Афоня
Афонья из Илорина был « Аре-Она-Каканфо », или главным военачальником Империи Ойо . Ладерин, прадед Афони, был основателем города Илорин . [ 1 ] [ 2 ] Ему наследовал его сын Пасин, могущественный воин, который стал угрозой и целью для Басоруна Гахи из-за его растущего авторитета. [ 1 ] Его согнали в ссылку и убили. Алагбином, его сыном стал Баале. [ 1 ] После смерти Алагбина власть взял на себя его сын Афоня. [ 1 ] Это были единственные четыре йоруба -баале в Илорине. [ 1 ]
Нет Арогангана
[ редактировать ]Аоле стал королем после смерти Абиодуна в 1789 году. [ 3 ] Он был двоюродным братом Абиодуна. [ 3 ] Высокий и красивый мужчина, но слабак. [ 3 ] У Афони были сильные родственные отношения с Аоле, потому что он родился во дворце Алафина. Это положило начало холодной войне между Аоле (Аволе) и Афоней, поскольку они начали с подозрением относиться друг к другу. [ нужна ссылка ] Во время его правления зло и нечестие пронизали всю Империю Ойо . [ 3 ] Права граждан были отняты, жестокость, предательство были в порядке вещей. [ 3 ] Людей конфисковывали и уводили в рабство при малейшем проступке. [ 3 ] Бедняки стонали, а правители были тираническими и деспотичными. [ 3 ] Клятвы больше не приносились от имени богов, потому что боги считались слишком снисходительными и неэффективными. [ 3 ] Получилось: «Пусть королевский меч уничтожит меня». [ 3 ]
Во время правления Аоле постоянно возникали проблемы. [ 3 ] После вступления в должность, как было принято, его попросили назвать врага в его первой экспедиции. [ 3 ] Аоле назвал городской рынок Апому . [ 3 ] В то время это был рынок, которому покровительствовали жители Ойо , Ифе , Ову и Иджесы . [ 3 ] Рынок находился на территории Олову . [ 3 ] Именно на рынке Аоле, который тогда был частным лицом, продал в рабство своего очень близкого друга. [ 3 ] Когда глава деревни Апому узнал о том, что гражданина Ойо продали, он разослал приказ, и друга Аоле выкупили, что его разозлило. [ 3 ] Когда Баале из Апому обнаружил, что против его владений объявлена война, ему пришлось покончить жизнь самоубийством, чтобы спасти свою деревню. [ 3 ] Ему отрубили голову и отнесли к королю Аоле, чтобы умилостивить его. [ 3 ]
И снова Величество попросили назвать имя своего врага. [ 4 ] Затем Аоле назвал Афонью, Каканфо Илорина. [ 4 ] Так случилось, что Афоня настойчиво потребовал и взял титул Каканфо после смерти Ояби. [ 4 ] В 1796 году был разработан план, согласно которому Афоня возглавит войну против Ивере, неприступного королевства. [ 2 ] Я был также материнским домом покойного короля Абиодуна. [ 2 ] Афонджа узнал о заговоре против него, поэтому в союзе с Басоруном Асаму Агба-о-леканом и Овотой из Ойо они выступили против короля; осадил город Ойо в течение нескольких недель и послал королю пустой закрытый калабас, что означало, что он был отвергнут и был вынужден покончить жизнь самоубийством. [ 4 ] [ 2 ]
Адебо
[ редактировать ]После смерти Аоле, правившего семь лет, королем стал Адебо. [ 4 ] С этого момента Империя Ойо начала распадаться. [ 4 ] Адебо был скорее номинальным королем, не имевшим реальной власти, поскольку многие королевства под властью Ойо начали отстаивать свою независимость. [ 4 ] Авторитет короля упал. [ 4 ] Король начал терять уважение народа. [ 4 ] Люди больше не уважают и не боятся посланников короля. [ 4 ] Предметом шуток для народа стали жители города Ойо. [ 4 ] Был хаос и беспорядок; власть над правами; могущественные вожди направили оружие прямо на людей, чтобы увеличить их богатство и состояние. [ 4 ]
Опеле, Баале Игбогуна, был первым, кто вышел из империи Ойо; за ним последовали многие меньшие вожди. Он немедленно сформировал свою армию и взял Игбо-ову и Идофиан. Он был убит при попытке завоевать Игбохо. По словам С.Адебанджи Акинтойе, именно неспособность Ойо-Меси выбрать Афонью в качестве алаафина Ойо вынудила его принять решение основать аналогичную династию со столицей Илорином, в то время как Ойо-Иле станет еще одним городом со своим королем, подчиняющимся новая династия с ним во главе. [ 5 ] Поэтому, чтобы добиться этого, он провозгласил независимость от Ойо. [ 6 ] Афонья решил полностью свести на нет полномочия Ойо. [ 5 ] Его первым шагом было превратить Илорин из маленького городка в большой город-столицу. [ 5 ] [ 4 ] Он кооптировал города в окрестностях Илорина, такие как Канла, Ганмо, Идофиан, Элехинджаре, Оке-Ойи, Игбон, Иреса Ибаре и другие. [ 5 ] [ 4 ] Чтобы получить военную мощь, он пригласил Алими, своего священника, мусульманина- фула , в Илорин. В ответ Алими переселил всех своих рабов-хауса в Илорин, и они были завербованы в солдаты Афонджи. [ 4 ] Афонья также пригласил Солагберу, богатого друга йоруба, который переехал на окраину Илорина – большой поселок под названием Оке Суна. [ 4 ]
Около 1817 года Афонджа предложил свободу и защиту мусульманам и рабам, подвергающимся преследованиям в стране Ойо, если они сбегут в Илорин. [ 7 ] Многие рабы хауса бежали в Илорин и были защищены от своих хозяев. [ 7 ] Многие из них были настолько возмущены тем, через что им пришлось пройти со своими хозяевами Ойо, что добровольно присоединились к армии Афоньи, что значительно увеличило его армию. [ 7 ] В основном они были из (Хауса, Нупе, Бариба, Аджа и Фулани). Солагберу привел под свое начало мусульман из Гбанды, Кубаджо, Агохо, Куво и Кобе. [ 4 ] Все это были мусульмане и считали себя отдельными от язычников. [ 4 ] Эти периоды ознаменовали начало религиозной войны Джехада в Йорубаленде. [ 4 ] Они называли себя Джамас (слово хауса, обозначающее рядовых, в отличие от лидеров). [ 4 ] У них были отличительные знаки, Кенде, знак братства, по которому они приветствовали и узнавали себя. [ 4 ]
Третьим важным шагом, предпринятым Афонжей на пути создания своей грозной армии, было объединение под его началом всех крупных военачальников в качестве Каканфо. [ 8 ] Самыми важными были Тойедже, Баале Огбомошо, который возглавлял правое крыло Афонджи со своей собственной армией, и Фагбохун, Баале Джабаты, который командовал его левым крылом. [ 8 ] Каждый из этих командиров обучал свои армии, которые они подчинили Афондже в качестве верховного командования Каканфо. [ 8 ]
Оджо Агунбамбару, один из немногих сыновей Басоруна Гахи , бежавших в Барибу , услышал, что случилось с Ойо. [ 9 ] Он решил, что это возможность отомстить за смерть отца и получить его титул. [ 9 ] Он прибыл в Ойо со своей большой армией солдат Барибы и казнил многих вождей Ойо, в том числе тех, кого он считал сторонниками Афонджи. [ 9 ] Оджо набрал крупных пехотинцев из многих королевств йоруба и выступил против армии Афонджи. [ 9 ] Он почти завершил победу, когда Адегун Оникойи, тайный друг Афони, внезапно покинул его. [ 9 ] Это принесло Афоне неожиданную победу. Оджо и его верная армия Бариба отошли обратно в страну Бариба. [ 9 ] В результате этой победы слава Афони значительно возросла. [ 9 ] Многие издалека и ближнего зарубежья предлагали ему свои услуги. [ 9 ]
Король Адебо объявил войну городу Гбогун. Поскольку война продолжалась, он умер во сне. Он правил сто тридцать дней. Принц Маку стал королем.
Вкус
[ редактировать ]Маку был назначен королем после Адебо. [ 9 ] Афоня не был проинформирован о своем назначении. [ 9 ] Он возглавил военную кампанию против королевства Иворо и потерпел поражение. [ 9 ] Он сбежал в город Иво и был вынужден покончить жизнь самоубийством, поскольку ему сказали, что ни один король йоруба не пережил поражение. [ 9 ]
Падение Афони
[ редактировать ]Афоня стал единоличной властью. Он позволил королям и вождям самостоятельно управлять своими делами. Но его джамы стали мародерами; воровство и разорение имущества людей. [ 10 ] Рабы, сбежавшие от своих владельцев и присоединившиеся к Джамасу Афони, возвращались, чтобы угнетать бывших хозяев, которые плохо с ними обращались. [ 10 ] Никто не мог жаловаться на эти эксцессы, опасаясь репрессий. Афоня стал надменным и большим, чем жизнь. [ 10 ] Он не заметил зла, которое его джамы причиняли людям; и даже когда его предупредили об их амбициях, грабежах и беззаконии, он отказался исправиться. [ 11 ] Тогда у джамов возникла неприязнь и недовольство по отношению к нему. [ 11 ] Когда Афоня осознал огромную опасность Джамаса, было уже слишком поздно. [ 11 ] Даже когда он угрожал их распустить, они просто продолжали то зло, которое творили над народом. [ 11 ] Его слова для них ничего не значили. [ 11 ] Афоня уже нажил себе много врагов и мало друзей. [ 11 ] Его ненавидели многие из его влиятельных вождей; бывший друг Солагберу Оке Суны и Алими, его священник из-за его высокомерия и эго. [ 11 ] Когда он решил уничтожить Джамас, они узнали об этом и под предводительством Алими напали на Афоню и его немногочисленных сторонников. [ 11 ] Когда они окружили его со всех стен его дома, он в отчаянии звал Солагберу на помощь, но помощь не прибыла. [ 11 ] По мнению SA Akintoye, Солагберу, должно быть, проигнорировал призыв Афонджи о помощи, будучи мусульманским вождем, он считал харамом помогать Афондже победить своих собратьев-мусульман. [ 10 ] Афоня был убит и сожжен дотла. Алими, жрец Фулани, взял на себя руководство Илорином. Афонжу запомнят как Каканфо, который предотвратил расчленение страны йоруба. [ 11 ] Но профессор Аде Аджайе утверждал, что Алими никогда не приезжал в Илорин до 1820-х годов, когда Ойо уже приходил в упадок. [ нужна ссылка ] Отчеты об Афонье можно найти в трудах Сэмюэля Аджайи Кроутера и Сэмюэля Джонсона . [ 12 ]
Илорин перешел под власть Фуланиса. [ 11 ] Их приглашали как друзей и союзников, но они были более проницательными, чем йоруба. [ 11 ] Они изучали свои слабости и неправильное управление. [ 11 ] По словам Сэмюэля Джонсона (1921), «их более щедрое обращение с павшими врагами и искусный метод примирения с властью, которую они не могли открыто сокрушить, выделили их как превосходящих людей в искусстве управления». [ 11 ]
Первая попытка вернуть Илорин
[ редактировать ]Смерть Афонджи была очень горькой для народа йоруба. [ 11 ] Они испугались, что захват фулани всего Йорубаленда - это вопрос времени, поэтому они решили сформировать грозную армию под предводительством Тойодже, Баале Огбомошо , который стал новым Каканфо. [ 11 ] Но коварный Алими уже подозревал это и уже укреплял себя и свой Джамас, когда пришло время. [ 11 ] Он изучил йоруба и знал, как их подорвать. Йоруба расположились лагерем в Огеле, но армия Фулани со своими лошадьми, которой помогал вождь Солагберу из Оке Суна, могущественный мусульманин йоруба; разгромил армию йоруба.
2-я попытка – Заключительная война
[ редактировать ]Силы йоруба снова объединились, чтобы попытаться вернуть Илорин. [ 11 ] Война велась в марте и апреле, когда появились плоды саранчи (игба). [ 11 ] В то время был голод, поскольку войны мешали сельскому хозяйству. [ 11 ] Фулани, которые были экспертами в кавалерии, разгромили йоруба и Монджиа, короля Раббы, которые объединили свои силы. [ 11 ] Это была последняя война, которую вел мусульманский священник Алими. [ 11 ] Ему наследовал Абудусалами, его сын, который был назначен первым королем или эмиром Илорина. [ 11 ] Это было начало Эмирата в Илорине; и гамбарис (хауса), составлявшие основную часть джама, получили дом. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 199–200. ISBN 9781642275308 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Усман, Арибидези (2019). Йоруба от доисторических времен до наших дней Тойин Фалола. Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 152–153. ISBN 978-1-107-06460-7 . OCLC 1082296168 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 188–189. ISBN 9781642275308 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 192–194. ISBN 9781642275308 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. стр. 100-1 276–277. ISBN 978-2-35926-005-2 . OCLC 609888714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Акинтойе, С.А. (1971). Революция и силовая политика в Йорубаленде 1840-1893 гг . США: Humanity Press Inc. п. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Усман, Арибидези (2019). Йоруба от доисторических времен до наших дней Тойин Фалола. Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 153–155. ISBN 978-1-107-06460-7 . OCLC 1082296168 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. п. 278. ИСБН 978-2-35926-005-2 . OCLC 609888714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 194–196. ISBN 9781642275308 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал. стр. 100-1 281–282. ISBN 978-2-35926-005-2 . OCLC 609888714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 197–198, 200–202. ISBN 9781642275308 .
- ^ Право, РСС (1972). "Ты" . Журнал Исторического общества Нигерии . 6 (2): 239–41.