Монтесума (мифология)
Монтесума — имя героического бога в мифологии некоторых индейских племен на юго-западе Соединенных Штатов, особенно народов Тохоно О'одхам и Пуэбло — также известных как ацтекские одноимённые императоры в Мексике, Моктесума I и Моктесума II .
Версия Тохоно О'одэма
[ редактировать ]В легенде Тохоно О'одхама в начале времен Великий Дух находит глину, выкопав яму; Затем он снова бросает глину в яму, и оттуда выходит Монтесума, который помогает ему вывести все индейские племена, в апачи последнюю очередь . Говорят, что в древние времена все люди и животные говорили на одном языке; однако великое наводнение уничтожило всех, и спастись удалось только Монтесуме и его другу Койоту . Поскольку Койот заранее предупредил его о наводнении, Монтесума построил лодку, которую держал наготове на вершине гор Санта-Роза в Аризоне. Койот также сделал себе лодку, отгрыз гигантскую трость и зафиксировав ее жевательной резинкой .
После того, как наводнение утихло, Монтесума и Койот снова встречаются на вершине Монте-Розы, и Монтесума отправляет Койота четыре раза, по одному в каждом направлении, чтобы узнать, как далеко до моря. Он быстро вернулся с юга и запада, сообщив, что находится неподалеку. Путь на восток занял немного больше времени, но в конце концов он нашел и там море. Наконец, он отправляется на север и так и не находит воды, прежде чем устанет.
Тем временем Великий Дух с помощью Монтесумы снова заселил мир людьми и животными. Монтесуме поручено управление человечеством, но, став гордым и злым, он восстает против Великого Духа, увольняет Койота и приказывает человечеству построить дом, достаточно высокий, чтобы достичь Небес. Прежде чем он сможет добиться успеха в этом начинании, Великий Дух низвергает его молниями, вызывая путаницу в языках человечества.
Упорствуя в своем злодеянии, Монтесума приказывает разрушить все храмы; в ответ Великий Дух наказывает его, посылая саранчу на восток, чтобы призвать испанцев, которые начинают войну с Монтесумой и уничтожают его.
Эта легенда была рассказана вождем Кон Куин Тохоно О'одхам и опубликована в « Отчете по делам Индии» за 1865 год, стр. 131. Бэнкрофт , писавший позже в 19 веке ( Native Races vol 3), предполагает, что имя исторических ацтекских императоров Моктесума (точнее, Мотекусома на языке науатль) было первоначальным источником имени мифического бога-героя — имя « постепенно ассоциировался в сознании некоторых жителей Новой Мексики и соседних племен со смутным, мифическим и ушедшим величием», пока «все меньшие герои постепенно не были поглощены великими, и их имена не были забыты. Их деяния стали его делами». дела, их слава — его слава».
Однако другие упоминания среди племен Аризоны и Нью-Мексико указывают на веру в то, что «Монтесума» было именем великого короля и законодателя далекого прошлого, который правил огромной империей, включая Мексику, и который, как говорят, быть похороненным внутри особой горы в Аризоне, на которой предположительно изображено его изображение.
В 1737 году среди индейцев гуайма и пима появился религиозный пророк ( Акимел О'одхам ), близкий родственник Тохоно О'одхам. Это был Агустин Аскучул, который утверждал, что ему явился бог Моктесума и назвал его своим пророком. Он призвал индейцев последовать за ним в новое место, чтобы поклониться богу. Более 5000 индийцев покинули свои дома, чтобы следовать за пророком. Губернатор Соноры Хуан Баутиста де Анса истолковал это как восстание. Вскоре он подавил это и повесил пророка.
Версия Пуэбло
[ редактировать ]Монтесума также занимает видное место в религии пуэбло , которые считали, что их король-бог Монтесума был выходцем из Таоса , Акомы или одного из других пуэбло и был зачат от прекрасной девы и кедрового ореха. Хотя в юности он был слаб, он был выбран их неожиданным лидером и удивил всех своими чудесами, включая способность вызывать дождь. Он научил людей их обычаям и тому, как строить глинобитные пуэбло. Однажды он разжег огонь, которому они никогда не должны были позволить догореть, а затем отправился в Мексику (в некоторых версиях, на спине орла), пообещав когда-нибудь вернуться и спасти их от испанцев.
Прокурору США У.В.Х. Дэвису, посетившему Лагуну Пуэбло в 1855 году, была позволена редкая возможность увидеть своего рода идола или икону их бога Монтесумы, которую он дал яркое описание в своей книге « Эль Гринго» . По словам Дэвиса, этот объект был круглым, девять дюймов в высоту и в диаметре и сделан из дубленой кожи. Обложка была выкрашена наполовину в красный, наполовину в зеленый цвет, а на зеленой стороне имелись треугольные отверстия для глаз, круглые кусочки кожи для рта и ушей, а носа не было. Он сказал, что его хранили завернутым в ткань и посыпали «белым порошком».
Швейцарско-американский этнограф Адольф Банделье утверждал в 1890-х годах, что эти легенды были изобретены пуэбло пятьдесят лет назад исключительно для того, чтобы произвести впечатление на американских исследователей, и на самом деле не были частью их религии; он процитировал документ, якобы представляющий собой секретный заговор с целью «научить» туземцев тому, что они являются потомками императора Монтесумы, в политических целях во время американо-мексиканской войны . Однако с тех пор стали известны другие документы, показывающие, что испанцы тоже были хорошо осведомлены о славе Монтесумы в регионе Пуэбло задолго до этого - самое раннее зафиксированное упоминание датируется 1694 годом, когда туземцы рассказали отцу-иезуиту Эусебио Франсиско Кино , что Монтесума построил то, что сегодня известно как Casa Grande (Wilson 1999, стр. 16).
Наконец, Ллевеллин Харрис, валлийско-американский мормонский миссионер, посетивший зуни в 1878 году, утверждал, что они рассказали ему, что они произошли от Монтесумы, который сам происходил от белых людей по имени «Камбарага», пришедших из-за моря за 300 лет до того, как испанском, и что в их языке все еще было много валлийских слов ( см. в Мадоке много других рассказов на эту тему ). Однако эти гораздо более сенсационные заявления никогда не подвергались независимой проверке.