Юсуф Махамуд Ибрагим
Юсуф Махамуд Ибрагим Гобрун Юсеф Махмуд Ибрагим | |
---|---|
Султан Геледи | |
Царствование | 1798–1848 |
Предшественник | Махамуд Ибрагим |
Преемник | Ахмед Юсуф Махамуд |
Рожденный | Афгойе , султанат Геледи (ныне Сомали) |
Умер | 1848 Аддадей Сулейман |
Династия | Династия Гобрун |
Религия | ислам |
Юсуф Махамуд Ибрагим ( сомали : Юсуф Максамууд Ибрагиим , арабский : يوسف محمود ابراهيم ; умер в 1848 году) был сомалийским правителем. Он был третьим и самым могущественным султаном султаната Геледи , правившим с 1798 по 1848 год. При правлении султана Юсуфа его королевство достигло расцвета, ему удалось модернизировать свою экономику, и его королевство быстро стало одним из самых богатых государств на Востоке. Африка. Юсуф часто совершал поездку по султанату и наладил отношения со своими многочисленными клиентами и союзниками. [1] Он успешно консолидировал власть Геледи во время завоевания Бардеры и изгнания экстремистской идеологии из своего региона. Именно под его правлением ему удалось основать множество торговых партнеров и союзников, таких как Султанат Виту . [2] Он также взимал дань с султана Саида Оманской империи, начиная с 1843 года. [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Юсуф был сыном султана Махамуда Ибрагима и в юности был отправлен в Бараву для изучения ислама . Барава был известным центром суфийского тариката Кадирия в Восточной Африке, и для лидеров Геледи было традиционной практикой отправлять своих сыновей в город. [4]
Царствование
[ редактировать ]Правление Юсуфа ознаменовало начало золотого века Геледи и было самым могущественным правителем Султаната. Хорошо знающий ислам и опытный воин, его султанат охватывал все территории Дигиля и Мирифла в Сомали. Государство образовало «Конфедерацию Геледи», в которую также вошли другие сомалийцы, такие как Бимаал , Шихал и Вакдаан, которые не были Дигил или Мирифле. Юсуф Махамуд продвигал политику непрямого управления для управления такой разнообразной территорией, позволяя местным малакам, иславам (вождям племен), имамам, шейхам (религиозным деятелям) и ахиярам (известным старейшинам) общины играть значительную роль в управлении. Султанат. Не только политический глава Султаната, но и изображался как религиозный лидер. Султанат во время его правления был очень процветающим экономически и политически. Афгойе , столица султаната, был местом встречи караванных путей на юге Сомали. В Афгойе было несколько процветающих отраслей, таких как ткачество , сапожное , посудное , ювелирное и гончарное дело . Это также был центр ежегодного фестиваля Истунка , который ознаменовал новое событие и сегодня остается туристической достопримечательностью Афгойе. [5]
Отношения с суахилиским султанатом Виту
[ редактировать ]
Султанат Виту — королевство, расположенное в Виту недалеко от Ламу . Его правители имели прочные связи с султаном Юсуфом, поскольку они оба были враждебно настроены по отношению к Занзибару и имели общие коммерческие интересы. На острове Сию султан Виту Бвана Матака столкнулся с восстанием и был свергнут в 1820-х годах. Непокорные островитяне вместе с некоторыми сомалийцами, которые были более лояльны к предыдущей администрации, обратились за помощью к Оману. Юсуф вмешался, и Виту одержал победу, поскольку это заставило султана вступить в бой с недавно возникшей группировкой боевиков в Бардере, которая была ключевым торговым центром и где сомалийцы сию черпали свои силы. Оба штата были заинтересованы в том, чтобы торговля слоновой костью через реку Джубба продолжала процветать как большой источник дохода для региона. Позже, после победы при Сию над сомалийцами-салафитами, султан Виту послал помощь, прежде чем Юсуф вступил в бой и в конечном итоге проиграл оманским бимаалам в 1848 году в битве при Ададдее Сулеймане. [6] [7]
Завоевание Бардеры
[ редактировать ]Бардера был городом, входящим в состав султаната Геледи , но в конечном итоге губернатор Бардеры был свергнут экстремистской группировкой под названием Джамаа. Группа Джамаа была основана в 1819 году шейхом Ибрагимом Ябаровым, который провел некоторые реформы, такие как запрет табака и популярных танцев, а также запрет торговли слоновой костью. Джамаа начало внедрять некоторые элементы исламского шариата, такие как ношение женщинами достойной исламской одежды. В середине 1830-х годов, получив сильных сторонников среди новых иммигрантов-скотоводов из племен дарод , мигрировавших из региона Огаден, они поселились в верхней долине Джуббы и взяли под свой контроль тамошние сельскохозяйственные поселения, включая крупный центр торговли Луук , который оказался самым важным торговым местом между Кисмайо и Хараром . В конце 1830-х годов численность Джамаа выросла почти до 20 тысяч профессиональных солдат, а с 1836 года вооруженные отряды Джамаа начали совершать набеги на деревни в регионе и заставлять людей совершать ежедневные молитвы. [8]
К 1840 году Джамаа подняло восстание против султаната Геледи , и воины Джамаа достигли Байдоа и разграбили Бараву, важный порт султаната Геледи и историческую резиденцию ордена Кадиррия султан Юсуф Махамуд и султан Махамуд Ибрагим , где учились . Быстрое расширение Джамаа спровоцировало формирование коалиции противников в регионе. Султанат Геледи возмутился эмбарго, введенным Джамаа на дальнюю торговлю через Луук , а также дестабилизацией сельскохозяйственной деятельности в долинах Джубба и Шабелле. Беглые рабы, бежавшие в султанат Виту и образовавшие общину недалеко от Бардеры, презирались лидерами Джамаа. [9] Эта акция вызвала согласованную реакцию кланов междуречья под харизматическим руководством султана Геледи Юсуфа Мухамуда и вызвала гнев султана Виту Бвана Матака, чье государство пострадало из-за сбоя в торговле слоновой костью. В 1843 году султанат Геледи мобилизовал экспедиционный отряд численностью 40 000 человек, в основном из воинов Дигиля под руководством султана Геледи Юсуфа Махамуда, и разгромил силы Джамаа, в основном воинов Дарода под предводительством шейха Абд ар-Рахмана и Шейх Ибрагим, а цитадель Бардера была осаждена, а затем сожжена дотла. Лидеры Джамаа были схвачены и убиты, а кочевники-иммигранты Дарод были изгнаны из региона Верхняя Джубба , и торговля через Луук возобновилась. Города султаната Геледи, такие как Барава и Байдоа, быстро оправились от нападения, и Бардера снова перешел под власть султаната Геледи, и город в конечном итоге восстановил свой статус. После победы над Джамаа Бардеры султан Юсуф Мухамуд стал главным политическим лидером в регионе после восстановления стабильности в регионе и оживления торговли слоновой костью в Восточной Африке. [10]
Влияние в Могадишо
[ редактировать ]Геледи и Оманская империя соперничали за то, кто будет верховной державой на побережье Бенадира, причем Юсуф в конечном итоге стал доминирующей силой, а оманцы имели номинальное присутствие и были вынуждены платить ему дань. [11] Могадишо, находившийся под контролем Абгаала, находился в периоде упадка и беспорядка, к концу правления Хирабского Имамата хотя торговля оставалась значительной. Французский исследователь Шарль Гийен прибыл в 1846 году, посетил побережье Банадира и остановился в основном в Могадишо. Он отметил беспорядки и то, что в квартале Шингани города царит напряженность из-за двух совершенных там убийств, а между кварталами Шингани и Хамарвейн существует состояние войны . Хираб Имам Ахмед был правителем города, и Гийен передал ему послание от Саида бин Султана из Омана . Султан Саид воздал должное Юсуфу, чтобы получить право на пребывание коммерческих представителей Омана в Могадишо. [12] [13] Имам Ахмед боролся с претендентом, который имел базу поддержки в Хамарвейне и был причиной беспорядков и насилия. Чтобы положить конец этому хаосу в Могадишо, султан Юсуф вошел в город с 8-тысячной армией, выйдя из тупика, и вынес решение в пользу имама Ахмеда в Шингани, а претендент бежал из города. Юсуф выбрал родственника претендента, чтобы возглавить квартал Хамарвейн, и на этом спор закончился. [14] В некоторых источниках Юсуф даже упоминается как губернатор Могадишо, что подчеркивает ту власть, которую он имел над городом. [15]
Гийен пытался, но в конечном итоге не смог организовать аудиенцию у самого Юсуфа, которого в то время не было в Афгуе, но он переписывался со своим братом Хаджи Ибрагимом через влиятельного браванского купца по имени Сид-Куллатин. Сам Ибрагим был не в Афгуе, а в Бардере , и ответил своему другу Сиду, спрашивая об истинном значении, почему Гийен хотел встретиться с Юсуфом. Гийен действительно получил документ, в котором подробно описывается происхождение Юсуфа на пятнадцать поколений назад к Гобруну, патриарху правящей династии Геледи . [16]
Теперь, о Сид-Куллатин, не обманывай меня из-за ференджи [Гийена и его партии] и служи моим вторым «я». Когда они прибыли, вы были в Могадишо, а я нахожусь далеко, в Бардире. Сегодня не обманывай меня. Я буду ждать, что ты скажешь. Узнайте об их тайных целях. Бойтесь Бога, вашего господина. Разузнайте их тайны, напишите мне письмо и передайте его моему племяннику Хасану-бен-Али... Будьте уверены, что ференджи не отправятся [в Афгойе] прежде, чем не получат от меня письмо... Вы знаете эту фразу не обманывайте тех, кто доверяет вам» . Теперь я доверился вам; не обманывай меня. Самые короткие и ясные слова — самые лучшие.
- Твой друг Хаджи Ибрагим
Битва при Мунгии
[ редактировать ]Второй экстремистской группой, с которой столкнулся султан Юсуф Махамуд, был шейх Али Абдирахман, принадлежащий к племени Маджертин (1787–1852), который прибыл в Мерку в 1846 году. Шейх Али Абдирахман родился в Нугаале в султаната Маджертин период . Он отправился в Мекку и Багдад для дальнейшего обучения, где познакомился и изучал дисциплины Мухаммеда Абдулваххаба и вернулся в Маджертинию. Он основал исламский образовательный центр в Хаалин Уэллс недалеко от Таликса в долине Нугаал . Однако он эмигрировал из своего дома после конфликта со своим кланом и переехал в восточный регион под опеку Маджертина Султана Нура Османа. Здесь также шейх Али счел недопустимым мириться с явным нарушением исламского шариата султаном Маджертина Нуром и заключил союз с Хаджи Фарахом Хирси, претендентом на султана Маджертина. Хаджи Фарах попытался основать новую династию, чтобы свергнуть своего двоюродного брата. По договоренности шейха Али и Хаджи Фараха Хаджи Фарах взял на себя политическую ответственность, а шейх Али стал управлять религиозными делами, но их заговор был сорван. [17]
После неудачного свержения султана Нура Османа шейх был изгнан из султаната Маджертин . Он побывал в Индии , а затем на Занзибаре и оставался там 15 месяцев под опекой Саида бин Султана (отца Сайида Баргаша ). Планируя создать Исламский Эмират, шейх Али прибыл в Мерку в 1847 году с пятью лодками, 150 последователями, значительным количеством огнестрельного оружия и боеприпасов, примерно 40 винтовками и 4 пушками, всего через четыре года после разгрома Бардеры Джамаа доминирующим Геледи. Султанат , управлявший обширными территориями южных регионов Сомали. Однако клан Бимаал , главный клан Мерки, восстал против султаната Геледи и отказался участвовать в кампании Бардеры несколькими годами ранее. Шейх Али прибыл в Мерку в союзе с кланом Бимаал. Он поселился в районе Мерки с согласия клана Бимаал и начал свою деятельность и образовательные программы. Установлено, что шейх Али имел тайные планы по созданию колонии в порту Мунгия (место, где река Шабелле находилась ближе всего к побережью Индийского океана) и получил разрешение от султана Юсуфа Геледи. Однако первоначально он попытался сыграть роль миротворца между султаном Юсуфом Геледи и кланом Бимаал и отправил султану Юсуфу письмо с просьбой принять его предложение о примирении. [18] Однако, когда султан Юсуф отказался от его предложения, он проявил неуважение к тому, что новичок осмелился вмешиваться в его внутренние дела. Шейх Али был в ярости и объявил ему войну, а его люди совершили набег на ряд деревень недалеко от Афгоя . Юсуф и армия Геледи противостояли хорошо вооруженным последователям шейха Али, в основном из племени Маджертин , и уничтожили их. Мунгия была сожжена дотла, и угроза султанату исчезла. [19]
Доктрина шейха Али очевидна в письме, которое он отправил народу Баравы перед битвой, показывая, что он считал султанат Геледи государством, возглавляемым кафиром . [20] После своего поражения шейх Али заявил, что «на самом деле это наша [смерть], и если вы принадлежите к отклонившейся секте, которую возглавляет султан Юсуф, между нами нет никакой связи, и ваша кровь не спасется от нас». Жесткая позиция шейха Али в отношении распространения ислама среди своего народа, его мобилизация вооруженных последователей и его поддержка клана Бимаал против султаната Геледи - все это указывает на то, что он принадлежал к воинственной идеологии, родственной Бардера Джаме, новым воинственным тенденциям. которые в то время появлялись во всем мусульманском мире. [21]
Завоевание Мерки и битва при Ададдее Сулеймане
[ редактировать ]Клан Бимаал когда-то был частью султаната Геледи , а Мерка служила важным портом королевства. Они вновь подтвердили свою независимость после отказа присоединиться к предыдущим кампаниям Юсуфа (Бардера) и даже объединились против него в Мунгии. Султан Юсуф был возмущен их враждебностью и стремился повторно включить их территорию, как он это сделал в Бардере и Мунгии, прежде чем осознать, что Бимаал представляет собой серьезную угрозу для его султаната. [22] В 1847 году армия Юсуфа штурмовала Мерку, преодолев ее оборону, и жители сдались. Несмотря на захват города, большая часть Бимаалов располагалась за пределами Мерки, и в мае следующего года он решил ликвидировать оставшееся сопротивление. [23] [24] Отправляясь навстречу Бимаалу, две силы столкнулись в Ададдае Сулеймане в 1848 году, деревне недалеко от Мерки . Бимаалы защищались, и после трех дней ожесточенных атак и контратак легендарный султан Юсуф Махамуд и его брат были убиты, а армия Геледи потерпела поражение. [25]
См. также
[ редактировать ]- Султанат Виту
- Сомалийские аристократические и придворные титулы
- Могадишо
- купить
- Sheikh Ali
- Бимал
- Точилка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кассанелли, Ли (2006). «Традиция к тексту: написание местной истории Сомали в рассказе о путешествии Шарля Гийена (1846-48)» . Журнал африканских культурных исследований . 18.№1. Тейлор и Фрэнсис: 57–71. дои : 10.1080/13696850600750319 . S2CID 161600677 .
- ^ Ньоку, Рафаэль (2013). История Сомали . Гринвуд. ISBN 9780313378577 .
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки, том 2 . Фицрой Дирборн. п. 990. ИСБН 9781579584542 .
- ^ Ли В. Кассанелли, Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600-1900 гг ., (University of Pennsylvania Press: 1982), стр. 138.
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (25 февраля 2003 г.). Исторический словарь Сомали . п. 210. ИСБН 9780810866041 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Юлвисакер, Юлвисакер (1978). «Происхождение и развитие султаната Виту» . Международный журнал африканских исторических исследований . 11 (4): 669–688. дои : 10.2307/217198 . JSTOR 217198 .
- ^ Юлвисакер, Маргерет (1982). «Торговля слоновой костью в районе Ламу, 1600–1870 гг.» . Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям . 28 (28): 221–231. JSTOR 41409885 .
- ^ Лоймайер, Роман (2013). Мусульманские общества в Африке . п. 199. ИСБН 978-0-253-00788-9 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Юлвисакер, Маргерет (1982). «Торговля слоновой костью в районе Ламу, 1600–1870 гг.» . Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям . 28 (28): 221–231. JSTOR 41409885 .
- ^ Лоймайер, Роман (2013). Мусульманские общества в Африке . п. 200. ИСБН 978-0-253-00788-9 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки, том 2 . Фицрой Дирборн. п. 990. ИСБН 9781579584542 .
- ^ Кассанелли, Ли (2006). «Традиция к тексту: написание местной истории Сомали в рассказе о путешествии Шарля Гийена (1846-48)» . Журнал африканских культурных исследований . 18.№1. Тейлор и Фрэнсис: 57–71. дои : 10.1080/13696850600750319 . S2CID 161600677 .
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки, том 2 . Фицрой Дирборн. п. 990. ИСБН 9781579584542 .
- ^ Лулинг, Вирджиния (1971). Социальная структура южных сомалийских племен (доктор философии). Университетский колледж Лондона. п. 156.
- ^ Хаджи, Абдивахид Осман (2001). Сомали: Хронология исторических документов 1827-2000 гг . Университет Индианы. п. 5. ISBN 9780968874301 .
- ^ Кассанелли, Ли (2006). «Традиция к тексту: написание местной истории Сомали в рассказе о путешествии Шарля Гийена (1846-48)» . Журнал африканских культурных исследований . 18.№1. Тейлор и Фрэнсис: 57–71. дои : 10.1080/13696850600750319 . S2CID 161600677 .
- ^ Абдуллахи, Абдурахман (2017). Восстановление государства Сомали . п. 253. ИСБН 9781909112629 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (25 февраля 2003 г.). Исторический словарь Сомали . п. 266. ИСБН 9780810866041 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Абдуллахи, Абдурахман (2017). Восстановление государства Сомали . п. 253. ИСБН 9781909112629 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Кассанелли, Ли (2006). «Традиция к тексту: написание местной истории Сомали в рассказе о путешествии Шарля Гийена (1846-48)» . Журнал африканских культурных исследований . 18.№1. Тейлор и Фрэнсис: 57–71. дои : 10.1080/13696850600750319 . S2CID 161600677 .
- ^ Абдуллахи, Абдурахман (2017). Восстановление государства Сомали . п. 254. ИСБН 9781909112629 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (25 февраля 2003 г.). Исторический словарь Сомали . п. 266. ИСБН 9780810866041 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Социальная структура южных сомалийских племен, Вирджиния Лулинг, стр. 185
- ^ Риз, Скотт Стивен (1996). Патриции Бенадира: исламское образование, торговля и городская идентичность Сомали в девятнадцатом веке . Пенсильванский университет. п. 55.
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (25 февраля 2003 г.). Исторический словарь Сомали . п. 267. ИСБН 9780810866041 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- Лулинг, Вирджиния (2002). Сомалийский султанат: город-государство Геледи более 150 лет . Издатели транзакций. ISBN 0-7658-0914-1 .