Бабатунде Олатунджи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Бабатунде Олатунджи | |
---|---|
Имя при рождении | Майкл Бабатунде Олатунджи |
Рожденный | Ахидо, штат Лагос , Британская Нигерия | 7 апреля 1927 г.
Умер | 6 апреля 2003 г. Салинас, Калифорния | ( 75 лет
Жанры | Музыка йоруба , Апала |
Инструмент(ы) | Барабаны, перкуссия, джембе |
Годы активности | 1959–2003 |
Этикетки | Колумбия , CBS , Нарада , Virgin , EMI , Чески |
Веб-сайт | Олатунджимузыка |
Майкл Бабатунде Олатунджи (7 апреля 1927 — 6 апреля 2003) — нигерийский барабанщик, педагог , общественный деятель и записывающийся артист . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Олатунджи родился в деревне Ахидо, недалеко от Бадагри , штат Лагос , на юго-западе Нигерии . Член народа Огу , Олатунджи познакомился с традиционной африканской музыкой в раннем возрасте. Его имя, Бабатунде, означает «отец вернулся», потому что он родился через два месяца после смерти его отца, Занну, человека огу ( эгун ). Олатунджи считался реинкарнацией его . Его отец был местным рыбаком, который собирался дослужиться до звания вождя , а мать была гончаром, принадлежавшим к народу Огу . Олатунджи вырос, говоря на языках гун (огу/эгун) и йоруба . Его бабушка по материнской линии и прабабушка были жрицами религий Водун и Огу и поклонялись Водун, например, Кори, богине плодородия. [2] [3]
Из-за преждевременной смерти отца его с раннего возраста готовили к должности вождя. Когда ему было 12 лет, он понял, что не хочет становиться вождем. Он прочитал в журнале Reader's Digest о стипендиальной программе Международного фонда Ротари и подал заявку на нее. Его заявление было успешным, и в 1950 году он поехал в Соединенные Штаты, чтобы поступить в колледж Морхаус.
Образование
[ редактировать ]Олатунджи получил стипендию Ротари в 1950 году и получил образование в колледже Морхаус в Атланте, штат Джорджия , где он хотел, но никогда не пел в хоровом клубе колледжа Морхаус . Олатунджи был хорошим другом директора Клуба хора доктора Венделла П. Валума и сотрудничал с ним в написании основного репертуара хора - нигерийской рождественской песни "Betelehemu". После окончания Морхауса он поступил в Нью-Йоркский университет, чтобы изучать государственное управление. Там он организовал небольшую группу ударных инструментов, чтобы подрабатывать, пока продолжал учебу. [4]
Карьера
[ редактировать ]Услышав выступление Олатунджи с Radio City Music Hall, оркестром состоящим из 66 человек , Columbia Records подписала с Олатунджи контракт с лейблом Columbia в 1958 году. Год спустя он выпустил свою первую из шести пластинок на лейбле Columbia под названием Drums of Passion . [5] «Барабаны страсти» стали большим хитом и до сих пор издаются; он познакомил многих американцев с мировой музыкой . Drums of Passion также послужило названием группы.
Олатунджи завоевал популярность среди джазовых музыкантов, привнеся в нигерийские ритмы элементы, заимствованные из традиций Ганы и афро-карибских стран. В частности, он установил прочные отношения с Джоном Колтрейном , с помощью которого он основал Центр африканской культуры Олатунджи в Гарлеме . Это было место последнего записанного выступления Колтрейна в 1967 году. Колтрейн написал композицию «Tunji» для альбома Coltrane 1962 года, посвящённую ему. Олатунджи записывался со многими другими выдающимися музыкантами (часто называемыми «Майкл Олатунджи»), включая Кэннонболл Эддерли (на его альбоме «Африканский вальс» 1961 года ), Хораса Сильвера , Куинси Джонса , Пи Ви Эллиса , Стиви Уандера , Рэнди Уэстона , а также с Максом Роучем и Эбби Линкольн о ключевом сюите Freedom Now, также известном как We Insist! и с Grateful Dead участником Микки Хартом в его премию Грэмми , получивших Planet Drum проектах . Он также упоминается в текстах песни Боба Дилана « I Shall Be Free », записанной для альбома The Freewheelin' Bob Dylan . [6] Он появился в эпизоде второго сезона «Олатунджи - африканец в Нью-Йорке» телешоу CBC Quest , транслировавшегося 6 мая 1962 года, сериала, в котором также снимался Боб Дилан в эпизоде от 10 марта 1964 года.
В 1969 году Карлос Сантана стал большим хитом с кавер-версией « Jin-go-lo-ba » из первого альбома Олатунджи, которую Сантана записал на своем дебютном альбоме Santana как «Jingo».Последующие записи Олатунджи включают Drums of Passion: The Invoction (1988), Drums of Passion: The Beat (1989) (в который вошли Аирто Морейра и Карлос Сантана ), Love Drum Talk (1997), Circle of Drums (2005; первоначальное название Cosmic Rhythm) . Vibrations с Муруга Букером и Сикиру Адеподжу ) и Olatunji Live at Starwood (2003 — записано на фестивале Starwood 1997 года с гостем Халимом Эль-Дабхом ). Он также внес свой вклад в книгу «Мир - это улыбающийся мир: антология мира для семей» на лейбле «Музыка для маленьких людей» (1993).
Кино и театр
[ редактировать ]Наиболее заметное участие Олатунджи связано с сочинением музыки как для бродвейского театра, так и для голливудской экранизации 1961 года знаменитой пьесы Лоррейн Хэнсберри « Изюм на солнце» . Музыкальные композиции Олатунджи добавили этим постановкам богатый и запоминающийся оттенок, усилив общее эмоциональное воздействие повествования. В 1986 году он сыграл роль в создании саундтрека к Спайка Ли фильму «She's Gotta Have It» . Сотрудничая с известным музыкантом Биллом Ли , Олатунджи вложил свой опыт в создание музыки, способствуя культурному резонансу фильма и признанию критиков. Его участие в этом проекте подчеркнуло его способность плавно сочетать традиционные африканские ритмы с современными звуками, создавая музыкальный фон, который дополнял повествование и находил отклик у публики.
Более того, сотрудничество Олатунджи с Биллом Ли в песне « She's Gotta Have It» демонстрирует его приверженность развитию музыкальных партнерств между поколениями. Помогая Биллу Ли и, как следствие, способствуя успеху режиссерского дебюта Спайка Ли , Олатунджи продемонстрировал не только свое музыкальное мастерство, но и свою способность наставлять и вдохновлять новые таланты в индустрии. [7]
Активизм
[ редактировать ]Олатунджи был известен тем, что произнес страстную речь в защиту социальной справедливости перед выступлением перед живой аудиторией. Его прогрессивные политические убеждения изложены в книге «Удар моего барабана: автобиография» с предисловием Джоан Баэз ( Temple University Press, 2005). Он совершил поездку по югу Америки вместе с преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим и присоединился к Кингу в марше на Вашингтон .
Выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, советский премьер Никита Хрущев снял обувь и танцевал. Позже он был одним из первых внешних исполнителей, выступивших в Праге по Вацлава Гавела просьбе . 21 июля 1979 года он появился на фестивале Амандла вместе с Бобом Марли , Диком Грегори , Патти ЛаБелль и Эдди Палмиери , среди других.
Преподавательская карьера
[ редактировать ]Олатунджи был преподавателем музыки и изобрел метод обучения и записи рисунков на барабанах, который он назвал методом «Гун-Дун, Го-До, Па-Та» в честь различных звуков, издаваемых на барабане. Начиная с конца 1950-х годов, он круглый год проводил мастер-классы по игре на барабанах и танцах. На протяжении многих лет он проводил семинары на национальном и международном уровне в колледжах, университетах, общественных, культурных и правительственных организациях.
Он написал в соавторстве с Бетти Уорнер-Дитц «Музыкальные инструменты Африки: их природа, использование и место в жизни глубоко музыкальных народов» (John Day Company, 1965). Вместе со своей женой он преподавал летние курсы игры на барабанах и африканских танцев в Институте Омега в Райнбеке, штат Нью-Йорк, в течение многих лет во время Семейной недели. он также преподавал в Институте Эсален С 1985 года в Калифорнии.
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Начиная с конца 1980-х годов карьера Олатунджи возродилась с выпуском на Rykodisc лейбле записей Olatunji - Drums of Passion, The Invoke и Olatunji - Drums of Passion, The Beat . В 1990-е годы появились новые записи с Babatunde Olatunji, Healing Session ( первоначально выпущенные ограниченным тиражом на кассете, а затем на компакт-диске в 2003 году) и Drums of Passion - Freedom, Justice and Peace .
Релиз 1991 года на Rykodisc, Planet Drum , созданный в сотрудничестве с Микки Хартом из Grateful Dead, вместе со звездным составом всемирно известных барабанщиков, в течение рекордных недель занимал первое место в рейтинге Billboard Top World Music Album. диаграмма. Олатунджи с ансамблем барабанщиков поддержал запись туром по десяти городам, давая аншлаговые концерты в таких залах, как Карнеги-холл. В 1994 году лейблом Bear Family Records был выпущен крупный бокс-сет, в который вошли все записи Columbia Record. Запись 1997 года "Love Drum Talk" на лейбле Chesky была номинирована на премию Грэмми как лучшая мировая бит-музыка.
На протяжении 1990-х годов гастрольный график Олатунджи увеличился более чем вдвое, в результате чего «Барабаны страсти» посетили такие обширные мероприятия, как Международный университет мира в Берлине, Японское общество барабанщиков Кодо, Национальный собор Соединенных Штатов Америки, Антирасистский секретариат Онтарио, Университет. della Studi di Napoli, Проект ООН по борьбе с голодом, а также бесконечный график театральных и клубных мероприятий. В 1990-е годы образовательные семинары Олатунджи проводились организациями, связанными с движением за человеческий потенциал, такими как Институт Эсален, Институт Омега , Ферма Холлихок и организациями в Европе. В 1997 году Олатунджи был импресарио танцевального ансамбля Ганы, пригласив всемирно известную исполнительскую и образовательную группу из Аккры , Гана, в турне по США.
В начале 2000 года Олатунджи купил дом в Вашингтоне, округ Колумбия, где он некоторое время жил вместе со своим соседом по комнате, профессором Акинсолой Акивово. Там ему помогали Жаки Макмиллан и Крис Стюарт, прежде чем он продал дом и переехал в Калифорнию. За несколько лет до своей смерти Олатунджи поселился на диком побережье Биг-Сура . Он стал научным сотрудником Института Эсален . В это время он уже серьезно страдал от диабета , и ему помогали Нора Арджуна, Лео Томпсон, Джейми «Джориана» Ли и Леон Райан незадолго до его смерти от диабета в Салинасе, Калифорния , в 2003 году, за день до его 76-летия. У него остались жена Эми, трое детей (Омотола Олатунджи, Фолашаде Олатунджи Олусекун и Модупе Олатунджи), семь внуков и двоюродный брат Акинсола Акивово. [8] [9]
Награды
[ редактировать ]- Олатунджи участвовал в проектах Микки Харта Planet Drum, включая альбом Planet Drum , который получил премию Грэмми как лучший мировой музыкальный альбом 1991 года, первого года, за который была вручена эта награда. [10]
- В 2001 году он был занесен в Зал славы Общества ударных искусств. [11]
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- Барабаны страсти ( Колумбия , 1959)
- Зунго! (Колумбия, 1961 г.)
- Пылающие барабаны (Колумбия, 1962)
- Светская жизнь! (Колумбия, 1963 г.)
- Барабаны!, Барабаны!, Барабаны! ( Рулетка , 1964)
- Душа Макосса ( Paramount , 1973)
- Танцуй в такт моему барабану ( Беллафон , 1986)
- Барабаны страсти: Призыв ( Rykodisc , 1988)
- Барабаны страсти: Бит (Rykodisc, 1989)
- Барабаны страсти: празднуйте свободу, справедливость и мир (Олатунджи, 1993)
- Барабаны страсти и не только ( Bear Family , 1994)
- Бабатунде Олатунджи, Целебные ритмы, песни и песнопения (Олатунджи, 1995)
- Love Drum Talk (1997, Чески )
- Барабаны страсти [расширенное] (2002)
- Olatunji Live at Starwood (2003), записанная вживую на фестивале Starwood 1997
- Сеанс исцеления (2003, Нарада )
- Круг барабанов (2005, Чески)
Видеосъемка
[ редактировать ]- Олатунджи и его барабаны страсти (видео) (1986 Video Arts International), записанная вживую в Oakland Colisium 31 декабря 1985 г.
- Love Drum Talk (Видео) (1998, CHE, TMS, Chesky)
- Африканская игра на барабанах (Обучающее видео) (2004, Interworld)
- Olatunji Live at Starwood (DVD) (2005, ACE), записанный вживую на фестивале Starwood 1997
В качестве гостя
[ редактировать ]- На краю (Рыкодиск, 1990)
- Планета Барабан (Rykodisc, 1991)
- Загадочная коробка Микки Харта (Rykodisc, 1996)
- Супралингва (Рикодиск, 1998)
- Глобальный барабанный проект (Shout! Factory, 2007)
- Страшная тайна (360°, 2012)
С другими
- 1960 Мы настаиваем! , Макс Роуч
- 1960 Свобода Африки , Рэнди Уэстон
- 1960 Невероятные тромбоны Кай Виндинг , Кай Виндинг
- 1961 Африканский вальс , Пушечное ядро Эддерли
- 1961 «Точка соприкосновения» , Херби Манн
- 1964 Ударные инструменты Генсбура , Серж Генсбур
- 1977 Дом в деревне , Пи Ви Эллис
- 1977 Silver 'n Percussion , Гораций Сильвер
- 1980 Связи , Ричи Хэвенс
- 1987 Тадж , Тадж-Махал
- 1988 Другая сторона этого , Аирто Морейра
- 1991 «Лихорадка джунглей» , Стиви Уандер
- 1991 Странно и красиво , Багровая слава
- 1995 «Танец радужной змеи» , Карлос Сантана
- 1997 Jazz 'Round Midnight , Куинси Джонс
- 2000 Роза, выросшая из бетона , 2Pac
- 2019 История , Юссу Н'Дур
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нигерийский барабанщик, который задал тон в борьбе за гражданские права в США» . Новости Би-би-си . 01.09.2020 . Проверено 05 сентября 2020 г.
- ^ Олатунджи, Бабатунде; Аткинсон, Роберт (2005). Ритм моего барабана: автобиография . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781592133543 .
- ^ Мартин, Эндрю Р.; Мэтью Михалка, доктор философии (30 сентября 2020 г.). Музыка во всем мире: Глобальная энциклопедия [3 тома]: Глобальная энциклопедия . Абк-Клио. ISBN 9781610694995 .
- ^ «Бабатунде Олатунджи 1927–2003» . Африканская музыкальная энциклопедия. Май 2003. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 6 июня 2011 г.
- ^ Гансингер, Мартин AM; Коле, Айман (2016). «Нигерийская музыка и черная диаспора в США: африканская идентичность, сила черных и свободный джаз 1960-х» . philpapers.org . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Дилан, Боб (2014). Тексты песен . Лондон: Саймон и Шустер. п. 94. ИСБН 9781471137099 .
- ^ Она должна это получить (1986) — Саундтреки — IMDb , дата обращения 26 октября 2023 г.
- ^ «Б. Олатунджи, 75 лет; он показал силу африканской музыки» . Лос-Анджелес Таймс . 10 апреля 2003 г.
- ^ Парелес, Джон (9 апреля 2003 г.). «Бабатунде Олатунджи, барабанщик, 76 лет, умер; принес силу африканской музыки в США» The New York Times .
- ↑ «Победители Грэмми», New York Times , 27 февраля 1992 г.
- ^ "Зал славы" . Архивировано из оригинала 17 ноября 2009 года . Проверено 16 февраля 2010 г. Веб-сайт Зала славы Общества ударных искусств
Библиография
[ редактировать ]- Музыкальные инструменты Африки: их природа, использование и место в жизни глубоко музыкальных народов (1965) с Бетти Уорнер-Дитц. Компания John Day OCLC: 592096
- Предисловие к книге Суле Грега Уилсона «Путь барабанщика: движение духа с помощью ритуальной и традиционной игры на барабанах» (1992), Destiny Books ISBN 0-89281-359-8
- The Beat Of My Drum: An Autobiography (2005) (с предисловием Джоан Баэз ). Университета Темпл Издательство ISBN 1-59213-354-1 , ISBN 978-1-59213-354-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт в архиве
- Биография Бабатунде Олатунджи , AfricanMusic.org
- Профиль Олатунджи , salon.com
- Интервью с Олатунджи (октябрь 2000 г.)
- Бабатунде Олатунджи Дискография на Discogs
- Бабатунде Олатунджи на IMDb в роли Бабатунде
- Бабатунде Олатунджи на IMDb в роли Майкла
- 1927 рождений
- 2003 смертей
- Американские барабанщики 20-го века
- Американские барабанщики-мужчины
- Исполнители Chesky Records
- Артисты Columbia Records
- Смертность от диабета в Калифорнии
- Джембе игроки
- Мастера-барабанщики
- Выпускники колледжа Морхаус
- Музыканты из Лагоса
- Нигерийские барабанщики
- Нигерийские эмигранты в США
- Нигерийские перкуссионисты
- Участники Планеты Барабан
- Выпускники Высшей школы государственной службы Роберта Ф. Вагнера
- Музыканты йоруба
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители Provogue Records