Спекулятивный реализм
Спекулятивный реализм — это движение в современной континентальной философии (также известной как постконтинентальная философия ). [1] который свободно определяет себя в своей позиции метафизического реализма против интерпретации доминирующих форм посткантианской философии (или того, что он называет « корреляционизмом »). [2]
Спекулятивный реализм получил свое название от конференции состоявшейся в Голдсмитс-колледже , Лондонского университета в апреле 2007 года. [3] Конференцию модерировал Альберто Тоскано из Голдсмит-колледжа, на ней выступили Рэй Брасье из Американского университета в Бейруте (тогда в Университете Миддлсекса ), Иэн Гамильтон Грант из Университета Западной Англии , Грэм Харман из Американского университета в Каире , и Квентин Мейясу из Высшей нормальной школы в Париже. Название «спекулятивный реализм» обычно приписывают Брасье. [4] хотя Мейясу уже использовал термин « спекулятивный материализм » для описания своей собственной позиции. [4]
Вторая конференция под названием «Спекулятивный реализм/спекулятивный материализм» состоялась в UWE в Бристоле в пятницу, 24 апреля 2009 года, через два года после первоначального мероприятия в Goldsmiths. [5] В состав входили Рэй Брасье, Иэн Хэмилтон Грант, Грэм Харман и (вместо Мейясу, который не смог присутствовать) Альберто Тоскано. [5]
Третья конференция под названием «Объектно-ориентированная онтология: симпозиум» прошла в Технологического института Джорджии ( Школе литературы, коммуникации и культуры ныне Школа литературы, медиа и коммуникации) 23 апреля 2010 года. [6] Этот симпозиум вел Ян Богост , и в нем приняли участие Леви Брайант , Грэм Харман , Стивен Шавиро , Хью Кроуфорд, Карл ДиСальво, Джон Джонстон, Барбара Мария Стаффорд и Юджин Такер .
Хотя статус спекулятивного реализма приобрел значительную популярность, существуют философские позиции, которые некоторые считают аналогичными, но, тем не менее, выделяются как отдельные движения. По словам нападающего Грэма Хармана в Маурицио Феррариса » «Манифесте нового реализма : [7] современные произведения «нового реализма» тематически параллельны спекулятивному реализму, разделяя общие темы и интересы. Харман заявляет, что было «непреднамеренной несправедливостью» не включать идеи Феррариса в число современных континентальных реалистов, поскольку он занимал эту философскую позицию раньше, чем спекулятивные реалисты, в то время, когда реализм в континентальной традиции был «более одиноким» обязательством. Однако, несмотря на схожие интересы, две точки зрения реализма остаются в основном отдельными разговорами.
Критика корреляционизма
[ редактировать ]Хотя мыслители-спекулятивные реалисты часто расходятся во мнениях по основным философским вопросам, они испытывают общее сопротивление тому, что они интерпретируют как философию человеческой конечности, вдохновленную традицией Иммануила Канта .
Четверых основных членов движения объединяет попытка преодолеть как « корреляционизм», так и «корреляционизм ». [8] и « философия доступа ». В книге «После конечности » Мейясу определяет корреляционизм как «идею, согласно которой мы всегда имеем доступ только к корреляции между мышлением и бытием, но никогда ни к одному из терминов, рассматриваемых отдельно от другого». [9] Философия доступа – это любая из тех философий, которые ставят человека выше других сущностей. Для спекулятивных реалистов обе идеи представляют собой формы антропоцентризма .
Все четыре основных мыслителя спекулятивного реализма работают над ниспровержением этих форм философии, которые отдают предпочтение человеческому существу, отдавая предпочтение отдельным формам реализма доминирующим формам идеализма в большей части современной континентальной философии.
Вариации
[ редактировать ]Хотя они разделяют цель свержения доминирующих направлений посткантианской мысли в континентальной философии, существуют важные различия, разделяющие основных членов спекулятивного реалистического движения и их последователей.
Спекулятивный материализм
[ редактировать ]В своей критике корреляционизма Квентин Мейясу (который использует термин спекулятивный материализм для описания своей позиции) [4] находит в центре философии Канта два принципа. Первый — это сам принцип корреляции , который, по сути, утверждает, что мы можем знать только коррелят Мысли и Бытия; то, что находится за пределами этого коррелята, непознаваемо. Второй принцип Мейясу называет принципом фактичности, который утверждает, что вещи могут быть иными, чем они есть. Этот принцип отстаивается Кантом, защищая вещь в себе как непознаваемую, но вообразимую. Мы можем представить реальность как фундаментально иную, даже если никогда не знаем такой реальности. Согласно Мейясу, защита обоих принципов ведет к «слабому» корреляционизму (например, у Канта и Гуссерля ), тогда как отказ от вещи в себе ведет к «сильному» корреляционизму таких мыслителей, как поздний Людвиг Витгенштейн. [10] и покойный Мартин Хайдеггер , для которого нет смысла предполагать, что существует что-то за пределами коррелята Мысли и Бытия, [ нужна ссылка ] таким образом, принцип фактичности устраняется в пользу усиленного принципа корреляции.
Мейясу следует противоположной тактике, отвергая принцип корреляции ради укрепленного принципа фактичности в своем посткантианском возвращении к Юму. Приводя доводы в пользу такого принципа, Мейясу вынужден отвергнуть необходимость не только всех физических законов природы, но и всех логических законов, кроме принципа непротиворечия (поскольку его устранение подорвало бы принцип фактальности, который утверждает, что вещи всегда может быть иначе, чем они есть). Отвергая принцип достаточного основания , не может быть оправдания необходимости физических законов, а это означает, что, хотя Вселенная может быть упорядочена таким-то и таким-то образом, нет причин, по которым она не могла бы быть иной. Мейясу отвергает кантовское априорное представление в пользу юмовского априорного , утверждая, что урок, который следует извлечь из Юма по вопросу причинности , состоит в том, что « одна и та же причина может фактически вызвать «сотню различных событий» (и даже больше). ." [11]
Основная основа, на которой Мейясу расширяет остальную часть своей теории, аргументируя принцип: необходимость самой случайности. То есть единственное, что объективно необходимо, это то, чтобы никакая вещь/предмет не была необходима каждому субъекту. Таким образом, все вещи случайны. Используя это как объективную позицию, он приступает к переработке метафизики науки и техники, которая восстанавливает то, что он называет предковыми событиями: материально реальные события, которые происходят вне феноменологической субъективности. Он утверждает, что без объективности случайности философ метафизики должен отвергнуть законность таких событий, как Большой взрыв. Хотя некоторые утверждают, что проблема не в том, что эти древние события находятся за пределами человеческих представлений о времени, поскольку многие подобные примеры этих событий на самом деле имеют материально осмысленные данные, которые помещают их в термины человеческих интерпретаций времени, а, скорее, в том, что они в большей степени применимо к реальным вещам, которые не поддаются эмпирическому наблюдению: [12] например, кварки или генетическая информация. не полностью привержен спекулятивному материализму, Хотя Юк Хуэй он ссылается и использует аналогичную линию рассуждений в книге «Рекурсивность и непредвиденные обстоятельства». [13] в своем развитии космотехники и активно работает в рамках аналогичных философских направлений.
Объектно-ориентированная онтология
[ редактировать ]Центральный принцип (ООО) Грэма Хармана и Леви Брайанта заключается объектно-ориентированной онтологии в том, что в философии объектами пренебрегали в пользу «радикальной философии», которая пытается «подорвать» объекты, утверждая, что объекты — это корки некоего объекта. более глубокая, лежащая в основе реальность, либо в форме монизма, либо в форме вечного потока, либо в форме тех, кто пытается «подавлять» объекты, говоря, что идея целого объекта является формой народной онтологии . Согласно Харману, все является объектом, будь то почтовый ящик, электромагнитное излучение , искривленное пространство-время , Содружество Наций или пропозициональная установка ; все вещи, физические или вымышленные, в равной степени являются объектами. Симпатизируя панпсихизму , Харман предлагает новую философскую дисциплину под названием «спекулятивная психология», посвященную исследованию «космических слоев психики» и «выявлению специфической психической реальности дождевых червей, пыли, армий, мела и камня». [14]
Харман защищает версию аристотелевского понятия субстанции . В отличие от Лейбница , для которого существовали и субстанции, и агрегаты, Харман утверждает, что, когда объекты соединяются, они создают новые объекты. Таким образом, он защищает априорную метафизику, утверждающую, что реальность состоит только из объектов и что у ряда объектов не существует «дна». Для Хармана объект сам по себе является бесконечной нишей, непознаваемой и недоступной для чего-либо другого. Это приводит к его объяснению того, что он называет «замещающей причинностью». Вдохновленный окказионалистами средневековой исламской , Харман утверждает, что никакие два объекта не могут философии взаимодействовать иначе, как при посредничестве «чувственного наместника». [15] Таким образом, для Хармана существует два типа объектов: реальные объекты и чувственные объекты, которые допускают взаимодействие. Первые — это вещи повседневной жизни, вторые — карикатуры, опосредующие взаимодействие. Например, когда огонь сжигает хлопок, Харман утверждает, что огонь не затрагивает сущность этого хлопка, которая неисчерпаема никакими отношениями, но что взаимодействие опосредовано карикатурой хлопка, которая заставляет его гореть.
Трансцендентальный материализм
[ редактировать ]Иэн Гамильтон Грант защищает позицию, которую он называет трансцендентальным материализмом . [16] Он выступает против того, что он называет «соматизмом», философии и физики тел. В своей «Философии природы после Шеллинга » Грант рассказывает новую историю философии, начиная с Платона , основанную на определении материи. Аристотель проводил различие между Формой и Материей таким образом, что Материя была невидима для философии, тогда как Грант выступает за возврат к платонической Материи как не только к основным строительным блокам реальности, но и к силам и мощностям, которые управляют нашей реальностью. Он возводит тот же аргумент к посткантианским немецким идеалистам Иоганну Готлибу Фихте и Фридриху Вильгельму Йозефу Шеллингу , утверждая, что различие между Материей как субстантивной и полезной фикцией сохраняется и по сей день и что мы должны прекратить наши попытки опрокинуть Платона и вместо этого попытаться опрокинуть Канта и вернуться к «спекулятивной физике» в платоновской традиции, т. е. не к физике тел, а к «физике Всего». [17]
Юджин Такер исследовал, как понятие «сама жизнь» определяется в региональной философии, а также как «сама жизнь» приобретает метафизические свойства. Его книга «После жизни» показывает, как онтология жизни действует посредством разделения между «Жизнью» и «живым», делая возможным «метафизическое смещение», при котором жизнь мыслится через другой метафизический термин, такой как время, форма или дух: «Каждая онтология жизни думает о жизни в терминах чего-то иного, чем жизнь… это нечто иное, чем жизнь, чаще всего является метафизической концепцией, такой как время и временность, форма и причинность или дух». и имманентность» [18] Такер прослеживает эту тему от Аристотеля до схоластики и мистицизма/негативной теологии, до Спинозы и Канта, показывая, что это тройное смещение живо и в современной философии (жизнь как время в философии процесса и делезианство , жизнь как форма в биополитической мысли, жизнь как дух в постсекулярных философиях религии). Такер исследует отношение спекулятивного реализма к онтологии жизни, приводя доводы в пользу «виталистской корреляции»: «Скажем, виталистская корреляция – это такая корреляция, которая не сохраняет корреляционистскую двойственную необходимость разделения и неразделимости мысли и объекта, самости. и мир, и который делает это на основе некоторого онтологизированного понятия «жизни». [19] В конечном итоге Такер выступает за скептицизм в отношении «жизни»: «Жизнь — это не только проблема философии , но и проблема философии ». [18]
Внутри этой группы появились и другие мыслители, объединенные своей преданностью так называемой «философии процесса», сплотившиеся вокруг таких мыслителей, как Шеллинг , Бергсон , Уайтхед и Делёз , среди других. Недавний пример можно найти в Стивена Шавиро книге «Без критериев: Кант, Уайтхед, Делёз и эстетика» , в которой приводится довод в пользу процессуального подхода, который влечет за собой панпсихизм в такой же степени, как и витализм или анимизм. Для Шавиро именно философия схватывания и связи Уайтхеда предлагает лучшее сочетание континентальной и аналитической философии. Другой недавний пример можно найти в Джейн Беннетт книге «Вибрирующая материя» . [20] который выступает за переход от человеческих отношений к вещам, к «живой материи», которая пронизывает живое и неживое, человеческие и нечеловеческие тела. Леон Немочинский в своей книге « Чарльз Сандерс Пирс и религиозная метафизика природы » обращается к тому, что он называет «спекулятивным натурализмом», чтобы доказать, что природа может позволить себе прозрение в свою собственную бесконечно продуктивную «живую» основу, которую он называет natura. натураны .
Трансцендентальный нигилизм
[ редактировать ]В книге «Нигил освобожденный: Просвещение и вымирание » Рэй Брассье защищает то, что Майкл Остин, Пол Эннис и Фабио Джирони называют трансцендентальным нигилизмом . [21] Он утверждает, что философия избегает травматической идеи вымирания , вместо этого пытаясь найти смысл в мире, обусловленном самой идеей собственного уничтожения. Таким образом, Брасье критикует как феноменологическое, так и герменевтическое направления континентальной философии, а также жизнеспособность таких мыслителей, как Жиль Делёз , которые работают над укоренением смысла в мире и предотвращением «угрозы» нигилизма. Вместо этого, опираясь на таких мыслителей, как Ален Бадью , Франсуа Ларюэль , Поль Черчленд и Томас Метцингер , Брассье защищает взгляд на мир как на изначально лишенный смысла. То есть, вместо того, чтобы избегать нигилизма , Брасье принимает его как истину реальности. Из своих чтений Бадью и Ларюэля Брасье заключает, что Вселенная основана на ничто: [22] но также и то, что философия есть «органон угасания», что мысль вообще существует только потому, что жизнь обусловлена своим собственным угасанием. [23] Затем Брасье защищает радикально антикорреляционистскую философию, предполагающую, что Мысль соединяется не с Бытием, а с Небытием.
Споры о «философском движении»
[ редактировать ]В интервью журналу Kronos, опубликованном в марте 2011 года, Рэй Брассье отрицал существование такого понятия, как «спекулятивное реалистическое движение», и твердо дистанцировался от тех, кто продолжает привязываться к торговой марке: [24]
«Движение спекулятивного реализма» существует только в воображении группы блоггеров, продвигающих программу, к которой я не испытываю никакой симпатии: теория акторно-сетевой деятельности, приправленная панпсихистской метафизикой и кусочками философии процесса . Я не считаю, что Интернет является подходящей средой для серьезных философских дебатов; Я также не считаю приемлемым пытаться создать философское движение в Интернете, используя блоги для эксплуатации ошибочного энтузиазма впечатлительных аспирантов. Я согласен с замечанием Делеза о том, что, в конечном счете, самая основная задача философии — препятствовать глупости, поэтому я не вижу особых философских достоинств в «движении», самым выдающимся достижением которого на данный момент является создание онлайн-оргии глупости.
Далее Брасье предполагает, что философское движение не может быть правдоподобно связано просто с антикорреляционизмом. [25] Несмотря на это, многие из тех, кто обсуждает различные подходы, выходят из корреляционистского цикла Мейясу, предлагая активный философский дискурс по конкретной теме. Яна Богоста Работа «Феноменология пришельцев» . [26] переосмысливает то, чем будет ООО-феноменология, в то время как другие утверждают, что ООО полностью отвергает феноменологию. Точно так же Стивен Шавиро активно поддерживает панпсихизм. [27] и подтверждает свою прежнюю поддержку философии процесса, [28] отвергая определенные аспекты работы Хармона и критику Брасье по поводу существования движения. Джейн Беннетт Кроме того, «Яркая материя» [20] также дает возможность использовать формы феноменологии, как она демонстрирует в нескольких главах. При этом эти авторы предлагают некоторую форму феноменологии в спекулятивном реализме, несмотря на отказ от корреляционистской философии.
По сути, одно из фундаментальных противоречий внутри спекулятивного реализма заключается не столько в согласии или разногласиях относительно корреляционизма как проблемы, сколько в обсуждении осуществимости или необходимости философии феноменологии и познания после отделения от философии онтологии. В этой дискуссии Хармон и Мейясу полагают, что нет необходимости в феноменологии, в то время как Шавиро, Беннетт и Богост предполагают, что разделение антикорреляции онтологии и феноменологии не делает ни одну из них пустыми философскими темами.
Другое противоречие заключается в том, насколько важны Альфреда Норта Уайтхеда . философия процесса и спекулятивная философия [29] относятся к антикорреляционизму. Хотя Мейясу связывает антикорреляционизм со «спекулятивным материализмом», он не цитирует Уайтхеда в связи с разработкой « После конечности » . [30] Кроме того, приведенные выше заявления Брасье позволяют предположить, что он отвергает эту ассоциацию. Однако между Шавиро, Стренджерсом и многими другими ассоциация Уайтхеда во многом соответствует антикорреляционизму и, таким образом, остается ценным источником вдохновения.
Публикации
[ редактировать ]Спекулятивный реализм имеет тесные связи с журналом Collapse , который опубликовал материалы первой конференции в Голдсмитс и опубликовал множество других статей мыслителей «спекулятивного реализма»; как и академический журнал Pli , который редактируют и выпускают сотрудники аспирантуры факультета философии Уорикского университета . Журнал Speculations , основанный в 2010 году издательством Punctum Books , регулярно публикует статьи, связанные со спекулятивным реализмом. Издательство Эдинбургского университета издает серию книг под названием «Спекулятивный реализм» .
В 2013 году журнал «Анархистские разработки в культурных исследованиях» опубликовал специальный выпуск на тему анархизма. [31]
В период с 2019 по 2021 год журнал открытого доступа De Gruyter Open Philosophy опубликовал три специальных выпуска, посвященных объектно-ориентированной онтологии и ее критике. [32]
Присутствие в Интернете
[ редактировать ]Спекулятивный реализм отличается быстрым распространением через Интернет в виде блогов . [33] Веб-сайты сформировались как ресурсы для эссе, лекций и запланированных будущих книг представителей движения спекулятивного реализма. Многие другие блоги, а также подкасты появились с оригинальными материалами о спекулятивном реализме или с расширением его тем и идей.
См. также
[ редактировать ]- Кантианский эмпиризм
- Новый реализм (современная философия)
- Новые материализмы
- Акселерационизм
- Объектно-ориентированная онтология
- Объективность
- Постаналитическая философия
- Спекулятивный идеализм
- Трансгуманизм
- Трансцендентальный эмпиризм
- Трансцендентальный номинализм
Известные спекулятивные реалисты
[ редактировать ]- Ян Богост
- Рэй Брасье
- Леви Брайант
- Мануэль ДеЛанда
- Тристан Гарсия
- Иэн Хэмилтон Грант
- Грэм Харман
- Адриан Джонстон
- Катерина Колозова
- Ник Лэнд
- Квентин Мейясу
- Реза Негарестани
- Стивен Шавиро
- Ник Срничек
- Изабель Стенгерс
- Юджин Такер
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пол Джон Эннис, Постконтинентальные голоса: избранные интервью , John Hunt Publishing, 2010, стр. 18.
- ^ Маккей, Робин (март 2007 г.). «Редакционное введение» . Крах . 2 (1): 3–13.
- ^ «Прошлые проблемы» . crln.acrl.org .
- ^ Jump up to: а б с Грэм Харман, «Краткое руководство SR/OOO».
- ^ Jump up to: а б «Спекулятивный реализм | Фриз» . 12 мая 2009 г.
- ^ «Симпозиум по объектно-ориентированной онтологии» . 23 апреля 2010 г. hdl : 1853/70942 .
- ^ Харман, Грэм (1 декабря 2014 г.), «Вперед», Манифест нового реализма , SUNY Press, стр. iv – xiii, ISBN 9781438453774
- ^ Маккей, Робин (март 2007 г.). «Редакционное введение» . Крах . 2 (1): 3–13.
- ^ Квентин Мейясу (2008), После конечности , стр. 5.
- ^ Журналы, Рут в EUP (12 декабря 2014 г.). «Корреляционизм – отрывок из словаря Мейясу» . Блог издательства Эдинбургского университета .
- ^ Квентин Мейясу (2008), После конечности , стр. 90.
- ^ Вильтше, Харальд А. (сентябрь 2017 г.). «Наука, реализм и корреляционизм. Феноменологическая критика аргумента Мейясу об истоках предков» . Европейский философский журнал . 25 (3): 808–832. дои : 10.1111/ejop.12159 . ISSN 0966-8373 .
- ^ Хуэй, Юк (2019). Рекурсивность и непредвиденные обстоятельства . Философия СМИ. Лондон Лэнхэм, [Мэриленд]: Rowman & Littlefield International, Ltd. ISBN 978-1-78660-052-3 .
- ^ Грэм Харман (2009), Принц сетей , с. 213.
- ^ Грэм Харман, «О заместительной причинности», в Collapse II (1997), стр. 201.
- ^ Брайант, Леви; Харман, Грэм; Срничек, Ник (2011). Спекулятивный поворот: континентальный материализм и реализм (PDF) . Мельбурн, Австралия: ре.пресс. п. 82. ИСБН 978-0-9806683-4-6 .
- ^ Брайант, Леви; Брайант, Леви Р.; Срничек, Ник; Харман, Грэм (2011). Спекулятивный поворот: континентальный материализм и реализм . повторно нажать. п. 28. ISBN 978-0-9806683-4-6 .
- ^ Jump up to: а б Юджин Такер (2010), Жизнь после смерти , px
- ^ Юджин Такер (2010), Жизнь после жизни , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Беннетт, Джейн (2010). Живая материя: политическая экология вещей . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4619-7 .
- ^ Майкл Остин, Пол Эннис, Фабио Джирони (2012), Speculations III , Punctum Books, стр. 257
- ^ Рэй Брасье (2007), Nihil Unbound , стр. 148–149.
- ^ Рэй Брасье (2007), Nihil Unbound , стр. 223–226, стр. 234–238.
- ↑ Рэй Брасье в интервью Марцину Рихтеру « Я нигилист, потому что все еще верю в истину », Кронос, 4 марта 2011 г.
- ^ Брасье, Рэй (8 октября 2014 г.). «Постскриптум: спекулятивное вскрытие». В Вулфендейле, Питер (ред.). Объектно-ориентированная философия: новая одежда ноумена (1-е изд.). Соединенное Королевство: Урбаномика (опубликовано в 2014 г.). стр. 407–421. ISBN 978-0-9575295-9-5 .
- ^ Богост, Ян (01 апреля 2012 г.), «Феноменология пришельцев» , «Феноменология пришельцев, или каково это быть вещью» , University of Minnesota Press, стр. 1–34, doi : 10.5749/minnesota/9780816678976.003.0001 , ISBN 978-0-8166-7897-6 , S2CID 250398654 , получено 8 февраля 2024 г.
- ^ Шавиро, Стивен (01 октября 2014 г.). Вселенная вещей . Университет Миннесоты Пресс. дои : 10.5749/Миннесота/9780816689248.001.0001 . ISBN 978-0-8166-8924-8 .
- ^ Шавиро, Стивен (2009). Без критериев . Массачусетский технологический институт Пресс. дои : 10.7551/mitpress/7870.001.0001 . ISBN 978-0-262-25516-5 .
- ^ Уайтхед, Альфред Норт; Гриффин, Дэвид Рэй (1985). Процесс и реальность: Очерк космологии . Лекции Гиффорда (корр.ред.). Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-934570-2 .
- ^ «Библиография» . После Конечности . 2008. дои : 10.5040/9781350252059.0005 . ISBN 978-1-350-25205-9 .
- ^ «№ 2 (2013): Онтологический анарх: за пределами материализма и идеализма | Анархические достижения в культурных исследованиях» .
- ^ «Открытая философия, том 2, выпуск 1» . Де Грюйтер . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Фабио Джирони, «Научная теория» в Speculations 1 (2010), с. 21.
Обратите внимание на Танапонг Джантанам.
Ссылки
[ редактировать ]- Грэм Харман , Спекулятивный реализм: Введение , John Wiley & Sons, 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спекулятивный реализм: Воплощение - краткое введение в спекулятивный реализм.
- Постконтинентальные голоса - отредактированный сборник интервью, содержащий интервью с спекулятивными реалистами.
- Свернуть - журнал, в котором представлены статьи «спекулятивных реалистов».
- Квентин Мейясу на английском языке на конференции по спекулятивному реализму. Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine - запись лекции Квентина Мейясу на английском языке на первой конференции по спекулятивному реализму.
- Пьер-Александр Фраде и Тристан Гарсия (ред.), выпуск «Спекулятивный реализм», в Spirale , № 255, зима 2016 г. – введение здесь
- Первопроходец спекулятивного реализма