Джанет МакКлауд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2009 г. ) |
Джанет МакКлауд, также известная как Йет-Си-Блю (30 марта 1934 г. - 25 ноября 2003 г.), была известной коренных американцев и активисткой за права коренных народов . Ее активность помогла принять Болдтовское решение 1974 года , которое принесло ей титул « Роза Паркс движения американских индейцев ». В 1974 году она стала соучредителем организации «Женщины всех красных наций» первое собрание Сети женщин коренных народов состоялось (WARN). В августе 1985 года на ее заднем дворе в Йелме, штат Вашингтон , .
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Джанет Ренекер (Йет-Си-Блю) родилась в резервации Тулалип . Она была старшей из трех девочек и потомком семьи вождя Сиэтла . [1] Ее детство было отмечено бедностью, а ее отчим пил, из-за чего ему было трудно найти работу. [2]
«Она думала, что таверны и выпивка — единственный путь в жизни», — говорит ее дочь Барбара МакКлауд.
В ранние годы она и ее семья часто переезжали. Она жила в Тулалипе, Тахола , в резервации Кино и в Международном районе Сиэтла. Она часто находила убежище в церквях и приемных семьях, проводя большую часть своих лет становления в городе, в основном вдали от племенных обычаев и традиций.
Она вышла замуж и развелась в молодом возрасте, прежде чем в начале 1950-х годов встретила рыбака из племени Нисквалли и линейного электрика по имени Дон МакКлауд. Вскоре пара поженилась, и у них родилось восемь детей: шесть девочек и два мальчика.
Активизм за права рыболовства
[ редактировать ]6 января 1962 года десятки егерей штата Вашингтон штурмовали группу коренных американцев, ловивших рыбу на реке Нисквалли . В результате были задержаны пятеро мужчин за незаконный лов рыбы. Это важно отметить, поскольку среди арестованных были и некоторые родственники МакКлауда. Несмотря на племенные договоры, такие как Договор Медисин-Крик 1854 года с федеральным правительством, который гарантировал индейцам права на рыбалку и охоту на их традиционных племенных землях и водах, государственные агенты периодически вступали в схватку с коренными американцами.
«Когда рейд завершился после более чем восьмичасовых вылазок по мокрым кустарникам и по мутному, вздувшемуся ручью, пятеро индейцев были арестованы и обвинены в «эксплуатации сетей, способных ловить промысловую рыбу».
Когда в 1960-х годах численность лосося и стальноголового лосося начала сокращаться, государство начало оказывать больше влияния на племенное рыболовство, пытаясь сохранить улов для коммерческого и спортивного рыболовства. Были изданы судебные запреты, позволяющие штату регулировать племенное рыболовство, и Верховный суд штата Вашингтон оставил их в силе. Коренные американцы начали мобилизацию. МакКлауды основали группу активистов «Ассоциация выживания американских индейцев». Вопреки постановлениям суда, члены организации начали устраивать демонстрации, получившие название «рыбные войны», что положило начало тому, что впоследствии стало известно как « Рыбные войны ».
Вместе со своим мужем Джанет МакКлауд помогла организовать протесты на реках Нискуалли и Пуйаллап . Здесь члены племени забрасывали традиционные сети, которые государство считало незаконными. Неизменно «вылов» приводил к рейдам и арестам со стороны охотничьих агентов. Однако события привлекли внимание всего мира. Индийские старейшины и активисты собрались в штате Вашингтон. Актер Марлон Брандо и правозащитник Дик Грегори отправились в Западный Вашингтон, присоединились к рыбалке и предоставили этому делу свою знаменитость. « Черные пантеры» стояли бок о бок с коренными американцами в протестах у Капитолия штата в Олимпии .
Все это время Джанет МакКлауд документировала борьбу в качестве редактора Survival News , информационного бюллетеня, в котором представлялась сторона туземцев в рыбных войнах. Она нашла старый мимеограф в местном комиссионном магазине, принесла его домой и попросила помочь своих детей. Дети Джанет стояли на передовой. Во время одной из знаменитых событий 13 октября 1965 года лодка, на борту которой находились несколько местных рыбаков, в том числе муж Джанет и двое сыновей, установила на реке племенную сеть, пока ее ждали егеря. Ее сына, Джеффа МакКлауда, которому еще не исполнилось 10 лет и который не умел плавать, бросили в воду. На берегу вспыхнула драка, где местные женщины и дети мирно собрались, чтобы посмотреть демонстрацию. Они забрасывали охранников обломками, а игровые агенты боролись и избивали некоторых протестующих. Шесть человек были арестованы, в том числе Дон и Джанет МакКлауд. В заключении она отсидела шесть дней и отказывалась есть. В конце концов, усилия коренных американцев окупились. 12 февраля 1974 года окружной судья США Джордж Болдт вынес решение в пользу 14 племен, заключивших договор, поддержав формулировки их договоров, которые давали им право на половину улова лосося и стальхеда в Вашингтоне.
Возрождение духовности коренных американцев
[ редактировать ]Хотя МакКлауд была практикующей католичкой, « Рыбные войны » вместе с ее статусом лидера за гражданские права побудили ее лучше соприкоснуться со своей природной духовностью. [3] Пока ее муж был заключен в тюрьму за ловлю рыбы, МакКлауд испытала видение в своем доме в Йелме. «Она не могла полагаться на религию белого человека; это причиняло ей боль», - вспоминала Джойс МакКлауд, ее невестка. «Именно тогда она увидела видение: она смотрела на гору Рейнир и увидела лица всех Великих вождей». МакКлауд считал это своим призванием. В конце 1960-х годов Джанет встретилась с Томасом Баньячей , всемирно известным духовным переводчиком хопи, который научил ее искать ответы в мире. [3] МакКлауд подружился с Одри Шенандоа, индейкой ирокезов и матерью клана народа онондага в Нью-Йорке, и перенял религиозные убеждения ирокезов о природе. «Она всегда высказывала свое мнение, ни перед чем не отступая», - сказала Трейси Шенандоа, который вместе со своей матерью приехал в Йелм, чтобы быть с МакКлаудом.
В 1970-е годы МакКлауд распространял по всему миру идеи местной духовности и прав человека. Она путешествовала по миру, рассказывая о правах женщин коренных народов и социальной справедливости. На протяжении всей своей борьбы за права женщин на автономию она сталкивалась лицом к лицу с белой феминисткой, возглавлявшей то же самое обвинение. Однако обе стороны встретились на культурном барьере, когда местные женщины использовались в евгеническом эксперименте во время движения за контроль над рождаемостью. Движение за контроль над рождаемостью действительно оказало негативное влияние на группы меньшинств из-за расизма и непонимания культурных взглядов на биологические роли среди местной культуры. [4] Работа МакКлауда в области социальной справедливости также привела ее к тому, что она стала делегатом национальной конференции по исправительным учреждениям, призывая тюрьмы перенять местные традиции духовности для индийских заключенных.
Сапа Даун Центр
[ редактировать ]Джанет МакКлауд построила свой дом, а также прилегающие к нему 10 акров земли в Йелме, штат Вашингтон. Она дала этому району название Центр Рассвета Сапы. Слово «Сапа» означает дедушка, который отдал дань уважения своему мужу Дону МакКлауду, умершему в апреле 1985 года.
«Старейшины сказали, что это духовное место. Более 30 лет мы использовали эту землю, чтобы обучать нашим традиционным обычаям. Когда все сходит с ума... наши люди могут вернуться в центр, чтобы найти успокаивающий эффект; воссоединиться со своей духовной сущностью», — написала МакКлауд, сама индийская старейшина, в 1999 году.
В августе 1985 года 300 женщин из числа коренного населения собрались в Сапа-Доун, чтобы обсудить социальные и экономические проблемы, с которыми сталкиваются семьи коренных народов во всем Западном полушарии. Это привело к формированию Сети женщин коренных народов , коалиции, защищающей женщин, семьи и племенной суверенитет от Чили до Канады. МакКлауд была усыновлена матерью-основательницей. Она позаботилась о том, чтобы Sapa Dawn приблизила своих посетителей к традиционному образу жизни.
«Тогда в Йелме не было мотеля. Поэтому мы поставили вигвамы. Одна женщина спросила: «Где мотель?» Я сказал: «Вот ключ: вигвам номер один или вигвам номер два», — вспоминает МакКлауд.
Лидеры Движения американских индейцев, такие как Деннис Бэнкс и Рассел Минс , приехали в Сапа-Доун, а также в его парилку, прежде чем начать свой 1973 год на территории Вундед-Ни-Оккупайшн в Южной Дакоте. В ходе этой операции около 200 активистов Движения американских индейцев (ДАИ) захватили деревню Вундед-Ни на 71 день. Эти активисты протестовали против председателя племени Ричарда Уилсона, поскольку он был коррумпирован. 8 мая 1973 года группа сдалась, когда правительство США взяло город под свой контроль. [5]
Иет-Си-Блю
[ редактировать ]Одной из важных частей культуры коренных народов является процесс присвоения имени человеку. Имя, данное коренному американцу, основано на его личности, а также на значительных жизненных изменениях и вехах. Кроме того, имя ребенка можно изменить, если оно уже не соответствует сущности ребенка. Часто новые имена даются, чтобы обозначить новые этапы жизни и развития детей. Кроме того, имена также могут быть присвоены, когда человек совершает почетное достижение. Бабушка МакКлауда дала ей имя «Йет-Си-Блю», что означает «женщина, которая говорит».
«Она стала представителем индийской культуры. Это было идеальное имя», — заметил Пит Генри, ее дядя.
Смерть
[ редактировать ]МакКлауд была обездвижена из-за осложнений диабета, которые привели к повышению кровяного давления в последние недели ее жизни. Она умерла 25 ноября 2003 года в возрасте 69 лет. Внучки одели ее в традиционную одежду и накрыли одеялом ручной работы. Ее семья собралась вместе в ее последние дни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Камб, Льюис (26 ноября 2003 г.). «Джанет МакКлауд, 1934–2003: индийская активистка поставила семью на первое место» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 28 октября 2011 г.
- ^ «Выдающийся индийский правозащитник умер в возрасте 69 лет» . Кицап Сан . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Камб, Льюис (26 ноября 2003 г.). «Джанет МакКлауд, 1934–2003: индийская активистка поставила семью на первое место» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 28 октября 2011 г.
- ^ «Библиотека Миккельсена | Университет Августаны» . augie.idm.oclc.org . ПроКвест 232351003 . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Д'Аркус, Б. (1 мая 2003 г.). «Спорные границы: местный суверенитет и государственная власть в Вундед-Ни, 1973 год» . Политическая география . 22 (4): 415–437. дои : 10.1016/S0962-6298(02)00107-5 . ISSN 0962-6298 .
- Коренные американцы 20-го века
- Женщины-лидеры коренных американцев
- Индейские активисты
- Активисты за права коренных американцев
- Религия коренных американцев
- Тулалип люди
- 2003 смертей
- 1934 рождения
- Американские женщины 20-го века
- Американский народ 20-го века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Американские активистки за гражданские права женщин
- Американские женщины 21 века