Jump to content

Твана

Твана
мы поклонялись
Черно-белый портрет молодого кильсенского мальчика с длинными волосами и двумя косами, 1913 год.
Портрет мальчика из Квилсена, ок. 1913 год
Общая численность населения
796 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Худ-Канал , Вашингтон
Языки
детский , английский
Религия
Традиционная племенная религия, христианство , в т.ч. синкретические формы
Родственные этнические группы
Другие прибрежных салишей народы

Твана ( Твана : təwəʔduq ) [ 2 ] - это собирательное название группы из девяти народов побережья Салиш в северной и средней части региона Пьюджет-Саунд . Скокомиши являются основной выжившей группой и сегодня идентифицируют себя как твана. Разговорный язык, также называемый твана , является частью языковой группы салиш центрального побережья. Язык твана тесно связан с лушутосидом . [ 3 ]

Девять групп, составляющих Твану, — это Дабоп, Квилсен, Дозеваллипс, Дакабуш, Худспорт, Скокомиш , Вэнс-Крик, Тахуя и Дахлелап. [ 4 ] К 1860 году всего насчитывалось 33 поселения, большинство населения которых составляли скокомиши. [ 5 ] [ 6 ] Большинство потомков всех групп в настоящее время являются гражданами индейского племени Скокомиш и живут в индейской резервации Скокомиш в Скокомиш, штат Вашингтон . [ 7 ]

Истоки твана включают прото-салишов северо-западной Америки, которые мигрировали в Вашингтон и разделились на 23 отдельных племени, каждое из которых говорило на своем собственном языке. [ 3 ] Контакты Америки с твана, вероятно, начались примерно в 1788 году, когда торговцы, участвовавшие в морской торговле мехом, приехали искать шкуры каланов на северо-западе Тихого океана. [ 8 ] Торговля была настолько обширной, что к 1792 году популяция каланов почти сократилась, и впоследствии в течение примерно 30 лет в регионе практически не было контактов с иноземцами. [ 9 ] Твана вместе с десятками близлежащих племен затем пережили уступку своих земель в результате ряда договоров, начиная с Орегонского договора (1846 г.) , а затем и Вашингтонской территории (1853 г.). [ 10 ] [ 9 ] Американские поселенцы начали переселяться на земли рядом с твана и другими племенами в течение короткого периода времени, пока в 1855 году не был заключен Договор «Пойнт-Нет-Пойнт» , который требовал, чтобы все коренные американцы мигрировали со своих земель в резервации в течение одного года после его принятия. [ 9 ] [ 11 ]

Подразделения

[ редактировать ]

9 групп, составляющих твана, исторически были полностью автономны и независимы. Твана не были связаны никакой высшей политической властью, а только общим языком, местоположением и культурными обычаями. Хотя территория в непосредственной близости от деревни группы будет находиться в исключительном пользовании, подавляющее большинство земель свободно использовалось всеми группами твана. [ 12 ]

Имя Твана Английское имя Значение Расположение деревни
чттабукс Дабоб Люди с длинной косой Длинная коса ( tabuxʷ ), во главе залива Дабоб.
sqʷul̕sidebaš Квилсен Люди соленой воды Устье ручья Донован ( qʷul̕sid )
чтдувайлупш Дозеваллипс Люди реки Дозуваллипс Устье реки Дозеваллипс ( duswaylupš )
чтдукьябус Дакабуш Люди реки Дакабуш Устье реки Дакабуш ( duxʷyabus )
čtslal̕aɬlaɬtəbəxʷ Худспорт Слахал – сельские жители Устье Финч-Крик ( slal̕aɬlaɬtəbəxʷ )
squqəʔbəš Скокомиш Люди реки
  1. Место слияния развилок реки Скокомиш ( yəlal̕qu )
  2. Устье Мактаггерт-Крик ( x̌c̓ay̓ay )
  3. Квартира на реке Скокомиш между селами 2 и 4, называется č̓əlaxʷcəd.
  4. Под водопадом на озере Кокани ( č̓uq̓ʷaɬəɬ )
  5. Бывший нижний конец озера Кушман ( ʔiluʔəɬ )
čtq̓ʷəlq̓ʷili Вэнс Крик из кедровых деревьев Люди Вверх по Вэнс-Крик ( q̓ʷəlq̓ʷili ) в прериях.
чттауюя Ты знаешь Устье залива Тахуя ( tax̌uya )
čxʷlelap Вперед, продолжать Люди в дальнем конце канала Устье Мишн-Крик ( duxʷk̓uk̓ʷabš ) в государственном парке Белфэр

Общество

[ редактировать ]

Эпоха предварительного контакта и бронирования

[ редактировать ]

Коренные американцы региона побережья Салиш проживали в полупостоянных деревнях, обычно перемещаясь между летними и зимними местами в течение года в соответствии с сезонами рыбалки и сбора урожая. Зимние места представляли собой постоянные дощатые дома, а летние — временные жилища в виде палаток. Постоянные деревни могли включать дома, парилки и потлачи . У вождей тваны был свой оратор, который произносил речи перед жителями деревни. Были люди, которые звонили по утрам, чтобы разбудить деревню. Статус и богатство были разделены между социальными классами. [ 9 ]

Основными ресурсами племени твана были лосось (розовый, кижуч, кета, чавыча, нерка), кедр и красное дерево. [ 3 ] [ 9 ] Другие источники пищи и материалов включали сельдь, корюшку, тюленей, каланов, чернохвостого оленя, черного медведя, лося, моллюсков, домашнюю птицу и виды растений, такие как папоротник-орляк, камус и вапато. В регионе также собирали коренья, ягоды и орехи. Из шкур и измельченной кедровой коры шили фартуки, юбки, набедренные повязки, рубашки, леггинсы, халаты и мокасины. [ 9 ]

Вероятно, существовали связи внутри племен твана, а также с другими племенными группами в регионе южного побережья Салиш. Это включало торговлю между другими группами Салиш, особенно с теми, кто находился в глубине страны, за предметы, которые нельзя было найти на побережье. [ 3 ] Некоторые предметы с востока включали шерсть горного козла и волокно конопли. Каноэ были получены от племен западного внешнего побережья. Угодья для рыбалки и охоты могли быть разделены между группами. Известно, что твана не участвовали в жестоких конфликтах, однако шаманы могли при необходимости причинить вред другим группам. Конфликт на побережье Салиш в целом носил оборонительный характер. [ 9 ]

Мужчины и женщины играли разные роли в деревне Твана. Резьба по дереву была основным ремеслом мужчин. Изделия из дерева включали доски, дома, каноэ, посуду и контейнеры, такие как ящики с загнутыми углами. Точно так же мужчины вырезали кость, камень и рога. Среди богатых и высокостатусных людей были вожди и спонсоры потлача. Известно, что женщины носили татуировки на ногах и подбородке. В обязанности женщин входило сбор корней, ягод и орехов, а также изготовление корзин, веревок, циновок и одеял. Материалами для таких поделок служили измельченная кора кедра, осока, листья рогоза. Женщины твана должны были изолироваться во время менструальных периодов, первый из которых сигнализировал о том, что женщина имеет право на брак. Брак заключался семьями и мог заключаться между членами разных деревень. [ 9 ]

Обычаи и церемонии

[ редактировать ]

Верования твана включают в себя сердце и жизненную душу, занимающую каждого человека, утрата одного из которых связана с болезнью и смертью соответственно. К божествам относятся солнце и земля. Шаманы обладали властью вызывать или лечить болезни, восстанавливать потерянные души и даже вызывать смерть. Болезнь имела определенное значение в культуре твана. Болезнь могла быть сигналом потери души или одержимости духом. Молодые честолюбивые шаманы, унаследовавшие шаманский дух или приобретшие его посредством квестов, заболевали, как только дух овладевал их телом. [ 9 ] Концепция круга также имеет большое значение в культуре твана, в том числе среди современных тванов. Циклическая природа круга связана со многими аспектами жизни твана, такими как времена года, луна и солнце, горизонты и собрания, на которых члены группы сидят в кругу. [ 13 ]

Церемонии включали зимний танец, выздоровление души, искусную роспись досок и таманавас. [ 9 ] Потлачи были обычным явлением среди большинства коренных племен Северной Америки, включая твана. [ 3 ] [ 9 ] [ 14 ] Тванские потлачи можно было проводить в любое время года, но обычно они проводились зимой. Экстравагантное собрание организовывалось или спонсировалось отдельным человеком или группой мужчин, которые были дарителями подарков. В знак богатства и власти приглашались гости из близлежащих деревень и племен, получившие подарки хозяев. [ 14 ] Эти предметы богатства могли включать тканые одеяла, денталии , бусы из дисков-раскладушек, мантии, шкуры, костяные боевые дубинки, каноэ и рабов. [ 9 ] После смерти тела не хоронили, а помещали в каноэ или могильные ящики, после чего следовало торжественное собрание, включавшее пир и раздачу вещей умершего. [ 9 ]

Некоторые представители высшего сословия твана были членами тайного общества, названного в честь духа общества «рычание животного». Общество проводило эксклюзивные мероприятия, подобные потлачу, с индивидуальным спонсором, застольями и подарками. Все члены общества обладали духом общества, приобретенным через посвящение. Члены общества обычно были богатыми или представителями высшего сословия, а инициация происходила в подростковом возрасте. Посвящение включало в себя несколько этапов: проявление духа общества (когда участники церемониально танцевали с погремушками в форме уток), закладывание посвященных (посвященные погружались в бессознательный транс после того, как ими овладел дух общества), игра с духом общества (члены исполняют более танцы в течение одной или нескольких ночей), оживление посвященных в трансе (на посвященных, все еще без сознания, капает кровь, а кричащие члены общества несколько раз поднимают их в воздух, пока они не просыпаются и не бегут) в лес), купание [ритуального] посвященного (родители купают посвященных в реке, дают им церемониальные одежды, кормят и обучают танцу духов тайного общества), а также работают или практикуют посвященных (члены общества и новые посвященные практикуют танец духов общества, и новички впадают в транс, что выражается рвотой кровью). [ 14 ]

Современный

[ редактировать ]

Сегодня большая часть населения твана проживает в индейских резервациях Скокомиш и индейской резервации Чехалис. [ 3 ] [ 9 ] В резервации Скокомиш члены Тваны проводят фестивали личного именования и вылова лосося. В резервации есть племенная школа К-4. На языке твана говорят и обучают в рамках языкового проекта, а также существует проект «Корзина», в котором принимают участие несколько соседних племен. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Племя скокомиш | НПАИХБ» . 9 февраля 2016 года . Проверено 31 августа 2023 г.
  2. ^ Драхман, Габерелл (2020). tuwaduq — Проект электронного словаря языка твана . Индийское племя скокомиш.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон, М. Терри; Эгесдал, Стивен М. (1 января 2008 г.). Салиш Мифы и легенды: рассказы одного народа . Университет Небраски Пресс. ISBN  978-0-8032-1764-5 .
  4. ^ Рики, Дональд (1 января 1999 г.). Индейцы штата Орегон . Somerset Publishers, Inc. ISBN  978-0-403-09866-8 .
  5. ^ Комитет Межплеменного культурного совета Олимпийского полуострова (1 июня 2003 г.). Коренные народы Олимпийского полуострова: кто мы . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3552-6 .
  6. ^ Элмендорф, Уильям Добро пожаловать (1993). Рассказы Тваны: местные исторические отчеты о прибрежной культуре Салиш . ЮБК Пресс. ISBN  978-0-7748-0475-2 .
  7. ^ «Индийское племя скокомиш - веб-сайт племени скокомиш и его народа» . Проверено 20 февраля 2023 г.
  8. ^ Кинг, Джонатан Ч. (1999). Первые народы, первые контакты: коренные народы Северной Америки . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-62654-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Притцкер, Барри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513877-1 .
  10. ^ «Создание территории Вашингтон, 1853 год» . www.oregonencyclepedia.org . Проверено 20 февраля 2023 г.
  11. ^ «Договор Point No Point, 1855 | ГОИА» . goia.wa.gov . Проверено 20 февраля 2023 г.
  12. ^ Элмендорф, Уильям В. (1960). Структура культуры твана . Университет штата Вашингтон.
  13. ^ Пульсифер, Ральф. Твана и барабан (PDF) .
  14. ^ Jump up to: а б с Элмендорф, Уильям В. (12 октября 1948 г.). «Культурная среда Тайного общества Твана» . Американский антрополог . 50 (4): 625–633. дои : 10.1525/aa.1948.50.4.02a00050 . ПМИД   18128883 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7039a64da74d8e490285af1cdd82c98__1713743760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/98/f7039a64da74d8e490285af1cdd82c98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Twana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)