Ху Чжэнянь
Ху Чжэнянь | |||
---|---|---|---|
Рожденный | в. 1584 г. Сюнин , Китай | ||
Умер | в. 1674 г. (89–90 лет) Нанкин , Китай | ||
Другие имена | Ху Юэцун, Ху Чэн-янь | ||
Род занятий | Издатель, художник, резчик печатей | ||
Известный | Цветная печать на дереве | ||
Заметная работа | Руководство Ten Bamboo Studio | ||
Китайское имя | |||
китайский | Ху Чжэнянь | ||
| |||
Любезное имя | |||
Традиционный китайский | Саид Конг | ||
Упрощенный китайский | Саид Конг | ||
|
Ху Чжэнъянь ( китайский : 胡正言 ; ок. 1584–1674) был китайским художником, гравёром и издателем. Он занимался каллиграфией , традиционной китайской живописью и резьбой по печатям , но в первую очередь был издателем, выпускавшим академические тексты, а также записи своих собственных работ.
Ху жил в Нанкине во время перехода от династии Мин к династии Цин . Будучи сторонником Мин, ему предложили должность при дворе императора Хунгуана , но он отказался от этой должности и никогда не занимал ничего, кроме второстепенных политических должностей. императора Хунгуана Однако он разработал личную печать , и его преданность династии была такова, что он в значительной степени ушел из общества после пленения и смерти императора в 1645 году. Он владел и управлял академическим издательством под названием Ten Bamboo Studio в где он практиковал различные техники многоцветной печати и тиснения и нанял на это предприятие нескольких членов своей семьи. Работа Ху в студии Ten Bamboo стала пионером в новых методах цветной гравюры, что привело к тонким градациям цвета, которые ранее были недостижимы в этом виде искусства.
Ху наиболее известен своим руководством по живописи под названием « Руководство по живописи и каллиграфии для студии десяти бамбуков» , учебником для художника, который печатался около 200 лет. Его студия также публиковала каталоги печатей, академические и медицинские тексты, поэтические книги и декоративную писчую бумагу. Многие из них были отредактированы и снабжены предисловиями Ху и его братьев.
Биография
[ редактировать ]Ху родился в уезде Сюнин в провинции Аньхой 1584 или начале 1585 года. [1] И его отец, и старший брат Чжэнсинь ( 正心 , художественное имя Усуо, 無所 ) были врачами, и после того, как ему исполнилось 30 лет, он путешествовал с ними, пока они практиковали медицину в районах вокруг Луаня и Хошаня . [2] Принято считать, что сам Чжэнъянь тоже был врачом. [2] хотя самые ранние источники, подтверждающие это, относятся только ко второй половине XIX века. [1]
К 1619 году Ху переехал в Нанкин. [1] где он жил со своей женой Ву. [3] Их дом на Цзилуншань ( 雞籠山 , ныне также известный как Бэйцзи Гэ ), холме, расположенном прямо внутри северной городской стены . [1] служил домом собраний художников-единомышленников. Ху назвал ее «Студия десяти бамбуков» ( Шичжужай , 十竹齋 ), в честь десяти растений бамбука, которые росли перед домом. [3] [4] Он служил штаб-квартирой его полиграфического бизнеса, где он нанял десять ремесленников, в том числе двух своих братьев Чжэнсинь и Чжэнсин ( 正行 , художественное имя Цзычжу, 子著 ) и его сыновей Ципу ( 其樸 ) и Ции ( 其毅 , любезное имя 致果) . ). [1]
При жизни Ху династия Мин , правившая Китаем более 250 лет, была свергнута и заменена последней императорской династией Китая — Цин . После падения столицы Пекина в 1644 году остатки императорской семьи и несколько министров установили режим лоялистов Мин в Нанкине с Чжу Юсуном на троне в качестве императора Хунгуана. [5] Ху, который был известен своей резьбой по печатям и умением писать печати , создал печать для нового Императора. Суд предложил ему должность составителя Секретариата ( чжуншу шерэн , 中書舍人 он присвоил себе титул чжуншу шерэнь ) в качестве награды, но он не принял эту роль (хотя на некоторых из своих последующих личных печатей ). . [1]
Согласно « Утраченной истории Юга » Вэнь Жуйлиня ( Nanjiang Yishi , 南疆繹史 ), до вторжения Цин в Нанкин Ху учился там в Национальном университете , а в то время как студент был нанят Министерством обрядов для записи официальных прокламаций; он подготовил « Имперское продвижение малого обучения» ( Цинь Бань Сяосюэ , 御頒小學 ) и « Запись проявленной верности» ( Бяочжун Цзи , 表忠記 В рамках этой работы ). В результате его повысили до должности в Министерстве кадров и приняли в Академию Ханьлинь , но прежде чем он смог занять это назначение, Пекин пал в результате маньчжурского восстания. [6] Поскольку в современных биографиях (работа Вэня не публиковалась до 1830 года) эти события не упоминаются, было высказано предположение, что они были сфабрикованы после смерти Ху. [1]
Ху ушел из общественной жизни и ушел в уединение в 1646 году, после падения династии Мин. [7] Сяо Юньцун и Люй Люлян записали, что посещали его в последние годы его жизни, в 1667 и 1673 годах соответственно. [2] Он умер в бедности в возрасте 90 лет, где-то в конце 1673 или начале 1674 года. [1]
Печать-резьба
[ редактировать ]Ху Чжэнъянь был известным резчиком печатей, изготавливавшим личные печати для многочисленных высокопоставленных лиц. Его стиль был основан на классическом письме печатей династии Хань , и он следовал Хуэйчжоу, школе резьбы основанной его современником Хэ Чжэнем . Каллиграфия Ху, хотя и сбалансирована и имеет четкую композиционную структуру, несколько более угловатая и жесткая, чем классические образцы, которым он следовал. Печати Хуэйчжоу пытаются создать впечатление древнего, выветрившегося изображения, хотя, в отличие от других художников Хуэйчжоу, Ху не регулярно искусственно состаривал свои печати. [1]
Работы Ху были известны за пределами его региона. Чжоу Лянгун , поэт, который жил в Нанкине примерно в то же время, что и Ху, и был известным знатоком искусства, заявил в своей «Биографии резчиков печатей» ( Yinren Zhuan , 印人傳 ), что Ху «создает миниатюрные резные изделия из камня с древними надписями на печатях для путешественники, за которые нужно сражаться и хранить сокровища", [8] подразумевая, что его резные фигурки пользовались популярностью среди посетителей и путешественников, проезжавших через Нанкин. [1] [9]
В 1644 году Ху взял на себя задачу создать новую императорскую печать для императора Хунгуана, которую он вырезал после периода поста и молитвы. Он представил свое творение эссе « Великое наставление печати» ( Дабао Чжэнь , 大寶箴 ), в котором оплакивал потерю печати императора Чунчжэня и просил Небеса о милости в ее восстановлении. Ху был обеспокоен тем, что его эссе проигнорируют, потому что он не написал его в форме рифмованных равностопных двустиший ( пианти , 駢體 ), используемых на императорских экзаменах , но его работа и сама печать, тем не менее, были приняты Южной палатой. Минский суд. [7]
Десять бамбуковых студий
[ редактировать ]Несмотря на свою репутацию художника и резчика печатей, Ху был прежде всего издателем. Его издательство Ten Bamboo Studio выпускало справочники по каллиграфии, поэзии и искусству; медицинские учебники; книги по этимологии и фонетике; и копии, а также комментарии к конфуцианской классике . В отличие от других издательств в этом районе, Ten Bamboo Studio не публиковала художественные произведения, такие как пьесы или романы. [10] Эта предвзятость в отношении академических кругов, вероятно, была следствием местоположения студии: гора, на которой Ху поселился, находилась к северу от Нанкинского Гоцзицзяня (Национальной академии), которая обеспечивала постоянный рынок академических текстов. [11] Между 1627 и 1644 годами студия «Десять бамбука» выпустила более двадцати печатных книг такого рода, предназначенных для богатой литературной аудитории. [12] Самыми ранними публикациями студии были медицинские учебники, первый из которых, « Проверенные рецепты от множества болезней» ( Ваньбин Яньфан , 萬病驗方 ), был опубликован в 1631 году и оказался достаточно популярным, чтобы быть переизданным десять лет спустя. Брат Ху Чжэнсинь был практикующим врачом и, судя по всему, был автором этих книг. [1]
В 1630-х годах студия «Десять бамбука» также производила политические произведения, восхваляющие правление Мин; в их число входили « Записи о лояльности императора Мин» ( Хуан Мин Бяочжун Цзи , 皇明表忠紀 ), биографии лояльных чиновников династии Мин, и «Указы императора Мин» ( Хуан Мин Чжаочжи , 皇明詔制 ), список императорских прокламаций. . После падения династии Мин Ху переименовал студию в «Зал, укорененный в прошлом» ( Дигутан , 迪古堂 ) в знак своей принадлежности к предыдущей династии, хотя отпечаток «Десять бамбуков» продолжал использоваться. Несмотря на уход Ху из общества после 1646 года, студия продолжала публиковаться и во времена династии Цин, по большей части сосредотачиваясь на каталогах отпечатков печатей, демонстрирующих резные работы Ху. [1]
Династия Мин добилась значительного прогресса в процессе цветной печати в Китае. [13] [14] В своей студии Ху Чжэнъянь экспериментировал с различными формами гравюры на дереве , создавая процессы для производства разноцветных отпечатков и тисненых печатных рисунков. [15] В результате ему удалось создать некоторые из первых цветных печатных публикаций в Китае, используя технику блочной печати, известную как «ассорти-блочная печать» ( дубан иньшуа , 饾板印刷 ). [16] [17] [18] В этой системе использовалось несколько блоков, на каждом из которых была вырезана отдельная часть конечного изображения и каждый имел разный цвет. [19] Это был длительный и кропотливый процесс, требующий от тридцати до пятидесяти гравированных печатных блоков и до семидесяти красок и оттисков для создания единого изображения. [3] Ху также использовал родственную форму многоблочной печати, называемую «печатью с набором блоков» ( таобань иньшуа , 套板印刷 ), которая существовала со времен периода Юань примерно 200 лет назад, но только недавно снова вошла в моду. [4] [20] [21] Он усовершенствовал эти методы ксилографии, разработав процесс удаления части чернил с блоков перед печатью; это позволило ему добиться градации и модуляции оттенков, которые ранее были невозможны. [22]
В некоторых изображениях Ху использовал технику слепого тиснения (известную как «тисненые рисунки» ( гунхуа , 拱花 ) или «тисненые блоки» ( гунбан , 拱板 ), используя непокрытый, отпечатанный блок для штамповки рисунков на бумаге. Он использовал это для создания эффектов белого рельефа для облаков и бликов на воде или растениях. [3] Это был относительно новый процесс, изобретенный современником Ху У Фасяном , который также был издателем из Нанкина. У впервые использовал эту технику в своей книге « Бумага для писем Wisteria Studio» ( Luoxuan Biangu Jianpu , 蘿軒變古箋譜 ), опубликованной в 1626 году. [23] [24] И Ху, и Ву использовали тиснение для создания декоративной писчей бумаги, продажа которой приносила студии Ten Bamboo дополнительный доход. [25]
Основные работы
[ редактировать ]Самая известная работа Ху — « Руководство по живописи и каллиграфии из студии десяти бамбуков» ( Шичжужай Шухуапу , 十竹齋書畫譜 ), антология, состоящая из около 320 гравюр примерно тридцати разных художников (включая самого Ху), опубликованная в 1633 году. Она состоит из восьми разделы, посвященные каллиграфии, бамбуку , цветам, камням, птицам и животным, цветам сливы, орхидеям и фруктам. Некоторые из этих разделов ранее были выпущены в виде отдельных томов. [24] Помимо коллекции произведений искусства, он также был задуман как художественный учебник с инструкциями по правильному положению и технике кисти, а также несколькими рисунками, предназначенными для начинающих. Хотя эти инструкции появляются только в разделах, посвященных орхидеям и бамбуку, книга по-прежнему остается первым примером категорического и аналитического подхода к китайской живописи. [1] [26] В этой книге Ху использовал свои методы многоблочной печати для получения градаций цвета на изображениях, а не очевидных контуров или наложений. [21] Руководство переплетено в стиле «переплет-бабочка» ( hudie zhuang , 蝴蝶裝 ), при котором иллюстрации целиком сложены так, что каждая занимает разворот на две страницы. Этот стиль переплета позволяет читателю положить книгу ровно, чтобы рассмотреть определенное изображение. [4] Библиотека Кембриджского университета выпустила полную цифровую копию руководства, включая все тексты и иллюстрации, в августе 2015 года. [27] Как сказал Чарльз Эйлмер, заведующий кафедрой китайского языка Кембриджского университета: «Переплет настолько хрупкий, а руководство настолько хрупкое, что до тех пор, пока оно не было оцифровано, мы никогда не могли позволить кому-либо просмотреть его или изучить – несмотря на его несомненную важность. ученым». [28]
Этот том оказал влияние на цветную печать по всему Китаю, где он проложил путь к более позднему, но более известному «Руководству по горчичному саду» ( Цзецзыюань Хуачжуань 芥子園畫傳 ), а также в Японии , где он был переиздан и предвещал развитие в укиё-э процесса цветной печати на дереве, известного как нисики-э ( 錦絵 ) . [29] [30] [31] Популярность « Руководства для студии Ten Bamboo» была такова, что его тиражи продолжали выпускаться вплоть до поздней династии Цин . [1]
Ху также выпустил работу Ten Bamboo Studio Letter Paper ( Шичжужай Цзяньпу , 十竹齋箋譜 ), коллекцию образцов бумаги, в которой использовалась техника тиснения с помощью штампа гонхуа, чтобы иллюстрации выделялись рельефностью. [4] [16] [32] [33] Помимо каталога декоративной писчей бумаги, он также содержал изображения камней, людей, ритуальных сосудов и других предметов. [24] Книга была переплетена в стиле «завернутая спинка» ( баобэй чжуан , 包背裝 ), при котором страницы фолио сгибаются, складываются друг на друга и сшиваются по открытым краям. [9] Первоначально опубликованный в 1644 году, он был переиздан в четырех томах между 1934 и 1941 годами Чжэн Чжэндуо и Лу Синем , а также переработан и переиздан снова в 1952 году. [34]
Другие публикации
[ редактировать ]Другие работы, выпущенные студией Ху, включали переиздание руководства Чжоу Боци по каллиграфии с использованием печатей « Шесть стилей каллиграфии, правильных и ошибочных» ( Люшу Чжэнъэ , 六書正譌 ) и связанных с ним « Необходимых исследований каллиграфии» ( Шуфа). Би Цзи , 書法必稽 ), в котором обсуждались распространенные ошибки в формировании иероглифов. Вместе со своим братом Чжэнсинем Ху редактировал новое вводное издание конфуцианской классики , озаглавленное «Стандартизированный текст четырех книг , идентифицированный и исправленный» ( Sishu Dingben Bianzheng , 四書定本辨正 ) (1640), дающее правильное формирование и произношение текст. Похожий подход был использован в « Основах классической тысячи символов в шести письменностях» ( Цяньвэнь Люшу Туньяо , 千文六書統要 ) (1663 г.), которую Ху составил с помощью своего учителя каллиграфии Ли Дэна. Он был опубликован после смерти Ли, отчасти в честь него. [1]
Три брата Ху работали вместе над составлением студенческого учебника по поэзии их современника Е Тинсю, который назывался просто « Обсуждение поэзии» ( Ши Тан , 詩譚 ) (1635). Другие работы студии по поэзии включали «Полезные принципы тонкой работы избранных стихотворений Тан» ( Leixuan Tang Shi Zhudao Weiji , 類選唐詩助道微機 ), которые представляли собой сборник нескольких поэтических произведений и включали колофоны самого Ху Чжэнъяня. [1]
Среди наиболее малоизвестных публикаций студии был текст о китайском домино под названием «Пайтун Фую» ( 牌統浮玉 ), написанный под псевдонимом, но с предисловием Ху Чжэнъяня. [1]
Галерея
[ редактировать ]- Орхидея
- Хризантема
- Яблоневый цвет
- Цветение вишни и бамбук
- Птица на цветущей ветке
- Три апельсина на завязанной подставке
- Птица на ветке
- Поганки
- Каштаны
- Мандарины
- Цветки сливы и сосна
- Схема правильного положения щетки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Райт, Сюзанна Э. (2008). «Ху Чжэнянь: Создание биографии». Арс Ориенталис . 35 . Смитсоновский институт: 129–154. JSTOR 25481910 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сунь Шаобинь. «十竹斋» [Студия десяти бамбуков]. ZhuoKeArts.com. Архивировано из оригинала 1 июля 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лу, Юнсян (10 октября 2014 г.). История китайской науки и техники . Спрингер. стр. 205–206. ISBN 978-3-662-44166-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Роусон, Дж. , изд. (2007). Книга Британского музея о китайском искусстве . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2446-9 . Архивировано из оригинала 20 октября 2015 г.
- ^ Твитчетт, Денис Криспин; Фэрбанк, Джон Кинг (1988). Кембриджская история Китая: династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 642. ИСБН 978-0-521-24332-2 . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Вэнь Жуйлинь (1971). История Южного Синьцзяна ). на китайском ( языке
- ^ Перейти обратно: а б Ду Цзюнь (1894 г.). Коллекция Бянь Я Тана на китайском языке) Издательство древних книг, стр. 18–20. ( 9787532524600 . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Биография индийского народа (на китайском языке, Издательство Хайнань, 2000. ISBN) . 978-7-80645-663-7 . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Райт, Сюзанна Э. (2003). « Лосюань бянгу цзяньпу» и «Шичжужай цзяньпу»: два каталога образцов бумаги для писем позднего Мин». Артибус Азия . 63 (1): 69–115. JSTOR 3249694 .
- ^ Брокау, Синтия Дж.; Чоу, Кай-Винг (2005). Печать и книжная культура в позднем императорском Китае . Издательство Калифорнийского университета. п. 131. ИСБН 978-0-520-23126-9 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Ма Мэнцзин (1993). Шичжужай» в Цзиньлине в эпоху поздней династии Мин (на китайском языке), кафедра истории искусств Национального Тайваньского университета, стр. 29–30 . Исследование «Книги каллиграфии и живописи Шичжужай» и «Книги заметок Июнь 2013 года .
- ^ Чоу, Кай-Винг (2004). Издательское дело, культура и власть в Китае раннего Нового времени . Издательство Стэнфордского университета. п. 84. ИСБН 978-0-8047-3368-7 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Ву, Куан-Цин (1943). «Минская печать и принтеры». Гарвардский журнал азиатских исследований . 7 (3). Гарвардский институт Йенчин: 203–210. дои : 10.2307/2718015 . JSTOR 2718015 .
- ^ «Искусство китайской традиционной печати на дереве» (PDF) . Музей наследия Гонконга . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Фан, Дайниан; Коэн, RS (30 сентября 1996 г.). Китайские исследования в истории и философии науки и техники . Спрингер. п. 339. ИСБН 978-0-7923-3463-7 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ху Чжэнянь» . Китайская культура . Китай Дейли. 2003. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Го, Хуа (1621 г.). «Избранные анекдоты о Су Ши и Ми Фу» . Коллекция китайских редких книг . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Гегель, Роберт Э. (1998). Чтение иллюстрированной художественной литературы в позднеимперском Китае . Издательство Стэнфордского университета. п. 197 . ISBN 978-0-8047-3002-0 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ «Нанесение цветов» . Жемчужины редких книг из коллекций Национального дворца-музея . Национальный дворец-музей. 14 сентября 2009 г. Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Дин, Найфэй (18 июля 2002 г.). Непристойные вещи: сексуальная политика в Цзинь Пин Мэй . Издательство Университета Дьюка. п. 54. ИСБН 978-0-8223-2916-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Брей, Франческа; Дорофеева-Лихтманн, Вера; Метайе, Жорж (1 января 2007 г.). Графика и текст в производстве технических знаний в Китае: основа и уток . БРИЛЛ. п. 464. ИСБН 978-90-04-16063-7 .
- ^ Эбри, Томас. «Издания, суперсостояния и состояния коллекции каллиграфии и живописи студии Ten Bamboo Studio » (PDF) . Восточноазиатская библиотека и собрание геста . Принстонский университет . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Элиот, Саймон; Роуз, Джонатан (24 августа 2011 г.). Спутник истории книги . Джон Уайли и сыновья. п. 107. ИСБН 978-1-4443-5658-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нидэм, Джозеф; Цянь, Цуэнь-Сюйн (11 июля 1985 г.). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 1, Бумага и печать . Издательство Кембриджского университета. п. 286. ИСБН 978-0-521-08690-5 .
- ^ Райт, Сюзанна (28 апреля 2015 г.). «Бумага для писем с китайским декором» . В Рихтере, Антье (ред.). История китайской письменности и эпистолярной культуры . БРИЛЛ. п. 116. ИСБН 978-90-04-29212-3 .
- ^ Цянь, Цуэнь-Сюйн (февраль 1975 г.). «Рецензия на книгу: китайские цветные гравюры от студии Ten Bamboo». Журнал азиатских исследований . 34 (2): 514. дои : 10.2307/2052768 . JSTOR 2052768 .
- ^ «Ши чжу чжай шу хуа пу (ФХ.910.83-98)» . Цифровая библиотека Кембриджского университета . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ «Одна из старейших в мире книг, напечатанных в нескольких цветах, впервые открыта и оцифрована» . Открытая культура . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Койпер, Кэтлин (2010). Культура Китая . Издательская группа Розен. п. 213. ИСБН 978-1-61530-140-9 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Миченер, Джеймс Альберт (1954). Плавающий мир . Издательство Гавайского университета. п. 88. ИСБН 978-0-8248-0873-0 . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ Пейн, Роберт Т. младший (декабрь 1950 г.). «Студия десяти бамбуков». Вестник Музея изобразительных искусств . 48 (274): 72–79. JSTOR 4171078 .
- ^ Восточноазиатский библиотечный журнал . Гест-библиотека Принстонского университета. 1998. с. 96 . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ ван Гулик, Роберт Х. (1974). Предварительный обзор китайского пола и общества с 1500 г. до н.э. по 1644 г. Архив Брилла, стр. 322 . 978-90-04-03917-9 . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ « Ронг Бао Чжай и Лу Синь, Чжэн Чжэндуо: Часть 3» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 июня 2015 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ши чжу чжай шу хуа пу (коллекция каллиграфии и живописи Ten Bamboo Studio) , полностью оцифрованное издание 1633 года в Кембриджской цифровой библиотеке