Адриан ван Утрехт

Адриан ван Утрехт ( Антверпен , 12 января 1599 – 1652) был фламандским художником, известным главным образом своими роскошными банкетными натюрмортами , натюрмортами с дичью и фруктами, фруктовыми гирляндами, рыночными и кухонными сценами и изображениями живой птицы на фермах. Его картины, особенно охотничьи и дичь, демонстрируют влияние Франса Снейдерса . Эти два художника считаются главными изобретателями жанра пронкстиллевенс , то есть натюрмортов, в которых подчеркивалось изобилие, изображая разнообразие предметов, фруктов, цветов и мертвой дичи, часто вместе с живыми людьми и животными. [1] Ван Утрехт также написал ряд цветочных натюрмортов. Он был постоянным сотрудником ведущих художников Антверпена, которые были учениками или помощниками Питера Пауля Рубенса , таких как Якоб Йорданс , Давид Тенирс Младший , Эразм Квеллин II , Жерар Зегерс , Теодор Ромбоутс , Абрахам ван Дипенбек и Томас Виллебуртс Босхарт .
Жизнь
[ редактировать ]Адриан ван Утрехт родился в Антверпене в семье Абеля ван Утрехта и Анны Хайбрехт. В 1614 году он стал учеником Германа де Нейта , художника и торговца произведениями искусства, владевшего обширной коллекцией произведений искусства. После завершения обучения у де Нейта он отправился во Францию , Германию и Италию , где работал в местных судах. Он вернулся в Антверпен в 1625 году после смерти своего отца в предыдущем году и стал свободным мастером местной Гильдии Святого Луки . [2] [3]

На свадьбе своей сестры Катарины и художника Симона де Вос в 1628 году он познакомился с Констансией ван Ньюландт (или «ван Ньюландт»), 17-летней дочерью художника и поэта Виллема ван Ньюландта II . [4] В следующем году ван Утрехт женился на Констанции. У пары было 13 детей. Констанция сама стала художницей и поэтессой. Считается, что она делила работу в студии своего мужа и, возможно, писала частичные или полные копии и вариации работ своего мужа. [2] [3] [5] Натюрморт с фруктами, полностью подписанный Констансией ван Утрехт и датированный 1647 годом, полностью в манере ее мужа. [6]
Ван Утрехт стал успешным художником, получившим международные заказы от императора Германии, короля Испании Филиппа IV и принца Оранского. Он мог позволить себе жить в просторных домах на Меир в Антверпене, самом престижном месте города. Его состояние, похоже, уменьшилось в конце 1640-х годов, возможно, из-за плохого здоровья, и к тому времени, когда он умер в Антверпене в 1652 году, он потерял большую часть своего богатства. [2]
Между 1626 и 1646 годами он воспитал как минимум семь известных учеников, в том числе Филиппа Гизелара (1634/35) и Корнелиса ван Энгелена. [3]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]
Ван Утрехт в основном писал натюрморты . Диапазон сюжетов натюрморта, которые он решал, был широк и включал сцены с рыбными, мясными и овощными прилавками, кухонные сцены, часто включающие фигуры или живых животных, добавляющие повествовательный элемент, показы дичи в кладовых или в качестве охотничьих трофеев, натюрморты с рыбой, фрукты и овощи. Совсем недавно, на основании подписанной и датированной Вазы с цветами 1642 года, Ван Утрехту было приписано несколько натюрмортов с букетами цветов.
Ван Утрехт также рисовал сцены скотного двора с живыми животными, обычно включая домашнюю птицу, такую как куры, индейки, утки и павлины. [6]
Его ранние работы находились под влиянием Франса Снейдерса . Ван Утрехт не отдавал предпочтение ярким цветам, как Снайдерс, а предпочитал теплые землистые тона, особенно серо-зеленые, и сильные светотени . эффекты [7] Последнее, вероятно, было получено из его знаний итальянской живописи и, в частности, произведений последователей Караваджо . [8]
Сцены на рынке и на кухне
[ редактировать ]Адриан ван Утрехт создал сцены рынка и кухни, в которые вошли большие натюрморты с дичью, рыбой, овощами и фруктами. Таким образом, он придерживался традиции этого жанра, заложенного в 16 веке такими художниками из Антверпена, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелер, и получившего дальнейшее развитие Франса Снайдерса в начале 17 века.

Для некоторых своих сцен на рынке и на кухне Адриан ван Утрехт черпал вдохновение из композиций Снайдерса, таких как « Локок торговца рыбой» ( Музей изящных искусств, Гент » Снайдерса ), в которых он опирался на мотивы и композиционные элементы, присутствующие в «Рыбном рынке ( Музей истории искусств). ). Как и в композиции Снайдерса, в «Локе торговца рыбой » Ван Утрехта человеческие фигуры и висящая рыба создают вертикальный компонент в отличие от горизонтального элемента стола. Диагонали создаются за счет расположения рыбы, но ван Утрехт меньше заинтересован в динамичном движении, чем Снайдерс, и поэтому его диагональные линии более приглушены. Фигуры в композиции ван Утрехта были написаны другим художником, возможно, Джерардом Зегерсом . В то время как рыночные сцены XVI века представляли собой отражение социальной реальности возросшего богатства и материального изобилия, рыночные сцены ван Утрехта больше связаны с эстетическим эффектом работы. Тем не менее, его «Прилавок рыбного торговца», кажется, передает моралистическую историю. Яркий наряд женщины на фотографии, похоже, предполагает, что она, скорее всего, была проституткой. Висящая рыба и формы некоторых рыб намекают на эротический подтекст. Пока женщина ведет переговоры с торговцем рыбой, она становится жертвой ограбления маленького мальчика, который разрезает ее сумочку, глядя прямо из кадра на зрителя. [9]
Кухонные сцены Ван Утрехта часто включают в себя мужскую и женскую фигуры, обычно участвующие в каком-то интимном разговоре. Картины с изобилием продуктов, кажется, намекают на крайности обжорства и похоти, связанные с чувствами вкуса и осязания. Примером может служить « Натюрморт с влюбленными», датированный 1631 годом ( Музей Боуз ), на котором женщина уклоняется от молодого человека, пытающегося положить руку ей на грудь. Пара стоит перед столом, заставленным множеством корзин с фруктами, спаржей, артишоками, капустой, луком-пореем и птицей. В левой части картины изображена обезьяна, указывающая на пару из окна. Обезьяны обычно были символами безудержной похоти, и их присутствие подчеркивает моральный смысл этой кухонной сцены. Выбор овощей и птицы подтверждает эту интерпретацию. [10]
Яркие натюрморты
[ редактировать ]
Сложные натюрморты, созданные Франсом Снайдерсом и Адрианом ван Утрехтом в 1640-х годах, подчеркивали подавляющее изобилие, изображая разнообразие предметов, фруктов, цветов и мертвой дичи, часто в сочетании с фигурами людей и животных. [1] Адриан ван Утрехт позволил предметам перелиться со стола, на котором они были выставлены, на этаж ниже, как, например, в композиции «Кладовая» ( Музей Прадо , 1650). Он также использовал приемы в стиле барокко, такие как широкие занавески и фоновый вид из окна, чтобы добавить движения и глубины. Эти роскошные натюрморты положили начало жанру pronkstillevens, который также был подхвачен художниками из Северных Нидерландов. [1] Типичным примером пронкстиллевена ван Утрехта является натюрморт «Банкет» ( Рейксмузеум , 1644). В этой картине понятие изобилия подчеркнуто через изображение эксклюзивных и дорогих импортных фруктов, экзотического южноамериканского попугая и других предметов роскоши, таких как музыкальные инструменты и дорогая посуда. [11] Учитывая низкую точку обзора, большая картина (высота 185 см; ширина 242,5 см), вероятно, предназначалась для использования в качестве камина. [12]
В « Натюрморте с попугаем» (также известном как « Аллегория огня» ), датированном 1636 годом ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии ), ван Утрехт показывает тщательно продуманную экспозицию всех иностранных и местных предметов роскоши, включая китайский фарфор и попугая, которые были доступны на рынке Антверпена. Это дает ему возможность продемонстрировать свои виртуозные навыки в передаче всех видов материалов и текстур, а также отражения света на различных поверхностях. На заднем плане изображен мужчина, работающий у печи, помешивающий котел и двигающий мехами. Понятно, что ван Утрехт задумал композицию как восхваление творческой силы огня, которая была задействована в создании многих предметов, изображенных в натюрморте. [13]
Цветочные кусочки
[ редактировать ]Не было известно, что ван Утрехт рисовал цветочные букеты, пока не было обнаружено произведение с изображением вазы с цветами, подписанное ван Утрехтом и датированное 1642 годом. На основании этой работы ван Утрехту было приписано несколько других картин с цветами. Его цветочные картины ясно показывают влияние выдающегося художника-цветочника из Антверпена Даниэля Зегерса . [6]
( «Натюрморт Ванитас с букетом и черепом» Sotheby's, 29 мая 2003 г., частное собрание), датированный 1643 годом, был идентифицирован как работа ван Утрехта на основании сходства цветочного букета с подписанной картиной вазы с цветами. Изображенная здесь тема vanitas была необычна для ван Утрехта и показывает, что его роль в развитии новых видов натюрморта не получила достаточного признания в историко-художественной литературе. [6]
Сотрудничество
[ редактировать ]Как это было принято в художественном секторе Антверпена того времени, ван Утрехт сотрудничал с другими художниками-специалистами, обычно с художниками-фигуристами. Он известен как автор элементов натюрморта в картинах Якоба Йорданса , Эразма Квеллина II , Яна Коссье , Томаса Виллебуртса Босхарта . Считается, что он также сотрудничал с Давидом Тенирсом Младшим , Теодором Ромбоутсом , Теодором ван Тульденом и Яном ван ден Хекке . [9] [14] Совместная работа с Яном Коссьерсом (датирована 1639 годом, частная коллекция) изображает ван Утрехта с женой Констансией на кухне среди обширного натюрморта с дичью, омарами, рыбой и овощами. [15] Не всегда ясно, кто нарисовал фигуры на большом рынке и в сценах на кухне, и недавно было высказано предположение, что Герард Зегерс нарисовал фигуры в ларьке рыбного торговца ( Музей изящных искусств, Гент ). [9]

Сотрудничество между художниками часто создавало возможности для покровительства. Постоянный соратник Ван Утрехта Виллебуртс Босхарт полагался на свои хорошие связи с Константином Гюйгенсом, чтобы обеспечить Ван Утрехту комиссию за украшения в Хейс-тен-Бош в Гааге в 1646 году. Хуис-тен-Бош был резиденцией голландского штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского , вдовы, Амалия фон Зольмс . [16]
Дизайн гобелена
[ редактировать ]Ван Утрехт также участвовал в создании дизайна гобеленов . В частности, известно, что придворный художник и дизайнер Ян ван ден Хекке попросил его помочь с серией гобеленов под названием «Аллегория времени» (ок. 1650 г.), выполненных для эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского . несколько других художников, таких как Питер Тайс , Ян Брейгель Младший Над сериалом также работали и Томас Виллебуртс Босхарт. Сохранилось десять подготовительных масляных эскизов, которые Ван ден Хёке сделал для этой серии (четыре находятся в Художественно-историческом музее в Вене ), а также восемь гобеленов, основанных на рисунках «Дня и ночи» и «Месяцев» . Основываясь на различиях между моделями и выполненными гобеленами, представляющими январь и февраль, считается, что Адриан ван Утрехт улучшил животных в моделях ван ден Хёке, которые затем были включены в готовые работы. [17]
Влияние
[ редактировать ]
Работы Ван Утрехта оказали влияние на Яна Давидса де Хема , Эваристо Башениса и Николя де Ларжильера . [3] Считается, что на Авраама ван Бейрена повлияли пронкстиллевены ван Утрехта, которые он, вероятно, видел в Huis ten Bosch в Гааге , для которого ван Утрехт внес украшения в 1646 году. [18]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Ван Утрехта представлены в многочисленных музейных коллекциях, в том числе в Королевском музее изящных искусств Антверпена , Рейксмузеуме , Лувре , Эрмитаже , Национальном музее Стокгольма , Музее Боуз , Художественно-историческом музее , а также в США Музее Гетти , Малибу , Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско , Музей изобразительных искусств Юты , Национальная галерея Болгарии. Он также является частью публичных коллекций в Аррасе, Белграде, Брюсселе, Камбре, Кельне, Копенгагене, Литве, Мюнхене, Токио и других городах.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь художественных терминов: Pronkstilleven
- ^ Jump up to: а б с Ф. Дж. Ван ден Бранден, «История антверпенской школы живописи», 2 тома (Антверпен, 1883 г.), стр. 1082–1084 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Адриан ван Утрехт в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Гильям ван Ньюландт (II) в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ↑ Констанция Утрехт-ван Ньюландт. Архивировано 23 июня 2016 года в Wayback Machine Нидерландского института истории искусств (на голландском языке).
- ^ Jump up to: а б с д Ф. Мейер, « Некоторые цветочные картины Адриана ван Утрехта 1599–1652», «Натюрморт с фруктами» Констанции ван Утрехт (после 1606–1647 годов и портрет Адриана и Констанции, в: Oud Holland, 109, 1995, стр. 165– 169
- ^ Скотт А. Салливан. «Утрехт, Адриан ван». Гроув Арт онлайн . Оксфорд АртОнлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 15 сентября 2015 г.
- ^ Адриан ван Утрехт (1599-ок. 1652), «Натюрморт с лобстером, овощами, фруктами и дичью» в Эшмоле.
- ^ Jump up to: а б с Джахель Санзсалазар, Адриан ван Утрехт (1599–1652) и Гергард Зегерс? (1591–1651). Рыбный ларек. Холст, 215 х 298 см. Гент, Музей изящных искусств (инв. S-10)», в: М. Диас Падрон, Х. Сансаласар, А. Дьегес, М. М. Доваль, Эль Триунфо дель Мар. Морские богатства в европейской живописи 17 века , Мадрид, С 2003 г. (на испанском языке)
- ^ Адриан ван Утрехт, Натюрморт с влюбленными. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine в музее Боуз.
- ^ Д.Х. ван Веген, Книга фламандской живописи , Ваандерс, 2005, стр. 296 (на голландском языке)
- ^ Банкетный натюрморт в europeana
- ^ Геттлер, Кристина (2013), Алхимик, художник и «индийская птица»: соединение искусства и культуры в Антверпене семнадцатого века. «Аллегория огня» Адриана ван Утрехта в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе . В: Хоффманн, Аннетт; де Джорджи, Мануэла; Сатор, Никола (ред.), «Синергия в визуальной культуре / Визуальные культуры в диалоге». Festschrift для Герхарда Вольфа» (стр. 499–512). Мюнхен: Вильгельм Финк
- ^ Адриан Ван Утрехт (Антверпен 1599–1652) и Давид Тенирс (Антверпен 1610–1690 Брюссель), Композиция из овощей и дичи с женской фигурой на аукционе Christie's (на итальянском языке)
- ^ Адриан ван Утрехт и Ян Коссьерс, «Кухонный натюрморт с портретами Адриана эн Констанции ван Утрехт» , датированный 1639 годом, в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ И. Брукман, Константин Гюйгенс, искусство и суд , докторская диссертация, Факультет гуманитарных наук: Институт культуры и истории (ICG, до 2014 г.), 2010 г., с. 170 (на голландском языке)
- ^ Томас П. Кэмпбелл, Паскаль-Франсуа Бертран, Джери Бапасола, «Гобелен в стиле барокко: нити великолепия», Метрополитен-музей, 1 января 2007 г.
- ^ Уолтер А. Лидтке, «Голландские картины в Метрополитен-музее», тома 1–2, Метрополитен-музей, 2007, с. 34
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алан Чонг, В. Т. Клок, Селеста Брусати, Натюрморты из Нидерландов, 1550–1720 гг ., Рейксмузеум (Нидерланды), Художественный музей Кливленда, Waanders Publishers, 1999 г.
- Эдит Грейндл , Фламандские натюрморты 17 века . Брюссель, 1956 г.; 3-е изд., исправленное, Sterrebeek, 1983.
- Ж. де Мэр, Дженнифер А. Мартин и Мари Ваббес. Иллюстрированный словарь фламандских художников 17 века . Брюссель: Ренессанс дю Ливр, 1994; п. 401.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адрианом ван Утрехтом, на Викискладе?