Jump to content

Адриан ван Утрехт

Портрет Адриана ван Утрехта

Адриан ван Утрехт ( Антверпен , 12 января 1599 – 1652) был фламандским художником, известным главным образом своими роскошными банкетными натюрмортами , натюрмортами с дичью и фруктами, фруктовыми гирляндами, рыночными и кухонными сценами и изображениями живой птицы на фермах. Его картины, особенно охотничьи и дичь, демонстрируют влияние Франса Снейдерса . Эти два художника считаются главными изобретателями жанра пронкстиллевенс , то есть натюрмортов, в которых подчеркивалось изобилие, изображая разнообразие предметов, фруктов, цветов и мертвой дичи, часто вместе с живыми людьми и животными. [1] Ван Утрехт также написал ряд цветочных натюрмортов. Он был постоянным сотрудником ведущих художников Антверпена, которые были учениками или помощниками Питера Пауля Рубенса , таких как Якоб Йорданс , Давид Тенирс Младший , Эразм Квеллин II , Жерар Зегерс , Теодор Ромбоутс , Абрахам ван Дипенбек и Томас Виллебуртс Босхарт .

Адриан ван Утрехт родился в Антверпене в семье Абеля ван Утрехта и Анны Хайбрехт. В 1614 году он стал учеником Германа де Нейта , художника и торговца произведениями искусства, владевшего обширной коллекцией произведений искусства. После завершения обучения у де Нейта он отправился во Францию , Германию и Италию , где работал в местных судах. Он вернулся в Антверпен в 1625 году после смерти своего отца в предыдущем году и стал свободным мастером местной Гильдии Святого Луки . [2] [3]

Банкетный натюрморт , 1644, Рейксмузеум

На свадьбе своей сестры Катарины и художника Симона де Вос в 1628 году он познакомился с Констансией ван Ньюландт (или «ван Ньюландт»), 17-летней дочерью художника и поэта Виллема ван Ньюландта II . [4] В следующем году ван Утрехт женился на Констанции. У пары было 13 детей. Констанция сама стала художницей и поэтессой. Считается, что она делила работу в студии своего мужа и, возможно, писала частичные или полные копии и вариации работ своего мужа. [2] [3] [5] Натюрморт с фруктами, полностью подписанный Констансией ван Утрехт и датированный 1647 годом, полностью в манере ее мужа. [6]

Ван Утрехт стал успешным художником, получившим международные заказы от императора Германии, короля Испании Филиппа IV и принца Оранского. Он мог позволить себе жить в просторных домах на Меир в Антверпене, самом престижном месте города. Его состояние, похоже, уменьшилось в конце 1640-х годов, возможно, из-за плохого здоровья, и к тому времени, когда он умер в Антверпене в 1652 году, он потерял большую часть своего богатства. [2]

Между 1626 и 1646 годами он воспитал как минимум семь известных учеников, в том числе Филиппа Гизелара (1634/35) и Корнелиса ван Энгелена. [3]

Фруктовый натюрморт

Ван Утрехт в основном писал натюрморты . Диапазон сюжетов натюрморта, которые он решал, был широк и включал сцены с рыбными, мясными и овощными прилавками, кухонные сцены, часто включающие фигуры или живых животных, добавляющие повествовательный элемент, показы дичи в кладовых или в качестве охотничьих трофеев, натюрморты с рыбой, фрукты и овощи. Совсем недавно, на основании подписанной и датированной Вазы с цветами 1642 года, Ван Утрехту было приписано несколько натюрмортов с букетами цветов.

Ван Утрехт также рисовал сцены скотного двора с живыми животными, обычно включая домашнюю птицу, такую ​​​​как куры, индейки, утки и павлины. [6]

Его ранние работы находились под влиянием Франса Снейдерса . Ван Утрехт не отдавал предпочтение ярким цветам, как Снайдерс, а предпочитал теплые землистые тона, особенно серо-зеленые, и сильные светотени . эффекты [7] Последнее, вероятно, было получено из его знаний итальянской живописи и, в частности, произведений последователей Караваджо . [8]

Сцены на рынке и на кухне

[ редактировать ]

Адриан ван Утрехт создал сцены рынка и кухни, в которые вошли большие натюрморты с дичью, рыбой, овощами и фруктами. Таким образом, он придерживался традиции этого жанра, заложенного в 16 веке такими художниками из Антверпена, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелер, и получившего дальнейшее развитие Франса Снайдерса в начале 17 века.

Лавочка рыбного торговца

Для некоторых своих сцен на рынке и на кухне Адриан ван Утрехт черпал вдохновение из композиций Снайдерса, таких как « Локок торговца рыбой» ( Музей изящных искусств, Гент » Снайдерса ), в которых он опирался на мотивы и композиционные элементы, присутствующие в «Рыбном рынке ( Музей истории искусств). ). Как и в композиции Снайдерса, в «Локе торговца рыбой » Ван Утрехта человеческие фигуры и висящая рыба создают вертикальный компонент в отличие от горизонтального элемента стола. Диагонали создаются за счет расположения рыбы, но ван Утрехт меньше заинтересован в динамичном движении, чем Снайдерс, и поэтому его диагональные линии более приглушены. Фигуры в композиции ван Утрехта были написаны другим художником, возможно, Джерардом Зегерсом . В то время как рыночные сцены XVI века представляли собой отражение социальной реальности возросшего богатства и материального изобилия, рыночные сцены ван Утрехта больше связаны с эстетическим эффектом работы. Тем не менее, его «Прилавок рыбного торговца», кажется, передает моралистическую историю. Яркий наряд женщины на фотографии, похоже, предполагает, что она, скорее всего, была проституткой. Висящая рыба и формы некоторых рыб намекают на эротический подтекст. Пока женщина ведет переговоры с торговцем рыбой, она становится жертвой ограбления маленького мальчика, который разрезает ее сумочку, глядя прямо из кадра на зрителя. [9]

Кухонные сцены Ван Утрехта часто включают в себя мужскую и женскую фигуры, обычно участвующие в каком-то интимном разговоре. Картины с изобилием продуктов, кажется, намекают на крайности обжорства и похоти, связанные с чувствами вкуса и осязания. Примером может служить « Натюрморт с влюбленными», датированный 1631 годом ( Музей Боуз ), на котором женщина уклоняется от молодого человека, пытающегося положить руку ей на грудь. Пара стоит перед столом, заставленным множеством корзин с фруктами, спаржей, артишоками, капустой, луком-пореем и птицей. В левой части картины изображена обезьяна, указывающая на пару из окна. Обезьяны обычно были символами безудержной похоти, и их присутствие подчеркивает моральный смысл этой кухонной сцены. Выбор овощей и птицы подтверждает эту интерпретацию. [10]

Яркие натюрморты

[ редактировать ]
Кладовая

Сложные натюрморты, созданные Франсом Снайдерсом и Адрианом ван Утрехтом в 1640-х годах, подчеркивали подавляющее изобилие, изображая разнообразие предметов, фруктов, цветов и мертвой дичи, часто в сочетании с фигурами людей и животных. [1] Адриан ван Утрехт позволил предметам перелиться со стола, на котором они были выставлены, на этаж ниже, как, например, в композиции «Кладовая» ( Музей Прадо , 1650). Он также использовал приемы в стиле барокко, такие как широкие занавески и фоновый вид из окна, чтобы добавить движения и глубины. Эти роскошные натюрморты положили начало жанру pronkstillevens, который также был подхвачен художниками из Северных Нидерландов. [1] Типичным примером пронкстиллевена ван Утрехта является натюрморт «Банкет» ( Рейксмузеум , 1644). В этой картине понятие изобилия подчеркнуто через изображение эксклюзивных и дорогих импортных фруктов, экзотического южноамериканского попугая и других предметов роскоши, таких как музыкальные инструменты и дорогая посуда. [11] Учитывая низкую точку обзора, большая картина (высота 185 см; ширина 242,5 см), вероятно, предназначалась для использования в качестве камина. [12]

В « Натюрморте с попугаем» (также известном как « Аллегория огня» ), датированном 1636 годом ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии ), ван Утрехт показывает тщательно продуманную экспозицию всех иностранных и местных предметов роскоши, включая китайский фарфор и попугая, которые были доступны на рынке Антверпена. Это дает ему возможность продемонстрировать свои виртуозные навыки в передаче всех видов материалов и текстур, а также отражения света на различных поверхностях. На заднем плане изображен мужчина, работающий у печи, помешивающий котел и двигающий мехами. Понятно, что ван Утрехт задумал композицию как восхваление творческой силы огня, которая была задействована в создании многих предметов, изображенных в натюрморте. [13]

Цветочные кусочки

[ редактировать ]
Натюрморт с букетом и черепом

Не было известно, что ван Утрехт рисовал цветочные букеты, пока не было обнаружено произведение с изображением вазы с цветами, подписанное ван Утрехтом и датированное 1642 годом. На основании этой работы ван Утрехту было приписано несколько других картин с цветами. Его цветочные картины ясно показывают влияние выдающегося художника-цветочника из Антверпена Даниэля Зегерса . [6]

( «Натюрморт Ванитас с букетом и черепом» Sotheby's, 29 мая 2003 г., частное собрание), датированный 1643 годом, был идентифицирован как работа ван Утрехта на основании сходства цветочного букета с подписанной картиной вазы с цветами. Изображенная здесь тема vanitas была необычна для ван Утрехта и показывает, что его роль в развитии новых видов натюрморта не получила достаточного признания в историко-художественной литературе. [6]

Сотрудничество

[ редактировать ]

Как это было принято в художественном секторе Антверпена того времени, ван Утрехт сотрудничал с другими художниками-специалистами, обычно с художниками-фигуристами. Он известен как автор элементов натюрморта в картинах Якоба Йорданса , Эразма Квеллина II , Яна Коссье , Томаса Виллебуртса Босхарта . Считается, что он также сотрудничал с Давидом Тенирсом Младшим , Теодором Ромбоутсом , Теодором ван Тульденом и Яном ван ден Хекке . [9] [14] Совместная работа с Яном Коссьерсом (датирована 1639 годом, частная коллекция) изображает ван Утрехта с женой Констансией на кухне среди обширного натюрморта с дичью, омарами, рыбой и овощами. [15] Не всегда ясно, кто нарисовал фигуры на большом рынке и в сценах на кухне, и недавно было высказано предположение, что Герард Зегерс нарисовал фигуры в ларьке рыбного торговца ( Музей изящных искусств, Гент ). [9]

Кухня , сотрудничество с Theodoor Rombouts.

Сотрудничество между художниками часто создавало возможности для покровительства. Постоянный соратник Ван Утрехта Виллебуртс Босхарт полагался на свои хорошие связи с Константином Гюйгенсом, чтобы обеспечить Ван Утрехту комиссию за украшения в Хейс-тен-Бош в Гааге в 1646 году. Хуис-тен-Бош был резиденцией голландского штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского , вдовы, Амалия фон Зольмс . [16]

Дизайн гобелена

[ редактировать ]

Ван Утрехт также участвовал в создании дизайна гобеленов . В частности, известно, что придворный художник и дизайнер Ян ван ден Хекке попросил его помочь с серией гобеленов под названием «Аллегория времени» (ок. 1650 г.), выполненных для эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского . несколько других художников, таких как Питер Тайс , Ян Брейгель Младший Над сериалом также работали и Томас Виллебуртс Босхарт. Сохранилось десять подготовительных масляных эскизов, которые Ван ден Хёке сделал для этой серии (четыре находятся в Художественно-историческом музее в Вене ), а также восемь гобеленов, основанных на рисунках «Дня и ночи» и «Месяцев» . Основываясь на различиях между моделями и выполненными гобеленами, представляющими январь и февраль, считается, что Адриан ван Утрехт улучшил животных в моделях ван ден Хёке, которые затем были включены в готовые работы. [17]

Интерьер сарая с индейкой

Работы Ван Утрехта оказали влияние на Яна Давидса де Хема , Эваристо Башениса и Николя де Ларжильера . [3] Считается, что на Авраама ван Бейрена повлияли пронкстиллевены ван Утрехта, которые он, вероятно, видел в Huis ten Bosch в Гааге , для которого ван Утрехт внес украшения в 1646 году. [18]

Коллекции

[ редактировать ]

Работы Ван Утрехта представлены в многочисленных музейных коллекциях, в том числе в Королевском музее изящных искусств Антверпена , Рейксмузеуме , Лувре , Эрмитаже , Национальном музее Стокгольма , Музее Боуз , Художественно-историческом музее , а также в США Музее Гетти , Малибу , Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско , Музей изобразительных искусств Юты , Национальная галерея Болгарии. Он также является частью публичных коллекций в Аррасе, Белграде, Брюсселе, Камбре, Кельне, Копенгагене, Литве, Мюнхене, Токио и других городах.

Ваза для цветов
  1. ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь художественных терминов: Pronkstilleven
  2. ^ Jump up to: а б с Ф. Дж. Ван ден Бранден, «История антверпенской школы живописи», 2 тома (Антверпен, 1883 г.), стр. 1082–1084 (на голландском языке)
  3. ^ Jump up to: а б с д Адриан ван Утрехт в Нидерландском институте истории искусств
  4. ^ Гильям ван Ньюландт (II) в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
  5. Констанция Утрехт-ван Ньюландт. Архивировано 23 июня 2016 года в Wayback Machine Нидерландского института истории искусств (на голландском языке).
  6. ^ Jump up to: а б с д Ф. Мейер, « Некоторые цветочные картины Адриана ван Утрехта 1599–1652», «Натюрморт с фруктами» Констанции ван Утрехт (после 1606–1647 годов и портрет Адриана и Констанции, в: Oud Holland, 109, 1995, стр. 165– 169
  7. ^ Скотт А. Салливан. «Утрехт, Адриан ван». Гроув Арт онлайн . Оксфорд АртОнлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 15 сентября 2015 г.
  8. ^ Адриан ван Утрехт (1599-ок. 1652), «Натюрморт с лобстером, овощами, фруктами и дичью» в Эшмоле.
  9. ^ Jump up to: а б с Джахель Санзсалазар, Адриан ван Утрехт (1599–1652) и Гергард Зегерс? (1591–1651). Рыбный ларек. Холст, 215 х 298 см. Гент, Музей изящных искусств (инв. S-10)», в: М. Диас Падрон, Х. Сансаласар, А. Дьегес, М. М. Доваль, Эль Триунфо дель Мар. Морские богатства в европейской живописи 17 века , Мадрид, С 2003 г. (на испанском языке)
  10. ^ Адриан ван Утрехт, Натюрморт с влюбленными. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine в музее Боуз.
  11. ^ Д.Х. ван Веген, Книга фламандской живописи , Ваандерс, 2005, стр. 296 (на голландском языке)
  12. ^ Банкетный натюрморт в europeana
  13. ^ Геттлер, Кристина (2013), Алхимик, художник и «индийская птица»: соединение искусства и культуры в Антверпене семнадцатого века. «Аллегория огня» Адриана ван Утрехта в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе . В: Хоффманн, Аннетт; де Джорджи, Мануэла; Сатор, Никола (ред.), «Синергия в визуальной культуре / Визуальные культуры в диалоге». Festschrift для Герхарда Вольфа» (стр. 499–512). Мюнхен: Вильгельм Финк
  14. ^ Адриан Ван Утрехт (Антверпен 1599–1652) и Давид Тенирс (Антверпен 1610–1690 Брюссель), Композиция из овощей и дичи с женской фигурой на аукционе Christie's (на итальянском языке)
  15. ^ Адриан ван Утрехт и Ян Коссьерс, «Кухонный натюрморт с портретами Адриана эн Констанции ван Утрехт» , датированный 1639 годом, в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
  16. ^ И. Брукман, Константин Гюйгенс, искусство и суд , докторская диссертация, Факультет гуманитарных наук: Институт культуры и истории (ICG, до 2014 г.), 2010 г., с. 170 (на голландском языке)
  17. ^ Томас П. Кэмпбелл, Паскаль-Франсуа Бертран, Джери Бапасола, «Гобелен в стиле барокко: нити великолепия», Метрополитен-музей, 1 января 2007 г.
  18. ^ Уолтер А. Лидтке, «Голландские картины в Метрополитен-музее», тома 1–2, Метрополитен-музей, 2007, с. 34

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Алан Чонг, В. Т. Клок, Селеста Брусати, Натюрморты из Нидерландов, 1550–1720 гг ., Рейксмузеум (Нидерланды), Художественный музей Кливленда, Waanders Publishers, 1999 г.
  • Эдит Грейндл , Фламандские натюрморты 17 века . Брюссель, 1956 г.; 3-е изд., исправленное, Sterrebeek, 1983.
  • Ж. де Мэр, Дженнифер А. Мартин и Мари Ваббес. Иллюстрированный словарь фламандских художников 17 века . Брюссель: Ренессанс дю Ливр, 1994; п. 401.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c90f9479163c2e6fc9f2cba96e23fe4__1720813920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/e4/3c90f9479163c2e6fc9f2cba96e23fe4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adriaen van Utrecht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)