Jump to content

Stabat Mater (Шимановский)

Мать стояла
Кароль Шимановский
Композитор
Каталог М60
Опус 53
Текст Стоящая Мать Скорби (Stabat mater dolorosa)
Язык Польский
Составленный 1925-1926 ( 1925-1926 ) : Варшава
Движения шесть
Вокал
  • САТБ преступление
  • солисты сопрано, альт и баритон
Инструментальный оркестр

Шимановского Stała matka bolejąca (Stabat mater dolorosa) Кароля , соч . 53, был написан в 1925 и 1926 годах. Написанный для -сопрано , альта и баритона солистов , хора и оркестра гимна Юзефа Яновского SATB, он представляет собой польский перевод Марианского в шести частях . Его первое сочинение на литургический текст, характерное для его позднего периода, частично основано на польских мелодиях и ритмах; пребывание в Татрах, в Закопане , в 1922 году побудило его описать польскую народную музыку как «оживляющую [в] своей близости к Природе, [в] ее силе, [в] прямоте чувств, [в] ее невозмутимом расовая чистота». [ 1 ] Действительно, использование Шимановским польских музыкальных элементов вместе с польским переводом здесь уникально.

Происхождение и выступления

[ редактировать ]

В 1924 году принцесса Эдмон де Полиньяк заказала «пьесу для солистов, хора и оркестра (возможно, с польским текстом): своего рода польский реквием ». [ 2 ] Тереза ​​Хилинская в ответ на просьбу указывает на намерения Шимановского относительно произведения: «типа крестьянского реквиема, что-то крестьянское и церковное , наивно-религиозное, что-то вроде молитвы о душах, смесь простодушной религии, язычества и некоторой строгой крестьянской реализм." [ 3 ] Но Шимановский и княгиня потеряли связь.

Однако в конце того же года мысли о такой композиции возобновились, когда варшавский промышленник Бронислав Кристалл попросил Шимановского написать произведение в память о его покойной жене. Катализатором послужили и обстоятельства собственной жизни композитора. [ 4 ] После смерти своей племянницы Алусии Бартошевичовны в январе 1925 года композитор утешал свою сестру, впоследствии решив установить текст Stabat mater , отражающий «скорбящую мать». [ 4 ] Мотивацией послужили и внешние факторы, в том числе финансовая необходимость, хотя свидетельств того, что композитор получил вознаграждение за это произведение, нет. [ 5 ]

Премьера Stabat Mater состоялась 11 января 1929 года в Варшаве под управлением Гжегожа Фительберга . Его американская премьера состоялась два года спустя в Карнеги-холле в исполнении Берты Эрзы , Хью Росс , Нельсона Эдди и других. [ 6 ] Партитура была опубликована издательством Universal Edition в Вене.

Инструментарий

[ редактировать ]

сопрано , альт и баритон солисты ; хор САТБ ; и оркестр в составе 2- х флейт , 2-х гобоев (2-й дублирующий английский рожок ), 2- х кларнетов ля ля, двух фаготов (2-й дублирующий контрафагот ), 4-х валторн , 2-х труб , литавр , большого барабана , треугольника , подвесной тарелки , там-тама , трубчатого колокольчики , арфа , орган (импровизированный) и струнные, состоящие из 8 первых скрипок , 8 вторых скрипок, 6 альтов , 6 виолончелей и 4 контрабасов .

Движения

[ редактировать ]
  1. Постоянная Скорбящая Мать ( Stabat mater dolorosa , куплеты 1–4) для сопрано, хора SA и оркестра
  2. И кто видел такие страдания ( Quis est homo qui non fleret , куплеты 5–8) для баритона, хора САТБ и оркестра
  3. О мать, источник всей любви ( O eia mater fons amoris , стихи 9–12) для сопрано, альта, хора SA и оркестра
  4. Заставь меня плакать вместе с тобой ( Fac me tecum pie flere , куплеты 13–14) для сопрано, альта и хора SATB без сопровождения
  5. Panno słodka racz mozołem ( Virgo Virginum Clara , стихи 15–18) для баритона, хора SATB и оркестра
  6. Христос никогда не даст мне дара ( Христос с изгнанием , стихи 19–20) для сопрано, альта, баритона, хора и оркестра SATB

Польский текст

[ редактировать ]

Шимановский решил использовать польский перевод латинского текста Stabat mater , сделанный Юзефом Яновским (1865–1935) . Хотя текст XIII века уже по своей сути драматичен, этот перевод особенно сырой; Корнель Михаловский предполагает, что влечение к нему композитора было вызвано его «необычайно примитивной, почти «народной» простотой и наивностью». [ 7 ]

Партитура включает латинский оригинал только для справки и отмечает, что при исполнении в Польше произведение всегда следует исполнять на польском языке. Английский перевод и комментарии к польскому переводу приведены в: Belland, Douglas Keith. Исследование настроек Stabat Mater Персичетти, Пуленка и Шимановского с соответствующей информацией о тексте . Диссертация: Университет Цинциннати, 1992.

Влияние старинной музыки

[ редактировать ]

С созданием Stabat Mater Шимановский одновременно изучал старинную музыку, охватывающую допалестринский и палестринский периоды, а также старую польскую религиозную музыку. [ 8 ] К старинным музыкальным приемам, использованным в партитуре, указывающей на это исследование, относятся: параллельное движение между голосами; модальная организация высоты тона; и ярко выраженные ритмы, такие как остинати . также включены В Stabat Mater мелодические элементы двух польских гимнов: Święty Boże [Святой Бог] и Gorzkie żale [1]. Архивировано 21 февраля 2001 г. в archive.today [Горькие печали].». [ 9 ]

Национализм и народная музыка

[ редактировать ]

Под влиянием таких композиторов, как Стравинский и Барток , Шимановский начал включать народную музыку в творчество своего позднего периода (после 1922 года). В годы, предшествовавшие созданию Stabat mater , он вел записную книжку с мелодиями и приемами горцев, с которыми он столкнулся во время своих визитов в Татры и позже включил их в свои композиции. Например, его использование подгалийского лада , древнего польского народного лада, характеризующегося повышенной четвертой ступенью ( лидийской ), можно услышать в Stabat mater . [ 10 ]

  1. ^ Леон Поммерс, «Польские аспекты стиля Кароля Шимановского » (магистерская диссертация, Куинс-колледж Городского университета Нью-Йорка, 1968), 30
  2. ^ Самсон, Джим. Музыка Шимановского (Нью-Йорк: Taplinger Publishing, 1981), 180; цитируется у Зелински, Ричард. «Кароль Шимановский 1882–1937: отец современной польской хоровой музыки» Хоровой журнал , сентябрь 2005 г.: 9.
  3. ^ Зелински, Ричард. «Кароль Шимановский 1882–1937: отец современной польской хоровой музыки» Хоровой журнал, сентябрь 2005 г.: 9
  4. ^ Jump up to: а б Зелинского, 9.
  5. ^ Белланд, Дуглас Кейт. Исследование настроек Stabat Mater Персичетти, Пуленка и Шимановского с соответствующей информацией о тексте. Диссертация: Университет Цинциннати, 1992 г.
  6. ^ Музыкальная новость без названия , Brooklyn Daily Eagle (4 января 1931 г.): 31. Через Newspapers.com Значок открытого доступа
  7. ^ Зелински, 10.
  8. ^ Зелински, 14.
  9. ^ Зелински, 15.
  10. ^ Зелински, 19.

Библиография

[ редактировать ]
  • Белланд, Дуглас Кейт. Исследование настроек Stabat Mater Персичетти, Пуленка и Шимановского с соответствующей информацией о тексте . Диссертация: Университет Цинциннати, 1992 г.
  • Чилинска, Тереза. Джон Гловаки, пер. Кароль Шимановский: его жизнь и творчество . Лос-Анджелес: Университет Южной Калифорнии, музыкальная школа, 1993 г.
  • Говард, Люк. Панславянские параллели между Стравинским и Шимановским . Контекст: Журнал музыкальных исследований, выпуск 13, зима 1997 г., стр. 15–24. Мельбурн: Мельбурнский университет. ISSN   1038-4006 .
  • Джефферс, Рон. «Stabat Mater», Переводы и аннотации хорового репертуара . песни земли, Корваллис, Орегон: 1988.
  • Мацеевский, Б.М. Кароль Шимановский: его жизнь и музыка . Лондон: Poets & Painters' Press, 1967.
  • Саффер, Бернард Агнес, сестра. Стилистический анализ Stabat mater для сольных голосов, смешанного хора и оркестра Кароля Шимановского. Диссертация: Рочестерский университет, 1965 г.
  • Самсон, Джим. Музыка Шимановского . Нью-Йорк: Таплингер, 1981.
  • Самсон, Джим. «Шимановский, Кароль (Мацей)», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 2 февраля 1907 г.), http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  • Шимановский, Кароль. Вайтман, Алистер, изд. Шимановский о музыке: избранные сочинения Кароля Шимановского . Лондон: Токката, 1999.
  • Шимановский, Кароль. Кароль Шимановский и Ян Сметерлин; переписка и очерки. Лондон, Аллегро Пресс, 1969.
  • Вайтман, Алистер. Кароль Шимановский: его жизнь и творчество . Брукфилд, Вермонт: Эшгейт, 1999.
  • Зелинский, Р. «Кароль Шимановский (1882–1937): отец современной польской хоровой музыки». Хоровой журнал № 46, сентябрь 2005 г., 8–24.
  • «Stabat Mater» Кароля Шимановского . Симфонический оркестр испанского радио и телевидения. Томас Даусгаард (дирижер). Живой концерт.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ca9b3359ce2c80e0fe2579b50e83d15__1714236120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/15/3ca9b3359ce2c80e0fe2579b50e83d15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stabat Mater (Szymanowski) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)