Бхагиратха
Бхагиратха | |
---|---|
![]() Скульптура покаяния Бхагиратхи, Нисхождение Ганги , Махабалипурам. | |
Тексты | Рамаяна , Махабхарата , Пураны |
Область | Айодхья |
Генеалогия | |
Родители |
|
Дети | Шрута (сын), Хамси (дочь) |
Династия | Сурьявамша |
Бхагиратха ( санскрит : भगीरथ , IAST : Бхагиратха ) — легендарный царь династии Икшваку в индуистской литературе . Он наиболее известен своей легендой о переносе священной реки Ганг , олицетворяемой индуистской речной богиней Гангой , с небес на землю посредством совершения аскезы. [ 2 ]

Легенда
[ редактировать ]Бхагиратхапраятнам
[ редактировать ]Царь Сагара , прадед Бхагиратхи, однажды совершил жертвоприношение ашвамедхи , но жертвенный конь был украден Индрой . Божество приказало изолировать животное в Патале , где мудрец Капила совершал аскезу . 60 000 сыновей Сагары обнаружили лошадь в Патале и побеспокоили Капилу своим хриплым шумом. Разгневанные 60 000 сыновей Сагары были превращены в пепел огненными глазами мудреца. Ответственность за совершение погребальных обрядов этих сыновей передавалась из поколения в поколение, пока ее не приобрел Бхагиратха, который по восхождении на трон Айодхьи отправился практиковать аскезы в Гималаи, чтобы призвать богиню Гангу . Ганга сказала Бхагиратхе, что если бы она спустилась со Сварги на землю, ей было бы трудно выдержать силу ее падения. Она попросила его заручиться благосклонностью синегорлого божества Шивы со спутанными волосами , поскольку никто, кроме него, не смог бы поддержать ее. Прислушавшись к ее словам, царь затем совершил покаяние Шивы, которое длилось тысячу лет. Кайласа , и просил его помощи, чтобы позволить Ганге течь по его волосам. Шива даровал ему дар и стоял на месте, даже когда поток Ганги хлынул на его волосы. Ганга текла по спутанным волосам Шивы тысячу лет. Бхагиратха совершил еще одно покаяние, чтобы доставить удовольствие Шиве, пока божество не встряхнуло его волосы и не позволило единственной капле упасть на Индо-Гангскую равнину , которая стала Гангом. Для Бхагиратхи река текла по равнине к Патале и совершала погребальные обряды сыновей Сагары. [ 3 ] Этот эпизод называется Бхагиратхапраятнам , что буквально означает «труд Бхагиратхи». [ 4 ] [ 5 ]
называют верховье реки Бхагиратхи В ознаменование его усилий местные жители , пока оно не впадает в реку Алакнанду в Девпраяге . [ 6 ] Мифическая патала , где медитировал мудрец Капила, отождествляется с островом Сагар, расположенным в месте слияния потока Бхагиратхи с Гангой (протекающей через Калькутту и почитаемой как Ганга) и Бенгальского залива. Море ( сам-удра ) называется Сагара в честь предка Бхагиратхи, царя Сагары. Ашрам Капилы расположен на острове Сагар, и каждый год в день Макара Санкранти проводится Ганга Сагар Мела и ритуалы омовения.
Направляясь к Патале, Ганга затопила ашрам Мудреца Джахну . Чтобы наказать высокомерие богини, мудрец проглотил реку. Именно по настойчивым просьбам Бхагиратхи мудрец согласился вытолкнуть реку через свое ухо, что дало богине эпитет Джахнави . [ 7 ] [ 8 ]
Царствование
[ редактировать ]Завершив погребальные обряды своих предков, Бхагиратха снова стал царем, и его народ во время его правления стал богатым и процветающим. [ 9 ]
В «Махабхарате» говорится, что царь добился большого успеха в дарении коров, предложив сотни тысяч коров и их телят мудрецу Кохале. [ 10 ]
Перед тем как покинуть землю, он выдает замуж свою знаменитую дочь Хамси за мудреца Каутсу. [ 11 ]
Литература
[ редактировать ]Нарада Пурана
[ редактировать ]В «Нарада-пуране » царь Бхагиратха умилостивляет Яму и ведет с ним дискуссию о природе праведности. Яма предлагает царю различные способы праведности, включая предложение работы и пожертвование богатства браминам , строительство храмов Вишну и Шивы , ритуалы, которые следует проводить в честь двух вышеупомянутых божеств, раздачу еды голодным и приобретение пуньи . Яма продолжает описывать природу греха, а также различные существующие виды ада. Божество поручает царю поклоняться Вишну, который является эквивалентом Шивы, и сообщает ему о своем будущем освобождении своих предков от Нараки , вызывая спуск Ганги. [ 12 ]
бенгальская литература
[ редактировать ]В большинстве рассказов о Бхагиратхе он родился от своего отца Дилипы и безымянной матери ничем не примечательным образом. [ нужна ссылка ] Однако в ряде бенгальских источников рассказывается, как Дилипа умирает, не родив наследника. [ нужна ссылка ] Эту историю можно впервые засвидетельствовать в бенгальской редакции санскритской «Падма-пураны» ; он повторяется во влиятельном бенгальском Криттиваси Рамаяне » Бхавананды , написанном, вероятно, в пятнадцатом веке нашей эры, а затем в других бенгальских текстах, таких как «Хариванша Мукундарамы Чакравартина , «Кавиканкананачанди» шестнадцатого века и «Рамаяна» Адбхутачарьи.
Отсутствие наследника у Дилипы беспокоит богов, потому что было предсказано, что Вишну родится по линии Дилипы, и это пророчество не может сбыться, если у Дилипы не будет ребенка. Поэтому по совету мудреца или бога две вдовы Дилипы занимаются сексом друг с другом, и таким образом одна из них забеременеет и родит Бхагиратху. Однако ребенок деформируется ( «Падма-пураны» например, в версии он лишен костей, а в «Криттиваси Рамаяне» он представляет собой просто кусок плоти), пока не встречает искалеченного мудреца Аштавакры , который превращает его в красивого, сильного ребенка. молодость. В «Криттиваси Рамаяне» даже описывается, как над Бхагиратхой в школе издевались из-за того, что у него две матери, а не гетеросексуальные родители. В некоторых текстах эта история также используется для обеспечения народной этимологии имени Бхагиратхи, утверждая, что оно происходит от слова бхага («вульва»). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] : 146–60 [ 17 ]
Галерея
[ редактировать ]Скульптуру Бхагиратхи можно увидеть под носиком почти каждого дхунге дхара ( хити ) или тутедхара ( джарун, джару, джаладрони ), двух типов питьевых фонтанчиков, найденных в старых поселениях Непала. Бхагиратха изображается сидящим, стоящим или танцующим, держа в руках раковину или трубя в нее . Подобную фигуру можно увидеть под горгульями в некоторых храмах Индии. [ 18 ]
-
Бхагиратха под главным водотоком Сундхары, Катманду , Непал.
-
Бхагиратха на банке Наг-Покхари, Бхактапур, Непал
-
Бхагиратха под каменным фонтаном Ламугах Хити, Бхактапур, Непал.
-
Бхагиратха на джаруне на площади Таумади, Бхактапур, Непал.
-
Бхагиратха под горгульей в храме Брихадишвара, Танджавур, Индия.
-
Шива Гангадхара, Парвати, Бхагиратха (слева) в пещере Равана Пхади, Айхоле , Индия
-
Статуя Бхагиратхи в Хайдарабаде , Индия
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рут Ванита (2005). «Инвалидность как возможность. Мудрец Аштавакра наставников Бхагиратхи, ребенка-инвалида двух матерей». Тигр Ганди и улыбка Ситы: очерки гендера, сексуальности и культуры . Йода Пресс. ISBN 9788190227254 .
История рождения Бхагиратхи от двух женщин встречается, насколько мне известно, только в текстах, созданных, начиная с четырнадцатого века, в Бенгалии. Другие рукописи санскритской Падма-пураны, написанные письмом деванагари, и другие Пураны также сообщают, что Бхагиратха родился обычным образом у своего отца, Дилипы. Как это принято в отцовских родствах, в этих последних текстах имя его матери не упоминается.
- ^ Правки, The Divine (22 апреля 2023 г.). Падма Пурана – Краткое руководство . издательством Mocktime. п. 10.
- ^ Пармешварананд, Свами (2001). Энциклопедический словарь Пуран Саруп и сыновья. п. 161. ИСБН 978-81-7625-226-3 .
- ^ Томас, Пол (1955). Эпосы, мифы и легенды Индии: всесторонний обзор священных знаний индуистов, буддистов и джайнов . Д.Б. Тарапоревала. п. 102.
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 114. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Розен. стр. 95–96. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Манкоди, Кирит (1973) «Ганга Трипатхага» Искусство Азии 35 (1/2): стр. 139-144, с. 140
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел CVIII» . www.sacred-texts.com . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ Валмики (1952). Рамаяна Валмики . Шанти Садан. п. 89. ИСБН 978-0-85424-048-7 .
- ^ Махабхарата . Бхарата Пресс. 1893. с. 621.
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 115. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ Чатурведи, БК (23 января 2015 г.). Нарада Пурана . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. с. 24. ISBN 978-81-288-2812-6 .
- ^ Рут Ванита, «Свадьба двух душ»: однополые браки и индуистские традиции », Журнал феминистских исследований религии , 20.2 (осень 2004 г.), 119–35.
- ^ Рут Ванита, «Инвалидность как возможность: мудрец Аштавакра наставники Бхагиратха, ребенок-инвалид двух матерей», в «Тигре Ганди и улыбке Ситы: очерки гендера, сексуальности и культуры» (Нью-Дели: Йода, 2005), стр. 236-50 ; ISBN 81-902272-5-4 .
- ^ Рут Ванита, «Рожденный от двух вагин: любовь и размножение между женами в некоторых средневековых индийских текстах», GLQ: Журнал исследований лесбиянок и геев , 11 (2005), 547–77, дои : 10.1215/10642684-11-4-547 .
- ^ Рут Ванита, Обряд любви: однополые браки в Индии и на Западе (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2005).
- ^ Рут Ванита, «Именование любви: Бог Кама, богиня Ганга и дитя двух женщин», в «Лесбийском премодерне» , изд. Норин Гиффни, Мишель М. Зауэр и Дайан Уотт (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2011), 119–30; ISBN 978-1-349-38018-3 дои : 10.1057/9780230117198 .
- ^ Водопроводы в долине Катманду (2 тома) Раймунда О.А. Беккера-Риттерспаха, ISBN 9788121506908 , опубликовано Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., Нью-Дели, Индия, 1995 г.
Источники
[ редактировать ]- Рамаяна (2001) Рамеша Менона
- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Л. Даллапиккола