Гиллис Мостарт

Гиллис Мостарт Старший (27 или 28 ноября 1528 – 28 декабря 1598) был фламандским художником и рисовальщиком эпохи Возрождения, работавшим в Антверпене во второй половине 16 века. [ 1 ] Он был разносторонним художником, работавшим в различных жанрах, включая пейзаж , жанровую и историческую живопись. [ 2 ] Гиллис Мостарт был известен, в частности, своими зимними пейзажами, сценами с пожарами и ночными сценами, а его работы в этом жанре были одними из самых востребованных произведений своего времени. [ 3 ] Художник управлял большой мастерской в Антверпене, которая поставляла работы известным меценатам. Он регулярно сотрудничал с ведущими художниками Антверпена своего времени. [ 2 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Гиллис Мостарт родился в Хюлсте . По словам раннего биографа художника Карела ван Мандера Гиллис Мостарт был братом-близнецом художника Франса Мостарта и внуком художника Яна Мостарта . [ 5 ] Современные ученые ставят под сомнение утверждение о том, что Ян Мостарт был родственником Гиллиса. [ 4 ] [ 6 ] Отец Гиллиса, которого также звали Гиллис, сам был художником. [ 7 ]
В то время как его брат Франс стал учеником пейзажиста Эрри Мете де Блеса , Гиллис изучал пейзажную живопись у Яна Мандейна с 1550 года, года, когда он был зарегистрирован учеником в Антверпенской гильдии Святого Луки . [ 1 ] [ 8 ] Ван Мандер рассказывает, что оба брата присоединились к Антверпенской гильдии Святого Луки в 1555 году. [ 5 ] Однако, поскольку Франс получил зарегистрированного ученика в 1553 году, более вероятно, что Франс стал мастером Гильдии раньше. [ 9 ] Предполагается, что Гиллис работал вместе с Мартеном ван Клевом и Мартеном де Восом в студии Франса Флориса , ведущего художника-историка Антверпена своего времени. [ 4 ]

Гиллис Мостарт женился на Маргарете Баес в 1563 году, и у пары родилось шестеро детей. [ 2 ] Он пользовался большим уважением среди коллег-художников. художники Пеетер Балтенс и Криспин ван ден Брук Крестными отцами его детей, родившихся в 1571 и 1588 годах, были .
Мостарт основал процветающую мастерскую в Антверпене, и его работы продавались по высоким ценам на рынке. [ 4 ] В описях коллекций произведений искусства самых важных коллекционеров конца 16 - начала 17 веков указано множество дорогих кабинетных картин Мостарта, что показывает, что его работы пользовались покровительством известных и состоятельных частных клиентов. [ 6 ] В число этих коллекционеров входили Франсуа Перрено де Гранвель (1559–1607) (младший брат кардинала Антуана Перрено де Гранвель ), эрцгерцог Австрии Эрнест (1553–1595) и эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский . Филипс ван Валкениссе, лорд Хемиксема, глава антверпенской милиции и, возможно, величайший коллекционер произведений искусства Антверпена, владел более чем 50 картинами Мостарта. [ 3 ] [ 10 ]

Он умер в Антверпене . Считается, что на момент смерти он был в большой задолженности и что содержимое его мастерской было распродано или роздано кредиторам для погашения этих долгов. [ 2 ] Многие из его работ были приобретены Филипсом ван Валкениссе, лордом Хемиксема , который все еще владел некоторыми из них, когда он сам умер в 1614 году. [ 4 ]
Работа
[ редактировать ]Очень немногие работы можно с уверенностью отнести к Гиллису Мостарту, поскольку он подписывал лишь немногие из своих картин. [ 6 ] На тех работах, которые подписывал, он обычно добавлял монограмму GM и год. [ 4 ] Мостарт, вероятно, управлял большой мастерской с важной продукцией. Судя по всему, он работал в основном с частными клиентами, которым поставлял картины самой разной тематики. Сюда входили сцены рынков, ярмарок и деревни, аллегории четырех времен года, зимние и снежные пейзажи, сцены войны, ада и горящих домов, религиозные сюжеты, а также притчи и аллегории. [ 11 ] Мостарт часто использовал медь в качестве основы для своих картин маслом, что придавало им определенный блеск и сияющий вид. [ 3 ]

Считается, что Мостарт сыграл важную роль в развитии жанрового и пейзажного искусства в Антверпене благодаря своим сценам, изображающим деятельность современных людей с помощью множества маленьких фигур в его композициях. Ему также приписывают введение в жанровое искусство маньеристского стиля изображения человеческой фигуры, который был типичен для антверпенских маньеристов школы Франса Флориса . [ 2 ] Ключевыми характеристиками этого развивающегося стиля являются естественное изображение природы и отражающих поверхностей, включение различных небольших фигур для оживления его холстов и смешение пейзажа с историей. [ 12 ]
В свое время он был известен остроумием, проявленным в его произведениях. Сообщается, что он написал « Воскресение Лазаря» , которое включало в себя его автопортрет среди толпы, зажав нос, чтобы не почувствовать запах разложения Лазаря. Таким образом, его считали продолжателем фламандской художественной традиции, самым ранним представителем которой был Иероним Босх и еще одним примером которой был его современник Питер Брейгель Старший . [ 12 ] Он был активным подражателем Иеронима Босха . вдохновленных Босхом, он черпал главное вдохновение в одном из пяти гобеленов по мотивам Босха, которые были сотканны для кардинала Гранвеля в Брюсселе в 1566 . Для своих композиций , году из которых он создал различные версии (например, Рейксмузеум, переданный в аренду музею Катаринеконвент ). [ 2 ] Картина представляет собой аллегорическое полотно, высмеивающее Римско-католическую церковь. Битва за сено символизирует жадность, ведущую к раздорам, страданиям, смерти и разрушениям. Значение выражения «Это все сено» в XVI веке было: это все никчемность, обман. На снимке Мостарт поместил монахов и церковных сановников, наиболее близких к возу сена в критике католического духовенства. На протяжении всей композиции семь смертных грехов представлены : чревоугодие, леность, зависть, скупость, гордыня, гнев и похоть. Например, крайний слева мужчина заснул на мешке сена и символизирует ленивость. [ 13 ]

«Огненные картины» Мостарта числились в описях крупных коллекционеров конца 16 — начала 17 веков. Сцены, изображающие разрушение Содома и Гоморры и сожжение ночных деревень, дали художнику возможность проявить свое мастерство в передаче эффектов света и огня. [ 14 ] Один из его шедевров в этом жанре — « Пейзаж с мародерствующими солдатами» (1569, Лувр). Эта композиция предлагает ночной вид на пейзаж с рекой и как минимум 8 источниками огня, простирающимися по всему горизонту. Пожары, скорее всего, были устроены солдатами, некоторые из которых подверглись нападению со стороны жителей деревни в отместку. Жители деревни, судя по всему, одержали верх над солдатами, некоторые из которых вместе со своими подругами изображены на переднем плане лежащими на земле под угрозой быть убитыми. Жители деревни, скорее всего, найдут добычу, в том числе несколько блестящих кастрюль и сковородок, а также несколько узлов. [ 15 ]

Мостарту приписывают изобретение картин с библейскими сценами, которые со всех сторон обрамлены меньшими сценами гризайлем, написанными на дереве. Примером может служить «Крещение Христа» (Fondation Custodia). Мостарт начал создавать эти составные картины с 1570-х годов. Некоторые из его картин в этом стиле раньше ошибочно приписывались Франсу Франкену Младшему , который писал подобные сцены в 1620-х годах. [ 2 ] [ 16 ]
Он пользовался спросом как художник по стаффажу и добавлял фигуры в пейзажи своих коллег из Антверпена, таких как Корнелис ван Далем (которому он представил Бартоломеуса Шпрангера как ученика), Мартена ван Клеве , Корнелиса Моленаера и Якоба Гриммера, а также в архитектурные картины и виды города Хендрика ван Стенвейка I и Ганса Фредемана де Фриза . [ 1 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гиллис Мостарт из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Карл Ван де Вельде и Джеймс Снайдер . «Мостарт: (2) Гиллис Мостарт», Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 7 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Брандекенс работы Гиллиса Мостарта в доме Хименеса
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лоде И. Дж. Гукенс, Расписная рама: инновация Гиллиса Куанье или Гиллиса Мостарта? Хойваген, Париж, Лувр , Факультет искусств и философии Гентского университета, Бумага «История изобразительного искусства в Нидерландах II» Для: профессора Коенраада Йонкхеера, 2015-2016 учебный год (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Франс и Гиллис Мостарты : Карел ван Мандер , Хет Шильдер-Бек , Харлем, 1604 г. (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Байк Жан Ф., Гиллис Мостарт - Христос, показанный Пилатом людям. Архивировано 28 апреля 2016 г. в Wayback Machine в Тенто (на голландском языке).
- ^ Лоде И. Дж. Гукенс, Гиллис Мостарт: День Святого Георгия. Что видели художники и покупатели в ярмарочных картинах? Дело о празднике Святого Георгия (MSK Гент) , Факультет искусств и философии Гентского университета, Бумага «История изобразительного искусства в Нидерландах II» От имени: профессора Коенраада Йонкхеера, 2015-2016 учебный год (на голландском языке)
- ^ Франс Мостарт из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Liggeren и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде] 1453-1615 годов, отредактированные и опубликованные Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 184 (на голландском языке)
- ↑ Гиллис Мостарт, Лот и его дочери под руководством ангелов, разрушение Содома и Гоморры на аукционе Sotheby's.
- ^ Гиллис Мостарт (1528-98): современник Брейгеля в кодарте (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Кристина Гёттлер, «Остроумие в живописи, цвет в словах: изображения пожаров Гиллисом Мостартом », в: Торговые ценности в Антверпене раннего Нового времени, Ежегодник Нидерландов по истории искусства 64 (2014), изд. Кристин Геттлер, Барт Рамакерс, Джоанна Вудалл (Лейден: Brill, 2014), стр. 214-237
- ^ Гиллис (I) Мостарт, Hooiwagen. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine в музее Catharijneconvent (на голландском языке).
- ↑ Гиллис Мостарт, Лот и его дочери под руководством ангелов, разрушение Содома и Гоморры на аукционе Sotheby's.
- ^ Дэвид Канцл, От преступника к придворному: Солдат в нидерландском искусстве 1550-1672 гг ., BRILL, 1 января 2002 г., стр. 175-176.
- ^ Марта Холландер, Вход для глаз: пространство и значение в голландском искусстве семнадцатого века , University of California Press, 2002, стр. 35.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гиллисом Мостартом, на Викискладе?