Катий
Катий ( ок . 50–40-е гг. до н. э.) был философом -эпикурейцем , этнически идентифицированным как инсубрийский кельт из Галлии Транспаданы . Эпикурейские сочинения Амафиния , Рабирия и Катия были самыми ранними философскими трактатами, написанными на латыни . [ 1 ] Катий составил трактат в четырех книгах о физическом мире и о высшем благе ( De rerum natura et de summo bono ). Цицерон приписывает ему, наряду с меньшим стилистом-прозаиком Амафинием, написание доступных текстов, которые популяризировали эпикурейскую философию среди плебса или простых людей. [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]В письме от января 45 г. до н.э. Цицерон говорит о Катии как о недавно умершем. [ 3 ] Письмо адресовано Кассию Лонгину , одному из будущих убийц Юлия Цезаря и недавнему обращенному в эпикурейство. [ 4 ] Цицерон подстрекает Кассия к его новой философии и шутит о спектрах Катианы («Катианских видениях»), то есть εἴδωλα или материальных образах, которые, как полагали эпикурейцы, представлялись уму и вызывали идею отсутствующих объектов:
Почему-то кажется, что вы почти присутствуете, когда я что-нибудь вам пишу, и это не «посредством призраков образов», как выражаются ваши новые друзья, которые считают, что «мысленные образы» вызываются тем, что Катий называл «призраками». — ибо я должен напомнить вам, что Катий Инсубер, эпикурейец, недавно умерший, называет «призраками» то, что знаменитый Гаргетций, [ 5 ] а до него Демокрит называл «образами». Что ж, даже если бы эти «призраки» были способны поразить мои глаза, поскольку они спонтанно наталкиваются на них по вашему желанию, я не понимаю, как можно поразить разум. Вы должны будете объяснить мне, когда вернетесь целыми и невредимыми, находится ли ваш «призрак» в моем распоряжении, чтобы прийти мне в голову, как только я вздумал думать о вас; и не только о вас, которые в глубине моего сердца, но предположим, что я начну думать об острове Британия , — пролетит ли тотчас же в моем сознании образ его? Но об этом позже. Я просто прощупываю вас сейчас, чтобы посмотреть, как вы это воспримете. [ 6 ]
Хотя целью Цицерона является высмеивание, этот отрывок является важным источником для понимания эпикурейской теории зрения . [ 7 ] Катия Спектр эквивалентен симулякру у Лукреция , [ 8 ] но термин «спектр» снова не появляется на латыни до 17 века и должен отражать попытку Катия создать специализированный словарь. [ 9 ]
Квинтилиан кратко характеризует Катия:
Среди эпикурейцев Катия приятно читать, хотя и он лишен веса». [ 10 ]
Ранние комментаторы Горация утверждают, что философа следует отождествлять с Катием, к которому обращена четвертая сатира второй книги поэта. Этот Катий представлен как читающий серьезную и многозначительную лекцию на различные темы, связанные с застольем. Однако из слов Цицерона следует, что рассматриваемая сатира могла быть написана только через несколько лет после смерти Катия. Гораций, возможно, намеревался назвать какого-нибудь придворного гурмана узнаваемым эпикурейским прозвищем; учитывая собственные эпикурейские наклонности поэта, этот отрывок, вероятно, следует читать как пародию на тот тип ложного эпикурейства, который маскировал простой гедонизм . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Элизабет Роусон , Интеллектуальная жизнь в Поздней Римской республике (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1985), стр. 284.
- ^ Джан Бьяджо Конте, Латинская литература: история , перевод Джозефа Б. Солодоу (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999), стр. 157 онлайн.
- ^ Цицерон, объявление Фам . xv.16 = 215 в книге Д. Р. Шеклтона Бэйли , «Послания к знакомым» (Cambridge University Press, 1977), стр. 60.
- ↑ см. в статье о Кассии Дополнительную информацию о его эпикурействе ; также Арнальдо Момильяно , обзор книги «Наука и политика в древнем мире» Бенджамина Фаррингтона (Лондон, 1939), в Journal of Roman Studies 31 (1941) 149–157; Мириам Гриффин, «Философия, политика и политики в Риме», в книге «Philosophia togata: Essays on Philosophy and Roman Society» (Оксфорд: Clarendon Press, 1989); Дэвид Седли , « Этика Брута . и Кассия», «Журнал римских исследований» 87 (1997) 41–53
- ^ Цицерон ссылается на Эпикура, который принадлежал к аттическому дему Гаргетта: Д. Р. Шеклтон Бэйли, Epistulae ad Families (Cambridge University Press, 1977), p. 379, примечание 10 онлайн.
- ^ Перевод Эвелин Шакбург, Цицерон: Вся дошедшая до нас переписка в хронологическом порядке (Лондон, 1900 г.), полный текст онлайн.
- ^ Мириам Т. Гриффин, «Философская шутка в письмах Цицерона к его друзьям», в книге «Цицерон-философ» , под редакцией Дж. Г. Ф. Пауэлла (Oxford University Press, 1999), стр. 343 онлайн.
- ^ Мириам Т. Гриффин, «Философский бред», в «Цицероне-философе» , стр. 295.
- ^ Дэвид Седли, Лукреций и трансформация греческой мудрости (Cambridge University Press, 2003), стр. 39 онлайн ; Роберт Д. Браун, Лукреций о любви и сексе (Brill, 1987), с. 175 онлайн.
- ^ Квинтилиан, Institutio Oratoria , x.1.§ 124, латынь : Катий действительно незначительный, но не неприятный автор среди эпикурейцев .
- ^ Эмили Гауэрс , Нагруженный стол: изображение еды в римской литературе (Oxford University Press, 1996), стр. 141 онлайн.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Катиус» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии .