Jump to content

Вайшешика

(Перенаправлено с Вайшешики )

Вайшешика ( IAST : Vaiśeṣika; / v ˈ ʃ ɛ ʃ ɪ k ə / ; санскрит : वैशेषिक ) — одна из шести школ индуистской философии древней Индии . На ранних стадиях своего развития вайшешика была независимой философией со своей собственной метафизикой, эпистемологией, логикой, этикой и сотериологией. [1] Со временем система вайшешика стала схожей по своим философским процедурам, этическим выводам и сотериологии со школой ньяя индуизма, но сохранила свои различия в эпистемологии и метафизике.

Эпистемология буддизма индуистской школы вайшешика, как и , допускала только два надежных средства познания: прямое наблюдение и умозаключение. [2] [3] И школа вайшешика, и буддизм рассматривают свои соответствующие писания как неоспоримые и действительные средства познания, с той разницей, что писаниями, которые вайшешики считали действительным и надежным источником, были Веды .

Школа Вайшешика известна своими взглядами на натурализм . [4] [5] Это форма атомизма в натуральной философии. [6] Он постулировал, что все объекты в физической вселенной сводятся к параману ( атомам ), а опыт человека возникает в результате взаимодействия субстанции (функция атомов, их количества и их пространственного расположения), качества, активности, общности, особенности и неотъемлемости. . [7] Все состояло из атомов, качества возникли из совокупностей атомов, но совокупность и природа этих атомов были предопределены космическими силами. адживики Метафизика включала теорию атомов, которая позже была адаптирована в школе вайшешика. [8]

Согласно школе вайшешика, знание и освобождение достижимы путем полного понимания мира опыта. [7]

Вайшешика даршан был основан Канадой Кашьяпой примерно в VI-II веках до нашей эры. [9] [10] [11]

Хотя система вайшешика развивалась независимо от индуистской философии ньяя , они стали похожими и часто изучаются вместе. Однако в своей классической форме школа вайшешика отличалась от ньяи в одном решающем отношении: там, где ньяя признавала четыре источника достоверного знания, вайшешика признавала только два. [2] [3]

Эпистемология школы индуизма Вайшешика признавала только два надежных средства познания – восприятие и умозаключение . [2]

Вайшешика поддерживает форму атомизма , согласно которой реальность состоит из пяти субстанций (примеры: земля, вода, воздух, огонь и пространство). Каждый из этих пяти подразделяется на два типа, объясняет Ганери: [6] параману и составное. Параману — это то, что неразрушимо, неделимо и имеет особое измерение, называемое «малым» (ану). Составное — это то, что делится на параману. Все, что воспринимают люди, сложно, и даже самая маленькая воспринимаемая вещь, а именно пылинка, имеет части, которые поэтому невидимы. [6] Вайшешики визуализировали самую маленькую составную вещь как «триаду» (трьянука) с тремя частями, каждая из которых состоит из «диады» (дьянука). Вайшешики считали, что диада состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой атом. Размер, форма, истины и все, что испытывают люди в целом, являются функцией пармануса, их количества и пространственного расположения.

Парама означает «самый далекий, самый отдаленный, крайний, последний», а ану означает «атом, очень маленькая частица», следовательно, параману, по сути, является «самой отдаленной или последней маленькой (то есть наименьшей) частицей».

Вайшешика постулировал, что то, что человек переживает, происходит от дравьи (субстанции: функции атомов, их числа и их пространственного расположения), гуны (качества), кармы (деятельности), саманьи (общности), вишеши (особенности) и самавайи (присущности, неразрывная связь всего). [7] [12]

Последователями этой философии являются в основном шиваиты. [ нужна ссылка ] . Ачарья Харибхадра Сури в своей работе «Шаддаршанасамукчая» описывает последователей Вайшешики как поклонников Пашупати или Шивы . [13]

Эпистемология

[ редактировать ]

Индуизм определяет шесть Праман как эпистемически надежные средства точного знания и истины: [14] Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Шабда или агама «(слово, свидетельство надежных экспертов прошлого или настоящего), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод из обстоятельств) и Анупалабдхи (невосприятие, негативное /когнитивное доказательство). [2] [3] [15] Из них эпистемология вайшешиков рассматривала только пратьякшу ( восприятие ) и анумана ( вывод ) как надежные средства достоверного знания. [16] Йога принимает первые три из этих шести как праману; а школа Ньяя, родственная Вайшешике, принимает первых четырех из этих шести. [2]

  • Пратьякша (प्रत्यक्ष) означает восприятие. Он бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешнее восприятие описывается как возникающее в результате взаимодействия пяти чувств и мирских объектов, тогда как внутреннее восприятие описывается этой школой как восприятие внутреннего чувства, ума. [17] [18] Древние и средневековые тексты индуизма выделяют четыре требования для правильного восприятия: [19] Индрийартхасанникарша (непосредственное переживание органом(ами) чувств объекта, независимо от того, что изучается), Авьяпадеся (невербальное; правильное восприятие достигается не по слухам , по мнению древнеиндийских учёных, когда орган чувств полагается на принятие или отвержение кого-либо). чужое восприятие), Авьябхичара (не блуждает; правильное восприятие не меняется и не является результатом обмана, потому что орган чувств или средства наблюдения отклоняются, дефектны, подозрительны) и Вьявасаятмака (определенное; правильное восприятие исключает суждения, вызывающие сомнение, либо из-за неспособности наблюдать все детали, либо из-за того, что мы смешиваем умозаключение с наблюдением и наблюдаем то, что хотим наблюдать, или не наблюдаем то, что не хотим наблюдать). [19] Некоторые древние ученые предложили «необычное восприятие» как праману и назвали его внутренним восприятием, но это предложение оспаривалось другими индийскими учеными. Концепции внутреннего восприятия включали пратибху (интуицию), саманьялаксанапратьякшу (форму индукции от воспринимаемой специфики к универсальной) и джнаналаксанапратьякшу (форму восприятия предшествующих процессов и предыдущих состояний «темы исследования» путем наблюдения за ее текущим состоянием). . [20] Далее в текстах рассмотрены и уточнены правила принятия неопределенного знания от Пратьякша-пранамы , чтобы противопоставить нирную (определенное суждение, заключение) анадхьявасайе (неопределенное суждение). [21]
  • Анумана (अनुमान) означает умозаключение. Это описывается как достижение нового вывода и истины на основе одного или нескольких наблюдений и предыдущих истин путем применения разума. [22] Наблюдение за дымом и предположение об огне — пример Анумана . [17] Во всех индуистских философиях, кроме одной, [23] это действенное и полезное средство познания. В индийских текстах метод умозаключения объясняется как состоящий из трех частей: пратиджня (гипотеза), хету (причина) и дрштанта (примеры). [24] Гипотеза далее должна быть разбита на две части, утверждают древнеиндийские ученые: садхья (та идея, которую необходимо доказать или опровергнуть) и пакша (объект, на котором садхья основывается ). Вывод условно верен, если сапакша присутствуют (положительные примеры как доказательство) и если випакша (отрицательные примеры как контрдоказательство) отсутствуют. Для строгости индийские философии также предусматривают дальнейшие эпистемические шаги. Например, они требуют Вьяпти — требования, чтобы хету (причина) обязательно и отдельно учитывала умозаключение во «всех» случаях, как в сапакше , так и випакше . [24] [25] Условно доказанная гипотеза называется нигаманой ( выводом). [26]

Силлогизм

[ редактировать ]

Силлогизм школы Вайшешика был подобен силлогизму школы Ньяя в индуизме, но имена, данные Прашастападой пяти членам силлогизма, различны. [27]

Литература

[ редактировать ]

Самое раннее систематическое изложение Вайшешики можно найти в сутре Канады Вайшешика - (или Канабхакши ). Этот трактат разделен на десять книг. Два комментария к Вайшешика-сутре , Раванабхашья и Бхарадваджавритти , больше не сохранились. Прашастапады » « Падартхадхармасамграха (ок. 4 века) является следующим важным трудом этой школы. Хотя этот трактат широко известен как бхашья Вайшешика -сутры , он, по сути, представляет собой независимую работу на эту тему. Следующий трактат вайшешики, «Дашападартхашастра» Чандры (648), основанный на трактате Прашастапады , доступен только в китайском переводе. Самый ранний комментарий к Прашастапады трактату — « Вьомавати » Вьомашивы (8 век). Остальные три комментария — это Шридхары » « Ньяякандали Удаяны (991), «Киранавали» (10 век) и Шриватсы » « Лилавати (11 век). Шивадитьи » « Саптападартхи , также относящийся к тому же периоду, представляет принципы ньяи и вайшешики как части одного целого. Упаскара Мишры Шанкара « Вайшешика -сутра» также является важным трудом. [28]

Категории или Падартха

[ редактировать ]

Согласно школе Вайшешика, все существующие вещи, которые можно познать и назвать, являются падартхами (буквальное значение: значение слова), объектами опыта. Все объекты опыта можно разделить на шесть категорий: дравья (субстанция), гуна (качества), карма (деятельность), саманья (общность), вишеша (частность) и самавайя (присущность). Позже вайшешики ( Шридхара , Удаяна и Шивадитья ) добавили еще одну категорию абхава (несуществование). Первые три категории определяются как артха (которые могут восприниматься) и имеют реальное объективное существование. Последние три категории определяются как будхьяпекшам (продукт интеллектуального различения) и являются логическими категориями. [29]

  1. Дравья (вещество): Существует девять субстанций. Это притхви (земля), ап (вода), теджас (огонь), вайу (воздух), акаша (эфир), кала (время), дик (пространство), атман (я или душа) и манас (ум). Первые пять называются бхутами — субстанциями, обладающими определенными качествами, благодаря которым их можно воспринимать теми или иными внешними чувствами. [30]
  2. Гуна (качество): Вайшешика-сутра упоминает 17 гун (качеств), к которым Прашастапада добавил еще 7. Хотя субстанция способна существовать независимо сама по себе, гуна (качество) так существовать не может. Исходные 17 гун (качеств): рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), самкхья (число), паримана (размер/размер/количество), притхактва (индивидуальность), самйога. (соединение/аккомпанемент), вибхага (разъединение), паратва (приоритет), апаратва (потомство), буддхи (знание), сукха (удовольствие), духкха (боль), ичча (желание), двеша (отвращение) и прайатна (усилие) . К ним Прашастапада добавил гурутву (тяжесть), драватву (текучесть), снеху (вязкость), дхарму (достоинство), адхарму (недостаток), шабду (звук) и самскару (способность). [31]
  3. Карма (деятельность): Карма (деятельность), как и гуны (качества), не имеют отдельного существования, они принадлежат субстанциям. Но если качество является постоянным свойством субстанции, то деятельность – преходящим свойством. Акаша (эфир), кала (время), дик (пространство) и атман (самость), хотя и субстанции, лишены кармы (деятельности). [32]
  4. Саманья (общность): Поскольку существует множество субстанций, между ними будут существовать отношения. Когда свойство обнаруживается, общее для многих субстанций, оно называется саманья . [33]
  5. Вишеша (особенность): С помощью вишеши мы способны воспринимать субстанции как отличные друг от друга. Как первичные атомы бесчисленны, так и вишеши . [34]
  6. Самавайя (присущность): Канада определяла самавайю как связь между причиной и следствием. Прашастапада определил это как отношения, существующие между субстанциями, которые неразделимы и находятся друг с другом в отношениях вместилища и содержащегося. Отношение самавая не воспринимается, а только выводится из неразрывной связи субстанций. [35]
  7. Абхава (несуществование)

Согласно школе Вайшешика , параману ( атом ) — неразрушимая частица материи. Атом неделим, потому что это состояние, в котором невозможно измерить какое-либо измерение. Они использовали аргументы инвариантности для определения свойств атомов. Там также говорилось, что ану может иметь два состояния — абсолютный покой и состояние движения. [36]

Они постулировали четыре различных типа атомов: два с массой и два без массы. [5] Предполагается, что каждое вещество состоит из всех четырех видов атомов. Атомы могут быть объединены в трианука (триады) и двьянука (диады), прежде чем они объединятся в тела, которые можно воспринимать. [37] [38] Каждый параману (атом) обладает своей отдельной вишешей (индивидуальностью). [39]

Мера неделимых атомов известна как паримандала паримана . Оно вечно и не может породить меру какой-либо другой субстанции. Его мера абсолютно своя. [40]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Амита Чаттерджи (2011), Философия Ньяя-вайшешика, Оксфордский справочник мировой философии, doi : 10.1093/oxfordhb/9780195328998.003.0012
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и DPS Bhawuk (2011), Духовность и индийская психология (редактор: Энтони Марселла), Springer, ISBN   978-1-4419-8109-7 , стр. 172.
  3. ^ Перейти обратно: а б с
    • Элиот Дойч (2000), в книге «Философия религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN   978-0815336112 , страницы 245-248;
    • Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  4. ^ Дейл Рип (1996), Натуралистическая традиция в индийской мысли, ISBN   978-8120812932 , страницы 227-246.
  5. ^ Перейти обратно: а б Kak, S. 'Matter and Mind: The Vaisheshika Sutra of Kanada' (2016), Mount Meru Publishing, Mississauga, Ontario, ISBN   978-1-988207-13-1 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени. Архивировано 18 марта 2019 года в Wayback Machine. Дж. Ганери, Стэнфордская энциклопедия философии.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Оливер Лиман, Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN   978-0415173629 , 1999, стр. 269.
  8. ^ Бэшам 1951 , стр. 262–270.
  9. ^ Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
  10. ^ Оливер Лиман (1999), Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN   978-0415173629 , стр. 269.
  11. ^ Дж. Ганери (2012), Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица, Oxford University Press, ISBN   978-0199652365
  12. ^ М Хирияна (1993), Очерки индийской философии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120810860 , страницы 228-237.
  13. ^ «Шад Даршан Самуччая, Ачарья Харибхадра Сури» .
  14. ^ P Bilimoria (1993), Эпистемология Прамана: Некоторые недавние события в азиатской философии - Том 7 (редактор: G Floistad), Springer, ISBN   978-94-010-5107-1 , страницы 137-154.
  15. ^ Гэвин Флуд , Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0521438780 , стр. 225.
  16. ^ Чаттопадхьяя 1986 , с. 170
  17. ^ Перейти обратно: а б М.М. Камаль (1998), Эпистемология философии чарвака, Журнал индийских и буддийских исследований, 46 (2): 13-16.
  18. ^ B Матилал (1992), Восприятие: очерк индийских теорий познания, Oxford University Press, ISBN   978-0198239765
  19. ^ Перейти обратно: а б Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN   81-208-0309-4 , страницы 160-168.
  20. ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN   81-208-0309-4 , страницы 168-169.
  21. ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN   81-208-0309-4 , страницы 170-172.
  22. ^ W Halbfass (1991), Традиции и размышления, State University of New York Press, ISBN   0-7914-0362-9 , страницы 26-27.
  23. ^ Школа Чарвака - исключение.
  24. ^ Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, «Анумана» в «Иллюстрированной энциклопедии индуизма», том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN   0-8239-2287-1 , страницы 46-47.
  25. ^ Карл Поттер (2002), Предпосылки философии Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   81-208-0779-0
  26. ^ Монье Уильямс (1893), Индийская мудрость - религиозные, философские и этические доктрины индусов, Luzac & Co, Лондон, стр. 61
  27. ^ Радхакришнан 2006 , с. 75 и далее
  28. ^ Радхакришнан 2006 , стр. 180–81.
  29. ^ Радхакришнан 2006 , стр. 183–86.
  30. ^ Чаттопадхьяя 1986 , с. 169
  31. ^ Радхакришнан 2006 , с. 204
  32. ^ Радхакришнан 2006 , стр. 208–09.
  33. ^ Радхакришнан 2006 , с. 209
  34. ^ Радхакришнан 2006 , с. 215
  35. ^ Радхакришнан 2006 , стр. 216–19.
  36. ^ Рупа Нараян. «Пространство, время и Ану в Вайшешике» (PDF) . Университет штата Луизиана, Батон-Руж, США . Проверено 29 мая 2013 г.
  37. ^ Берриман, Сильвия (2022), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Древний атомизм» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 6 октября 2023 г.
  38. ^ Чаттопадхьяя 1986 , стр. 169–70.
  39. ^ Радхакришнан 2006 , с. 202
  40. ^ Дасгупта 1975 , с. 314
  • Чаттопадхьяя, Д. (1986), Индийская философия: популярное введение , Народное издательство, Нью-Дели, ISBN  81-7007-023-6 .
  • Дасгупта, Сурендранатх (1975), История индийской философии, Vol. Я , Мотилал Банарсидасс, Дели, ISBN  978-81-208-0412-8 .
  • Радхакришнан, С. (2006), Индийская философия, Том. II , Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели, ISBN  0-19-563820-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1dcf8f3ee880683cda152bff6bb9cdc8__1712469420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/c8/1dcf8f3ee880683cda152bff6bb9cdc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vaisheshika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)