Йоос де Момпер
Йоос де Момпер Младший | |
---|---|
Рожденный | 1564 |
Умер | Февраль 1635 г. (70–71 год) [1] Антверпен, герцогство Брабант, Испанские Нидерланды |
Известный | Рисование |
Движение | Барокко |
Йоос де Момпер Младший или Йоост де Момпер Младший [2] (1564 – 5 февраля 1635) [1] был фламандским художником-пейзажистом, работавшим в Антверпене с конца 16 по начало 17 века. Влияние Брейгеля явно заметно во многих картинах де Момпера. Его творчество находится на этапе перехода от маньеризма конца 16 века к большему реализму в пейзажной живописи, развившемуся в начале 17 века. За свою жизнь он добился значительных успехов. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Йоос де Момпер родился в творческой семье Антверпена и был назван в честь своего деда, художника-пейзажиста. [4] Его отцом был Варфоломеус де Момпер Старший , а матерью Сюзанна Халфрус. Он научился рисовать у своего отца, который был художником, арт-дилером, печатником и издателем. [5] [6]
В 1581 году он стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки, когда ему было всего 17 лет. [4] Предполагалось, что в 1580-х годах он отправился в Италию для учебы. [6] Свидетельством этой поездки стало то, что пейзажные фрески в церкви Сан-Витале в Риме, ранее приписывавшиеся Паулю Брилю , были переданы Йоосу де Момперу Младшему. [7]
4 сентября 1590 года он женился на Элизабет Гобайн. У пары было 10 детей, из которых Филипп де Момпер стал художником. [5] Художник Гаспар де Момпер был либо его сыном, либо племянником. [8] Его учениками были Луи де Коллери и его сын Филипп де Момпер . [4] Среди его последователей были его племянник Франс де Момпер и Геркулес Зегерс . [4]
Де Момпер пользовался покровительством на высоком уровне, о чем свидетельствует тот факт, что эрцгерцогиня Изабелла Клара Евгения , гувернантка Южных Нидерландов, направила в 1616 году письмо магистрату Антверпена с просьбой освободить де Момпера от уплаты налогов и сборов. Художник мог воспользоваться налоговым освобождением, так как в последние годы жизни он уже не мог рисовать так усердно, как раньше, и тратил слишком много денег на гостинице. [5]
Де Момпер умер в Антверпене 5 февраля 1635 года. [4] У него остались большие долги, а его имущество было распродано кредиторами. [5]
Он был упомянут Карелом ван Мандером в его «Шильдер-бюке» , а его изображение было выгравировано Антонисом ван Дейком . [9]
Работа
[ редактировать ]Де Момпер в основном писал пейзажи — жанр, за который он высоко ценился при жизни. Лишь небольшое количество из 500 картин, приписываемых де Момперу, подписаны и только одна датирована. Большой результат указывает на активное участие в семинарах. Он часто сотрудничал с такими художниками-фигуристами, как Франс Франкен II , Питер Снайерс , Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший , обычно над большими горными пейзажами, при этом другие художники рисовали стаффаж, а де Момпер — пейзаж. Его работы часто появлялись в престижных галереях коллекций картин (реальных и воображаемых) начала семнадцатого века. [6]
Он рисовал как фантастические пейзажи, рассматриваемые с высокой точки обзора и использующие традиционный маньеристский переход цвета от коричневого на переднем плане к зеленому и, наконец, синему на заднем плане, так и более реалистичные пейзажи с более низкой точкой зрения и более естественными цветами. В его широких панорамах также присутствуют группы небольших фигур. [10]
Работы Де Момпера вдохновлены главным образом крутыми скалистыми альпийскими склонами и высокими скальными массивами, изображенными в работах Питера Брейгеля Старшего. Его близость к Яну Брейгелю Старшему сыграла роль в его знакомстве с идиомой Брейгеля. Это также видно в некоторых мотивах работ Де Момпера, восходящих к изобретениям Питера Брейгеля, таких как зимние пейзажи и сбор зерна. Одна из его работ, изображающая шторм на море , ранее приписывалась Питеру Брейгелю, но теперь ее обычно приписывают де Момперу.
Еще одно влияние на Де Момпера оказал специалист по ландшафту Лодевейк Тоепут , который сделал карьеру в Италии. Де Момпер делал упор на стилизацию, а не натуралистические эффекты, и использовал глубину и атмосферу для достижения своей цели пространственного построения. [6]
Работы Де Момпера, как и работы современного художника-пейзажиста Абеля Гриммера , часто отвергались из-за шаблонного повторения стандартных мотивов и подачи, в то время как его большие работы интерпретировались как просто «широкая» версия Иоахима Патинира . мирового пейзажа спустя столетие после его первой формулировки. Считается, что он представляет собой конец традиции, а не возрождение или новаторство пейзажной живописи, как это происходило в Голландской республике в 17 веке. С другой стороны, большой размер его работ и его сотрудничество с другими ведущими художниками предполагают дороговизну и уважение к изобразительной изысканности. [6]
Известные работы
[ редактировать ]- Визит Минервы к музам (с Хендриком ван Баленом для фигур и Яном Брейгелем Старшим для цветов) – Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Фламандский рынок и место для стирки – Музей Прадо , Мадрид
- Пейзаж с искушением Христа – Национальная галерея Праги
- Большой горный пейзаж – Музей Лихтенштейна , Вена
- Пейзаж дюн с путешественниками и скотом – Национальный музей, Варшава
- Горный пейзаж с туристами и сломанным деревом – Национальный музей, Варшава
Галерея
[ редактировать ]-
Горный пейзаж с паломниками в часовне в гроте , ок. 1616 г., Музей Лихтенштейна, Вена.
-
Горный пейзаж , гр. 1625, Художественно-исторический музей , Вена.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Йоос II де Момпер» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Альтернативные варианты написания имени: Джодокус , Джоес , Джоис и Джоссе.
- ^ де Момпер в Oxford Artist Index
- ^ Jump up to: а б с д и Йоос де Момпер в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, с. 309–316 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Ларри Сильвер, Крестьянские сцены и пейзажи: рост живописных жанров на арт-рынке Антверпена, University of Pennsylvania Press, 2012, стр.193-195
- ^ Йоос де Момпер в Sphinx Fine Art
- ^ Гаспар де Момпер из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Биография Йооса де Момпера в: Арнольд Хубракен , Большой театр голландских художников и живописцев , 1718 (на голландском языке)
- ^ Ирен Хаберланд, «Момпер, де» Grove Art Online . Oxford University Press , [по состоянию на 8 июля 2007 г.].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Йосом де Момпером, на Викискладе?