Jump to content

Мудрец (философия)

(Перенаправлено с Мудрецов )

Мудрец — это тот , ( древнегреческий : σοφός , sophós ) в классической философии кто достиг мудрости . Этот термин также использовался взаимозаменяемо с «хорошим человеком» ( древнегреческий : ἀγαθός , agathós ) и «добродетельным человеком» ( древнегреческий : σπουδαῖος , spoudaîos ). Среди самых ранних рассказов о мудреце начинается со Эмпедокла » « Сфаира . Гораций описывает Сфайрос как «Полностью внутри себя, хорошо округленный и сферический, так что ничто постороннее не может прилипнуть к нему из-за его гладкой и полированной поверхности». [1] С другой стороны, мудрец — это тот, кто живет «в соответствии с идеалом, выходящим за рамки повседневности». [2]

В некоторых школах эллинистической философии мудрец является главной фигурой. Карл Людвиг Мишле писал, что «кульминацией греческой религии стал ее истинный бог, мудрец»; Пьер Адо развивает эту идею, заявляя, что «в тот момент, когда философы достигают рациональной концепции Бога, основанной на модели мудреца, Греция превосходит свое мифическое представление о своих богах». [3] Действительно, действия мудреца рассматриваются как действия бога в той же ситуации.

В платонизме и аристотелизме

[ редактировать ]

Есть ли у нас более точная позиция или мера хороших вещей, чем Мудрец?

В Платона « Пире» Сократ говорит, что разница между мудрецом и философом ( древнегреческий : φιλόσοφος , что означает любитель мудрости ) заключается в том, что мудрец имеет то, что ищет философ. Анализируя понятие любви , Сократ приходит к выводу, что любовь — это то, чему не хватает объекта, который она ищет. Следовательно, у философа нет искомой мудрости, а мудрец, наоборот, не любит и не ищет мудрости, ибо она уже имеется. Затем Сократ исследует две категории людей, не занимающихся философией:

  1. Боги и мудрецы, потому что они мудры ;
  2. Бессмысленные люди, потому что думают, что они мудры.

Положение философа находится между этими двумя группами. Философ не мудр, но обладает сознанием отсутствия мудрости и поэтому стремится к ней.

Платон также первым развил понятие мудреца в различных произведениях. В «Государстве » Платон указывает, что, когда умирает друг мудреца, мудрец «не подумает, что для хорошего человека… смерть — ужасная вещь». [5] В « Теэтете » Платон определяет мудреца как того, кто становится «праведным, святым и мудрым». [6]

Платонические мудрецы возвысились бы жизнью своего разума, тогда как аристотелевские мудрецы возвысились бы до царства божественного Разума. [3]

В эпикурействе

[ редактировать ]

Эпикур можно достичь считал, что атараксии путем интенсивного изучения и изучения Природы . Этот мудрец был бы подобен богам и «[наблюдал бы] за бесконечностью миров, возникающих из атомов в бесконечной пустоте». [3] и поэтому ничто никогда не нарушает покоя его души. Конечно, их бы «не заботили мирские дела в их светлом, вечном спокойствии, они проводят время, созерцая бесконечность пространства, времени и множественности миров». [7]

По словам Сенеки Младшего , Эпикур считал, что мудрец редко женится, потому что брак сопровождается множеством неудобств. [8]

Леон Робен в своем комментарии к Лукрецию пишет: «Мудрец помещает себя в неизменность вечной Природы, которая не зависит от времени». [9]

В стоицизме

[ редактировать ]

По мнению Зенона и его последователей-стоиков, существуют две расы людей: достойные и бесполезные. Раса достойных всю свою жизнь пользуется добродетелями, а раса бесполезных пользуется пороками. Следовательно, достойные всегда поступают правильно, а бесполезные поступают неправильно.

Концепция мудреца в стоицизме была важной темой. Действительно, обсуждение стоической этики внутри Стобея , которое зависело от Ария Дидима , посвятило более трети своего времени обсуждению мудреца. [2] Стоический мудрец понимался как недоступный идеал, а не конкретная реальность. [11]

Целью стоицизма было жить добродетельной жизнью , где «добродетель состоит в воле, находящейся в согласии с природой». [12] Таким образом, мудрец — это тот, кто достиг такого состояния бытия и, следовательно, чья жизнь становится спокойной . Стандарт был настолько высок, что стоики не были уверены, существовал ли он когда-либо; если так, то, возможно, только Сократ или Диоген Синопский достигли такого состояния. [13]

Несмотря на это, стоики считали мудрецов единственными добродетельными и счастливыми людьми. Все остальные считаются глупцами, морально порочными, рабами и несчастными. [14] [15] Стоики не допускали какой-либо золотой середины, поскольку Цицерон сформулировал концепцию: «каждый немудрец безумен». [16]

Стоики представляли мудреца как личность, вне всякой возможности причинения вреда судьбой. Трудности жизни, с которыми сталкивались другие люди (болезнь, бедность, критика, плохая репутация, смерть и т. д.), не могли вызвать у мудреца какой-либо печали, в то время как обстоятельства жизни, к которым стремились другие люди (хорошее здоровье, богатство, похвала, слава) , долгая жизнь и т. д.) рассматривались мудрецами-стоиками как ненужные внешние обстоятельства. Это безразличие к внешнему достигалось мудрецом посредством правильного познания впечатлений, основного понятия стоической эпистемологии . [17] Таким образом, счастье мудреца, эвдемония , целиком основывалось на добродетели . [18]

«Если ты хочешь познать удовлетворение, пусть твои дела будут немногими», — сказал мудрец.

Трудность стать мудрецом часто обсуждалась в стоицизме. Когда Панэтий , седьмой и последний ученый Стои, спросил молодого человека, влюбится ли мудрец, он ответил: «Что касается мудреца, мы посмотрим. Что касается нас с тобой, которые еще большая дистанция от мудрого человека, состоит в том, чтобы гарантировать, что мы не попадем в положение вещей, которое будет нарушено, бессильно, подчинено другому и бесполезно для самого себя». [20]

Эпиктет утверждает, что только после устранения всяких привязанностей к вещам внешнего мира стоик может по-настоящему обладать дружбой. [21] Он также подчеркнул, что прогресс на пути к мудрости произойдет, когда человек узнает, что в его силах. Это возможно только при правильном использовании впечатлений. [22]

Марк Аврелий определяет мудреца как человека, «обладающего знанием начала и конца, а также того всепроникающего Разума, который управляет вселенной в ее определенных циклах до конца времени». [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пьер Адо (1998). Внутренняя цитадель , пер. Майкл Чейз. Издательство Гарвардского университета, стр. 119
  2. ^ Jump up to: а б Аннас, Юлия. Мудрец в древней философии
  3. ^ Jump up to: а б с Пьер Адо (1995). Философия как образ жизни , пер. Майкл Чейз. Блэквелл Паблишинг, с. 58.
    «Формы жизни и формы дискурса в древней философии», Critical Inquiry , Vol. 16, № 3 (весна 1990 г.), стр. 483–505.
  4. ^ Пьер Адо , Философия как образ жизни , пер. Майкл Чейз. Издательство Блэквелл, 1995.
    Фигура Сократа , с. 147
  5. ^ Платон. Республика , 387д.
  6. ^ «Платон, Теэтет, раздел 176б» .
  7. ^ Пьер Адо , Философия как образ жизни , пер. Майкл Чейз. Издательство Блэквелл, 1995.
    «Вид сверху» , с. 243
  8. ^ Эмили Уилсон (2014). Величайшая империя: Жизнь Сенеки . Издательство Оксфордского университета. п. 74
    Отрывок, который переводит Уилсон, цитируется как «Фрагмент 5».
  9. ^ Пьер Адо , Философия как образ жизни , пер. Майкл Чейз. Издательство Блэквелл, 1995.
    Только настоящее – наше счастье , с. 226
  10. ^ Арий Дидим, Воплощение стоической этики , пер. Артур Дж. Помрой, с. 73 (Иоанн Стобеус, Антология , 2.7.11г)
  11. ^ Пьер Адо , Внутренняя цитадель , пер. Майкл Чейз. Издательство Гарвардского университета, 1998.
    Дисциплина действий, или Действия на службе человечества , с. 192
  12. ^ Рассел, Бертран (2004). История западной философии . Рутледж. п. 243. ИСБН  978-1134343676 .
  13. ^ Корни, Питер. «Стоический мудрец и упадок стоицизма» . Ancientworlds.net . Архивировано из оригинала 27 февраля 2008 года.
  14. ^ Бальцли, Дирк (18 апреля 2018 г.). «Стоицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  15. ^ Стоическая этика . Интернет-энциклопедия философии
  16. ^ Джон Селлерс, Стоицизм , с. 37, Калифорнийский университет Press
  17. ^ Р. Дж. Ханкинсон, Стоическая эпистемология , в «Кембриджском спутнике стоиков» , редактор Брэда Инвуда, стр. 59
  18. ^ М. Эндрю Холовчак, Стоики, Путеводитель для растерянных, стр. 19–25.
  19. ^ Размышления , Марк Аврелий, пер. Максвелл Стэнифорт. §4.24
  20. ^ Г. Рейдамс-Шилс. «Авторитет и действие в стоицизме» . academia.edu .
  21. ^ Ричард Крейтнер. «Стоики и эпикурейцы о дружбе, сексе и любви» .
  22. ^ «Эпиктет – Интернет-энциклопедия философии» . utm.edu .
  23. ^ Размышления , Марк Аврелий, пер. Максвелл Стэнифорт. §5.32
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8778411bd83b3528295409a50027281__1707402840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/81/a8778411bd83b3528295409a50027281.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sage (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)