Гиллис ван Тилборг
Гиллис ван Тилборх или Гиллис ван Тилборх [1] ( ок. 1625 – ок. 1678 ) был фламандским художником, работавшим в различных жанрах, включая портреты , «низкие» и элегантные жанровые картины и картины картинных галерей . Он стал хранителем коллекции картин губернатора Габсбургских Нидерландов и путешествовал по Англии, где писал групповые портреты. [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]Гиллис ван Тилборг, вероятно, родился в Брюсселе. Считается, что сначала он учился у своего отца Гиллиса ван Тилборга Старшего, а затем у Дэвида Тенирса Младшего . [4] Он стал мастером Брюссельской гильдии Святого Луки в 1654 году. Он был деканом гильдии в 1663 году.
В 1666 году он был назначен хранителем придворной коллекции живописи и замка Тервюрен , резиденции губернатора Габсбургских Нидерландов. [5] Его предполагаемый хозяин Давид Тенирс Младший ранее занимал ту же должность у эрцгерцога Леопольда Вильгельма , любящего искусство губернатора Габсбургских Нидерландов . [6]
Известно, что Ван Тилборг руководил значительной мастерской в Брюсселе, однако личность его учеников или помощников не установлена. Примерно в 1670 году он отправился в Англию, о чем свидетельствует картина, изображающая Тичборн- Хаус и семью Тичборн, раздающих милостыню (так называемое Тичборн-Доул ). [2]
Дата и место его смерти неизвестны, но, вероятно, это было ок. 1678 г. в Брюсселе. [5]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Работы Гиллиса ван Тилборга датированы 1650–1671 годами. Обычно он подписывался монограммой «ТБ». [2] Диапазон его сюжетов так же разнообразен, как и у его предполагаемого мастера Давида Тенирса Младшего, и включает в себя портреты, групповые портреты, сцены в тавернах, деревенские застолья, веселые компании, картинные галереи и сцены в гауптвахте.
Он был известен своей гармоничной палитрой, точным рисунком и композиционным мастерством. [5]
Жанровые сцены
[ редактировать ]В сценах в таверне он показывает себя близким последователем Адриана Брауэра , так же, как были Дэвид Риккерт III и Йоос ван Крэсбек . [7] Это хорошо видно в «Пьющем» ( Музей Боймана Ван Бёнингена ).
Его деревенские сцены выдержаны в стиле зрелого периода Давида Тенирса Младшего. В этот период Тенирс отошел от традиционного изображения крестьян как некультурных хамов к более идеализированному и возвышенному восприятию крестьян и деревенской жизни. [8] Примером может служить Деревенский трактир в Эрмитаже.
Картинные галереи
[ редактировать ]Он также писал «галерейные картины» или «картинные галереи» - тема, получившая развитие во Фландрии в 17 веке. Картины галереи изображают большие комнаты, в которых в элегантной обстановке выставлено множество картин и других драгоценных предметов. Самые ранние работы этого жанра изображали предметы искусства вместе с другими предметами, такими как научные инструменты или своеобразные природные образцы. Некоторые картины галереи включают портреты владельцев или коллекционеров предметов искусства или художников за работой. Картины наполнены символизмом и аллегориями и являются отражением интеллектуальных забот того времени, включая культивирование личной добродетели и важность знатока.
Мастер Ван Тилборга Тенирс сыграл важную роль в развитии жанра, а его галерейные картины середины 17 века из коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма являются одними из самых известных образцов жанра. [9] [10] Среди других художников, практиковавших этот жанр во времена ван Тилборга, — Вильгельм Шуберт ван Эренберг , Иероним Янссенс , Гонсалес Кокес, Якоб де Форментру и Бальтазар ван ден Босше . Примером картин галереи ван Тилборга является «Картинная галерея» (ок. 1660–70, Художественный музей Спенсера , Канзасский университет , Лоуренс ). На нем изображена группа из пяти элегантно одетых джентльменов, оценивающих несколько скульптур, некоторые из которых они держат в руках. Стены комнаты покрыты картинами разных жанров. Некоторые картины, которые элегантные фигуры уже имеют или собираются оценить, покоятся на полу или на стуле. По крайней мере, один из изображенных лиц — художник, держащий в руках кисть и палитру. [11] Картины галереи Гиллиса ван Тилборга продолжают тенденцию, начатую Тенирсом, по удалению из галереи нехудожественных объектов. Он изображает своих персонажей на картинах галереи, чтобы подчеркнуть, что они являются частью элиты, обладающей привилегированными знаниями в области искусства.
В некоторых картинах своей галереи он изображал художников за работой. К тому времени жанр галерейных картин стал средством, подчеркивающим идею о том, что способность проницательности, связанная со знанием, в социальном отношении превосходит или более желательна, чем другие формы познания. [9] Его серия, документирующая картины, хранящиеся в замке Тервурен, является еще одним примером его вклада в этот жанр.
Портреты
[ редактировать ]Его портреты буржуазных натурщиков похожи на портреты Гонсалеса Кокеса , которого в свое время называли «маленьким Ван Дейком». [5] Как и многие его современники, такие как Тенирс и Кок, он писал аллегории, примером которых является серия с изображением « Пяти чувств» ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии ). [12] [13]
Сцены в караульном помещении
[ редактировать ]Он нарисовал как минимум две «сцены в караульном помещении» - жанровую сцену, которая стала популярной в середине 17 века, особенно в Голландской республике. Во Фландрии также было несколько практиков этого жанра, в том числе Давид Тенирс Младший, Авраам Тенирс , Антон Губау , Корнелис Маху и Ян Баптист Тейссенс Младший . Сцена в караульной комнате обычно изображает внутреннюю сцену, где офицеры и солдаты веселятся. Сцены в караульной комнате часто включали наемников и проституток, делящих добычу, преследующих пленников или занимающихся другими видами предосудительной деятельности. [14]
Ван Тилборг нарисовал сцену «Гвардия» (проданную Жаном Мустом «Картины старых мастеров»), на которой изображен офицер, читающий письмо для четырех человек, среди груды оружия и военного знамени. Доспехи, изображенные на картине, уже устарели на момент написания, поскольку металлические доспехи, нагрудники и шлемы вышли из употребления с 1620-х годов. [15] Возможно, что в соответствии с морализирующим замыслом жанра, доспехи являются отсылкой к мотиву vanitas быстротечности власти и славы. [16]
В собрании Эрмитажа имеется сцена «Караулка» , приписываемая ван Тилборгу. Действие этой сцены происходит в очень большом помещении охраны, где множество людей занимаются различными видами деятельности. Посреди караульного помещения стоят двое джентльменов, одетых, по-видимому, в восточные одежды. [17]
Сотрудничество
[ редактировать ]По обычаю того времени, ван Тилборг часто сотрудничал с другими художниками. Обычно он заботился о персонале , пока сотрудничающий художник рисовал пейзаж. Примером может служить «Семейный портрет» семьи Ван дер Витте, написанный совместно с художником-пейзажистом Яном Сиберехтом ( Sotheby's , 5 июля 2012 г., Лондон, лот 134). В этой композиции художники разместили свои объекты на невероятно крутом холме, откуда открывается вид на их большое поместье. [18]
Еще одно сотрудничество было с художником-пейзажистом Гильямом ван Шуром , с которым он сделал « Вид на замок Тервюрен» (Королевские музеи изящных искусств Бельгии). В его состав входят несколько рабочих и около десятка наблюдателей-аристократов, занимающихся созерцательной и неторопливой деятельностью. На переднем плане два человека, играющие музыку. Экзотическая птица, сидящая на грифе гитары, благодаря своим ярким цветам визуально заменяет музыку, которую невозможно услышать. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Гиллис ван Тилборх Младший, Дж. ван Рейк, Дж. ван Рейк, Т. ван Рух, Дж. ван Райк, Дж. ван Рик, Эгидиус ван Тилборг, Эгидиус ван Тилборг, Йоханнес ван Тилборг, Гиллис ван Тилбург , Гиллис ван Тилбург
- ^ Jump up to: а б с Эл Джей Вассинк. Тилборг, Гиллис ван. Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Интернет, 14 марта 2017 г.
- ^ Гиллис ван Тилборг из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Гиллис ван Тилборг II (?Брюссель, ок. 1625-ок. 1678), Элегантные фигуры, собравшиеся вокруг стола во дворе аукционного дома Christie's.
- ^ Jump up to: а б с д Пьер Ботье, Жиль ван Тилборх в: Biography Nationale, Volume 25, 255–259 (на французском языке)
- ^ Ганс Влиге. Дэвид Тенирс II , Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 14 марта 2017 г.
- ^ Питер К. Саттон, Голландские и фламандские картины: Коллекция Виллема барона Ван Дедема , Frances Lincoln Ltd, 2002, с. 47
- ^ Ганс Влиге. «Теньерс». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 14 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Марр, Александр (2010) «Жанр фламандских «картинок коллекций»: обзор», Intellectual HistoryReview, 20: 1, 5–25
- ^ Скотт Дж. Манджери, Любопытство и идентичность в стенах студии Trompe L'oeil Корнелиуса Гейсбрехта , ProQuest, 2008, стр. 30–31
- ^ Гиллис ван Тилборг, Картинная галерея. Архивировано 5 августа 2014 года в Wayback Machine , Художественном музее Спенсера.
- ^ Гиллис ван Тилборг, Солдаты отдыхают и играют в карты возле дома. Архивировано 16 декабря 2014 года в Wayback Machine в Доротеуме.
- ^ Пять чувств в Королевских музеях изящных искусств Бельгии.
- ^ Обзор Йохая Розена, «Солдаты на досуге», «Сцена в гауптвахте в голландской жанровой живописи Золотого века» у историков нидерландского искусства
- ^ Гиллис II ван Тилборг, сцена в караульной комнате в Жане Мусте
- ^ Картина караульного помещения в Курпфальцском музее. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine в Гейдельберге.
- ^ Тилборч, Гиллис ван, Караульная комната в Эрмитаже
- ↑ Семейный портрет, предположительно принадлежащий семье Ван дер Витте, на аукционе Sotheby’s.
- ^ Ричард Лепперт, Вид звука: музыка, представление и история тела , University of California Press, 1 ноября 1999 г., стр. 29–31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Гиллисом ван Тилборгом, на Викискладе?