Соната для фортепиано No. 2 (Шимановский)
Соната для фортепиано № 2 | |
---|---|
Ключ | Майор |
Каталог | М25 |
Опус | 21 |
Форма | Соната для фортепиано |
Составленный | 1910–1911 |
Преданность | Мадам Натали Давидофф |
Опубликовано | 1912 |
Издатель | Универсальное издание |
Продолжительность | Около 25-28 минут |
Движения | 2 |
Премьера | |
Дата | 7 мая 1911 г. |
Расположение | Варшава, Польша |
Исполнители | Артур Рубинштейн |
Кароля Шимановского Соната для фортепиано № 2 ля мажор , соч . 21, M25 — соната для фортепиано в двух частях. Он был завершен в 1911 году и опубликован в 1912 году издательством Universal Edition Vienna . Соната все еще является относительно ранним произведением Шимановского, но представляет собой апогей его периода позднего романтизма. Премьера состоялась Артуром Рубинштейном . 7 мая 1911 года [ 1 ] [ 2 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Работа была завершена в 1911 году в Тимошовке , когда Шимановскому было 29 лет, вскоре после завершения Второй симфонии .
Вскоре после его завершения Шимановский написал в письме польскому другу и историку музыки Здзиславу Яхимецкому :
«Я только что закончил вторую «Сонату для фортепиано» до приезда Артура. Поначалу я не придал ей большого значения, однако после детального изучения и после того, как Артур сыграл ее, все «скрытые достоинства» выявились и в результате Фичио и Артур были в восторге от нее, почти считая ее превосходящей Симфонию». [ 3 ]
Анализ
[ редактировать ]Соната состоит из двух частей:
- Allegro assai (Очень страстно) (ля минор – ре мажор – ля минор – ля мажор)
- Тема и вариации (ля мажор – фа мажор – си ♭ мажор – ля мажор – ми мажор – ля мажор)
1. Аллегро ассаи ( Очень страстно)
[ редактировать ]8–10 минут
Несмотря на то, что первая часть кажется восторженной, она выполнена в форме классического сонатного аллегро, хотя она использовалась Шопеном в его 3-й сонате, в которой развитие в значительной степени основано на первой тематической группе, при этом резюме опускает эту группу и приходит в середине мостик ко 2-й тематической группе. Хотя якобы это ля мажор, первый однозначный аккорд ля мажор встречается в последнем такте пьесы. Это движение охватывает целый мир непостоянных эмоций: от нежности через огромную страсть до отрывков, отмеченных неистовством, до квазигероического утверждения - все это подрывается постоянным, беспокойным хроматическим гармоническим движением, которое придает ему ощущение острой тревоги.
Первое движение начинается в сокращенное время . Он открывается поисковой вступительной темой в восходящих октавах, построенной вокруг уменьшенных 7-х, которая повторяется в разное время на протяжении двух частей, сопровождаясь хроматически нисходящими ломаными октавами в туплетах в левой руке. Тема развивается и меняет тактовые размеры много раз, пока не начнется 2-я тематическая группа в разделе Quasi andante, отмеченная новой, более лирической темой.
2. Тема и вариации
[ редактировать ]17 - 19 минут
Вторая часть состоит из темы, девяти вариаций и фуги, сюжет которой сам основан на вступительной теме.
Прием
[ редактировать ]После исполнения сонаты на концерте, посвященном творчеству Шимановского, в декабре 1911 года Вилли Ренц написал в журнале Die Musik :
«Если композитор заставит себя стремиться к большей прозрачности, к разумному пределу и концентрации, если он сможет сдержать свою чрезмерную любовь к контрапунктическим трюкам, полифоническим усложнениям и оркестровым излишествам, мы будем возлагать на него большие надежды» [ 4 ]
После посещения исполнения сонаты Артура Рубинштейна в Берлине в 1912 году , чувствуя, что он никогда не сможет достичь уровня Рубинштейна как пианиста или уровня Шимановского как композитора, Генрих Нейгауз предпринял попытку самоубийства. После инцидента Шимановский и Рубинштейн нашли его живым и выздоравливающим в больнице во Флоренции . [ 5 ]
Соната заработала репутацию чрезвычайно сложного для освоения произведения, как в музыкальном, так и в техническом плане, и после Второй мировой войны она вошла в репертуар таких пианистов, как Святослав Рихтер или Марк-Андре Амлен . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Соната для фортепиано № 2 ля мажор, соч. 21 (1910–1911) | Кароль Шимановский» . www.karolszymanowski.pl . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «Соната для фортепиано № 2 ля мажор, соч. 21 – Кароль Шимановский» . Культура.пл . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ «Соната для фортепиано № 2 мажор, соч. 21 – Кароль Шимановский» .
- ^ «Соната для фортепиано № 2 ля мажор, соч. 21 (1910–1911) | Кароль Шимановский» . www.karolszymanowski.pl . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Рубинштейн, Артур (1973). Мои молодые годы (1-е изд.). Нью-Йорк: Кнопф. стр. 372 . ISBN 0394468902 . OCLC 520585 .