Jump to content

Маурицио Феррарис

Маурицио Феррарис (родился 7 февраля 1956 года в Турине ) — итальянский континентальный философ и учёный, чье имя особенно связано с философским течением под названием « новый реализм » — Феррарис написал « Манифест нового реализма » в 2012 году, который был опубликован SUNY Press. в 2014 году), который имеет значительное сходство со спекулятивным реализмом и объектно-ориентированной онтологией.

Ученик Джанни Ваттимо и находящийся под влиянием Жака Деррида , Феррарис начинал как теоретик герменевтики, прежде чем обратить свое внимание на аналитическую философию. За прошедшие годы ему удалось создать эффективный синтез двух подходов, создав новый онтологический реализм, отвергающий кантовский схематизм в области познания.

С 1995 года Феррарис является профессором философии на факультете литературы и философии Туринского университета , где он также руководит LabOnt (Лабораторией онтологии). Он учился в Турине, Париже и Гейдельберге и преподавал в крупнейших европейских университетах. Он является редактором журнала Rivista di Estetica и членом редакционной коллегии журналов Critique и aut aut . С 1989 по 2010 год Феррарис регулярно сотрудничал с культурным приложением итальянской газеты Il Sole 24 ORE . С 2010 года пишет для культурного отдела La Repubblica . Его основными областями знаний являются герменевтика, эстетика и онтология.

Биография

[ редактировать ]

Феррарис окончил философский факультет Туринского университета в 1979 году под руководством Джанни Ваттимо. В первые годы своей карьеры он делил свое время между преподаванием, исследованиями и культурной журналистикой. С 1979 по 1988 год он был редактором, а затем содиректором «Альфабеты», в руководящий комитет которой входят, среди прочих, Антонио Порта, Нанни Балестрини, Мария Корти, Умберто Эко, Франческо Леонетти, Пьер Альдо Роватти и Паоло Вольпони. В начале восьмидесятых годов он начал свои отношения с Дерридой, что глубоко отразилось на его философском образовании. На академическом уровне в 1984 году, после двух лет преподавания в Мачерате (1982–83), он начал преподавать в Триесте, чередуя свою дидактическую деятельность с рядом пребываний в Гейдельберге. Здесь, после знакомства с Гадамером, он начал заниматься герменевтикой.

В 1995 году Феррарис был призван в Турин в качестве профессора эстетики, а позже в 1999 году начал преподавать метафизику (Filosofia teoretica). Работая директором программы (т.е. преподавателем) в Международном колледже философии с 1998 по 2004 год, в 1999 году он основал Лабораторию онтологии (LabOnt) и Межуниверситетский центр теоретической и прикладной онтологии (CTAO). В настоящее время Феррарис является профессором философии Туринского университета, где он также является президентом LabOnt (Лаборатории онтологии) и Центра теоретической и прикладной онтологии (CTAO). Он является членом Кете Гамбургского колледжа «Recht als Kultur» (Бонн) и почетным членом Центра перспективных исследований Юго-Восточной Европы (Риека). Феррарис был членом Итальянской академии перспективных исследований в Америке и Фонда Александра фон Гумбольдта. Он также был директором по исследованиям в Международном колледже философии и приглашенным профессором в Высшей школе социальных наук (Париж), а также в других европейских и американских университетах.

Феррарис является обозревателем газеты La Repubblica, директором журнала Rivista di Estetica и содиректором журналов Critique и Revue francophone d'esthétique. Он написал более пятидесяти книг, которые были переведены на несколько языков. На английском языке вышли следующие книги: «История герменевтики» (Humanities Press, 1996), «Документальность или почему необходимо оставлять следы» (Fordham UP, 2012), «Прощай, Кант!» (SUNY UP, 2013); Где ты? Онтология сотового телефона (Fordham UP, 2015) и Манифест нового реализма (SUNY UP, 2015). Маурицио Феррарис работал в области эстетики, герменевтики и социальной онтологии, связав свое имя с теорией документальности и современным новым реализмом .

Ранние интересы Феррариса лежали во французской постструктуралистской философии, с особым вниманием к таким авторам, как Жан-Франсуа Лиотар, Мишель Фуко, Жак Лакан и Жиль Делёз. Особую роль в формировании его мысли, несомненно, сыграл Жак Деррида, с которым Феррарис с 1981 года поддерживал исследовательские отношения, позже переросшие в дружеские. Свидетельства этого этапа его мысли можно найти в его ранних работах: Differenze (1981), Tracce (1983) и La svolta testuale ( 1984). Феррарис специально посвятил Дерриде: Postille a Derrida ( 1990), Honoris causa a Derrida (1998), I ntroduzione a Derrida (2003), Il gusto del segreto (1997) [Вкус к тайне, Блэквелл, 2001] и, наконец, , Джеки Деррида. Ритратто на память (2006). Работая с Гадамером, начиная с начала восьмидесятых, Феррарис затем обратился к герменевтике, написав: Aspetti dell'ermeneutica del Novecento (1986), Ermeneutica di Proust (1987), Nietzsche e la filosofia del Novecento. (1989) и особенно Storia dell'ermeneutica (1988) History of Hermeneutics , Humanities Press, 1996.

Поворотный момент

[ редактировать ]

В конце восьмидесятых годов Феррарис разработал четкую критику традиции Хайдеггера и Гадамера (см., в частности, Cronistoria di una svolta , послесловие 1990 года к конференции Хайдеггера «Поворот»), которая использует постструктурализм, чтобы бросить вызов романтическое и идеалистическое наследие, влияющее на такую ​​традицию. Завершение этого критического пути привело философа к переосмыслению отношений между духом и буквой, а также к изменению их традиционной оппозиции. Зачастую и философы, и простые люди презирают букву (правила и ограничения, установленные через документы и надписи разного рода) и ставят над ней дух (т.е. мысль и волю), признавая творческую свободу последнего в противоположность первому. Для Феррари это буква, которая предшествует духу и основывает его. Так произошел переход ко второй фазе мысли итальянского философа.

Феррарис отказался от герменевтического релятивизма и деконструкции Деррида, чтобы принять форму реалистического объективизма, согласно которой «объективность и реальность, рассматриваемые радикальной герменевтикой как принципы насилия и злоупотреблений, на самом деле – и именно из-за упомянутого выше контраста между духом и буквой – единственная защита от произвола». [1] Этот принцип, применимый к морали, основан на признании сферы реальности, независимой от интерпретаций (см., в частности, L'ermeneutica, 1998). Внешний мир, признанный неизменным, и соотношение между концептуальными схемами и чувственным опытом (эстетика, восстановленная в своем этимологическом значении «наука о чувственном восприятии»), приобретает первостепенное значение – см., в частности, Analogonrationis (1994), Estetica (1996, с другими авторами), L'immaginazione (1996), Experimentelle Ästhetik (2001) и Estetica razionale (1997)) являются доминирующими темами второй фазы мысли Феррариса, которая предполагает перечитывание Канта через призму наивная физика перцептолога Паоло Боцци (см. Il mondo esterno (2001) и Goodbye Kant! (2004, готовится к изданию SUNY Press)). «Критическая онтология» Феррариса признает мир повседневной жизни во многом непроницаемым по сравнению с концептуальными схемами. Непризнание этого принципа восходит к смешению онтологии (сферы бытия) и гносеологии (сферы познания); такая путаница критически тематизируется Феррарисом, начиная с характера неизменности, типичной для бытия в отличие от знания (см., в частности: Ontologia (2003) и Storia dell'ontologia (2008, с другими авторами)). Его размышления о реализме привели в 2011 году к разработке «Манифеста нового реализма». [2]

От социальной онтологии к документальности

[ редактировать ]

Естественным результатом критической онтологии является двойное признание внешнего мира как неизменяемого и области объектов, к которым справедливо применяется кантовская трансцендентальная философия: социальных объектов. Этот новый этап мысли Феррариса идеально начался с публикации Dove sei? Ontologia del telefonino (2005) [Где ты? «Онтология мобильного телефона», выйдет в издательстве Fordham UP] и продолжился с «Babbo Natale», «Gesù Adulto» (2006), «Sans Papier» (2007), «La fidanzata automata» (2007) и «Il Tunnel delle multe» (2008). Основной тезис состоит в том, что разграничение онтологии и эпистемологии в сочетании с признанием онтологической автономии сферы социальных объектов (регулируемой конститутивным законом «объект = вписанный акт») позволяет скорректировать тезис Деррида о том, что «существует является ничем вне текста» (буквально и асемантически «нет внешнего текста»), чтобы вопреки Серлу выдвинуть теорию, что «вне текста нет ничего социального». Это приводит к зрелой стадии мысли Феррариса. полностью раскрыто и систематизировано в том, что можно считать его итогом: Documentalità Perché è necessario lasciar tracce (2009) [Документальность. Почему необходимо оставлять следы, Fordham UP, 2010] - и монографический выпуск «Мониста» ( Под редакцией Маурицио Феррариса и Леонардо Каффо ). [3]

Документальность

[ редактировать ]

Наиболее влиятельная онтология социальной реальности, сформулированная американским философом Джоном Сирлом (1995), основана на коллективной интенциональности, которая якобы обеспечивает трансформацию определенных физических объектов (например, листа бумаги) в социальные объекты (например, банкноту). Как заметил Барри Смит (2003), эта точка зрения затрудняет учет как негативных сущностей – таких как долги, которые, по-видимому, не имеют физического аналога – так и новых, казалось бы, неосязаемых социальных объектов, создаваемых Интернетом. Теория документальности, предложенная Маурицио Феррарисом (2005), направлена ​​на решение этих проблем, утверждая, что социальные объекты всегда являются записью социальных действий. Это касается как негативных сущностей, так и виртуальных сущностей сети, которые, как и любой другой социальный объект, состоят именно из записей. Для теории документальности конститутивным правилом социальной реальности является «Объект = Вписанный акт», где «вписанное» равно «записанному». То есть: социальный объект — это результат социального акта (например, в котором участвуют как минимум два человека), который характеризуется тем, что он фиксируется на некоторой опоре, в том числе в сознании людей, участвующих в акте (в случае неформальные социальные действия, такие как обещания).

Документальность, сформулированная Феррарисом (2009) в полной онтологической теории и Смитом (2012) в теории актов документов, имеет три основные причины интереса. Во-первых, он смог объяснить значительный рост количества документов и записывающих устройств в мире Интернета, что очень хорошо объясняется предложенным конститутивным законом социальной реальности. Во-вторых, он смог объяснить, почему социальная реальность, хотя и требует присутствия субъектов для совершения действий, может развиваться независимо от них и даже без их ведома (экономический спад может иметь место, даже если ни один человеческий субъект не осознает этого). это). В-третьих, вместо того, чтобы ставить социальную реальность в зависимость от действия коллективной интенциональности – при возрастающем социальном конструктивизме (Searle 2010) – документальность способна обосновать «новый реализм» (Ferraris, 2012), который помогает континентальной философии выйти из тупика постмодернизм и воссоединиться с аналитической философией. [Источник описания документальности: Л. Каффо, «От документальности к новому реализму», в сб. Монист , 97:2, апрель 2014].

Новый реализм

[ редактировать ]

Реалистический поворот, осуществленный Маурицио Феррарисом, начиная с формулирования эстетики не как философии искусства, а как онтологии восприятия и чувственного опыта (Estetica razionale [4] 1997 г., новое издание 2011 г.), находит дальнейшее уклонение в «Манифесте нового реализма» (2012) [Манифест нового реализма, SUNY Press, 2014]. Новый реализм - принципы которого были предсказаны Феррарисом в статье, опубликованной в La Repubblica 8 августа 2011 г. [5] и который затем вызвал массовые дебаты [6] – это прежде всего рассмотрение некоторых исторических, культурных и политических явлений (т.е. анализ постмодернизма вплоть до его перерождения в медиапопулизм). Из этих размышлений вытекает стремление пролить свет на результаты, к которым приводят выводы постмодернизма в современной мысли (т.е. интерпретации философских реализмов и «теорий истины», которые развивались с конца прошлого века в ответ на отклонение отношения между человеком и реальностью). Это, в свою очередь, приводит к предложению противоядия от вырождения постмодернистской идеологии и деградированных и лживых отношений с миром, которые она вызвала: Новый Реализм, по сути, идентифицирует себя с синергетическим действием трех ключевых слов: Онтология. , Критика и Просвещение. Новый реализм был предметом нескольких дебатов, а также национальных и международных конференций и призвал к серии публикаций, которые включают концепцию реальности как парадигму даже в нефилософских областях. Фактически, дебаты о новом реализме, по количеству участников и реакции средств массовой информации, не имеют эквивалента в новейшей истории культуры, вплоть до того, что были выбраны в качестве «тематического исследования» для анализа социологии коммуникации и лингвистики. [7]

На международной арене «Манифест нового реализма» можно встретить в нескольких переводах: английском (SUNYI Press), французском (Hermann), немецком (Klostermann), испанском (Biblioteca Nueva) и т. д. Новый реализм обсуждался в «Frankfurter Allgemeine Zeitung», в «Neue Zürcher Zeitung» и «Süddeutsche Zeitung». [8] Вскоре выйдет также монографический номер «Мониста» (под редакцией Маурицио Феррариса и Марио Де Каро). [9] Более того, тема была переработана как в книге Маркуса Габриэля «Почему мир не существует » (Берлин, Ullstein Verlag, 2013), так и в «Манифесте дель нового аналогового реализма» (Буэнос-Айрес, Герменевтический круг, 2013) Маурисио Бешо (Мексика-УНАМ) и Хосе Луис Херес (Аргентина-UNCo).

История: В рамках герменевтики, в качестве реакции на ее конструктивистские или нигилистические результаты, Маурицио Феррарис предложил так называемый «Новый реализм» (Manifesto del nuovo Realismo, 2012), философскую ориентацию, разделяемую обоими философами-аналитиками, такими как Марио Де Каро (см. Bentornata Realtà, под редакцией Де Каро и Феррариса, 2012 г.) и континентальных философов, таких как Маурисио Бешо («Манифест аналогового реализма», 2013 г.) и Маркус Габриэль («Поля чувств: новая реалистическая онтология», 2014 г.). Новый реализм также получил поддержку таких великих мыслителей, как Умберто Эко , Хилари Патнэм и Джон Сирл , пересекаясь с другими реалистическими движениями, которые возникли независимо, но отвечали на аналогичные потребности, такими как «спекулятивный реализм», защищаемый французским философом Квентином Мейясу и Американский философ Грэм Харман . Для нового реализма тот факт, что становится все более очевидным, что наука систематически не является окончательной мерой истины и реальности, не означает, что мы должны попрощаться с реальностью, истиной или объективностью, как утверждали многие философы двадцатого века. Скорее, это означает, что философия, а также юриспруденция, лингвистика или история могут сказать что-то важное и правдивое о мире.

В этом контексте Новый Реализм предстает прежде всего как негативный реализм: сопротивление, которое внешний мир оказывает нашим концептуальным схемам, следует рассматривать не как провал, а как ресурс – доказательство существования независимого мира. Однако в этом случае этот негативный реализм превращается в позитивный реализм: сопротивляясь нам, реальность не просто устанавливает предел, который мы не можем переступить, но также предлагает возможности и ресурсы. Это объясняет, как в естественном мире разные формы жизни могут взаимодействовать в одной и той же среде, не разделяя никакой концептуальной схемы, и как в социальном мире человеческие намерения и поведение становятся возможными благодаря реальности, которая изначально задана и которая только в более позднее время могут быть интерпретированы и, при необходимости, преобразованы. Теперь, когда сезон постмодернизма угас, Новый Реализм выражает широко распространенную потребность в обновлении во внедисциплинарных областях, таких как архитектура, литература, педагогика и медицина.

Документальность, Докчеловечность, Webfare

[ редактировать ]

В последние годы Феррарис обратил свое внимание на трансформации, вызванные тем, что он называет «революцией документальной среды», то есть социальной, антропологической и технологической трансформацией, которая выявила центральную роль документов, особенно благодаря распространению Интернета. Действительно, в цифровую эпоху, в отличие от аналоговой, информация сначала расшифровывается, а затем передается и по этой же причине оставляет много следов. Их большое распространение также обусловлено изменением отношений между теми, кто производит, и теми, кто использует медиаконтент: тогда как в классических средствах массовой информации (таких как радио или телевидение) мы имеем отношения «один ко многим», в сети отношения это многие-ко-многим.

Эти размышления побудили Феррариса к дальнейшей разработке своей теории документальности, результатом которой стал «Док-человечность» (2022). Здесь Феррарис развивает идею Интернета как величайшего записывающего устройства и останавливается на последствиях, которые это признание имеет и должно иметь, таких как трансформация людей и их работы. Первый переходит от характеристики « homo sapiens» к определению « homo valens» , то есть того, кто производит стоимость. Производство этой ценности с помощью так называемых больших данных следует признать формой работы и привести к перераспределению прибыли благодаря системе социального обеспечения, которую Феррарис называет Webfare, поскольку она основана на сети. Это позволило бы нам улучшить наши социально-экономические условия и обратить внимание на ключевые области человеческого развития, такие как образование.

  • Премия «Серебряная Эрка» 2021, Ницца Монферрато
  • Премия «Альтьеро Спинелли» 2018 года за информационно-просветительскую деятельность Комиссия ЕС
  • 2018 Философская премия «Элио Матасси»
  • 2017 Премия «Исследования Гумбольдта», Мюнхенский университет
  • 2012 Философская премия «Капальбио».
  • 2008 Философская премия «Путешествие в Сиракузы».
  • 2007 «Приз Рингроуза», Университет Беркли.
  • 2006 Философская премия «Кастильончелло».
  • 2005 Философская премия «Валитутти».
  • 1990 Философская премия «Кларетта».

Работает

[ редактировать ]
Переведено на английский
Переведено на французский
Последние работы на итальянском языке
  • (2022) Августин. Делая правду , Болонья: il Mulino, стр. 200
  • (2021) Посткорониальные исследования , Турин: Эйнауди, стр. 136.
  • (2021) Дочеловечество. Философия Нового Света , Рим-Бари: Латерца, стр. 440
  • (2018) Вокруг единорогов. Суперкаццоле, утконосы, дикие олени , Болонья: il Mulino, стр. 144
  • (2018) Деньги и их обман , с Джоном Р. Сирлом , Турин: Эйнауди, стр. 136
  • (2017) Постправда и другие загадки , Болонья: il Mulino, стр. 181
  • (2017) Теоретическая философия с Э. Терроне, Болонья: il Mulino, стр. 333
  • (2016) Имбецильность — серьезная вещь , Болонья: il Mulino, с. 129
  • (2016) Emergenza, Турин: Эйнауди, стр. 118
  • (2016) Пути дружбы , с А. Варци, Неаполь-Салерно: Orthotes Editrice, стр. 60
  • (2015) Тотальная мобилизация, Рим: Латерца, стр. 113
  • (2014) Призраки Ницше , Парма: Гуанда, 2014, стр. 256
  • (2013) Позитивный реализм , Турин: Розенберг и Селье, стр. 120
  • (2013) Позитивный реализм Турин: Розенберг и Селье, стр. 112
  • (2013) Глобализованная философия , Милан: Mimesis, стр. 136
  • (2012) Оставляя следы: документальность и архитектура» , Милан: Mimesis, стр. 96
  • (2012) С возвращением, Реальность. Новый реализм в дискуссии (ред.) с Марио Де Каро , Турин: Эйнауди, стр. 230
  1. ^ «Маурицио Феррарис», в Д. Антисери и С. Тальягамбе (ред.), Современные итальянские философы, Милан: Бомпиани, стр. 226-235.
  2. ^ «Маурицио Феррарис», La Repubblica, 8 августа 2011 г., http://www.alfabeta2.it/2011/09/09/manifesto-del-new-realism/#more-1513 . Полный пресс-обзор дебатов вокруг «Манифеста нового реализма» см. на http://labont.it/dibattito-sul-nuovo-realismo .
  3. ^ Документальность themonist.com
  4. ^ «Журнал Эстетика» . Лабонт .
  5. ^ «ВОЗВРАЩЕНИЕ К СИЛЬНОЙ МЫСЛИ - la Repubblica.it» .
  6. ^ «Новый реализм – Официальный сайт обзора «Нового реализма»» . Nuovorealismo.wordpress.com . Проверено 30 мая 2022 г.
  7. ^ См. Р. Скарпа, Дело «Новый реализм». Язык современных философских дебатов, Милан-Удине, Мимесис, 2013.
  8. ^ «2013 – Новый Реализм» . Nuovorealismo.wordpress.com. 28 октября 2013 года . Проверено 30 мая 2022 г.
  9. ^ Новый реализм themonist.com, июнь 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1dc558f281eb99f6013162a2f0bbb477__1701183960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/77/1dc558f281eb99f6013162a2f0bbb477.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maurizio Ferraris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)