Дихотомия души и духа в исламской философии.
Различие между душой ( арабский : نفس , латинизированным : нафс ) и духом ( арабский : روح , латинизированным : рух ) в Коране и хадисах редко учитывалось комментаторами, так что эти два слова используются как взаимозаменяемые и синонимичные. [ нужна ссылка ] Однако некоторые богословы и исследователи религиозного писания настаивают на различии души и духа и порядке их существования. Это различие в философских дискуссиях не вызывает особого беспокойства из-за его конкретного применения, но в коранической культуре это различие является спорным. [ нужна ссылка ] Есть много причин, которые сделали эту тему менее спорной, но наиболее важными из них являются отсутствие научных доказательств и разброс идей. [ нужна ссылка ]
У человека есть несколько духов
[ редактировать ]Дискуссии по эпистемологии души породили множество областей исследований, от этики, психологии, образования и философии до комментариев коранических стихов и соответствующих хадисов, среди которых философские рассуждения занимают особое место. Один критический вопрос или общая тема, поднимаемая большинством философов, заключается в том, едина ли душа или разделена. Платон был первым, кто высказал идею о множественности душ, утверждая, что «причиной внутренних конфликтов в индивидах является существование в них множества душ». [ 1 ]
Большинство мусульманских философов, в том числе Мулла Садра (1571–1640), никогда не верили, что душа разделена, поскольку она отличается от духа. Онтологические воззрения Садры о сотворении души резко контрастировали с предположениями греческих философов, рассматривавших дух как изначально-нематериальное и небесное сущее. В садрической философии душа определяется телесно по своему происхождению, так что она создается вместе с созданием тела. Садра отрицал существование души до тела и пытался придерживаться этой точки зрения, несмотря на противоположные доказательства из хадисов. он также отверг теорию Платона о многочисленных душах на том основании, что «душа является вместилищем всех человеческих способностей, хотя она проста по составу». [ 2 ]
Говоря о том, как душа достигает кульминации совершенства посредством поэтапного процесса, Садра утверждает, что «когда душа впервые входит в плод, она находится на стадии развития растительной души». [ 3 ] Эта растительная душа затем развивается в животную душу и имеет потенциал дальнейшего развития в разумную душу и даже, у некоторых благородных личностей, до уровня «универсально-божественной» души. Последняя стадия представляет собой высший уровень человеческого совершенства; трансцендентальная стадия, на которой, как заключают философы, «присоединяется активный интеллект» и, как наблюдают мистики, «происходит погружение в божественную сущность». [ 1 ] : 128
Отличительная черта духа
[ редактировать ]В своих более поздних исследованиях психолог Ахмад Зумуррудян признал, что существует различие между душой и духом, хотя в поддержку этой теории все же необходимо привести больше философских обоснований. [ 4 ]
Использование души и духа как синонимов можно увидеть почти во всех комментариях Корана. [ 5 ] Кроме того, в комментариях, основанных на хадисах и традициях, очень часто используется взаимозаменяемое использование этих двух терминов. [ 6 ] В исламских традициях различие между душой, духом и телом подчеркивается путем рассмотрения действий каждой части в отдельности. Согласно хадису от Имама Садика:
Бог создал два связанных мира, мир верхний и нижний, затем объединил два мира в сына Адама ... Адам засвидетельствовал, что нет бога, кроме Бога, и создал его с душой, телом и духом. Дух, который не покидает его, пока он не покинет этот мир, и душа, которую он может видеть сны и стоянки в нем, и тело, которое будет разъедено и вернется в почву после смерти. [ 7 ]
Мнение об отделении души от духа и тела более подкрепляется другим хадисом, рассказанным Мухаммадом Бакиром Маджлиси из ад-Дурр аль-Мансура о сотворении Адама:
Бог сотворил Адама, как Он пожелает... Он сотворил его плоть и кровь, его кости, волосы и его тело из почвы и воды; это начало сотворения Адама. Затем Он поместил душу в его тело. Тогда благодаря душе человек сможет стоять и сидеть, слушать и видеть, учиться и знать то, что могут знать животные, и остерегаться опасностей. Затем Бог вложил дух в тело. С помощью духа Адам отличает добро от зла и руководство от заблуждения, он маскирует, учится и управляет всеми своими делами. [ 8 ]
В шиитской литературе также есть ряд хадисов, которые представляют пророков и имамов как наиболее совершенные модели творения, утверждая, что у них есть пять независимых духов, которые ведут их на прямой путь. Верующие с четырьмя духами являются вторыми по положению, а неверующие и животные последними в цепочке с тремя духами. Два из этих духов — это святой дух и дух веры. Однако первое принадлежит только пророкам, которые использовали его для суждения, когда им не хватало информации для нормального суждения, тогда как второе было вдохнуто во всех людей. [ 1 ] : 126
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дафтари, Абдулазиз (весна 2012 г.). «Дихотомия души и духа в шиитских хадисах» . Журнал шиитских исламских исследований . 5 (2): 117–129. дои : 10.1353/isl.2012.0006 . S2CID 145223521 . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Ширази, Садр ад-Дин (1981). Аль-Хикмат аль-Мутаалийя фи аль-Асфар аль-Аклият аль-Арбаа . Бейрут: Публикации Дар аль-Ихья аль-Турат аль-Араби. п. 221.
- ^ Ширази, Мулла Садра (1982). 'Аршия . Перевод Ахани, Голама Хусейна. Тегеран: Мола. п. 235.
- ^ Зумуррудян, Ахмед (1989). Хакикат-и Рух . Тегеран: Дафтар-и Нашр-и Фарханг-и Ислами Пресс.
- ^ Кашани, Мулла Фатх Аллах (1957). Мунхадж аль Садыкин . Тегеран: «Публикации Ильми». стр. 102–104.
- ^ Курайши, Сайид Али Акбар (1998). Ахсан аль-Хадис . Тегеран: Публикации Буньяд-и Битат. п. 365.
- ^ Муфид, Мухаммад ибн Нуман (1992). аль-Ихтисас . Кум: Кунгирих-йи Джахани-йи Шейх-и Муфид Публикации. п. 143.
- ^ Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-Анвар . Том. LVIII. Бейрут: Публикации аль-Вафа. п. 107.