Золотой кабинет
![]() Титульный лист кабинета Гульдена [ 1 ] | |
Автор | Корнелис де Би |
---|---|
Язык | Голландский |
Предмет | Биографии художников |
Издатель | Джон Мейссенс (1662) |
Дата публикации | 1662 |
Место публикации | Габсбургские Нидерланды |
Het Gulden Cabinet vande Edel Vry Schilder-Const , или Золотой кабинет благородного свободного искусства живописи — это книга фламандского нотариуса и редерейкера 17-го века Корнелиса де Би , изданная в Антверпене. Написанный на голландском языке , он содержит биографии художников и панегирики с гравированными портретами художников 16-17 веков, преимущественно из Габсбургских Нидерландов . Произведение является очень важным источником информации об описываемых в нем художниках. Он стал основным источником информации для более поздних историков искусства, таких как Арнольд Хубракен и Джейкоб Кампо Вейерман . Он был опубликован в 1662 году, хотя в работе также упоминается 1661 год как дата публикации.
Фон
[ редактировать ]Кабинет Het Gulden имеет давнюю традицию биографий художников. Эта традиция восходит к Плинию и возродилась в эпоху Возрождения . В 1550 году итальянец Джорджо Вазари опубликовал свой «Виток о жизни знаменитых художников». Карел ван Мандер был первым автором, представившим этот жанр на голландском языке в своем «Шильдербуке» 1604 года. Корнелис де Би явно придерживался традиции ван Мандера и сделал то, что ван Мандер сделал для нидерландских художников 15-го и 16-го веков, для нидерландских художников 17-го века. художники века.
В своем «Кабинете Het Gulden» де Би представляет себя редерийкером, чья обязанность — распространять славу художников. Поступая таким образом, он следовал существующей традиции, уже замеченной в Доминикусом Лампсониусом 1572 году в изображениях Pictorum aliquot celebrium Germaniae Inferioris и в картине антверпенского художника и редерейкера Александра ван Форненберга 1658 года Antwerpschen Proteus ofte Cyclopschen Apelles , которая восхваляла художника Квинтена Матсиса .
Идея Het Gulden Cabinet исходила не от самого Корнелиса де Би, а от антверпенского печатника Джоаннеса Мейсенса . В 1649 году Мейсенс уже опубликовал Image de divers hommes , который содержал гравированные портреты известных людей, в том числе художников, в подражание Антониса ван Дейка иконографии . Большинство портретов художников в «Кабинете Хет Гульден» взяты из этого «Образа дайверов человека» , и лишь несколько новых гравюр были сделаны специально для работ де Би. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Полное название работы — Het gulden Cabinet vande edel vry schilder const: inhoudende den lof vande vermarste schilders, Architen, beldthouwers ende plaetsnyders, van dese eeuw , что переводится как «Золотой кабинет благородного свободного искусства живописи: содержащий похвалу». самых известных художников, архитекторов, скульпторов и граверов нашего столетия . Несмотря на название, в книге рассказывается и о художниках XVI века.
Работа была посвящена коллекционеру произведений искусства из Антверпена Антуну ван Лейену, который предоставил некоторую информацию для книги и, возможно, также помог финансировать публикацию. [ 2 ] [ 3 ] Среди других лиц, предоставивших информацию о современных художниках, были собственный отец де Би, Эразм Квеллин II , Луиджи Примо и сын Хендрика тер Брюггена Рихард. [ 2 ]
Структура и стиль
[ редактировать ]Книга состоит из трех частей. Первый посвящен художникам, умершим до времен де Би, и во многом опирается на Шильдербека ван Мандера . Вторая часть посвящена художникам, жившим во времена де Би, и в основном основана на оригинальных исследованиях де Би и на комментариях, добавленных к гравюрам, заимствованным из « Образа дайверов » Мейсенса . Третья часть посвящена художникам, которые были опущены в первых двух частях, а также включает граверов, скульпторов, архитекторов и художников. [ 4 ] Во все произведение вплетен общий трактат об искусстве живописи. [ 5 ]
Книга написана в основном стихами, некоторые на латыни, и поэтому сегодня ее довольно трудно читать. Есть и прозаические разделы. В нем более 500 страниц и содержатся гравюры более 50 художников, созданные в основном на основе более ранних работ Мейсенса.
Влияние
[ редактировать ]Хотя «Кабинет Гульдена» никогда не достиг такого уровня популярности, как «Шильдербек» ван Мандера , он является важным источником информации о фламандских художниках 17 века. [ 5 ] Самым важным вкладом Де Би было обеспечение теоретической основы для его оценки (тогда) менее ценных жанров живописи, таких как натюрморты , жанровая живопись , портреты и пейзажи . Он безоговорочно хвалил артистов, практикующихся в этих жанрах. [ 2 ]
Кабинет Хет Гульдена включен в Базовую библиотеку Цифровой библиотеки голландской литературы , которая содержит 1000 произведений нидерландской литературы от средневековья до наших дней, которые, по мнению ее составителей, имеют особое значение для нидерландской литературы. [ 6 ]
Второе издание
[ редактировать ]Де Би, похоже, планировал второе издание работы, но оно так и не было опубликовано. Рукописная рукопись де Би до сих пор сохранилась и хранится в Королевской библиотеке Бельгии . Рукопись датирована 1672 годом. В ней де Би сообщил о своем намерении опубликовать второе издание. Причина, по которой второе издание так и не было опубликовано, неясна. Возможно, это произошло из-за того, что издатель и промоутер первого издания Жоаннес Мейсенс умер в 1670 году, и де Би с трудом нашел другого издателя.
Историческая достоверность
[ редактировать ]Как и до него Вазари и Ван Мандер, биографии де Би перемежаются забавными анекдотами. Хотя такие литературные мотивы принадлежат давней риторической традиции, многие из этих историй были названы ведущими историками XIX века «исторически ненадежными». Лишь недавно некоторые истории были восстановлены. Поскольку книга часто была единственным сохранившимся источником информации о некоторых художниках, эти истории часто повторялись как неопровержимые факты из жизни описанных художников.
Например, Корнелис де Би постулирует определенные виды ученичества, которые сейчас считаются невероятными, поскольку ученик рисовал в совершенно другом жанре, чем учитель. Заявление Де Би о том, что Филипс Вауверман обучался у Франса Хальса, было сочтено неправдоподобным более поздними историками, поскольку Вауверман писал пейзажи с лошадьми, а Хальс был в основном художником-портретистом. Некоторые ученые до сих пор считают это ученичество маловероятным, но, учитывая большую мастерскую Хальса, его нельзя полностью исключать.
Художники в кабинете Хет Гульден , часть I
[ редактировать ]Ниже приведены гравированные портреты, включенные в качестве иллюстраций в Книгу I, за которыми следуют художники, перечисленные в порядке появления в тексте. На первой иллюстрации изображен Антун ван Ляйен, которому посвящена книга.
-
Антуан ван Лейен , стр. 9
-
Корнелис де Би , стр. 17
-
Адам ван Оорт , стр. 37
-
Октавио ван Вин , стр. 39
-
Авраам Блумарт , стр. 45
-
Тобиас Верхахт , стр. 47
-
Адам Эльшаймер , стр. 49
-
Гвидо Рени , стр. 52
-
Рубенс , стр. 57.
-
Франс Снейдерс , стр. 61
-
Виллем ван Ньюландт II , стр. 63
-
Антонис ван Дейк , стр. 75.
-
Джерард Сегерс , стр. 97
-
Адриан ван Утрехт , стр. 107
-
Адам Виллаертс , стр. 111
-
Иоганн Вильгельм Баур , стр. 113
-
Николаес Кнупфер , стр. 115
-
Ян ван Байлерт , стр. 117
-
Ян ван Бален , стр. 119
-
Роэлант Савери , стр. 125
-
Генри ван дер Борхт старший , стр. 127
-
Джейкоб Адриенс Бэкер , стр. 129
-
Деодат дель Монте , стр. 133
-
Давид Тенирс I , стр. 141
-
Адриан ван Ньюландт , стр. 147
-
Алессандро Варотари , стр. 151
-
Питер Франшуа , стр. 153
-
Ян Оба , стр. 157
-
Дэвид Бек , стр. 161
-
Джерард Хонтхорст , стр. 165
-
Томас Виллебуртс Босхарт , стр. 167
-
Бонавентура Питерс , стр. 171
-
Франс Воутерс , стр. 175
Художники в Золотом кабинете , часть II
[ редактировать ]Ниже приведены гравированные портреты, включенные в качестве иллюстраций в Книгу II, за которыми следуют художники, перечисленные в порядке появления в тексте. Книга II начинается на странице 181.
-
Дэниел Сегерс , стр. 213
-
Питер Снайерс , стр. 221
-
Якоб ван Эс , стр. 227
-
Адриан де Би , стр. 231
-
Адриан ван де Венн , стр. 235
-
Жак Йорданс , стр. 239
-
Гаспар де Крайер , стр. 245
-
Бальтазар Жербье , стр. 249
-
Леонард Брамер , стр. 253
-
Корнелис ван Поленбурч , стр. 257
-
Эразм Квеллин II , стр. 261
-
Ян Коссьерс , стр. 267
-
Дэвид Байи , стр. 271
-
Герман Сафтлевен , стр. 275
-
Ян ван Бронкхорст , стр. 279
-
Абрахам ван Дипенбек , стр. 285.
-
Питер Данкертс де Рю , стр. 289
-
Даниэль ван Хейл , стр. 293
-
Корнелис Янссенс , стр. 299
-
Жак д'Артуа , стр. 301
-
Питер ван Линт , стр. 307
-
Дэвид Рикарт , стр. 309
-
Николаес де Хельт частокол , стр. 313
-
Гонсало Халлс , стр. 317
-
Давид Тенирс II , стр. 335
-
Роберт ван ден Хёке , стр. 341
-
Ян Баптист ван Хайль , стр. 343
-
Ян Филипс ван Тилен , стр. 345
-
Петрус Меерт , стр. 351
-
Ян Питерс I , стр. 355
-
Петрус Боэль , стр. 363
-
Ян ван де Хекке , стр. 365
-
Хендрик ван дер Борхт II , стр. 383
-
Ян Мейссенс , стр. 387
-
Ян ван Кессель , стр. 411
Художники в кабинете Хет Гульден , часть III
[ редактировать ]Ниже приведены гравированные портреты, включенные в качестве иллюстраций в Книгу III, за которыми следуют художники, перечисленные в порядке появления в тексте. Книга III начинается на странице 419.
-
Корнхерт , стр. 455.
-
Хендрик де Кейзер , стр. 459
-
Якоб Франквар , стр. 479
-
Эгидий Саделер , стр. 483
-
Хендрик Хондиус , стр. 487
-
Петрус де Жоде старший , стр. 493
-
Паулюс Понтий , стр. 497
-
Лукас Файдерб , стр. 499
-
Артус Квеллин I , стр. 505.
-
Петрус де Жоде младший , стр. 511
-
Жак Калло , стр. 523
-
Лео ван Хейл , стр. 527
-
Петрус Вербрюгген , стр. 531
-
Саймон Босбум , стр. 547
-
Венцелас Холлар , стр. 551
-
Арт Квеллин II , стр. 555
-
Стеффано Красавицы , стр. 561
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Тот же титульный лист позже был повторно использован С. Рестой в его « Истинных изображениях самых выдающихся художников и других известных художников, процветавших в Европе, любопытно выгравированных на 125 медных пластинах». Лондон, 1694 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кристиан Шукман. «Би, Корнелис де». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 22 июля 2014 г.
- ^ Тун Хоудт, На грани правды и честности: принципы и стратегии мошенничества и обмана в период раннего Нового времени , BRILL, 1 января 2002 г., стр. 153
- ^ Кабинет Гульдена на Flandrica.be (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Корнелис де Би. Архивировано 20 июня 2018 г. в Wayback Machine в Словаре искусствоведов.
- ^ Веб-сайт Базовой библиотеки dbnl, раздел, посвященный Золотому веку (на голландском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Цифровая версия произведения в Google Книгах.
- Цифровая версия работы о Библиотеке наследия Хендрика Сознания
- Г. Лемменс, «Введение», в: Корнелис де Би, Кабинет Het Gulden , Зост, 1971, с. 1-15 (перепечатка).
- Ч. Шукман, «Посещал ли Хендрик тер Брюгген вновь Италию? Заметки из неизвестной рукописи Корнелиса де Би». в: Хугстедер-Науманн Меркьюри , 4 (1986), 7–22.
- П. Калу, «Tot Verlevhe der Vermaerste Gheesten ende Lief-hebbers der Schildry. Литературные аспекты кабинета Het Gulden (1662) Корнелиса де Би». в: «Зеркало писем», 53 (1), 29-59.
