Jump to content

Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф

Офицер, архитектор и художник Георг Венцеслав барон фон Кнобельсдорф, 1737 г. (автор Антуан Песне , 1738 г.)

(Ганс) Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф (17 февраля 1699 – 16 сентября 1753) был художником и архитектором из Пруссии .

Кнобельсдорф родился в Кукеделе , ныне Кросно-Оджаньском уезде . Солдат на службе Пруссии, он в 1729 году оставил свой пост капитана , чтобы продолжить свой интерес к архитектуре. В 1740 году он отправился в Париж и Италию, чтобы учиться на средства нового короля Фридриха II Прусского .

Кнобельсдорф как архитектор находился под влиянием барокко французского классицизма и палладианской архитектуры . Благодаря своему дизайну интерьера и поддержке короля он создал основу для стиля Фредерицианского рококо в Райнсберге , который был резиденцией наследного принца, а затем и монарха.

Кнобельсдорф был главным хранителем королевских зданий и главой тайного совета по финансовым вопросам. В 1746 году он был отправлен в отставку королем, и Иоганн Буман завершил все свои проекты, включая Сан-Суси .

Кнобельсдорф умер в Берлине. Его могила сохранилась на протестантском Friedhof I der Kirchengemeinde (Кладбище № I конгрегаций Jerusalems- und Neue Иерусалимской церкви и Новой церкви ) в Берлине-Кройцберге , к югу от Халлеш-Тор .

Карл Бегас- младший создал статую Кнобельсдорфа в 1886 году. Первоначально она стояла в вестибюле Старого музея (в Берлине), а сейчас находится в депо государственного музея.

Жизнь и творчество

[ редактировать ]

Военная служба и творческое развитие

[ редактировать ]

Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, сын силезского помещика, родился 17 февраля 1699 года в имении Кукедель (ныне польское Кукадло) близ Кроссена (ныне польский город Кросно-Оджаньские ) на реке Одер. После ранней смерти отца его воспитывал крестный отец, главный старший лесничий Георг фон Кнобельсдорф. По семейной традиции он начал свою профессиональную карьеру в прусской армии. Уже в 16 лет он участвовал в походе против шведского короля Карла XII , а в 1715 году в осаде Штральзунда .

Еще будучи солдатом, он развил свои художественные таланты в процессе самообучения. После окончания военной службы он договорился об обучении различным техникам живописи у прусского придворного художника Антуана Песне , с которым его связывала дружба на всю жизнь. Кнобельсдорф также приобрел дополнительные знания в области геометрии и анатомии . Свое профессиональное будущее он видел в живописи, а его картины и рисунки всегда высоко ценились, даже после того, как основное внимание его деятельности перешло в другое русло.

Его интерес к архитектуре развивался окольным путем и возник в результате изображения зданий на его картинах. Позже изобразительный аспект его архитектурных эскизов часто отмечался и встречал разную реакцию. Генрих Людвиг Мангер, архитектор, скорее техник, чем художник, с критическим подтекстом писал в 1789 году в своей книге «Baugeschichte von Potsdam» , что Кнобельсдорф проектировал свои здания «просто в перспективе и живописно», но хвалил его картины. Фридрих Великий, напротив, положительно отзывался о «живописном стиле» архитектора ( подагра питтореск ). Также нет никаких свидетельств того, что неформальный стиль его рисунков когда-либо представлял серьезное препятствие для строительства его зданий.

Кнобельсдорф снова приобрел знания, необходимые для своей новой профессии, прежде всего в ходе самостоятельного обучения, после короткого периода обучения у архитекторов Кемметра и фон Вангенхайма. Эта порода «джентльменов-архитекторов» не была чем-то необычным в XVI и XVII веках, и их уважали как в обществе, так и из-за их специальной компетентности. Они тренировались, изучая реальные здания во время длительных путешествий, а также коллекции гравюр, демонстрирующие виды классических и современных зданий. Идеальные образцы Кнобельсдорфа — англичане Иниго Джонс (1573–1652) и Уильям Кент (1684–1748), а также француз Клод Перро (1613–1688) также окольным путем врастали в свои профессии и уже не были молодыми людьми, когда они обратились к архитектуре.

Нойруппин и Райнсберг

[ редактировать ]
Проект храма Аполлона в Нойруппине
Вид на Райнсберг 1737 г., отрывок из картины Кнобельсдорфа.
Замок Райнсберг около 1740 года, отрывок из гравюры.

Кнобельсдорф привлек внимание короля Пруссии Фридриха Вильгельма I («Короля-солдата»), который заставил его присоединиться к свите своего сына, наследного принца Фридриха, позже короля Фридриха II (Фридриха Великого). После неудачной попытки бежать из Пруссии и последующего заключения в Кюстрине (ныне польский Костшин-над-Одрой ) Фридрих только что получил от своего строгого отца немного больше свободы передвижения. Видимо, король надеялся, что Кнобельсдорф, как здравомыслящий и художественно талантливый дворянин, окажет сдерживающее влияние на сына. (Источники различаются относительно того, что послужило причиной первой встречи Кнобельсдорфа и Фридриха, но все они датируют это событие 1732 годом.)

В то время наследный принц, получивший звание полковника в возрасте 20 лет, принял на себя командование полком в гарнизонном городе Нойруппин . Кнобельсдорф стал его партнером в дискуссиях и консультировал его по вопросам искусства и архитектуры. Непосредственно перед городскими стенами они совместно спланировали сад Амальтеи , в котором находился моноптерос, маленький храм Аполлона классического дизайна. Это было первое сооружение такого типа на европейском континенте и первое творение Кнобельсдорфа как архитектора Фридриха Великого. Здесь они музицировали, философствовали и праздновали, а также после того, как наследный принц переехал в соседний замок Райнсберг , он часто посещал храмовый сад во время визитов, связанных с его обязанностями командира гарнизона Нойруппин.

В 1736 году наследный принц предоставил Кнобельсдорфу возможность отправиться в ознакомительную поездку в Италию, которая продолжалась до весны 1737 года. Его остановки включали Рим, Неаполь и его окрестности, Флоренцию и Венецию . Свои впечатления он записал в путевой альбом, содержащий почти сотню карандашных рисунков, но только части своего путешествия, поскольку на обратном пути он сломал руку в дорожно-транспортном происшествии между Римом и Флоренцией. Он не смог выполнить секретную миссию по привлечению итальянских оперных певцов для приезда в Рейнсбург, поскольку имеющихся средств было недостаточно. Кнобельсдорф писал наследному принцу, что « Здесь кастраты не могут поддаться искушению оставить [...] постоянную работу, особенно для представителей более бедных классов, и это причина, по которой они предпочитают 100 ртлеров ( рейхсталеров ) в Риме тысячам за границей. [1] Осенью 1740 года, вскоре после вступления на престол Фридриха, Кнобельсдорфа отправили в очередную ознакомительную поездку. В Париже его впечатляли только работы архитектора Перро — фасад Лувра и садовая часть замка в Версале . Что касается картин, он перечислил картины Ватто , Пуссена , Шардена и других. На обратном пути через Фландрию он увидел картины Ван Дейка и Рубенса .

Дворец Райнсберг и скромное жилище наследного принца стали местом непринужденного общения и художественного творчества, в отличие от сухой, будничной атмосферы берлинского двора короля-солдата. Именно здесь Фридрих и Кнобельсдорф обсуждали архитектуру и городское планирование , а также разрабатывали свои первые идеи обширной программы строительства, которая должна была быть реализована, когда наследный принц вступит на престол. Райнсберг был местом, где Кнобельсдорф столкнулся со своей первой серьезной архитектурной задачей. В то время дворец состоял только из башни и флигеля здания. На картине 1737 года Кнобельсдорф изобразил ситуацию до перестроек, вид с дальнего берега озера Гринерикзее. После предварительной работы архитектора и строителя Кемметра и регулярных консультаций с Фредериком Кобельсдорф придал ансамблю его нынешний вид. Он расширил территорию второй башней и соответствующим крылом здания, а также колоннадой, соединяющей обе башни.

Форум Фредерика

[ редактировать ]

Будучи значительным сооружением, этот проект планировался уже в Райнсберге как сигнал к началу правления Фридриха. В Берлине король хотел иметь новый городской дворец, который мог бы противостоять великолепным резиденциям крупнейших европейских держав. Кнобельсдорф спроектировал обширный комплекс зданий с внутренними дворами, перед курдонёром и полукруглыми колоннадами к северу от улицы Унтер-ден-Линден . Перед ним он запланировал просторную площадь с двумя отдельно стоящими зданиями — оперным театром и залом для игр с мячом. Вскоре после вступления Фридриха на престол в мае 1740 года начались испытания фундамента, а также переговоры о покупке и сносе 54 домов, мешавших осуществлению проекта. Уже 19 августа 1740 г. все эти приготовления были прекращены, якобы из-за непригодности намеченного грунта. Но на самом деле дальние родственники короля отказались продавать свои дворцы, располагавшиеся посреди запланированной площади.

Фредерик попытался спасти ситуацию и внес изменения в план планировки. Когда началась Первая Силезская война (1740–1742), решения о Форуме пришлось отложить. Однако даже во время войны король хотел, чтобы Кнобельсдорф начал строительство оперного театра, сегодняшней Берлинской государственной оперы ( Staatsoper Unter den Linden ). Работа на Форуме замедлилась и после окончания войны. В начале 1745 года растущий интерес Фридриха к Потсдаму как второй резиденции стал очевиден, и первоначальные планы отошли на второй план. Строительство на площади с оперным театром ( Опернплац , нынешняя Бебельплац ) двигалось в другом направлении. В 1747 году начались работы над собором Святой Ядвиги , в 1748 году — над дворцом принца Генриха, а между 1775 и 1786 годами была возведена Королевская библиотека. Последняя площадь мало походила на первоначальный план, но уже получила высокую оценку современников и также в таком виде обеспечила королевскому архитектору большую известность. Термины «Форум Фридриха» и «Форум Фридерицианум» появились в специальной литературе только в 19 веке и никогда официально не использовались для обозначения площади.

Оперный театр и собор Святой Ядвиги

[ редактировать ]
Берлинский оперный театр и собор Святой Ядвиги в 1850 году.

Кнобельсдорф участвовал в строительстве собора Святой Ядвиги, но неизвестно, в какой степени. Фридрих II представил католической общине полные планы строительства, которые, вероятно, были в первую очередь его идеями, которые затем были реализованы Кнобельсдорфом. Оперный театр, напротив, был полностью спроектирован Кнобельсдорфом и считается одним из самых важных его произведений. Для фасада внешне скромно построенного здания архитектор воспользовался моделью двух видов из « Витрувия Британника » Колина Кэмпбелла — одного из важнейших собраний архитектурных гравюр, включавшего произведения английской палладианской архитектуры . Для интерьера он спроектировал серию из трех выдающихся комнат с разными функциями, которые находились на разных уровнях и были по-разному оформлены: зал Аполлона, зрительский зал и сцена. Техническими средствами их можно было превратить в одно большое помещение для проведения больших торжеств. Кнобельсдорф описал технические характеристики в берлинской газете, с гордостью отметив, что «этот театр — один из самых длинных и широких в мире». В 1843 году здание сгорело до основания. Во время Второй мировой войны он несколько раз пострадал от бомбардировок. Каждый раз перестройка следовала намерениям Кнобельсдорфа, но были также явные изменения как в облицовке, так и в интерьере. Вскоре после завершения строительства оперный театр и собор Святой Ядвиги были включены в учебники и пособия по архитектуре.

Парк Тиргартен и молочная ферма

[ редактировать ]
Парк Тиргартен в Берлине, 1765 год.

Уже в Нойруппине и Райнсберге Кнобельсдорф вместе с наследным принцем спроектировал сады во французском стиле. 30 ноября 1741 года Фридрих II, ныне король, издал указ, инициировавший перепланировку берлинского Тиргартена , чтобы сделать его «Берлинским парком». В документе указывалось, что барон Кнобельсдорф получил точные инструкции относительно перехода. Тиргартен, который когда-то был частным охотничьим угодьем курфюрста и которым при отце Фридриха сильно пренебрегали, должен был быть превращен в общественный парк и сады королевской резиденции города Берлина. Чтобы защитить вновь возделываемые территории, практика перегона скота по территории была немедленно запрещена. Заинтересованность Фридриха в этом проекте можно также узнать по более позднему указу, который запрещал вырубку больших кустов и деревьев без специального разрешения короля.

В качестве предварительного условия реконструкции Тиргартена необходимо было осушить большую часть территории. Во многих случаях Кнобельсдорф придавал необходимым дренажным канавам форму естественных водопадов - решение, которое позже похвалил Фридрих II. Фактически работа началась с благоустройства главной оси парка, дорожки, которая продлила бульвар Унтер-ден-Линден через Тиргартен до Шарлоттенбурга (ныне Штрассе де 17 июня) . Эта дорога была обсажена живой изгородью, и на перекрестке восьми проспектов отмеченная берлинской колонной победы статуями Siegessäule ) была украшена 16 ( . в восточной части парка у Бранденбургских ворот располагалась густая сеть постоянно пересекающихся дорожек, содержащих множество «салонов» и «кабинетов» — небольших закрытых помещений, так сказать, «обставленных» скамейками и фонтанами — преемника Кнобельсдорфа. придворный садовник Юстус Эренрайх Селло начал перестройку этих увеселительных парков позднего барокка в стиле нового идеала Английский пейзажный парк . К концу XVIII века от версии Кнобельсдорфа почти ничего не осталось, кроме основных черт системы путей. Но факт остается фактом: он спроектировал первый парк в Германии, с самого начала открытый для публики.

по хорошей цене обширные земли на окраине Тиргартена В начале 1746 года Кнобельсдорф приобрел на аукционе . Его земля располагалась между колонной Победы и рекой Шпрее , примерно там, где сегодня дворец Бельвю расположен . В состав собственности входили тутовая плантация, луга и сельскохозяйственные угодья, грядки для овощей и две молочные фермы. Кнобельсдорф построил новое главное здание, внешне представлявшее собой простой садовый домик. Роспись стен и потолка в нескольких комнатах считалась подарком Антуана Песне своему ученику и другу. Здание было снесено в 1938 году. Ряд биографов придерживались мнения, что Кнобельсдорф использовал свою собственность в Тиргартене только для того, чтобы каждый год проводить там идиллические летние месяцы вместе со своей семьей, но на самом деле эта земля интенсивно возделывалась как фруктовая, так и огород и оказался полезной инвестицией. Сам Кнобельсдорф читал книги по уходу за фруктовыми деревьями и выращиванию овощей. Один из них (( Ecole du Jardin potageur ) содержала систематику различных видов овощей, упорядоченную по их целебным свойствам. Это породило подозрение, что Кнобельсдорф надеялся на некоторое облегчение своих хронических проблем со здоровьем с помощью растений в своем саду.

Монбижу, Шарлоттенбург, Потсдамский городской дворец

[ редактировать ]

Структурные изменения этих трех дворцов являются частью обширной программы, которую Кнобельсдорф реализовал от имени Фридриха II сразу после его восшествия на престол или через несколько лет после этого.

Дворец Монбижу начинался как одноэтажный павильон с садами на Шпрее и был летней резиденцией, а после 1740 года вдовьей резиденцией королевы Софии Доротеи Прусской, матери Фридриха II. Вскоре павильон оказался слишком мал для представительских нужд королевы: в нем было всего пять комнат и галерея. Под руководством Кнобельсдорфа здание было расширено в два этапа между 1738 и 1742 годами и превратилось в обширное симметричное сооружение с боковыми крыльями и небольшими павильонами. Яркие цвета, позолота, орнаменты и скульптуры придавали структуру длинному зданию. Эта версия исчезла уже к 1755 году. Вплоть до почти полного разрушения во Второй мировой войне облицовка имела гладкое белое штукатурное покрытие. Все остатки здания были снесены в 1959/60 году.

Дворец Шарлоттенбург при Фридрихе Вильгельме I практически не использовался. Его сын подумывал о том, чтобы поселиться там, и в самом начале своего правления Кнобельсдорф расширил его. Таким образом, к востоку от первоначального дворца возникла новая часть здания, известная как новое крыло или крыло Кнобельсдорфа. В нем находились две комнаты, известные своим убранством. Белый зал, столовая и тронный зал Фридриха Великого с потолочной росписью Песне, оставляет сдержанное, почти классицистическое впечатление. Напротив, Золотая галерея с ее очень богатым орнаментом зеленого и золотого цветов считается воплощением фредерианского рококо . Контраст между этими двумя соседними комнатами проясняет диапазон художественных форм выражения Кнобельсдорфа. Интерес короля к Шарлоттенбургу угас, когда он начал рассматривать Потсдам как вторую официальную резиденцию, начал там строить и, наконец, поселился там. Дворец Шарлоттенбург сильно пострадал во время Второй мировой войны и после 1945 года был реконструирован в форме, во многом близкой к оригиналу.

Потсдамский городской дворец . Это здание в стиле барокко было завершено в 1669 году. После того, как планы строительства новой дворцовой резиденции в Берлине были оставлены, Фридрих Великий приказал Кнобельсдорфу перестроить замок между 1744 и 1752 годами с богатым внутренним убранством в стиле рококо. Его изменения в фасаде имели целью облегчить массивное здание. Пилястры и фигуры из светлого песчаника четко выступают на поверхности красной штукатурки. Были добавлены многочисленные декоративные элементы, а крытые медью крыши, покрытые синим лаком, увенчались богато украшенными дымоходами. Многие из этих деталей вскоре были утеряны и не заменены. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало, а в 1959/60 году то, что осталось, было полностью снесено. Парламент земли Бранденбург принял решение восстановить городской дворец к 2011 году, по крайней мере, его внешний вид. С 2002 года на историческом месте реконструирована копия части здания, так называемый портик Фортуны.

Дворец Сан-Суси

[ редактировать ]
Дворец Сан-Суси и Большой фонтан

13 января 1745 года Фридрих Великий организовал строительство летнего дома в Потсдаме («Lust-Haus zu Potsdam»). Он сделал вполне конкретные наброски того, чего хотел, и поручил Кнобельсдорфу позаботиться об их реализации. Они указали на одноэтажное здание, стоящее на террасе виноградников на южном склоне Борнштедтских высот на северо-западе Потсдама. Кнобельсдорф возражал против этой идеи; он хотел увеличить высоту здания, добавив нижний уровень, который служил бы постаментом, а также подвал, и переместить его вперед к краю террас, поскольку в противном случае оно выглядело бы так, как будто оно ушло в землю, если смотреть от подножия холма с виноградниками. Однако Фредерик настоял на своей версии. Даже предположение о том, что его план увеличил вероятность заболевания подагрой и простудой, не заставило Фредерика изменить свое мнение. Позднее он столкнулся с этими самыми трудностями, но переносил их безропотно. Всего через два года строительства дворец Сансусси («мой маленький дом с виноградником»), как называл его Фридрих), был открыт 1 мая 1747 года. Фридрих Великий обычно проживал там с мая по сентябрь; зимние месяцы он провел в Потсдамском городском дворце.

Декоративное искусство

[ редактировать ]
Дворец Шарлоттенбург, Золотая галерея. деталь

Свидетельством художественной универсальности Кнобельсдорфа являются его проекты садовых ваз, рам зеркал, мебели и карет. Кульминацией такого рода деятельности стало проектирование больших представительских залов, таких как зрительский зал Берлинской государственной оперы Унтер-ден-Линдон и большие залы дворца Шарлоттенбург. Декоративный орнамент был важной чертой европейского рококо. Три французских мастера этого искусства — Антуан Ватто , Жюль Орель Мейссонье и Жак де Ла Жу — создали узоры и модели, нашедшие широкое распространение в виде офортов и гравюр . На Кнобельсдорфа, очевидно, особенно повлияло творчество Ватто, мотивы которого он перенял и адаптировал в Райнсберге для изготовления зеркал и рам для картин.

Это влияние оказалось определяющим для дизайна Золотой галереи в Новом крыле дворца Шарлоттенбург, шедевра Фредерициана Рококо, построенного между 1741 и 1746 годами. Она была разрушена во время Второй мировой войны, а затем восстановлена. Художник, который всю жизнь был близок к природе, создал здесь художественную сферу, призванную прославлять природу. При этом с помощью зеркал в комнату были перенесены декорации настоящего дворцового парка. Длина галереи составляет 42 метра; стены покрыты хризопразово- зеленой скальолой ; украшения, скамейки и кронштейны позолочены. Стены и потолок покрыты орнаментом, в большинстве случаев на основе растительных мотивов. Идея Ватто об декоративных гротесках — рамка из причудливых растений и архитектурных мотивов окружает сцену, показывающую деревья и людей, наслаждающихся сельскими удовольствиями, — явно часто служила источником вдохновения.

Французская церковь в Потсдаме

[ редактировать ]

Французская церковь – одна из поздних работ Кнобельсдорфа. Для общины гугенотов он спроектировал небольшое круглое здание, напоминающее Пантеон в Риме. Строительство осуществлял Ян Буман, чьи таланты архитектора не ценились Кнобельсдорфом, но в последующие годы его часто отдавали предпочтение при заказе. Церковь имеет овальный план размером около 15:20 метров и свободно плавающий купол, который 80 лет спустя Карл Фридрих Шинкель назвал очень смелым с точки зрения статики. Скромный интерьер создает впечатление амфитеатра из -за окружающего его деревянного балкона. Как уточняет служба Французской реформатской церкви, никаких украшений — ни креста, ни купели, ни фигурных украшений — не было. Фридрих II передал законченную церковь Потсдамской общине 16 сентября 1753 года, в день смерти Кнобельсдорфа.

В XIX веке Шинкель модифицировал внутреннее убранство, так как оно к тому времени пришло в негодность. Церковь была построена на сыром фундаменте, поэтому повреждения появлялись быстро. Церковь несколько раз приходилось закрывать на несколько лет, но в конце концов ей удалось пережить Вторую мировую войну. Последняя масштабная реконструкция проводилась с 1990 по 2003 год.

Болезнь и смерть

[ редактировать ]

В 1753 году давняя болезнь печени Кнобельсдорфа стала еще более серьезной. Поездка в бельгийские лечебные ванны в Спа не принесла облегчения. 7 сентября 1753 года, незадолго до своей смерти, Кнобельсдорф написал королю, «когда боль ненадолго прекратилась». Он поблагодарил его «за всю доброту и все блага, которыми Ваше Величество осыпало меня при моей жизни». [2] При этом он просил признать двух его дочерей его законными наследницами. Это было проблематично, потому что девушки произошли от связи, не соответствующей его социальному классу. Давний холостяк Кнобельсдорф вступил в связь с «мещанской» дочерью шарлоттенбургского ризничего Шене в 1746 году, чем заслужил неодобрение придворного общества. Фридрих II согласился на его просьбу, однако с ограничением, что его дворянский титул не будет завещан.

Кнобельсдорф умер 16 сентября 1753 года. Два дня спустя газета Berlinische Nachrichten сообщила: «16-го числа этого месяца достопочтенный господин, г-н Георг Вентцель, барон Кнобельсдорф, художественный руководитель всех королевских дворцов, домов и садов, директор -начальник всех строек во всех провинциях, а также советник по финансам, войне и владениям ушел из жизни после продолжительной болезни на 53-м году своего славного существования». [1] 18 сентября он был похоронен в склепе Немецкой церкви на Жандарменмаркт . Четыре года спустя рядом с ним был похоронен его друг Антуан Песне. Когда церковь была перестроена в 1881 году, эти останки были перенесены на одно из кладбищ в Халлишес-Тор; его могила была отмечена мраморной плитой и путто. Это захоронение было разрушено бомбой во время Второй мировой войны. Сегодня простой памятник из белого мрамора на почетной могиле земли Берлин на кладбище № 1 общины Иерусалима и Новой церкви напоминает Кнобельсдорфа и Песне.

Как архитектор Кнобельсдорф находился под сильным влиянием Андреа Палладио зданий и теоретических работ по архитектуре. Этот выдающийся итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения опубликовал в 1570 году исчерпывающую работу « Quattro libri dell´architettura », содержащую его собственные творения, а также многочисленные рисунки античной архитектуры. Стимулируемый Палладио, был разработан строительный стиль, который был широко распространен в 17 веке в протестантской и англиканской Северной Европе, особенно в Англии. В отличие от одновременного стиля барокко с его силуэтами и вогнуто-выпуклыми рельефами фасада, палладианство использовало классически простые, четкие формы. Кнобельсдорф также взял на себя обязательство следовать этому стилю почти во всех своих зданиях, по крайней мере, в том, что касается экстерьера. Он не просто копировал модели, а перерабатывал их в своем стиле (только после его смерти в Берлине и Потсдаме стали распространены прямые копии зарубежных фасадов). В широком смысле он уже представлял классицизм, который в узком смысле зародился в Пруссии лишь в конце XVIII века и достиг своего апогея в начале XIX века с Карл Фридрих Шинкель . Что касается внутреннего убранства, Кнобельсдорф с самого начала следовал основным модам своего времени и представил великолепные образцы декоративного искусства позднего барокко в своем фредерианском стиле рококо, вдохновленном французскими моделями.

Коллекция произведений искусства

[ редактировать ]

Кнобельсдорф был страстным коллекционером произведений искусства, и этот факт был неизвестен до недавнего обнаружения старых инвентарных списков. [3] Он завещал своему другу, подполковнику фон Киту, обширную коллекцию картин и гравюр, практически не имевшую аналогов в Берлине XVIII века. Попечители его поместья насчитали и оценили 368 картин стоимостью ок. 5400 рейхсталеров и более 100 гравюр на сумму 400 рейхсталеров . Непонятно, как Кнобельсдорф мог приобрести столь значительную коллекцию. В то время в Берлине не было регулярного арт-рынка; в лучшем случае это были отдельные продажи или аукционы наследия, на которых иногда также присутствовали произведения искусства. Вероятно, пригодились контакты с Амстердамом и Роттердамом, центрами процветающего голландского арт-рынка. Основное внимание в его коллекции произведений искусства уделялось пейзажной живописи, особенно голландской живописи второй половины 17 века. Еще одной важной частью коллекции были портреты, а также сцены сражений, отражающие вкус того времени. Современные художники были почти не представлены, а собственных работ Кнобельсдорфа было представлено 37 экземпляров. Вскоре после его смерти коллекция была разогнана и продана.

Кнобельсдорф и Фридрих II.

[ редактировать ]

Отношения Кнобельсдорфа с Фридрихом II были центральным аспектом его жизни. Что-то вроде дружбы возникло в Нойруппине и Райнсберге из-за их общего интереса к искусству и архитектуре. Этот почти постоянный личный контакт и сосредоточенность лишь на нескольких вопросах, важных для них обоих, естественным образом закончились, когда наследный принц взошел на престол как Фридрих II в 1740 году и сосредоточился на новых областях, таких как ведение войны и управление государством, что означало, что ему пришлось устанавливать и поддерживать контакты с гораздо более широким кругом советников и сотрудников.

Поскольку Фридрих признавал качества Кнобельсдорфа и ожидал от него великих дел, он немедленно засыпал его работой, но также дал ему титулы и награды и выделил ему великолепный дом на Лейпцигерштрассе для использования во время его службы. Ему был предоставлен полный контроль над всеми королевскими зданиями, а также он был директором пьес и музыкальных представлений (до 1742 года). Помимо своих конкретных архитектурных обязанностей, ему приходилось выполнять административные задачи и решать множество побочных вопросов, таких как организация фейерверков в садах дворца Шарлоттенбург, оформление декораций для оперы и управление конюшнями в Берлине. Хотя Кнобельсдорф обычно предоставлял только планы и прогнозы, а их реализацию оставлял опытным архитекторам и техникам, работа иногда превышала его возможности. Это раздражало нетерпеливого короля. В 1732 году он убеждал его работать быстрее, «чтобы у меня не было причин выказывать свое недовольство и вносить изменения в устройство дома, который я дал вам в качестве резиденции в Берлине... Он ничего не делает так, как Я хочу этого и ленив, как артиллерийская лошадь». [2] Вначале такие разногласия были исключением.

Эскиз Фридриха Великого, показывающий его намерения построить дворец Сан-Суси.
Колоннада оленьего сада в парке Сан-Суси, не сохранившаяся
Предложение по гроту Нептуна в парке Сан-Суси

Но с самого начала существовало фундаментальное разногласие, которое постепенно становилось все более и более очевидным. Для Кнобельсдорфа, который был серьезным художником, архитектура и живопись были основой его существования. Фридрих Великий живо интересовался обоими и приобрел некоторый соответствующий опыт, но оставался аутсайдером, для которого забота об архитектуре не могла быть в центре внимания. Свой интерес к этим делам он иногда сравнивал с беззаботным удовольствием ребенка, играющего в куклы. И король, и его архитектор были личностями бескомпромиссными, порой резкими. Соответственно, различные взгляды на фактические вопросы все больше превращались в личную напряженность. Когда Кнобельсдорф категорически не согласился с королем относительно планов строительства дворца Сан-Суси, он был отстранен от должности, ответственной за строительство дворца, в апреле 1746 года якобы по состоянию здоровья. В 1747 году был обнаружен полный беспорядок в счетах расходов, которыми руководил строительный инспектор Финке, который в течение многих лет участвовал в крупных проектах под руководством Кнобельсдорфа. В этой связи Фредерик написал своему архитектору письмо, в котором «выражал крайнее недовольство» тем, что он «больше не обращает внимания на порядок и правильность». [2]

Это было началом постоянного отчуждения. Хотя Кнобельсдорф продолжал получать всевозможные строительные задания — он спроектировал колоннаду Оленьего сада (Мраморную колоннаду), грот Нептуна в Потсдаме, Нойштадтские ворота, несколько жилых домов, Французскую церковь, обелиск на рыночной площади и многие другие объекты — в течение многих лет он держался на расстоянии от королевского двора. Попытка восполнить этот пробел закончилась неудачей. Летом 1750 года король вызвал его в Потсдам, но вскоре раздосадовался каким-то замечанием архитектора и приказал вернуться в Берлин. Кнобельсдорф немедленно отправился в путь, но на полпути к Берлину фельдъегер его догнал (военный полицейский) и сообщил, что он должен вернуться в суд. Согласно традиции, его ответом было: «Сам король приказал мне вернуться в Берлин. Я хорошо знаю, должен ли я следовать его приказам или приказам фельдъегеря » . [4] после чего он продолжил свое путешествие. После этого эпизода он больше никогда не видел короля.

Фридрих II, по-видимому, предоставил собственные эскизы всех основных зданий, над которыми работал Кнобельсдорф, и не всегда возможно определить степень его вклада. Тот, кто хочет оценить свою долю в творческом процессе, должен также учитывать, что эскизы короля могут отражать результаты совместных раздумий с его архитектором. Вначале молодой наследный принц считал Кнобельсдорфа, который был на 13 лет старше его, своим наставником в вопросах искусства и архитектуры и следовал его советам. Позже он часто настаивал на своих взглядах в отдельных случаях и навязывал их авторитетом своего вышестоящего положения. Но в основном его художественные взгляды совпадали с взглядами Кнобельсдорфа. Даже после смерти последнего у него были, например, театральный зал и мраморный зал Потсдамского городского дворца, оба спроектированные Кнобельсдорфом, скопированные в Новом дворце Сан-Суси, что позволяет предположить, что возникшая в конце концов напряженность не была в первую очередь результатом художественных различий, а скорее личной обидчивости.

Личные оценки

[ редактировать ]

«Якоб Фридрих барон фон Бильфельд » , который какое-то время входил в свиту наследного принца в Райнсберге, писал в 1739 году: «Господин фон Кнобельсдорф — джентльмен серьезного нрава и с несколько суровым лицом, но значительных достоинств. Его внешний облик ни прелестен, ни изыскан, но от этого он не менее восхитителен. Я сравниваю его с прекрасным дубом, и знаете, совсем не обязательно, чтобы все деревья в саду были так изящно подстрижены в арки. в Марли» (перевод). [5]

Генрих Людвиг Мангер упоминает Кнобельсдорфа в своей « Baugeschichte von Potsdam » (1789/90). Перечислив 30 архитектурных произведений, реализованных по его планам только в Потсдаме, он также пишет о Кнобельсдорфе как о художнике: «Хотя это не совсем принадлежит истории архитектуры. Он написал много картин, все непосредственно из Он обращал внимание на каждую деталь, которая, по его мнению, могла бы иметь возможное применение в будущем, и зарисовывал их в своей тетрадке, которую хранил в определенном месте своей одежды. Эти рисунки свободны и легки и написаны в его мастерской манере. [...] То же самое можно сказать и о его пейзажных картинах, потому что все в них написано с натуры, с чудесным смешением красок, без резкости и излишней красочности» (перевод).

Фридрих Великий написал памятную речь о Кнобельсдорфе на французском языке и прочитал ее 24 января 1754 года перед Академией наук, к которой Кнобельсдорф принадлежал с 1742 года в качестве почетного члена. В нем он упомянул о напряженных отношениях, возникших между ними двумя в последние годы жизни Кнобельсдорфа, но очень ясно дал понять, что продолжает восхищаться им: «Кнобельсдорф в целом пользовался большим уважением из-за его искреннего и честного характера. Он любил правду и считал, что она никому не может навредить. Уступчивость он считал ограничением и избегал всего, что, казалось, ограничивало его свободу, чтобы полностью оценить его заслуги. Он поощрял молодые таланты, любил художников. и предпочитал быть разыскиваемым, чем ставить себя на первый план. Прежде всего в его похвалу надо сказать, что он никогда не путал соперничества с ревностью, двумя совершенно разными чувствами [...]» (перевод). [6]

Хронология основных построек

[ редактировать ]
  • 1734 г. — храм Аполлона в саду Амальтеи в Нойруппине.
  • 1737 г. – Перестройка Райнсбергского дворца (до 1740 г.).f
  • 1740 г. - Планы восстановления города Райнсберг после того, как он был разрушен пожаром. Планирование и строительство Берлинского оперного театра (до 1743 г.). Пристройки к дворцу Монбижу в Берлине (до 1742 г.). Новое крыло дворца Шарлоттенбург (до 1742 г., интерьер до 1746 г.).
  • 1741 г. – Начало реконструкции берлинского парка Тиргартен.
  • 1744 г. - Работы по реконструкции Потсдамского городского дворца (до 1752 г.) и планы парка Сан-Суси.
  • 1745 г. – Предложения по колоннаде парка Сан-Суси. Планы дворца Сан-Суси (завершен в 1747 г.).
  • 1748 г. – Планы по перестройке дворца Дессау (не реализованы).
  • 1749 г. – План Мраморного зала Потсдамского городского дворца.
  • 1751 г. - Планы колоннады Оленьего сада и грота Нептуна в парке Сан-Суси.
  • 1752 г. – Строительство Французской церкви в Потсдаме.
  • 1753 г. - Планы обелиска на рыночной площади Потсдама и Нойштадтских ворот в Потсдаме.
  1. ^ Jump up to: а б Тило Эггелинг, Уте-Г. Вайкардт (ред.): Рожденный быть художником и великим архитектором. Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, 1699–1753, с. 15
  2. ^ Jump up to: а б с Ежемесячный журнал «Берлин», выпуск 2/99. Издание Луизенштадт, 1999 г.
  3. ^ Мартин Энгель: Коллекция произведений искусства Кнобельсдорфа. Вышли: Тило Эггелинг, Уте-Г. Вайкардт (ред.): Рожденный быть художником и великим архитектором. Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, 1699–1753. стр. 150–163, 294–295.
  4. ^ Альфред Вольтманн: Архитектурная история Берлина до наших дней, с. 112. Издатель Гебрюдер Патель, Берлин, 1872 г.
  5. ^ Тило Эггелинг, Юте-Г. Вайкардт (ред.): Рожденный быть художником и великим архитектором. Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, 1699–1753, с. 8
  6. ^ Berlinische Monatschrift 2/1999 в Luisenstädtischen Bildungsverein
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3ce5fe251e74cb426844c9e317c4e8c__1705858560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/8c/a3ce5fe251e74cb426844c9e317c4e8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)