Дайг (Швейцария)

Daig ( / d aɪ ɡ / ) — выражение, распространенное в Базеле и остальной части немецкоязычной Швейцарии и относящееся к среде, состоящей из богатых семей из швейцарского города Базель .
Эти преимущественно протестантские семьи обладали полными гражданскими правами в тогдашнем городе-государстве со времен высокого средневековья и известны своими особыми идиосинкразическими привычками и диалектом, отличным от диалекта остального населения. [ 1 ] На протяжении веков дайг был социальной, политической и экономической элитой Базеля , становясь квазигородской аристократией , хотя с юридической точки зрения всегда оставался частью буржуазного класса. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Хотя Daig буквально означает «тесто», на швейцарском немецком скорее всего, это название происходит от средневерхненемецкого слова deig , термина, обозначающего ров перед валом . Это также подтверждается сходством с греческим τεĩχος — «стена» или словом Deich стало означать «дамба» , которое в современном немецком языке . В период раннего средневековья социальное положение жителей отражалось в том, жили ли они на нижних уровнях города недалеко от Рейна или на склонах Мюнстерхюгеля (соборного холма) или Шпаленберга. холм. Жизнь на склоне холма не только отражала высокое социальное положение семьи. Склоны холмов были также единственными частями города, которые обеспечивали жителей постоянным запасом пресной воды, которая в то время поступала туда из источников, расположенных выше на холме, примитивными способами. деревянные акведуки .
В то время как «Мюнстерхюгель» был домом священнослужителей и резиденцией принца-епископа, «Шпаленберг» был населен рыцарями и другой знатью, которой было поручено защищать город. Хотя расположение рыцарских покоев соответствовало общей социальной топографии города того времени, основные причины такого расположения, несомненно, были стратегическими, поскольку они находились в непосредственной близости от городских стен XI века, ныне известных как как «Буркхардтше Штадтмауэр». Поскольку городские рыцари и их сюзерены жили в непосредственной близости от городских укреплений, они могли за считанные минуты укомплектовать валы в случае неожиданного нападения на город. Таким образом, термин «Дайг», используемый для обозначения городских дворян, буквально означал «тех, кто живет и обслуживает городские стены». [ 3 ]
Начиная с позднего средневековья, Bürgerschaft - простолюдины, пользовавшиеся гражданскими правами, большинство из которых были ремесленниками и членами одной из могущественных городских гильдий, последовательно приобретали большинство регалий от официального правителя Базеля, принца-епископа Базеля , таких как Мюнцрегаль , право устанавливать пошлины и, в конечном итоге, даже право на низкую юрисдикцию , которое позволяло простолюдинам учреждать свои собственные суды, за исключением таких преступлений, которые карались смертной казнью - только они должны были решаться судом так называемой высшей инстанции. справедливость (см. Blutgerichtsbarkeit ).
Когда принц-епископ лишился большинства своих обычных привилегий и полномочий, Базель стал де-факто независимым и управлялся городским советом, в котором доминировали когда-либо могущественные гильдии города . Однако только в 1500 году горожане наконец смогли избавиться от своего феодального правителя, вынудив его перенести свою резиденцию за пределы Базеля, что позволило городу присоединиться к Eidgenossenschaft в качестве 11-го кантона . Кантон в то время включал не только город, но и значительную территорию в его окрестностях, приобретенную еще в то время, когда Базель был еще феодальным епископством. Бывшие резиденции рыцарей и других дворян, уехавших вместе с князем-епископом, в основном приобретались богатыми семьями, в некоторых случаях сами дворянскими, [ 4 ] который со временем превратился в квазигородскую аристократию . Наряду с поместьями дворян эти семьи также унаследовали имя Дайг , которое со временем стало ассоциироваться с этими новыми жителями. [ 5 ]
Начало 19 века
[ редактировать ]
Хотя граждане как города, так и близлежащих сельских муниципалитетов были представлены в «Большом совете», то есть кантональном парламенте, в последнем доминировал город, несмотря на то, что его население было меньше, чем во всех сельских муниципалитетах вместе взятых. На рубеже XIX века это вызвало растущее недовольство среди «базельбитеров» (жителей близлежащих муниципалитетов), что переросло в вооруженный конфликт между Базелем и «Базельбитом» в 1830 году. После первых побед города он в конечном итоге потерпел поражение в 1833.
Средневековый Тагацунг , в то время еще высший национальный орган власти в Швейцарии (и единственный), санкционировал отделение кантона , при этом город просто сохранил за собой муниципалитеты Риен , Беттинген и Кляйнхюнинген, которые в противном случае стали бы анклавами, окруженными город Базель . Эти события вызвали большое недовольство в Базеле и особенно среди правящей элиты Базеля, что усилило антипатию ко всем гражданам недавно образованного кантона Базель-Ландшафт, а также к «чужакам» в целом. Со временем это мнение способствовало формированию особого менталитета, характерного для Дайга среды .
Конец 19 и начало 20 века
[ редактировать ]Поскольку династии Дайг накопили большую часть своего богатства в частном банковском деле и производстве шелка , растущее значение фармацевтической и химической промышленности для Базеля бросило вызов их квази-гегемонистскому положению, особенно потому, что эти отрасли создавались в основном людьми, которые не только не были часть Дайга , но часто переезжал в Базель лишь недавно.
В сочетании с появлением акционерных корпораций это значительно уменьшило влияние Дайга . Тем не менее, места в Большом совете Базель-Штадта , а также другие важные должности как на государственной службе , так и в промышленности по-прежнему обычно занимают люди, фамилии которых указывают на принадлежность к Дайгу , такие как Вишер, Сарасин или Мериан.
«Тонкая разница» — тонкие различия
[ редактировать ]Социолект Дайга
[ редактировать ]Одной из определяющих характеристик Дайга среды является ее осознаваемая потребность отделиться от тех, кто не является частью этой среды. Это разделение призвано дистанцировать аристократию Базеля как по вертикали от среднего класса , так и по горизонтали от так называемых « новых богатых ». Одним из основных средств поддержания различия между дайгами и аутсайдерами является использование дайгов социолекта , обычно называемого Baaseldytsch , в отличие от общей речи, известной как Baseldütsch . Оба имени уже указывают на определенные основные различия в произношении. Примечательно, что, в то время как общий Baseldütsch и Daig Baaseldytsch составляют две разновидности одной и той же нижнеалеманской формы немецкого языка, Baaseldytsch приобрел меньшее сходство с верхнеалеманскими диалектами, которые доминируют в большей части германоязычной Швейцарии.
Различия в повседневной жизни
[ редактировать ]-
Городской особняк (начало 20 века)
-
Таунхаусы (начало 20 века)
В повседневной жизни склонность дайга отличаться от любых «чужаков» приводит к многочисленным проявлениям того, что называется «der feine Unterschied», что грубо переводится как «тонкое различие». Это касается типа посещаемых магазинов и ресторанов, с которыми человек общается, одежды и досуга, большинство из которых довольно ненавязчивы, поскольку открытая демонстрация богатства не одобряется в семьях Дайг. Одной из хорошо известных черт дайгов является то, что их почтовые ящики помечены просто инициалами, подразумевая следующее: «Если вы не знаете, кто здесь живет, вам все равно будут не рады». [ 1 ]
Династические браки
[ редактировать ]Хотя ожидается, что мужчины-члены дайга найдут подходящего партнера в своей среде , молодые женщины традиционно пользуются большей свободой в выборе супруга и часто сокращают разрыв с «нуворишами», таким образом гарантируя, что все влиятельные семьи, по крайней мере, в некоторой степени связан с Дайгом .
Политическая принадлежность
[ редактировать ]В политическом отношении семьи Дайг нашли свой политический дом в Консервативной партии , переименованной в Либеральную партию в 1902 году и известной сегодня как Либерально-демократическая партия . Он сильно доминировал в кантоне до тех пор, пока конституционная реформа 1875 года не привела к тому, что Фрейзинн стал доминирующей политической силой. [ 6 ] Несмотря на эту относительную потерю влияния, ЛДП по сей день продолжает активно участвовать в формировании местной политики.
В популярной культуре
[ редактировать ]В ранних швейцарских фильмах, большая часть которых была снята в Цюрихе , в течение многих лет было распространенным стилистическим приемом, когда «злодей» говорил на базельском немецком языке , обычно на языке Дайга и высоким гнусавым голосом. Этот выбор часто можно увидеть в изображении злодеев высокого социального положения или интеллекта. Мотив очевиден с самого начала, например, в фильме 1935 года на швейцарском диалекте Jä-soo! , в экранизации готхельфского романа « Ули-батрак» и в популярном швейцарском фильме « Bäckerei Zürrer ». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с фон дер Мюль, Йоханна (1969). Базельская таможня . Базель: Рак. ISBN 3908121388 .
- ^ Сарасин-фон дер Мюлль, Анна (1967). Baslerisches из-под пера Анны Васильевны Сарасин . Базель: Хельбинг и Лихтенхан.
- ^ Франци, Дженни. Бюргет, Сааресий и Меериа — старинные базельские семьи и их истории . «Дженни и Гаггер», 2004.
- ^ Рей, Карин (2013). Беровергут: от усадьбы Альтбазель до ресторана-музея Фонда Бейелера . Швейцария: Райнхардт Верлаг. п. 12. ISBN 9783724518785 .
- ^ Хабихт, Питер (2006). Базель – центр на окраине . Базель: Кристоф Мериан Верлаг. стр. 43, 55, 70, 79.
- ↑ Краткий обзор истории Швейцарии. Архивировано 26 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Осторожно, Базельский немецкий. О роли диалекта в швейцарском кино. , Феликс Эппли, «Цюрихские кинопленки», Цюрих, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бернар Дежен, Филипп Сарасин: Базель (город), раздел 6.3.2 – «Daig» на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .