Урваши
Урваши | |
---|---|
Деванагари | Урваши |
Принадлежность | Апсара |
Обитель | Важность |
Пол | Женский |
Генеалогия | |
Супруг | Пуруравас |
Дети | |
Династия | Чандравамша (по браку) |
Урваши ( санскрит : उर्वशी , IAST : Урваши ) — самая выдающаяся апсара, упомянутая в индуистских писаниях, таких как Веды , эпос Рамаяна и Махабхарата , а также Пураны . Она считается самой красивой из всех апсар и искусной танцовщицей.
Урваши фигурировала во многих мифологических событиях . Она возникла из бедра мудреца Нараяны и занимает особое место при дворе Индры , царя богов и правителя сварги . Она известна своим браком с Пурурававом , первым царем легендарной Чандравамши , которого она позже бросила. Она также играет значительную роль в рождении Вашиштхи и Агастьи , двух самых почитаемых мудрецов в индуизме. История Урваши послужила источником вдохновения для создания различных искусств, представлений и литературы. Поэт Калидаса (4-5 века н.э.) адаптировал Урваши и Пурураваса в качестве главных героев своей пьесы «Викраморвашиям» . [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Санскритское — имя «Урваши» происходит от корней уру и ас . Оно может иметь несколько значений. [ 3 ] Индолог Монье Монье-Вильямс утверждает, что это имя означает «широко распространенный», и предполагает, что в своих первых появлениях в ведических текстах Урваши была олицетворением рассвета. [ 3 ] Согласно писанию «Деви Бхагавата Пурана» , апсара известна как Урваши, потому что она рождается из уру — «бедра» — божественного мудреца Нараяны . [ 4 ] Некоторые учёные полагают, что имя имеет неарийское происхождение. [ 5 ]
Литературное образование
[ редактировать ]Урваши — это апсара, получившая особое название в Ригведе , старейшем известном индуистском писании, написанном примерно в 1900–1200 годах до нашей эры. 95-я сукта (раздел) 10-й посвящена разговору мандалы Ригведы между ней и ее мужем Пурурававом . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Урваши остается заметной фигурой в более поздних текстах. Ее миф пересказан и расширен во многих более поздних индуистских писаниях , таких как Шатапатха-Брахман , Брихаддевата , Махабхарата , Рамаяна , Харивамса , Ваю-пурана , Вишну-пурана , Матсья-пурана , Бхагавата-пурана , Деви-Бхагавата-пурана , Падма-пурана и Сканда-пурана . [ 7 ] [ 4 ] [ 9 ] [ 10 ]
Урваши драматизировали и адаптировали многие поэты и авторы. Среди них самой популярной является пьеса «Викраморвашиям» санскритского поэта Калидаса , который, вероятно, жил в период Гуптов IV-V веков . Драма изображает любовь Урваши и Пурураваса, однако сюжет сильно отличается от рассказанного в писаниях. [ 9 ] [ 7 ] Индийский поэт Рабиндранат Тагор (1861–1941) также написал стихотворение об Урваши. [ 11 ] [ 12 ]
Мифология
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]В индуистской мифологии Урваши возникла из бедра божественного мудреца Нараяны как полноценная девушка. Согласно « Деви-Бхагавата-пуране» , братья-мудрецы Нара и Нараяна совершают аскезу, чтобы доставить удовольствие богу-творцу Брахме , но это делает Индру (царя дэвов ) неуверенным в своем троне, и он не хочет, чтобы мудрецы приобрели божественные силы. . В результате он создает множество иллюзий, чтобы разрушить их покаяние, но все его уловки терпят неудачу. Наконец, он приказывает апсарам своего двора, включая Рамбху , Менаку и Тилоттаму , отправиться к Нара-Нараяне и отвлечь их посредством обольщения. В сопровождении бога любви Камы и его супруги Рати апсары идут к Нара-Нараяне и начинают соблазнительно танцевать перед ними. Однако мудрецов это не касается и они решают сломить гордость апсар. Нараяна хлопает себя по бедру, из которого появляется Урваши. Ее красота делает апсаров Индры несравненными, и им становится стыдно за свой злой поступок. Нара и Нараяна уверяют Индру, что не займут его трон, и дарят ему Урваши. Она занимала почетное место в Индры . Суд [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Рождение Васиштхи и Агастьи.
[ редактировать ]Урваши играет значительную роль в рождении мудрецов — Васиштхи и Агастьи , — благодаря чему ее иногда называют их матерью. Легенда изложена во многих священных писаниях. В Ригведе боги Варуна и Митра однажды совершают ягью (огненное жертвоприношение), когда перед ними появляется Урваши. Увидев ее, они испытывают сексуальное возбуждение и извергают семя в кувшин, из которого рождаются Васиштха и Агастья. Подобные рассказы об этой истории встречаются в « Брихаддевате» и некоторых пуранических писаниях. [ 16 ] [ 17 ]
В более поздних индуистских текстах, в отличие от Вед , Вашиштха описывается как Манаспутра (сотворенный разумом сын) бога Брахмы . После смерти от проклятия царя Ними он перерождается через Урваши и Митру-Варуну. Согласно легенде, засвидетельствованной в Канде Рамаяны Уттара , дух Вашиштхи утешается Брахмой после его смерти, говоря ему, что он не родится снова в утробе матери. Итак, Вашиштхе велят войти в тело Митры-Варуны . После их встречи Варуна подходит к Урваши и выражает желание заключить с ней союз. Тем не менее, она отказывается от этого, поскольку уже пообещала Митре, что будет ухаживать за ним. Чтобы удовлетворить свое желание, Варуна извергает эякуляцию в небесный сосуд, созданный Брахмой; Урваши впадает в ярость и говорит ему, что, хотя ее тело принадлежало Митре, ее мысли были сосредоточены на нем. В результате своей неверности Митра проклинает Урваши, чтобы она стала женой смертного мужчины, что в конечном итоге приводит к тому, что семя Митры выпадает из ее чрева. Впоследствии его помещают в тот же сосуд, в котором находится семя Варуны. Помимо перерождения Вашиштхи, из кувшина также рождается Агастья. [ 18 ] [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ]
Жена Пурураваса
[ редактировать ]Самый известный миф об Урваши связан с ее браком с Пуруравасом , смертным царем, который считается основателем Чандравамши (букв. «Лунная династия»), легендарной династии в древней Индии. Миф впервые изложен в Ригведе , где он представлен в виде диалога между ними. Ведические гимны предполагают, что она оставила своего мужа Пурураваса, прожив с ним четыре года. Король умоляет ее вернуться, но она резко отказывается, жалуясь, что он слишком много с ней занимался любовью. Она советует ему совершать добрые дела, чтобы вознестись на небеса и воссоединиться с ней. [ 21 ] Контекст этой сцены представлен в последующих текстах. [ 7 ] Ученые отмечают, что, хотя в Ригведе Урваши изображается как своевольная и непреклонная женщина, вышедшая замуж за Пурураваса по собственному желанию и бросившая его после рождения сына, более поздние адаптации отмечают ее любовь к Пуруравасу и обвиняют небесных существ. для их разделения. [ 22 ] [ 23 ]
Постведические тексты свидетельствуют, что Урваши влюбляется в красивого и героического Пурураваса, и последний также отвечает ему взаимностью на свои чувства. После того, как Урваши проклята спуститься на Землю и стать женой смертного, она выходит замуж за Пурураваса на некоторых условиях, самым важным из которых является то, что он никогда не будет появляться перед ней обнаженным, кроме как во время коитуса. В «Шатапатха-брахмане» Урваши выдвигает два условия, при которых Пуруравас будет регулярно заниматься с ней любовью, но только тогда, когда она согласится, и никогда не появится перед ней обнаженным. [ 21 ] В Пуранах упоминаются три условия: Пуруравас никогда не появлялся перед ней обнаженным, он защищал двух ее домашних овец, а она потребляла только топленое масло (топленое масло). [ 15 ] Согласно «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» , брак произошел из-за проклятия Митры, тогда как в « Деви-Бхагавата-пуране» проклятие приписывается Брахме. Урваши проводит много лет, наслаждаясь любовными видами спорта с Пуруравами. Тем временем на небесах не хватает присутствия Урваши. Группе гандхарвов (небесных музыкантов) во главе с Вишвашу поручено вернуть ее на небеса. Однажды ночью, когда Урваши и Пуруравасы заняты любовью, Гандхарвы похищают домашних ягнят Урваши, привязанных к ее кровати, и, услышав их крики, Урваши упрекает Пурураваса в том, что тот не защитил их. В спешке Пуруравас забывает, что он голый, и встает, чтобы преследовать овец. Затем Гандхарвы освещают это место молнией, в результате чего Урваши видит обнаженного Пурураваса. Пуруравасу удается вернуть овцу, но Урваши исчезает. Убитый горем, он ищет ее по всей стране и находит замаскированную под лебедя в озере, . Он умоляет ее вернуться, но она отказывается. Видя его печаль, Урваши сообщает, что она беременна их ребенком, и приказывает ему вернуться в то же место в следующем году, чтобы они могли провести эту ночь вместе. Урваши возвращалась к нему раз в год и родила шестерых сыновей. Аюс , Шрутаюс, Сатьяюс, Рая, Виджая и Джая. [ 15 ] [ 10 ] Ади Парва Махабхараты . упоминает разные имена этих шести сыновей - Аюс, Дхимат, Амавасу и Дхридайус, Ванаюс и Сатаюс После их рождения Урваши предлагает Пуруравам совершить покаяние, чтобы превратиться в Гандхарву и вознестись на небеса. Пуруравас успешно справляется с задачей и может воссоединиться с Урваши на небесах. [ 15 ] [ 24 ] [ 23 ] [ 21 ]
Другие легенды
[ редактировать ]В Ваю-пуране мудрец Агастья однажды прибывает ко двору Индры, и его приветствует танцевальное представление Урваши. В спектакле Урваши и Джаянта , сын Индры, влюбленно смотрят друг другу в глаза. Отвлеченная Урваши пропускает мгновение, и танец идет наперекосяк. Из-за этого Джаянта проклят родиться бамбуком, а Урваши проклята родиться на Земле женщиной по имени Мадхави. [ 15 ]
Говорят, что Урваши стала причиной рождения мудреца Ришьяшринги . Согласно Махабхарате , Урваши путешествует по берегу реки, когда риши Вибхандака , сын Кашьяпы , видит ее, возбуждается от ее красоты и у него происходят семенные поллюции. Его семя вступает в контакт с оленью, которая оказывается апсарой, проклятой оставаться в этой форме, пока не родит мальчика. Она рожает Ришьяшрингу, и его воспитывает отец. [ 15 ]
Другая история об Урваши и смертном принце находится в Махабхарате . [ б ] Арджуна , принц Чандравамши и духовный сын Индры , приходит на небеса, чтобы учиться у Гандхарвы Читрасены . Он привлекает Урваши, и он достигает резиденции Арджуны, одетый в красивые одежды. Она рассказывает ему о своем желании, но последний отказывается от ее ухаживаний, считая ее своим предком, а также матерью из-за ее прошлого брака с Пурурававом. Урваши пытается убедить его принять ее, говоря, что апсары свободны и неограничены в своем выборе и могут заниматься спортом с любым мужчиной, которого пожелают. Арджуна все еще отказывается, и разъяренная Урваши проклинает его за то, что он лишен мужественности и будет презираться как евнух в течение одного года. Позже Индра успокаивает Арджуну, говоря, что проклятие принесет ему пользу во время его Агьятавасы (инкогнито-изгнания). [ 15 ] [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эк, Диана Л. (27 марта 2012 г.). Индия: Священная география . Гармония/Родейл. п. 337. ИСБН 978-0-385-53191-7 .
- ^ Гупта, Шакти М. (2002). Индийская мифология: мифы и легенды . Издательская корпорация БР. п. 133. ИСБН 978-81-7646-276-1 .
- ^ Jump up to: а б Монье-Уильямс, сэр Монье; Леуманн, Эрнст; Каппеллер, Карл (1899). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 218, 637. ISBN. 978-81-208-3105-6 .
- ^ Jump up to: а б Вемсани, Лаванья (2021). «Урваши: Небесные женщины и земные герои». Женские путешествия Махабхараты . стр. 229–241. дои : 10.1007/978-3-030-73165-6_12 . ISBN 978-3-030-73164-9 . S2CID 236730753 .
- ^ Джаманадас, К. (2007). Девадаси: от древнего к современному . Публикации Калпаза. ISBN 978-81-7835-547-4 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (2006). Женщина в индийской скульптуре . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-474-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Гаур, Р.К. (1974). «Легенда о Пуруравах и Урваши: интерпретация». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 106 (2): 142–152. дои : 10.1017/S0035869X00131983 . JSTOR 25203565 . S2CID 162234818 .
- ^ Паттанаик, Девдутт (20 января 2019 г.). «Три ведические женщины» . Зеркало Мумбаи .
- ^ Jump up to: а б Кантавала, С.Г. (1976). «Эпизод Пуруравас-Урваши: исследование ведико-пуранических коррелятов». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 57 (1/4): 49–58. JSTOR 41692233 .
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (23 февраля 1993 г.). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-1382-1 .
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Джордж, К.М. (1992). Современная индийская литература, антология: обзоры и стихи . Сахитья Академия. ISBN 978-81-7201-324-0 .
- ^ «Рождение Урваши — индийская мифология» . www.apamnapat.com . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности Девдутт Паттанаик, опубликовано в 2000 г., Inner Traditions / Bear & Company, 176 страниц, ISBN 0-89281-807-7 стр.66
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 811. ИСБН 9780842608220 .
- ^ Паттон, Лори Л. (14 мая 2014 г.). Миф как аргумент: Брихаддевата как канонический комментарий . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-081275-6 .
- ^ Jump up to: а б Гудман, Хананья (1 февраля 2012 г.). Между Иерусалимом и Бенаресом: сравнительные исследования иудаизма и индуизма . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-0437-0 .
- ^ Шастри, Хари Прасад (1952). Рамаяна Валмики, Уттара Канда, глава 56 [Проклятие нимфы Урваши] .
- ^ Оббинк, Хендрик Виллем. Переправа через Восточный Рейн . Архив Брилла.
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 5. ISBN 9780842608220 .
- ^ Jump up to: а б с Ливи, Барбара Фасс (июль 1995 г.). В поисках девы-лебедя: рассказ о фольклоре и гендере . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-5100-8 .
- ^ Деодхар, Лалита (1988). «О НЕКОТОРЫХ ПУРАННИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ ЛЕГЕНДЫ ОБ УрваШИ И ПУРУРАВАХ» . Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 47/48: 61–65. ISSN 0045-9801 . JSTOR 42930212 .
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (30 сентября 2010 г.). Индусы: Альтернативная история . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-959334-7 .
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел LXXV» .
- ^ М. А. Мехендейл (1 января 2001 г.). Интерполяции в Махабхарате . стр. 200–201.
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Индралокагамана Парва: Раздел XLVI» . www.sacred-texts.com . Проверено 20 сентября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Доусон, Джон . Словарь индуистской мифологии и религии .
- Шри Мад Деви Бхагаватам: книги с первой по двенадцатую, 1923 г. Издательство Кессинджер. 2004. ISBN 978-0-7661-8167-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гаур, Р.К. (1974). «Легенда о Пуруравах и Урваши: интерпретация». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 106 (2): 142–152. дои : 10.1017/S0035869X00131983 . JSTOR 25203565 . S2CID 162234818 .
- Ливи, Барбара Фасс (1994). «Урваши и девушки-лебеди: Сбежавшая жена». В поисках Девы-Лебедя . Нью-Йорк Пресс. стр. 33–63. ISBN 978-0-8147-5268-5 . JSTOR j.ctt9qg995.5 .
- Райт, Дж. К. (1967). «Пуруравы и Урваши». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 30 (3): 526–547. дои : 10.1017/S0041977X00132033 . JSTOR 612386 . S2CID 162788253 .
- Теверсон, Эндрю; Уорик, Александра; Уилсон, Ли, ред. (2015). « Амур, Психея и «Солнце-лягушка», Обычай и миф: (Лондон: Longmans, Green and Co., 1884)». Эдинбургское критическое издание избранных сочинений Эндрю Ланга, том 1: антропология, сказки, фольклор, истоки религии, психические исследования . Издательство Эдинбургского университета. стр. 66–78. ISBN 978-1-4744-0021-3 . JSTOR 10.3366/j.ctt16r0jdk.9 .