Спасите детей. Спасите детей, ноябрь 2010 г. Интернет. 17 ноября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Диана Кендалл, «Социология во времена: основы» , Cengage Learning, 2009 г., ISBN 0-495-59862-3 , Google Print, стр. 214.
- Джон Хьюз, Уэс Шаррок, Питер Дж. Мартин, Понимание классической социологии: Маркс, Вебер, Дюркгейм , Sage Publications Inc, 2003, ISBN 0-7619-5467-8 , Google Print, стр. 107.
- Уильям Кокерхэм (ред.), «Спутник медицинской социологии Блэквелла» , Blackwell Publishing, Google Print, 2005 г., стр. 12.
- Жизненные шансы и социальная мобильность (неработающая ссылка)
- Множественные источники власти – класс, статус и партия
- ВЕБЕР И КЛАСС (неработающая ссылка)
- Социальная стратификация
- Возможно ли нестратифицированное общество? (неработающая ссылка)
- Макс Вебер, Экономика и общество , Издательство Калифорнийского университета, 1978 г., ISBN 0-520-03500-3