Йорис ван Сон
Йорис ван Сон | |
---|---|
Рожденный | 1623, Антверпен |
Умер | 1667 (43–44 года), Антверпен. |
Национальность | фламандский |
Известный | Натюрморт |
Йорис ван Сон или Георг ван Сон [ 1 ] (крещен 24 сентября 1623 г. - похоронен 25 июня 1667 г. в Антверпене) был фламандским художником-натюрмортом, который работал в нескольких поджанрах, но в основном известен своими натюрмортами с фруктами. Он также рисовал цветы, банкеты, vanitas натюрморты и pronkstillevens . Известно, что он писал натюрморты с рыбами, изображающими Четыре стихии . [ 2 ] а также сотрудничал с художниками-фигуристами над «картинами-гирляндами», которые обычно представляют собой религиозное изображение, обрамленное фруктовой или цветочной гирляндой. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Йорис ван Сон родился в Антверпене , в семье Йориса и Катарины Форменуа, и был крещен 24 сентября 1623 года в Антверпенском соборе . Неясно, у какого художника он обучался. В его работах заметно сильное влияние Яна Давидссона де Хема , голландского художника-натюрморта, который работал в Антверпене с середины 1630-х годов. Это может быть указанием на то, что ван Сон учился у де Хима или был ассистентом в студии де Хима и был хорошо знаком с работами де Хима в годы его становления. [ 4 ] Он стал мастером Гильдии Святого Луки Антверпенского в 1643/1644 году гильдии. [ 5 ]
В 1647 году он стал членом благочестивого холостяцкого общества de «Sodaliteit van de Bejaerde Jongmans», братства холостяков, основанного орденом иезуитов . Это не мешало ему искать общества женщин. Он завязал отношения с Корнелией ван Хойленс. В их отношениях родилась дочь Мария Чатарина, которая родилась 3 августа 1656 года. Ее крестным отцом был художник-натюрморт Ян Паувел Гиллеманс Старший . Вскоре после этого, 22 октября 1656 года, ван Сон женился на матери своего ребенка. сын, которого назвали Ян Франс Через два года родился . Последний ребенок пары, которого звали Мария Чатарина, крестился 5 октября 1660 года. [ 4 ]
Работы Ван Сона высоко ценились коллекционерами, а его картины находились в коллекциях таких художников, как Виктор Вольфвоет , и торговцев, таких как Герарт ван Дорт. [ 6 ] Среди учеников ван Сона были Франс ван Эвербрук , Ян Паувел Гиллеманс Младший , Корнелис ван Хюйнен , Норберт Монтали и Авраам Гердервейн (Абрам Хердервин). [ 4 ] Его сыну Яну Франсу было всего девять лет, когда он умер, и поэтому Йорис его не тренировал. Скорее, Ян Франс был учеником Яна Паувеля Гиллеманса Старшего . Ян Франс стал художником-натюрмортом и работал в Англии. [ 7 ]
Ван Сон внезапно заболел в мае 1667 года и преждевременно умер в возрасте 44 лет в своем родном городе Антверпене, где он был похоронен 25 июня 1667 года. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Ван Сон был профессиональным художником-натюрмортом. Он практиковал многие поджанры натюрморта, такие как натюрморты с фруктами, цветочные композиции, банкетные натюрморты, натюрморты vanitas , картины с гирляндами и pronkstillevens, то есть роскошные натюрморты с роскошными предметами. Известно, что он писал натюрморты с рыбами, представляющими Четыре стихии . На них была изображена рыба, лежащая на пляже перед океаном. Позже подобные работы создал художник Ян ван Кессель Старший . [ 2 ] Хронологию его работ установить непросто, поскольку многие из его картин он не датировал.
Натюрморты Ван Сона почти всегда включают фрукты, часто не отечественного, а импортного происхождения. [ 8 ] Его натюрморты оживляются ветками вишни или малины, которые придают композиции большую легкость. Объекты распределяются на столе или выступе по уровню так, чтобы создавалась близость со зрителем. [ 6 ]
Картины-гирлянды
[ редактировать ]Другая важная часть работ ван Сона относится к категории «картин-гирлянд». Картины-гирлянды — это тип натюрморта, изобретенный в начале 17-го века в Антверпене Яном Брейгелем Старшим и впоследствии практиковавшийся ведущими фламандскими художниками-натюрмортами, в частности Даниэлем Зегерсом . В картинах этого жанра обычно изображена цветочная или, реже, фруктовая гирлянда вокруг религиозного изображения или портрета. В более позднем развитии жанра религиозный образ заменяется другими сюжетами, такими как портреты, мифологические сюжеты и аллегорические сцены. [ 9 ] [ 10 ]
Картины с гирляндами обычно представляли собой результат сотрудничества натюрморта и художника-фигуриста. [ 9 ] Не все сотрудники ван Сона, работавшие над его картинами-гирляндами, были идентифицированы, но известно, что среди них были Эразм Квеллин II , Питер Боэль , Франс Воутерс , Гисбрехт Тис и Ян ден Дуйтс . [ 6 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Его сотрудники нарисовали фигуру или фигуры внутри картуша, а ван Сон нарисовал фруктово-цветочную гирлянду. «Гирлянда из фруктов и цветов со смертью Адониса» — пример сотрудничества с Эразмом Квеллином. Центральные изображения в его картинах с гирляндами были как религиозными, так и светскими. [ 9 ]
Ван Сон рисовал картины-гирлянды с гирляндами цветов и фруктов, а иногда и их комбинацией, при этом верхняя часть состояла из цветов, а нижняя часть - из фруктов, или наоборот. Фрукты и цветы в этих композициях собраны в группы, прикрепленные к скульптурным рамам. Его цветочные гирлянды свидетельствуют о влиянии Даниэля Сегерса, хотя концептуально его работы ближе к работам Яна Давидса де Хема, который, по мнению некоторых историков искусства, был его мастером. Свет в работах ван Сона мягче, чем в работах де Хима. Ван Сон был особенно искусен в передаче физических качеств кожуры фруктов, о чем свидетельствует волосатость персиков в его композициях. [ 6 ] Примером религиозной гирлянды является Богоматерь с Младенцем внутри гирлянды из фруктов (Музей Прадо). [ 14 ]
Тщеславные натюрморты
[ редактировать ]Ван Сон также известен своими натюрмортами vanitas , жанром натюрмортов, который предлагает размышления о бессмысленности земной жизни и преходящем характере всех земных благ и занятий.
Натюрморты Ванитаса ван Сона впервые перечислены в 1666 году в Антверпене. [ 2 ] Некоторые из его картин с гирляндами относятся к картинам vanitas. Так обстоит дело, например, с композицией «Аллегория человеческой жизни» (В Художественном музее Уолтерса ). В этой композиции присутствуют типичные символы картин Vanitas: череп, горящая свеча и песочные часы. Цветущие цветы и бабочки также указывают на мимолетность вещей. [ 15 ] [ 16 ] Еще одна картина-гирлянда с мотивом ванитас - это « Три путти с символами ванитас в украшенном картуше» (в Лемпертце , 15 ноября 2014 г., Кельн, лот 1072), где также присутствуют типичные символы ванитас: череп, мыльные пузыри и роскошно сверкающие вазы, отсылающие к быстротечность вещей и, в частности, земных богатств. [ 17 ]
Чистая картина ванитас — это натюрморт ванитас с черепом, пистолетом, лютней с оборванными струнами, флейтой (на аукционе Christie's 10 декабря 2004 г., лот 59 в Лондоне), в котором на стол. В правом нижнем углу картины начертаны слова «Ванитас, Ванитас». Et omnia Vanitas', что относится к знаменитой строке Экклезиаста , которая в латинской версии Библии называется Вульгатой 1:2; 12:8 переводится как Vanitas vanitatum omnia vanitas . В версии короля Иакова это переведено : «Суета сует, все суета» . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Яркие натюрморты
[ редактировать ]Большую часть его работ составляют pronkstillevens — роскошные натюрморты, которые были популярны во Фландрии и Голландской республике с 1640-х годов. На творчество Ван Сона в этом жанре повлиял Ян Давидс. де Хем. Характерным примером в этом жанре является натюрморт Пронка с опрокинутым серебряным кувшином ( Музей Лихтенштейна ). Натюрморты Пронка часто интерпретируются как имеющие смысл vanitas. [ 21 ]
С конца 1650-х годов ван Сон написал ряд более скромных натюрмортов, в которых композиция и колорит были довольно сдержанными. Примером может служить « Натюрморт с корзиной фруктов, омарами и устрицами» (В Хампеле, 7 апреля 2016 г., Мюнхен, лот 189). Считается, что эти более умеренные натюрморты не отсылают к теме vanitas, а скорее прославляют разнообразные дары природы. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иногда упоминается как «Ян ван Сон», см.: Liggeren и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде , том 2, доктор философии. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1864 г., с. 252, в книгах Google (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Йорис ван Сон из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ↑ Йорис ван Сон, Оплакивание с фруктовой гирляндой в Эрмитаже.
- ^ Jump up to: а б с Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 1119–1121 (на голландском языке)
- ^ Лиггерен и другие исторические архивы Антверпена - это том 2 Лукасгильда, написанный Ф. Ромбаутсом и Т. ван Лериус, Антверпен, 1864 г., с. 144, в книгах Google (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Йорис ван Сон в музее Прадо (на испанском языке)
- ^ Ян Франс ван Сон из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Йорис ван Сон, Фрукты и кукуруза, висящие на ленте, в коллекциях Национального фонда
- ^ Jump up to: а б с Сьюзан Мерриам, Фламандские гирлянды семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012 г.
- ^ Дэвид Фридберг, «Происхождение и рост фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
- ^ Йорис ван Сон, приписываемый Петеру Боэлю, Натюрморт из фруктов и цветов с попугаями, обезьяной и черепахой в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Йорис ван Сон и Франс Воутерс, Три путти с символами Ванитас в украшенном картуше в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ^ Йорис ван Сон и Гисбрехт Тис. Каменный картуш с изображением Мадонны с Младенцем и Иоанна Крестителя в окружении букетов цветов и фруктов на Koller Auktionen 23 марта 2018 года, Цюрих, лот 3036
- ^ Йорис ван Сон, Богородица с Младенцем в гирлянде из фруктов в музее Прадо (на испанском языке)
- ^ Йорис ван Сон, Аллегория человеческой жизни в Художественном музее Уолтерса
- ^ Йорис ван Сон, Memento Mori в Нидерландском институте истории искусств (на голландском языке)
- ↑ Йорис ван Сон (приписывается), Три путти с символами Ванитас в украшенном картуше в Лемпертце
- ^ Рэтклифф, Сьюзен (13 октября 2011 г.). Оксфордская сокровищница поговорок и цитат . Оксфорд : ОУП . п. 127 . ISBN 978-0-199-60912-3 .
- ^ Делаханти, Эндрю (23 октября 2008 г.). От Бонбона до Ча-ча. Оксфордский словарь иностранных слов и фраз . Оксфорд: ОУП. п. 360 . ISBN 978-0-199-54369-4 .
- ^ Йорис ван Сон; Натюрморт vanitas с черепом, пистолетом, лютней с оборванными струнами и флейтой на аукционе Christie's.
- ^ Jump up to: а б Йорис ван Сон (Антверпен 1623-1667), Натюрморт с фруктами и вареными раками в Центре художественных технологических исследований и консервации
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Йорисом ван Соном , на Викискладе?