Лютер Стоящий Медведь
Лютер Стоящий Медведь | |
---|---|
Поскольку Кте или Много убийств | |
![]() в. 1890 г. | |
Рожденный | декабрь 1868 г. Сиканжу , Территория Дакота , США |
Умер | 20 февраля 1939 г. |
Национальность | Сикангу и Оглала Лакота |
Другие имена | Матцо Нажинь или Стоящий медведь |
Образование | Индийская промышленная школа Карлайла |
Занятия |
|
Родители) | Джордж Стоящий Медведь (отец), Красивое Лицо (мать) |
Родственники | Генри Стоящий Медведь (брат) |
Лютер Стоящий Медведь ( Ота Кте или «Много убийств», также известный как Матцо Нажинь или «Стоящий Медведь», 1868–1939) был из Сикангу и Оглала Лакота писателем, педагогом, философом и актером . Он работал над сохранением культуры и суверенитета лакота и был в авангарде прогрессивного движения за изменение политики правительства в отношении коренных американцев .
Стоящий Медведь был одним из лидеров лакота своего поколения, который родился и вырос в устных традициях своей культуры, а затем получил образование в белой культуре и затем начал писать исторические отчеты на английском языке о своем народе и истории. Сочинения Стэндинга Медведя о его молодости, годах в Индийской индустриальной школе Карлайла , Диком Вестинге с Буффало Биллом и жизни в резервациях представили точку зрения коренных американцев во время прогрессивной эры в американской истории.
Комментарии Стоящего Медведя о культурах коренных американцев способствовали просвещению американской общественности, углублению осведомленности общественности и созданию народной поддержки для изменения политики правительства в отношении коренных американцев. Стоящий Медведь помог создать популярный в двадцатом веке образ индейской культуры целостного и уважительного к природе. Его комментарии вошли в списки литературы для чтения на уровне колледжей по антропологии, литературе, истории и философии. Они представляют собой наследие и сокровищницу индейской мысли. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лютер Стоящий Медведь родился в декабре 1868 года в агентстве Пятнистый Хвост , Роузбад, территория Дакота, и был первым сыном Джорджа Стоящего Медведя и Красавчика. Отец Лютера, Джордж Стэндинг Медведь, был вождем Сикангу ( Брюле Лакота ). Мальчик был воспитан народом матери как традиционный охотник и воин.
В 1873 году Лютер Стоящий Медведь стал свидетелем возвращения воинов сиу после крупномасштабного нападения на большую охотничью группу пауни в Каньоне Масскр , штат Небраска . Позже он напишет об этом. Он был одним из немногих, кто рассказал очевидец сиу о нападении на охотников и о роли своего отца в битве. [ 2 ]
В конце 1870-х годов Джордж Стоящий Медведь построил универсальный магазин, первый бизнес агентства Spotted Tail, управляемый коренными американцами. [ 3 ] В 1879 году молодой Стоящий Медведь начал посещать Карлайлскую Индийскую индустриальную школу в Карлайле, штат Пенсильвания . Отец Лютера знал о многочисленности и влиянии белых людей и считал, что образование — это путь, по которому индейцы должны идти, чтобы выжить в «белом мире». [ 4 ]
Карлайлская промышленная школа для индейцев
[ редактировать ]
в Индейская промышленная школа Карлайла Карлайле , штат Пенсильвания , была одной из первых школ-интернатов для коренных американцев , целью которой была культурная ассимиляция коренных американцев . [ 5 ] Стоящий Медведь был одним из первых студентов, прибывших, когда Карлайл открыл свои двери в 1879 году. [ 6 ] Там его попросили выбрать имя из списка на стене. Он случайно указал на символы на стене и назвал себя Лютером.
Стоящий Медведь вскоре стал капитана Ричарда Генри Пратта образцовым учеником Карлайла . Как и многие другие студенты Карлайла, Стоящий Медведь очень уважал капитана Пратта. [ 7 ] Standing Bear переводил и набирал студентов для Пратта в Пайн-Ридж, Южная Дакота; возглавил индейский оркестр Карлайла через Бруклинский мост на церемонии его открытия 24 мая 1883 года; и работал студентом-стажером у Джона Ванамейкера в Филадельфии, штат Пенсильвания . [ 8 ]
Вернёмся в резервацию
[ редактировать ]В 1884 году, после своего последнего срока в Карлайле, Стоящий Медведь, вооружённый рекомендацией капитана Пратта, вернулся домой в агентство Роузбад , Роузбад, территория Дакота, где его наняли помощником в школе резервации с зарплатой в триста человек. долларов в год. [ 9 ]
В 1890 году, через некоторое время после Вундед-Ни , Стоящий Медведь переехал из Бутона Роуз и последовал за своим отцом и братом, Эллисом Стоящим Медведем, в Пайн-Ридж, Южная Дакота . Пайн-Ридж предоставил ряд различных возможностей трудоустройства и семейных предприятий. В 1891 году Стоящий Медведь стал директором дневной школы в резервации. Стоящий Медведь также работал в маленьком универсальном магазине своего дяди.
Стоящий Медведь написал Джону Ванамакеру, чтобы узнать об открытии почтового отделения в резервации, но ему сказали, что коренным американцам по закону не разрешено работать почтмейстерами. Почтовое отделение было открыто на имя белого миссионера, но им руководил Стоящий Медведь. [ 10 ]
Позже Стоящий Медведь и его брат Эллис открыли магазин галантерейных товаров в Пасс-Крик и основали небольшое ранчо, занимающееся разведением лошадей и крупного рогатого скота. Стоящий Медведь организовал общественные встречи в своем галантерейном магазине в Пайн-Ридж для обсуждения договоров и текущих событий. [ 11 ]
Брак и дети
[ редактировать ]Стэндинг Беар женился на Нелли ДеКрори в 1886 году, и у них было шестеро детей: Лили Стэндинг Беар; Артур Стоящий Медведь; Пол Фрэнсис «Стоящий медведь»; Эмили Стэндинг Медведь; Джулия Стоящий Медведь; и Александра Бирмингем Коди Стоящий Медведь. Примерно в 1899 году Стэндинг Медведь женился на Лоре Клауд Шилд, и у пары родился еще один ребенок, Юджин Джордж Стэндинг Беар. [ 12 ]
Крушение поезда
[ редактировать ]В 1902 и 1903 годах Standing Bear записался в турне с Баффало Биллом. Сезон гастролей 1903 года был прерван 7 апреля 1903 года из-за ужасной аварии в Мейвуде, штат Иллинойс , когда задние вагоны поезда Стэндинга Медведя столкнулись с другим поездом. Трое молодых индейцев были убиты, а 27 артистов тяжело ранены. Стоящий Медведь был серьезно ранен и чуть не умер. У него вывих обоих бедер, сломана левая нога ниже колена, сломана левая рука, два ребра, сломана ключица, сломан нос и глубокие порезы на голове. В результате Стоящий Медведь и его семья не смогли вернуться на Дикий Запад Буффало Билла. [ 13 ]
Выход из резервации
[ редактировать ]
После возвращения в Пайн-Ридж 4 июля 1905 года Стоящий Медведь был избран вождем Оглала Лакота. [ 14 ] [ нужен неосновной источник ] но позже в том же году он решил уйти, написав, что «больше не желает терпеть существование под контролем надзирателя». [ 15 ] Стоящий Медведь продал свой земельный участок и купил дом в Су-Сити, штат Айова , где работал клерком в оптовой фирме. [ 16 ] После непродолжительной работы на родео на ранчо Miller Brothers 101 в Оклахоме он переехал в Калифорнию, чтобы искать постоянную работу в киноиндустрии. [ 17 ]
Голливуд и кино
[ редактировать ]В 1912 году Стоящий Медведь переехал в Калифорнию и был нанят в качестве консультанта кинорежиссером Томасом Х. Инсом из-за его опыта работы в фильме «Дикий Запад» Буффало Билла. Стоящий Медведь дебютировал на экране в фильме «Рамона» в 1916 году. С 1912 по 1930-е годы он работал в киноиндустрии, работая вместе с Томом Миксом , Дугласом Фэрбенксом и Уильямом С. Хартом над ранними голливудскими вестернами. Лютер Стоящий Медведь снялся в дюжине или более фильмах (источники немного не согласны), сыграв как индийские, так и неиндийские роли. [ нужна ссылка ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Рамона (1916)
- Большевизм на суде (1919)
- Белый дуб (1921)
- Тропа Санта-Фе (1930)
- Завоевающая Орда (1931)
- Техасские пионеры (1932)
- Резня (1934) (в титрах не указан)
- Смеющийся мальчик (1934) (в титрах не указан)
- Убийство в личном автомобиле (1934) (в титрах не указан)
- Циклон седла (1935)
- Чудо-гонщик (сериал, 1935 г.)
- Боевые пионеры (1935)
- Круг смерти (1935)
- Боевые пионеры (1935)
- Юнион Пасифик (1939) [ 18 ]
Гильдии индийских актеров
[ редактировать ]Стоящий Медведь был членом Гильдии киноактеров Голливуда. [ 19 ] Стоящий Медведь критически относился к изображению коренных американцев в Голливуде и хотел, чтобы только коренные американцы играли коренных американцев и появлялись на экране в главных и значимых ролях. В 1926 году вместе с другими индийскими актерами Голливуда он создал «Клуб боевых красок». [ 20 ] Десять лет спустя Стоящий Медведь присоединился к Джиму Торпу в создании Ассоциации индийских актеров для защиты прав и персонажей индейских актеров от клеветы и насмешек. [ 21 ]
Комментарии Лютера Стэндинга Медведя
[ редактировать ]
Защита наследия и суверенитета коренных американцев
[ редактировать ]Между 1928 и 1936 годами Стоящий Медведь написал четыре книги и серию статей о защите культуры лакота и о противодействии государственному регулированию коренных американцев. Комментарии Стэндинга Медведя бросили вызов политике правительства в отношении образования, ассимиляции, свободы религии, племенного суверенитета, возвращения земель и усилий по превращению лакота в оседлых земледельцев. [ нужна ссылка ]
Стоящий Медведь выступал против Дауэса политики приватизации общинных владений индейских племен, предусмотренной Законом , и критиковал государственную поддержку миссионеров, подрывавших религию сиу, равно как и запрет на « Танец Солнца» , самое важное религиозное и социальное событие в годовой цикл жизни сиу. [ 22 ]
Книги, статьи и форумы
[ редактировать ]
Между 1928 и 1934 годами прогрессисты организовали и начали национальную образовательную кампанию, направленную на изменение политики правительства в отношении коренных американцев. [ нужна ссылка ]
Кампания началась в 1928 году с публикации книги Стэндинга Медведя « Мой народ сиу» и выпуска « Джона Кольера » Отчета Мериам . В течение этого периода «Стоящий Медведь» опубликовал четыре книги и множество статей, знакомя общественность с культурой лакота, а также посетил форумы американских лекционных кругов, добиваясь критической поддержки индийского « Нового курса» .
Стоящий Медведь был в авангарде прогрессивного движения, и его комментарии просвещали американскую общественность, углубляли осведомленность и создавали общественную поддержку для изменения политики правительства в отношении коренных американцев. В то время индейские авторы были редкостью, а книги Стэндинга Медведя считались культурно значимыми и рецензировались The New York Times . [ 23 ]
В 1931 году журнал Standing Bear опубликовал «Мое индийское детство» , классические мемуары о жизни, опыте и образовании ребенка лакота в конце 1800-х годов. В том же году, после 20-летнего отсутствия, он посетил Пайн-Ридж, Южная Дакота . «Трагедию сиу», Он был настолько огорчен отчаянным положением своего народа, что написал в журнале American Mercury осуждая федеральную политику индейцев, направленную на продолжающееся уничтожение лакота. [ 24 ]
«Земля подорлика» , опубликованная в 1933 году, представляет собой этнографическое описание традиционной жизни и обычаев лакота, критикующее попытки белых «превратить» индейцев в подобие белой расы. [ 25 ] В 1933 году «Стоящий медведь» также опубликовал «Что индейцы значат для Америки» . [ 26 ] В 1934 году он опубликовал сборник сказок и легенд лакота в журнале « Истории сиу» .
Стоящий Медведь и индийский «Новый курс»
[ редактировать ]Стоящий Медведь был в авангарде прогрессивного движения и присоединился к защитнику Джону Кольеру , Ассоциации прав индейцев и другим, чтобы защитить религию и суверенитет коренных американцев. Его комментарии о культуре и мудрости коренных американцев дали образование американской общественности, углубили общественную осведомленность и создали общественную поддержку изменения политики правительства в отношении коренных американцев. [ нужна ссылка ]
В 1928 году были опубликованы книги Стэндинга Медведя « Мой народ сиу» и « Отчет Мериам» , положившие начало организованной кампании по оспариванию политики правительства, ограничивающей религию и суверенитет коренных американцев. [ 27 ] В период с 1928 по 1934 год Лютер Стоящий Медведь опубликовал четыре книги и множество статей, знакомя общественность с культурой лакота, а также посетил форумы американских лекций, добиваясь критической поддержки индийского Нового курса.
В 1933 году Коллиер был назначен комиссаром Бюро по делам индейцев в администрации президента Франклина Д. Рузвельта , и Стоящий Медведь написал президенту Франклину Д. Рузвельту, что Конгресс должен принять закон, согласно которому история и культура коренных американцев должна быть включена в учебную программу. государственных школ. [ 28 ]
В следующем году Коллиер представил так называемый « Новый курс Индии» после принятия Конгрессом Закона о реорганизации Индии 1934 года , закона, отменяющего 50-летнюю политику ассимиляции, подчеркивая самоопределение Индии и Законом Дауэса. политику приватизации коммунальных предприятий, предусмотренную владения индейских племен. [ 29 ] Эссе Стэндинга Медведя «Трагедия сиу» и его книга « Земля подорлика» были опубликованы ближе к концу прогрессивной кампании и оказали большое влияние, повлияв на политику Коллиера «Новый курс» в Индии и на борьбу за восстановление племенной культуры и суверенитета. [ 30 ]
Смерть
[ редактировать ]20 февраля 1939 года Лютер Стоящий Медведь умер в Хантингтон-Бич, Калифорния, в возрасте 70 лет от гриппа во время съемок фильма Union Pacific . Он был похоронен на кладбище Hollywood Forever в Лос-Анджелесе , вдали от его родины Лакота, со своей священной трубкой.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Standing Bear «открыл мир резерваций и точку зрения лакота неиндийцам». Алида С. Боорн, «Оскейт Викаса (Тот, кто выступает)» (далее «Оскейт Викаса»), исторический факультет Центрального государственного университета Миссури, (2005), стр. 110; Джон Р. Шук, Словарь современных американских философов, Том 1 , (2005), стр. 2312.; Филип А. Жирно, Словарь литературы Среднего Запада, Том 1: Авторы, (2001), стр.472. См. http://www.firstpeople.us/FP-Html-Wisdom/ChiefLutherStandingBear.html.
- ^ Стоящий Медведь, Лютер: Мой народ, сиу. Линкольн, Небраска: 1975, стр. 53–57. Стоящий Медведь, Лютер: Земля подорлика. Линкольн, штат Невада и Лондон, 1978, с. 41.
- ^ Лютер Стоящий Медведь, «Мой народ сиу» (1928), стр.viii. Джозеф Агонито, «Портреты лакота: жизнь легендарных жителей равнин» (далее «Агонито») (2011), стр.235. Доновин Арли Спрэг, «Бутон розы сиу», с. 40 (2005)
- ^ Джозеф Агонито, «Портреты лакота: жизнь легендарных жителей равнин» (далее «Агонито») (2011), стр.237
- ^ Витмер, стр.xvi. У Карлайла возникло что-то вроде соперничества с Гарвардом, и хотя индейцы никогда не побеждали «Кримсон», они всегда давали им возможность сыграть. Индейцы в равной степени восхищались и возмущались Crimson. Они любили саркастически имитировать гарвардский акцент; даже игроки, едва говорящие по-английски, растягивали широкую гарвардскую а. Но Гарвард также был для индийцев представлением о студенческом совершенстве, и они называли любые отличные результаты, будь то на поле или в классе, «гарвардским стилем». Салли Дженкинс, «Настоящие все американцы», (далее «Дженкинс») (2007), стр.198.
- ^ «Мой народ сиу», стр.133.
- ^ Мой народ сиу", стр.xx.
- ^ Мой народ сиу", стр.vi.
- ^ «Мой народ сиу», стр.xxii.
- ^ «Мой народ сиу», стр.234.
- ^ «Мой народ сиу», с. XVIII.
- ^ См. Стивенс, «Тийоспай: Ресурс по генеалогии оглала», http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com/~mikestevens/2010-p/i61.htm#8796
- ^ «Мой народ сиу», стр.270-272. Агонито, стр.245-246.
- ^ Лютер Стоящий Медведь (1 ноября 2006 г.). Мой народ Сиу . Университет Небраски Пресс. п. 269. ИСБН 0-8032-9361-5 .
- ^ «Мой народ сиу», с. XVIII.
- ^ Агонит, стр.247.
- ^ Филип А. Жирно, «Словарь литературы Среднего Запада, Том 1: Авторы», (2001), стр.472.
- ^ Агонито, с. 247. Вы знаете Викас, с. 112.
- ^ Агонит, с. 248-249.
- ↑ См. «Индийские актеры закапывают топор в Голливудском клубе боевых раскрасок», Christian Science Monitor, 24 ноября 1926 г., стр.5A.
- ↑ См. Анджела Алейс, «Сделать белого человека индейцем: коренные американцы и голливудские фильмы», (2005), стр.54.
- ^ «Мой народ сиу», px-xxvii., стр.277. «Земля подорлика», с. 254-255.
- ^ «Мой народ сиу», с. XXI.
- ^ Американский Меркурий, (1931), стр.273.
- ^ Агонит стр.250-251.
- ^ Джеймс Э. Сили-младший и Стивен А. Литтлтон, редакторы, «Голоса опыта американских индейцев», (2013), стр.508.
- ^ Отчет Мериам выявил провалы федеральной политики в отношении Индии и то, как они способствовали серьезным проблемам с индийским образованием, здравоохранением и бедностью. До этого критика Бюро по делам индейцев была направлена не на политику, а на коррумпированных и некомпетентных чиновников. Эта кампания боролась против законодательства и политики, которые наносили ущерб коренным американцам.
- ^ Агонит, с. 252.
- ↑ Коллиер стал реформатором федеральной политики в отношении Индии в 1922 году и резко раскритиковал политику Бюро по делам индейцев и выполнение Закона Дауэса. Его работа побудила Конгресс заказать в 1926–1927 годах исследование общего положения индейцев в Соединенных Штатах. Результаты получили название «Отчет Мериам». Коллиер занимал пост комиссара Бюро по делам индейцев с 1933 по 1945 год.
- ^ Агонито, с. 253. Земля подорлика, п.xi.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лютер Стоящий Медведь в Литературной энциклопедии.
- Лютер Стоящий Медведь в Проекте авторов коренных американцев.
- Работы Лютера Стоящего Медведя в Faded Page (Канада)
- Главный стоящий медведь на IMDb
- Лютер Стоящий Медведь на IMDb , где перечислены два произведения, не указанные в разделе «Главный Стоящий Медведь».
- Лютер, стоящий медведь в поисках могилы
- 1868 рождений
- 1939 смертей
- Лакота люди
- Актеры-мужчины из числа коренных американцев
- Выпускники Индийской индустриальной школы Карлайла
- Жители индейской резервации Пайн-Ридж, Южная Дакота.
- Похороны на кладбище Hollywood Forever
- Философы из Южной Дакоты
- Активисты Лакота
- Активисты за права коренных американцев
- Автобиографы коренных американцев
- Американские автобиографы
- Члены Общества американских индейцев
- Прогрессивная эпоха в США
- Смертность от гриппа в США
- Люди из территории Дакота
- Писатели-мужчины Лакота
- Писатели Лакота