Jump to content

Афоня

Афонья из Илорина был « Аре-Она-Каканфо », или главным военачальником Империи Ойо . Ладерин, прадед Афони, был основателем города Илорин . [ 1 ] [ 2 ] Ему наследовал его сын Пасин, могущественный воин, который стал угрозой и целью для Басоруна Гахи из-за его растущего авторитета. [ 1 ] Его согнали в ссылку и убили. Алагбином, его сыном стал Баале. [ 1 ] После смерти Алагбина власть взял на себя его сын Афоня. [ 1 ] Это были единственные четыре йоруба -баале в Илорине. [ 1 ]

Нет Арогангана

[ редактировать ]

Аоле стал королем после смерти Абиодуна в 1789 году. [ 3 ] Он был двоюродным братом Абиодуна. [ 3 ] Высокий и красивый мужчина, но слабак. [ 3 ] У Афони были сильные родственные отношения с Аоле, потому что он родился во дворце Алафина. Это положило начало холодной войне между Аоле (Аволе) и Афоней, поскольку они начали с подозрением относиться друг к другу. [ нужна ссылка ] Во время его правления зло и нечестие пронизали всю Империю Ойо . [ 3 ] Права граждан были отняты, жестокость, предательство были в порядке вещей. [ 3 ] Людей конфисковывали и уводили в рабство при малейшем проступке. [ 3 ] Бедняки стонали, а правители были тираническими и деспотичными. [ 3 ] Клятвы больше не приносились от имени богов, потому что боги считались слишком снисходительными и неэффективными. [ 3 ] Получилось: «Пусть королевский меч уничтожит меня». [ 3 ]

Во время правления Аоле постоянно возникали проблемы. [ 3 ] После вступления в должность, как было принято, его попросили назвать врага в его первой экспедиции. [ 3 ] Аоле назвал городской рынок Апому . [ 3 ] В то время это был рынок, которому покровительствовали жители Ойо , Ифе , Ову и Иджесы . [ 3 ] Рынок находился на территории Олову . [ 3 ] Именно на рынке Аоле, который тогда был частным лицом, продал в рабство своего очень близкого друга. [ 3 ] Когда глава деревни Апому узнал о том, что гражданина Ойо продали, он разослал приказ, и друга Аоле выкупили, что его разозлило. [ 3 ] Когда Баале из Апому обнаружил, что против его владений объявлена ​​война, ему пришлось покончить жизнь самоубийством, чтобы спасти свою деревню. [ 3 ] Ему отрубили голову и отнесли к королю Аоле, чтобы умилостивить его. [ 3 ]

И снова Величество попросили назвать имя своего врага. [ 4 ] Затем Аоле назвал Афонью, Каканфо Илорина. [ 4 ] Так случилось, что Афоня настойчиво потребовал и взял титул Каканфо после смерти Ояби. [ 4 ] В 1796 году был разработан план, согласно которому Афоня возглавит войну против Ивере, неприступного королевства. [ 2 ] Я был также материнским домом покойного короля Абиодуна. [ 2 ] Афонджа узнал о заговоре против него, поэтому в союзе с Басоруном Асаму Агба-о-леканом и Овотой из Ойо они выступили против короля; осадил город Ойо в течение нескольких недель и послал королю пустой закрытый калабас, что означало, что он был отвергнут и был вынужден покончить жизнь самоубийством. [ 4 ] [ 2 ]

После смерти Аоле, правившего семь лет, королем стал Адебо. [ 4 ] С этого момента Империя Ойо начала распадаться. [ 4 ] Адебо был скорее номинальным королем, не имевшим реальной власти, поскольку многие королевства под властью Ойо начали отстаивать свою независимость. [ 4 ] Авторитет короля упал. [ 4 ] Король начал терять уважение народа. [ 4 ] Люди больше не уважают и не боятся посланников короля. [ 4 ] Предметом шуток для народа стали жители города Ойо. [ 4 ] Был хаос и беспорядок; власть над правами; могущественные вожди направили оружие прямо на людей, чтобы увеличить их богатство и состояние. [ 4 ]

Опеле, Баале Игбогуна, был первым, кто вышел из империи Ойо; за ним последовали многие меньшие вожди. Он немедленно сформировал свою армию и взял Игбо-ову и Идофиан. Он был убит при попытке завоевать Игбохо. По словам С.Адебанджи Акинтойе, именно неспособность Ойо-Меси выбрать Афонью в качестве алаафина Ойо вынудила его принять решение основать аналогичную династию со столицей Илорином, в то время как Ойо-Иле станет еще одним городом со своим королем, подчиняющимся новая династия с ним во главе. [ 5 ] Поэтому, чтобы добиться этого, он провозгласил независимость от Ойо. [ 6 ] Афонья решил полностью свести на нет полномочия Ойо. [ 5 ] Его первым шагом было превратить Илорин из маленького городка в большой город-столицу. [ 5 ] [ 4 ] Он кооптировал города в окрестностях Илорина, такие как Канла, Ганмо, Идофиан, Элехинджаре, Оке-Ойи, Игбон, Иреса Ибаре и другие. [ 5 ] [ 4 ] Чтобы получить военную мощь, он пригласил Алими, своего священника, мусульманина- фула , в Илорин. В ответ Алими переселил всех своих рабов-хауса в Илорин, и они были завербованы в солдаты Афонджи. [ 4 ] Афонья также пригласил Солагберу, богатого друга йоруба, который переехал на окраину Илорина – большой поселок под названием Оке Суна. [ 4 ]

Около 1817 года Афонджа предложил свободу и защиту мусульманам и рабам, подвергающимся преследованиям в стране Ойо, если они сбегут в Илорин. [ 7 ] Многие рабы хауса бежали в Илорин и были защищены от своих хозяев. [ 7 ] Многие из них были настолько возмущены тем, через что им пришлось пройти со своими хозяевами Ойо, что добровольно присоединились к армии Афоньи, что значительно увеличило его армию. [ 7 ] В основном они были из (Хауса, Нупе, Бариба, Аджа и Фулани). Солагберу привел под свое начало мусульман из Гбанды, Кубаджо, Агохо, Куво и Кобе. [ 4 ] Все это были мусульмане и считали себя отдельными от язычников. [ 4 ] Эти периоды ознаменовали начало религиозной войны Джехада в Йорубаленде. [ 4 ] Они называли себя Джамас (слово хауса, обозначающее рядовых, в отличие от лидеров). [ 4 ] У них были отличительные знаки, Кенде, знак братства, по которому они приветствовали и узнавали себя. [ 4 ]

Третьим важным шагом, предпринятым Афонжей на пути создания своей грозной армии, было объединение под его началом всех крупных военачальников в качестве Каканфо. [ 8 ] Самыми важными были Тойедже, Баале Огбомошо, который возглавлял правое крыло Афонджи со своей собственной армией, и Фагбохун, Баале Джабаты, который командовал его левым крылом. [ 8 ] Каждый из этих командиров обучал свои армии, которые они подчинили Афондже в качестве верховного командования Каканфо. [ 8 ]

Оджо Агунбамбару, один из немногих сыновей Басоруна Гахи , бежавших в Барибу , услышал, что случилось с Ойо. [ 9 ] Он решил, что это возможность отомстить за смерть отца и получить его титул. [ 9 ] Он прибыл в Ойо со своей большой армией солдат Барибы и казнил многих вождей Ойо, в том числе тех, кого он считал сторонниками Афонджи. [ 9 ] Оджо набрал крупных пехотинцев из многих королевств йоруба и выступил против армии Афонджи. [ 9 ] Он почти завершил победу, когда Адегун Оникойи, тайный друг Афони, внезапно покинул его. [ 9 ] Это принесло Афоне неожиданную победу. Оджо и его верная армия Бариба отошли обратно в страну Бариба. [ 9 ] В результате этой победы слава Афони значительно возросла. [ 9 ] Многие издалека и ближнего зарубежья предлагали ему свои услуги. [ 9 ]

Король Адебо объявил войну городу Гбогун. Поскольку война продолжалась, он умер во сне. Он правил сто тридцать дней. Принц Маку стал королем.

Маку был назначен королем после Адебо. [ 9 ] Афоня не был проинформирован о своем назначении. [ 9 ] Он возглавил военную кампанию против королевства Иворо и потерпел поражение. [ 9 ] Он сбежал в город Иво и был вынужден покончить жизнь самоубийством, поскольку ему сказали, что ни один король йоруба не пережил поражение. [ 9 ]

Падение Афони

[ редактировать ]

Афоня стал единоличной властью. Он позволил королям и вождям самостоятельно управлять своими делами. Но его джамы стали мародерами; воровство и разорение имущества людей. [ 10 ] Рабы, сбежавшие от своих владельцев и присоединившиеся к Джамасу Афони, возвращались, чтобы угнетать бывших хозяев, которые плохо с ними обращались. [ 10 ] Никто не мог жаловаться на эти эксцессы, опасаясь репрессий. Афоня стал надменным и большим, чем жизнь. [ 10 ] Он не заметил зла, которое его джамы причиняли людям; и даже когда его предупредили об их амбициях, грабежах и беззаконии, он отказался исправиться. [ 11 ] Тогда у джамов возникла неприязнь и недовольство по отношению к нему. [ 11 ] Когда Афоня осознал огромную опасность Джамаса, было уже слишком поздно. [ 11 ] Даже когда он угрожал их распустить, они просто продолжали то зло, которое творили над народом. [ 11 ] Его слова для них ничего не значили. [ 11 ] Афоня уже нажил себе много врагов и мало друзей. [ 11 ] Его ненавидели многие из его влиятельных вождей; бывший друг Солагберу Оке Суны и Алими, его священник из-за его высокомерия и эго. [ 11 ] Когда он решил уничтожить Джамас, они узнали об этом и под предводительством Алими напали на Афоню и его немногочисленных сторонников. [ 11 ] Когда они окружили его со всех стен его дома, он в отчаянии звал Солагберу на помощь, но помощь не прибыла. [ 11 ] По мнению SA Akintoye, Солагберу, должно быть, проигнорировал призыв Афонджи о помощи, будучи мусульманским вождем, он считал харамом помогать Афондже победить своих собратьев-мусульман. [ 10 ] Афоня был убит и сожжен дотла. Алими, жрец Фулани, взял на себя руководство Илорином. Афонжу запомнят как Каканфо, который предотвратил расчленение страны йоруба. [ 11 ] Но профессор Аде Аджайе утверждал, что Алими никогда не приезжал в Илорин до 1820-х годов, когда Ойо уже приходил в упадок. [ нужна ссылка ] Отчеты об Афонье можно найти в трудах Сэмюэля Аджайи Кроутера и Сэмюэля Джонсона . [ 12 ]

Илорин перешел под власть Фуланиса. [ 11 ] Их приглашали как друзей и союзников, но они были более проницательными, чем йоруба. [ 11 ] Они изучали свои слабости и неправильное управление. [ 11 ] По словам Сэмюэля Джонсона (1921), «их более щедрое обращение с павшими врагами и искусный метод примирения с властью, которую они не могли открыто сокрушить, выделили их как превосходящих людей в искусстве управления». [ 11 ]

Первая попытка вернуть Илорин

[ редактировать ]

Смерть Афонджи была очень горькой для народа йоруба. [ 11 ] Они испугались, что захват фулани всего Йорубаленда - это вопрос времени, поэтому они решили сформировать грозную армию под предводительством Тойодже, Баале Огбомошо , который стал новым Каканфо. [ 11 ] Но коварный Алими уже подозревал это и уже укреплял себя и свой Джамас, когда пришло время. [ 11 ] Он изучил йоруба и знал, как их подорвать. Йоруба расположились лагерем в Огеле, но армия Фулани со своими лошадьми, которой помогал вождь Солагберу из Оке Суна, могущественный мусульманин йоруба; разгромил армию йоруба.

2-я попытка – Заключительная война

[ редактировать ]

Силы йоруба снова объединились, чтобы попытаться вернуть Илорин. [ 11 ] Война велась в марте и апреле, когда появились плоды саранчи (игба). [ 11 ] В то время был голод, поскольку войны мешали сельскому хозяйству. [ 11 ] Фулани, которые были экспертами в кавалерии, разгромили йоруба и Монджиа, короля Раббы, которые объединили свои силы. [ 11 ] Это была последняя война, которую вел мусульманский священник Алими. [ 11 ] Ему наследовал Абудусалами, его сын, который был назначен первым королем или эмиром Илорина. [ 11 ] Это было начало Эмирата в Илорине; и гамбарис (хауса), составлявшие основную часть джама, получили дом. [ 11 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 199–200. ISBN  9781642275308 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Усман, Арибидези (2019). Йоруба от доисторических времен до наших дней Тойин Фалола. Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 152–153. ISBN  978-1-107-06460-7 . OCLC   1082296168 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 188–189. ISBN  9781642275308 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 192–194. ISBN  9781642275308 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. стр. 100-1 276–277. ISBN  978-2-35926-005-2 . OCLC   609888714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Акинтойе, С.А. (1971). Революция и силовая политика в Йорубаленде 1840-1893 гг . США: Humanity Press Inc. п. 33.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Усман, Арибидези (2019). Йоруба от доисторических времен до наших дней Тойин Фалола. Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 153–155. ISBN  978-1-107-06460-7 . OCLC   1082296168 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Перейти обратно: а б с Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. п. 278. ИСБН  978-2-35926-005-2 . OCLC   609888714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 194–196. ISBN  9781642275308 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. стр. 100-1 281–282. ISBN  978-2-35926-005-2 . OCLC   609888714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 197–198, 200–202. ISBN  9781642275308 .
  12. ^ Право, РСС (1972). "Ты" . Журнал Исторического общества Нигерии . 6 (2): 239–41.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18d5fde0bbb0716bf9ffb4580c257f03__1722103800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/03/18d5fde0bbb0716bf9ffb4580c257f03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afonja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)