Ян Томас ван Ипр
Ян Томас или Ян Томас ван Йеперен [ 1 ] (5 февраля 1617 — 6 сентября 1673) — фламандский художник , рисовальщик и гравер в стиле барокко . Сначала он работал в Антверпене , где работал в мастерской Рубенса. Позже он стал придворным художником при дворе Габсбургов в Вене . Он известен своими портретами правителей Австрии, а также пасторальными, мифологическими и религиозными сценами. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ян Томас родился в Ипре , Фландрия . Ипр по-фламандски называется Ипер и Иперен. Чтобы указать на это, к его имени было добавлено дополнение «ван Иперен», что означает «из Ипра».
О подготовке художника мало что известно. Фламандский биограф 17-го века Корнелис де Би писал в своем кабинете Het Gulden , что Ян Томас был учеником Питера Пауля Рубенса . Есть свидетельства того, что он проводил время в мастерской Рубенса в конце жизни Рубенса или вскоре после этого. Есть стилистические основания считать Томаса учеником Рубенса, поскольку он был знаком с поздними работами Рубенса и перевел некоторые из них на картины меньшего масштаба. Современные ученые склонны рассматривать Яна Томаса как одного из многих сотрудников мастерской Рубенса, который помогал в выполнении крупных заказов, таких как украшения Торре- де-ла-Парада , охотничьего домика испанского короля (1636-1638). Возможно, что после смерти Рубенса Томас был «главным сотрудником» мастерской Рубенса, то есть главным помощником, ответственным за выполнение картин по эскизам мастера. [ 3 ]
Ян Томас стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1639/1640 году. Два года спустя он получил гражданство Антверпена. [ 4 ] В 1641/1642 году он взял в ученики Андриса Ламберехта. В следующем году к его мастерской в качестве учеников присоединились Андриес де Конинк и Якоб Сонс. В 1642 году он женился на Марии Кнобберт, дочери антверпенского книготорговца Джоаннеса Кнобберта . [ 5 ] В 1652 году третий ребенок Яна Томаса был крещен в церкви Св. Иакова в Антверпене, что свидетельствует о том, что он тогда еще жил в этом городе.
Считается, что Ян Томас покинул Антверпен в 1654 году, чтобы работать художником у епископа Майнца Иоганна Филиппа фон Шенборна, одного из важных дворов того времени. [ 6 ] Ян Баптист де Рюэль был его учеником во время пребывания в этом городе. [ 5 ] Около 1658 года он был во Франкфурте во время коронации Леопольда I как императора Священной Римской империи и написал (ныне утерянный) портрет императора. В этот период он также получил заказы от эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского . Со второй половины 1650-х годов Ян Томас определенно жил со своей семьей в Вене. [ 6 ] Задокументировано, что он жил в Вене, когда 8 декабря 1663 года там крестили его ребенка. Записано, что он жил на Кертнерштрассе в 1667 году. [ 5 ] В Вене он получил заказ от императорского двора и написал портреты Леопольда I и его жены Маргариты Терезии в театральных костюмах. Эти портреты были сделаны по случаю торжества по случаю бракосочетания императорской четы в 1666 году. [ 6 ]
Ян Томас также получал заказы от высшего духовенства и аристократии, таких как Дом Зринских или Зриньи. [ 2 ] Он написал портрет генерала и поэта Миклоша Зриньи за несколько лет до смерти Зрини в 1664 году. [ 7 ]
Он умер от инсульта в Вене 6 сентября 1673 года. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Помимо больших картин по истории религии, Ян Томас писал пейзажи с мифологическими или пасторальными фигурами и портреты. Он сделал большое количество портретов Леопольда Вильгельма и императора Леопольда I, а также других членов королевских и аристократических семей на территориях Габсбургов. [ 6 ]
Его стиль демонстрирует тесную связь со стилем Рубенса, в частности со стилем более поздних работ Рубенса, которые были отправлены непосредственно в Испанию. Это свидетельствует о том, что он, вероятно, работал в мастерской Рубенса в конце жизни мастера и/или сразу после его смерти. [ 3 ] Как и его современник Франс Воутерс , многие из его работ переводят монументальный стиль барокко Питера Пауля Рубенса в небольшой контекст кабинетных картин . [ 2 ] Это особенно очевидно в его библейских картинах, в которых он регулярно цитирует произведения Рубенса. В небольших мифологических сценах его стиль больше напоминает поздний маньеристский стиль Франса Франкена Младшего . [ 7 ]
Его портреты в натуральную величину, которые он сделал уже во время пребывания в Вене, соответствуют изящной и в то же время декоративной портретной манере, созданной фламандскими художниками, работавшими в Вене во второй половине 17 века. Примером может служить Леопольд I в роли Ациса в пьесе «Галатея» (1668, Художественно-исторический музей). [ 7 ]
Около 1658 года Ян Томас начал работать в новом виде меццо-тинто . Одной из таких работ в меццо-тинте является портрет Тициана 1661 года, посвященный императрице Элеоноре , вдове отца Леопольда I, императора Фердинанда III . Помимо гравюр в меццо-тинте Ян Томас также работал офортистом и гравером. Он делал гравюры своих собственных композиций, а также произведений других художников, таких как Рубенс, Антонис ван Дейк , Жерар Доу и Джованни Амброджо Фигино . [ 8 ] В своих графических работах он также создавал жанровые и аллегорические произведения, например, « Женщина с портретом мужчины в руке» ( Рейксмузеум ), опубликованную Франсом ван ден Вингаерде . На нем изображена сидящая женщина с пожилой женщиной позади нее в замкнутом пространстве. Младшая женщина держит в одной руке портрет мужчины, а в другой — стрелу. На туалетном столике перед ней лежат кольцо, расческа и ножницы. Это может быть чисто жанровая сцена или аллегория vanitas, напоминающая зрителю о временности всех человеческих начинаний. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Имя также Джоаннес Томас, Ян Томас ван Иперен, Ян Томас ван Иперен.
- ^ Jump up to: а б с Ганс Влиге. «Томас, Ян». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Арнут Балис, Рубенс и его студия: определение проблемы , в: Йост вандер Аувера, Рубенс: гений в действии: пересмотренные работы Питера Пауля Рубенса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии, Издательство Lannoo, 2007, стр. 47
- ^ Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Лиггерены и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде, том 2, Антверпен, 1864 г., стр. 110 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ян Томас из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ганс Влиге, фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 , история искусства пеликанов, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета (1998): 111–112. ISBN 0-300-07038-1
- ^ Jump up to: а б с Юлия Татрай Юлия Татрай, Винер Хофкюнстлер и Зриньис. Портреты в Lobkowicz-Sammlung в: Журнал Института истории искусств (Загреб), 2018
- ^ Дж. ван Татенхове, Ян Томас ван Иперен , в: Delineavit et Sculpsit, No. 15 мая 1995 г., стр. 39–41
- ^ Ян Томас ван Йеперен, Женщина с портретом мужчины в руке в Рейксмузеуме.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Яном Томасом ван Ипереном, на Викискладе?