Винченцо Джоберти
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2014 г. ) |
Винченцо Джоберти | |
---|---|
![]() | |
Премьер-министр Сардинии | |
В офисе 16 декабря 1848 г. - 21 февраля 1849 г. | |
Монарх | Чарльз Альберт |
Предшественник | Этторе Перроне из Сан-Мартино |
Преемник | Агостино Чиодо |
Личные данные | |
Рожденный | Турин , Королевство Сардиния | 5 апреля 1801 г.
Умер | 26 октября 1852 г. Париж , Вторая Французская империя | ( 51 год
Политическая партия | Умеренная партия |
Занятие | Священник, философ, политик |
Винченцо Джоберти (англ. Итальянское произношение: [vinˈtʃɛntso dʒoˈbɛrti] ; 5 апреля 1801 — 26 октября 1852) — итальянский католический священник, философ , публицист и политик, занимавший пост премьер-министра Сардинии с 1848 по 1849 год. Он был видным представителем либерального католицизма . [1]
Биография
[ редактировать ]Джоберти родился в Турине , Италия. В совсем юном возрасте он потерял родителей и в шестнадцатилетнем возрасте был принят в число придворных священнослужителей. Он изучал теологию в Туринском университете и получил там докторскую степень. [2]
Он получил образование у отцов Ораторского искусства с целью принять сан священника и был рукоположен в сан в 1825 году. В 1828 году он совершил путешествие по Ломбардии и подружился с Алессандро Мандзони . [2] Частично под влиянием Джузеппе Мадзини свобода Италии стала его главным мотивом в жизни, ее освобождение не только от иностранных хозяев, но и от образов мышления, чуждых ее гению и вредных для ее европейского авторитета. Эта власть была, по его мнению, связана с папским верховенством. Хотя в каком-то смысле скорее интеллектуальный, чем политический. Этот лейтмотив определяет почти все его сочинения, а также его политическую позицию по отношению к правящей клерикальной партии — иезуитам — и двору Пьемонта после прихода на престол Карла Альберта в 1831 году. [3]
Джоберти был замечен королем и назначен одним из его капелланов. Его популярность и частное влияние были достаточными причинами для того, чтобы придворная партия отправила его в ссылку: он не был одним из них, и на него нельзя было положиться. Зная это, он подал в отставку в 1833 году, но был внезапно арестован по обвинению в заговоре. Вскоре после этого он был заключен в тюрьму на четыре месяца и сослан без суда. Джоберти сначала отправился в Париж, а через год — в Брюссель , где оставался до 1845 года. В Брюсселе он преподавал философию и помогал другу в работе частной школы. Он нашел время, чтобы написать множество работ философского значения, уделяя особое внимание своей стране и ее положению. [3]
В 1841 году, при появлении его книги «Дель Буоно», великий герцог Тосканы предложил ему кафедру в Пизанском университете , но король Карл-Альберт возразил, и предложение ни к чему не привело. Его известность в Италии началась в 1843 году, когда он опубликовал книгу «Del primatomorale e Civile degli Italiani», которую посвятил Сильвио Пеллико . Начав с величия Древнего Рима, он проследил историю вплоть до великолепия папства и, перечислив все, чем наука и искусство были обязаны гению Италии, он заявил, что итальянский народ является образцом для всех наций и что его тогдашняя ничтожность было результатом их политической слабости, для исправления которой он предложил конфедерацию всех государств Италии во главе с Папой. [2]
Амнистия была объявлена Карлом Альбертом в 1846 году, и Джоберти (который снова был в Париже) имел право вернуться в Италию, но отказывался сделать это до конца 1847 года. При въезде в Турин 29 апреля 1848 года он был принят с наибольший энтузиазм. Он отказался от звания сенатора, предложенного ему Шарлем Альбертом, предпочтя представлять свой родной город в Палате депутатов, президентом которой вскоре был избран. В конце того же года было сформировано новое министерство во главе с Джоберти. С воцарением Виктора Эммануила в марте 1849 года его активная жизнь подошла к концу. Некоторое время он занимал место в кабинете министров, хотя и без портфеля. Вскоре последовали непримиримые разногласия, и его удаление из Турина завершилось назначением его с миссией в Париж, откуда он так и не вернулся. Там, отказываясь от предложенной ему пенсии и всех церковных привилегий, он жил экономно и проводил дни и ночи, как в Брюсселе, в литературной работе. Он умер внезапно, от апоплексия 26 октября 1852 года. [3]
Работы и философия
[ редактировать ]
Следующая оценка приписывается Британской энциклопедии Одиннадцатому изданию .
Сочинения Джоберти важнее его политической карьеры. В общей истории европейской философии они стоят особняком. Подобно тому, как рассуждения Росмини-Сербати , против которых он писал, были названы последним звеном, добавленным к средневековой мысли, так и система Джоберти, известная как онтологизм , особенно в его более крупных и ранних работах, не имеет отношения к другим современным школам философии. мысль. Это показывает гармонию с римско-католической верой, которая заставила Кузена заявить, что итальянская философия все еще находится в узах теологии и что Джоберти не был философом.
Метод для него — синтетический, субъективный и психологический инструмент. Он реконструирует, как он заявляет, онтологию и начинает с идеальной формулы: «Ens» создает ex nihilo существующее. Бог — единственное существо (Энс); все остальные вещи — просто существования. Бог есть источник всего человеческого знания (называемого l'idee, мыслью), которое едино и, так сказать, идентично самому Богу. Оно непосредственно созерцается (интуитивно) разумом, но для того, чтобы оно могло быть полезным, оно должно быть отражено, и это происходит посредством языка. Познание бытия и существований (конкретных, а не абстрактных) и их взаимоотношений необходимо в начале философии.
Джоберти в некотором смысле платоник . Он отождествляет религию с цивилизацией и в своем трактате « Del primatomorale e Civile degli Italiani» приходит к выводу, что церковь является той осью, вокруг которой вращается благополучие человеческой жизни. В нем он утверждает идею верховенства Италии, вызванную восстановлением папства как морального господства, основанного на религии и общественном мнении. Некоторые полагают , что в его более поздних работах, «Ринноваменто» и «Протология» , он изменил свою точку зрения под влиянием событий.
Его первая работа, написанная, когда ему было тридцать семь лет, имела личную причину своего существования. Молодой товарищ по изгнанию и друг Паоло Паллиа, испытывающий множество сомнений и опасений относительно реальности откровения и будущей жизни, Джоберти сразу же приступил к работе над La Teorica del sovrannaturale , которая была его первой публикацией (1838). После этого в быстрой последовательности последовали философские трактаты. За « Теорикой» последовало «Введение в студию философии» в трех томах (1839–1840). В этой работе он излагает причины, по которым ему нужен новый метод и новая терминология. Здесь он выдвигает учение о том, что религия является прямым выражением идеи в этой жизни и едина с истинной цивилизацией в истории. Цивилизация есть обусловленная опосредованная тенденция к совершенству, окончательным завершением которого является религия, если она осуществляется; это конец второго цикла, выраженного второй формулой: Энс искупает существование.
эссе (не публиковавшиеся до 1846 года) на более легкие и популярные темы «Del bello» и «Del buono» последовали За «Introduzione» . Del primato Morale e Civile degli Italiani и Prolegomeni к тому же, а вскоре после этого его триумфальное разоблачение иезуитов, Il Gesuita Moderno , несомненно, ускорило переход власти из клерикальных в гражданские руки. Именно популярность этих полуполитических произведений, усиленная другими случайными политическими статьями, стала причиной того, что Джоберти был встречен с таким энтузиазмом по возвращении на родину. Все эти труды были совершенно ортодоксальными и способствовали вовлечению либерального духовенства в движение, результатом которого со времени его правления стало объединение Италии.
После провала революций 1848 года и все более реакционного поворота папства Джоберти опубликовал «Il Rinnovamento Civile d'Italia» , в котором резко критиковал иезуитов, реакционное духовенство Италии и робкую монархию Пьемонта. [4] Что-то от раннего оптимизма Джоберти жило среди либеральных аристократов и католических интеллектуалов, таких как Антонио Росмини , Чезаре Бальбо и Массимо д'Азельо , которые впоследствии обратились к поддержке национальных устремлений либеральной монархии Пьемонта. [4]
Иезуиты, однако, более прочно окружили папу после его возвращения в Рим, и в конце концов сочинения Джоберти были помещены в Индекс . Остальные его работы, особенно La Filosofia della Rivelazione и Prolologia , отражают его зрелые взгляды по многим вопросам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скарангелло, Энтони (1964). «Основные католико-либеральные философы-педагогики итальянского Рисорджименто». История образования ежеквартально . 4 (4): 232–250. дои : 10.2307/367499 . JSTOR 367499 . S2CID 147563567 .
- ^ Jump up to: а б с Католическая энциклопедия: Винченцо Джоберти
- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Джоберти, Винченцо ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 29–30. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Джон Энтони (2000). Италия в девятнадцатом веке: 1796-1900 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 217–218.
- Джузеппе Массари , Вита де В. Джоберти (Флоренция, 1848 г.)
- А. Росмини-Сербати , В. Джоберти и пантеизм (Милан, 1848 г.)
- CB Смит , Христианская метафизика (1851)
- Б. Спавента , Философия Джоберти (Неаполь, 1854 г.)
- А. Маури , О жизни и творчестве В. Джоберти (Генуя, 1853 г.)
- Дж. Приско , Джоберти и онтологизм (Неаполь, 1867)
- П. Лучани , Джоберти и новая итальянская философия (Неаполь, 1866–1872)
- Д. Берти , В. Джоберти (Флоренция, 1881 г.)
См. также:
- Л. Ферри , История философии в Италии XIX века (Париж, 1869 г.)
- К. Вернер , Итальянская философия XVIII века , ii. (1885)
- приложение к Ueberweg 's Hist. философии (англ. tr)
- искусство. в Ежеквартальном обзоре Браунсона (Бостон, Массачусетс), XXI.
- Р. Мариано , Современная философия в Италии (1866).
- Р. Зейделя Исчерпывающая статья в «Общей энциклопедии Эрша и Грубера».
К столетнему юбилею Джоберти в Италии было издано несколько монографий.
- 1801 рождений
- 1852 смерти
- Духовенство из Турина
- Премьер-министры Королевства Сардиния
- Итальянские писатели-мужчины
- Итальянские политики XIX века
- Католические философы
- Итальянский народ объединения Италии
- Члены Палаты депутатов (Королевство Сардиния)
- Либеральный католицизм
- Сосланные итальянские политики
- Политики из Турина
- Итальянские философы XIX века.