король (ориша)
Король | |
---|---|
Река Оба | |
Член Ориши | |
Другие имена | Библиотека, Библиотека |
Почитается в | Религия йоруба , Умбанда , Кандомбле , Сантерия , Гаитянский Вуду , Народный католицизм |
Символ | молния, меч или мачете, муховик, водяной буйвол |
Цвет | розовый |
Область | Нигерия , Бенин , Латинская Америка |
Этническая группа | Йоруба |
Генеалогия | |
Супруг | Шанго |
Оба (известная как Оба в Латинской Америке ) — это Ориша реки Оба , исток которой находится недалеко от Игбона, где зародилось ее поклонение. [ 1 ] Во время войн 19 века ее центры поклонения переместились в более безопасный город Огбомошо . [ 2 ] Ее традиционно называют старшей женой Шанго ) (третьего короля Империи Ойо и Ориша . обманом заставили Оба Оя или Ошун отрезать ей ухо и попытаться скормить его Шанго. [ 3 ] Она синкретизирована со святой Екатериной Сиенской .
Богослужение в Огбомошо
[ редактировать ]В своем центре поклонения в Огбомосо Оба описывается как партнер Аджагуна и восхваляется как «Оба, у которого есть хвостовые перья попугая и он сражается на левой стороне». [ 4 ]
Оба — фестиваль в городе Одо-оба в Огбомосо.
Мифы об ухе Оба
[ редактировать ]Унижение Оба со стороны соперничающей жены — одна из самых известных историй, связанных с этим Ориша. Хотя исследование Уильяма Баскома выявило несколько необычных его вариаций, в самом популярном мифе, обнаруженном в Западной Африке, Бразилии и на Кубе, Оба отрезал себе ухо, чтобы подать его мужу Шанго в качестве еды, потому что одна из ее сожен (чаще всего Ошун) ) убедил ее, что это привлечет внимание Шанго. Как только Шанго видит ухо и понимает, что Оба изувечила себя, он прогоняет ее из своего дома и отправляет в вечное изгнание. Баском отмечает, что, хотя эта история известна во многих частях страны йоруба, ее священник в Огбомошо не узнал ее. [ 5 ]
На Кубе существует несколько вариаций мифа, где Оба обманывает Оя, а не Ошун. Другой кубинский вариант полностью исключает соперничество между женами, объясняя членовредительство Оба ушей попыткой накормить Шанго после того, как у них закончилась коза, и он нуждается в пище для борьбы с Огуном. [ 6 ] Для сравнения, в стихах Ифа история несколько перевернута. Оба отрезает ей ухо по совету Ифа, и эта мера успешно связывает Шанго с Оба, пока сам Орунмила не крадет Обу у Шанго. [ 7 ]
Отношения с другими Ориша
[ редактировать ]Сантерия
[ редактировать ]Гонсалес-Випплер в своем исследовании Сантерии описывает ее как дочь Йемохи и одну из супруг Шанго. Говорят, что она дала мужу съесть ухо, и это событие привело к ее бегству от него. Скорбя, она стала рекой Оба, которая пересекается с рекой Ошун (Ошун была еще одной женой Шанго и, как полагают, именно она обманом заставила ее дать ухо) на бурных порогах, символе соперничества между двумя жены. [ 8 ] протекает река Оба Через Иво , поэтому народ иво называют детьми реки Оба ( Иво Олодо Оба ).
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Баском, Уильям. «Ухо Обы: миф йоруба на Кубе и Бразилии» в журнале «Исследование африканской литературы» , Vol. 7, № 2 (осень 1976 г.), стр. 149–165.
- Браун, Дэвид Х. 2003. Сантерия на троне: искусство, ритуалы и инновации в афро-кубинской религии . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Гонсалес-Випплер, Миген. Сантерия: Религия . Ллевеллин: 1994.