Длинные дома коренных народов Северной Америки
Длинные дома — это стиль жилых домов, построенных коренными американцами и коренными народами в различных частях Северной Америки. Иногда для общественных собраний строились отдельные длинные дома.
Ирокезы и другие длинные дома Восточного побережья
[ редактировать ]Ирокезы (Хауденосауни или «Люди длинных домов») , проживавшие на северо-востоке США , а также в Центральной Канаде ( Онтарио и Квебек ), строили и населяли длинные дома. Иногда они были более 75 м (246 футов) в длину, но обычно от 5 до 7 м (от 16 до 23 футов) в ширину. Ученые полагают, что стены были построены из заостренных и закаленных в огне столбов (до 1000 саженцев на дом длиной 50 м (160 футов)), вбитых близко друг к другу в землю. Полоски коры вплетались горизонтально в ряды шестов, образуя более или менее устойчивые к атмосферным воздействиям стены. Столбы были установлены в земле и закреплены горизонтальными столбами вдоль стен. Крыша сделана путем сгибания ряда столбов, в результате чего крыша имеет дугообразную форму. Все было покрыто листьями и травой. Каркас покрыт корой, которая пришивается и укладывается слоями, как черепица, и укрепляется легкой драной.
Двери были построены с обоих концов и покрыты шкурой животного, чтобы сохранить тепло внутри. Особенно длинные дома имели двери в боковых стенах. В центре длинных домов располагались камины для тепла. Над очагом делались отверстия для выхода дыма, но такие дымовые отверстия пропускали также дождь и снег. Вентиляционные отверстия, позже названные дымовой трубой , располагались через определенные промежутки, всего пять-шесть, вдоль крыши длинного дома. Миссионеры , посещавшие эти длинные дома, часто писали об их темных интерьерах.
В среднем типичный длинный дом имел размеры примерно 24,4 на 5,5 на 5,5 м (80 на 18 на 18 футов) и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых были родственниками по материнской линии . В народе существовала матрилинейная система родства , имущество и наследство передавались по материнской линии. Дети рождались в роду матери.
защитные частоколы Вокруг жилищ были построены ; они имели высоту от 4,3 до 4,9 м (от 14 до 16 футов), обеспечивая безопасность деревни с длинными домами.
Племена или этнические группы на северо-востоке Северной Америки, к югу и востоку от озера Онтарио и озера Эри , у которых были традиции строительства длинных домов, включают пять наций Конфедерации ирокезов (хауденосауни): сенека , каюга , онондага , онейда и могавк . Виандоты ирокезских (также называемые гуронами) и люди Эри , оба народа , также строили длинные дома, как и алгонкинские народы , такие как ленни ленапе , которые жили в западной части Новой Англии в Коннектикуте , вдоль нижнего течения реки Гудзон и вдоль Делавэра. Река и обе стороны залива Делавэр . Памунки говорящей на алгонкинском языке из Конфедерации Поухатан, , в Вирджинии также строили длинные дома.
Хотя шауни , как известно, не строили длинные дома, колонист Кристофер Гист описывает, как во время своего визита в Нижний Шонитаун в январе 1751 года он и Эндрю Монтур выступили на собрании деревенских лидеров в «своего рода государственном доме длиной около 90 футов, под легким покровом из коры, под которым они проводят свои советы». [1]
Длинные дома северо-западного побережья
[ редактировать ]Коренные народы тихоокеанского северо-запада Северной Америки также построили своего рода длинный дом. Их строили из бревен или сруба и покрывали досками из колотых бревен, а иногда и дополнительным покрытием из коры. Кедр является предпочтительным пиломатериалом. Богатые строили необычайно большие длинные дома. Дом старика , построенный Суквамишем на месте, которое впоследствии стало резервацией Сквомиш Порт-Мэдисон , имел размеры 152 на 12–18 м (500 на 40–60 футов), ок. 1850. [2] [3]
Обычно один дверной проем выходит на берег. В каждом длинном доме есть несколько кабинок по обеим сторонам центрального коридора, разделенных деревянными контейнерами (похожими на современные ящики). Каждая будка имеет свой индивидуальный очаг и огонь. Обычно большая семья занимала один длинный дом и вместе добывала еду, строила каноэ и выполняла другие повседневные дела. Вальмовая крыша была уникальной для прибрежного Салиша в Пьюджет-Саунде . [2] Фасад часто очень искусно украшается встроенной фреской с многочисленными изображениями лиц и геральдическими гербами с изображениями ворона, медведя, кита и т. Д. тотемный столб За пределами длинного дома часто устанавливался . Стиль сильно варьируется, а иногда он становится частью входной двери.
Племена или этнические группы вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки с некоторыми традициями строительства длинных домов включают хайда , цимшиан , тлинкит маках , клатсоп , прибрежный салиш и малтнома .
Раскопки в Озетте, Вашингтон
[ редактировать ]Из-под селевых потоков, датируемых примерно 1700 годом, археологи извлекли бревна и доски. В той части одного дома, где жил столяр, были найдены инструменты, а также инструменты на всех стадиях изготовления. Были даже щепки. Там, где жил китобой, лежали гарпуны, а также настенная ширма с изображением кита. Скамейки и ткацкие станки были инкрустированы ракушками, и были и другие признаки богатства.
В одном доме было пять отдельных жилых помещений, сосредоточенных вокруг очагов для приготовления пищи; в каждом были артефакты, раскрывающие аспекты жизни бывших обитателей. В одном жилом районе было найдено больше луков и стрел, чем в других, что указывает на то, что там жили охотники. У другого было больше рыболовных снастей, чем другого жизненного снаряжения, а у другого — больше гарпунного снаряжения. У некоторых было повседневное рабочее снаряжение и мало вещей, искусно украшенных. Угол китобоя был прямо противоположным.
Дома были построены так, чтобы доски на стенах и крышах можно было снимать и использовать в других местах, поскольку люди переезжали сезонно. Парные стойки поддерживали стропила, которые, в свою очередь, удерживали доски крыши, налегавшие друг на друга, как черепица. Стеновые доски были закреплены между наборами столбов. Положение этих шестов зависело от длины досок, которые они держали, и, очевидно, они устанавливались и переустанавливались в течение тех лет, когда дома были заселены. Стены сходились по углам, просто стыкуясь друг с другом. Они оставались структурно независимыми, что позволяло их легко демонтировать. Не было окон. Свет и вентиляция были достигнуты за счет изменения положения досок крыши, которые просто были утяжелены камнями, а не закреплены на месте.
Скамейки, поднятые над полом на кольях, составляли основную мебель домов. Их ставили возле стен. Порезы и проколы указывали на то, что они служили рабочими платформами; раскатанные на них циновки связаны с воспоминаниями старейшин о таких скамейках, служивших кроватями.
Хранение было сосредоточено за скамейками, вдоль стен и в углах между скамейками. В этих местах внутри домов было обнаружено больше всего артефактов. Стропила, должно быть, тоже служили хранилищем, но сель унес эту часть домов.
Библиография
[ редактировать ]- Каппель, Констанция. Геноцид оспы племени одава в L'Arbre Croche , 1763: История индейского народа, The Edwin Mellon Press, 2007.
- Саттлс, Уэйн П.; Лейн, Барбара (20 августа 1990 г.). «Южный Коакжн». В Стертеванте, Уильям К. (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 7. Северо-западное побережье. Вашингтон: Смитсоновский институт. п. 491. ИСБН 0-16-020390-2 .
См. также
[ редактировать ]- Дорсетская культура
- Государственный исторический комплекс Ганондаган
- Иглу
- Жилища предков пуэблоа
- Дощатый дом
- Извилистая дырка
- Вигвам/Викиап
- Типы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Журнал Кристофера Гиста, 1750–1751», из Льюиса П. Саммерса, 1929, Анналы Юго-Западной Вирджинии, 1769–1800 . Абингдон, Вирджиния.
- ^ Jump up to: а б Саттл и Лейн (1990), с. 491
- ^ Дом старика иногда встречается (ошибочно или из чинукского жаргона ) как Дом Оле Мана или Дом Олемана.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный музей Канады, Ирокезы Святого Лаврентия - Виртуальная выставка, которая включает информацию о планировке и архитектуре длинного дома ирокезов.