Петер Балтенс
Пеетер Балтенс , Питер Балтен или Питер Кустодис [ 1 ] (ок. 1527 в Антверпене – 1584 в Антверпене), фламандский художник эпохи Возрождения , рисовальщик, гравер и издатель. Балтенс также был арт-дилером и поэтом. Он был известен своими жанровыми картинами, религиозными композициями и пейзажами. [ 2 ]
Его карьера и художественное развитие и творчество фламандского художника Питера Брейгеля Старшего были тесно переплетены. Его считают одним из ключевых изобретателей жанра деревенской сцены во фламандском и голландском искусстве. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Подробностей о жизни Питера Балтенса мало. Балтенс родился в Антверпене ок. 1527 г., сын скульптора Балтенса Кустодиса (или Балтенса Янсзона де Костере). Он был зарегистрирован как член местной Гильдии Святого Луки в 1540 году под именем «Пьеркен Кастодис». В 1550 году он был признан мастером Гильдии. [ 2 ] [ 4 ]
Фламандский историк искусства начала 17 века Карел ван Мандер является ключевым источником о жизни Балтенса. Ван Мандер заявил в своем «Шильдер-бюке» 1604 года , что Балтенс стал членом Гильдии Святого Луки в 1579 году. Теперь из других источников известно, что ван Мандер ошибся в этой дате. Ошибка Ван Мандера, возможно, связана с неверным прочтением даты 1569 года, когда Балтенс стал членом правления Гильдии. Еще одним ошибочным заявлением ван Мандера, оказавшим разрушительное влияние на историко-художественную репутацию Балтенса, было название Балтенса последователем Питера Брейгеля Старшего. [ 5 ] На самом деле Ван Мандер ошибся в дате вступления Балтенса в местную Гильдию, а также в отношении отношений Балтенса с Питером Брейгелем Старшим, которых он квалифицировал как отношения последователя. [ 2 ]
В 1550–1551 годах Брейгель фактически работал ассистентом Петера Балтенса и в конечном итоге нарисовал свою собственную версию Вавилонской башни Балтена . Известно, что эти два художника совместно работали над алтарем (ныне утерянным) для Гильдии перчаточников в Мехелене . В этом заказе именно Балтенс расписал центральную часть алтаря, а Брейгель — крылья гризайлью . Такое разделение задач предполагает, что Балтенс был более авторитетной фигурой в сотрудничестве. [ 5 ]
Ван Мандер далее утверждал, что Балтенс побывал в разных странах и сделал различные взгляды из жизни, хотя записей о таких путешествиях нет. [ 6 ] Ван Мандер писал, что Балтенс был хорошим поэтом и редерийцем и время от времени сотрудничал с художником Корнелисом Кетелем . [ 7 ] Пеэтер Балтенс был членом риторической палаты под названием Violieren . [ 8 ]
Сын Балтенса Доминик переехал в Германию, где женился на вдове Варфоломеуса Килиана . Он основал в Аугсбурге граверную мастерскую , известную как Килиан . семья граверов [ 9 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Известное творчество Балтенса ограничено 13 картинами и 11 рисунками, из которых только один полностью подписан и ни один не датирован. [ 6 ] Балтенс писал религиозные произведения, деревенские сцены и пейзажи, в том числе зимние. [ 2 ] Считается также, что он рисовал трони — разновидность портретной живописи, изображающую неопознанных натурщиков, обычно с преувеличенным выражением лица. [ 10 ] Примером может служить Портрет плачущего крестьянина» (Аукционсхаус Томаса Бергмана). приписываемый художнику « [ 11 ] Некоторые из тронов, ранее приписывавшихся Балтенсу, были повторно приписаны Мартену ван Клеву , современному художнику с аналогичным интересом к крестьянским сценам и трони. [ 12 ]
Сохранилось не так много подписанных работ Балтенса. Свои картины и рисунки он подписывал буквами «ПБ», «П. Балтенс», «Петер Балтен», «Петер Балтенс» и Пеетер Б. [ 2 ]
Жанрист крестьянского быта.
[ редактировать ]Его творчество было в основном посвящено жанру, ставшему очень популярным еще при его жизни: изображению традиций крестьянской жизни. Он был одним из первых художников, создавших реалистичные изображения деревенских застолий и гуляний с толпами гуляк. В то время как искусствоведы раньше считали Балтенса последователем Питера Брейгеля в крестьянском жанре, теперь считается, что Балтенс скорее оказал влияние на Брейгеля, чем наоборот, или что художники черпали вдохновение в работах друг друга. [ 3 ] [ 4 ] [ 13 ] Также известно, что самое раннее сотрудничество Балтенса с Брейгелем было над алтарем Гильдии перчаточников в Мехелене (ныне утерянным) и что в этом сотрудничестве Балтенс казался более авторитетным художником, поскольку отвечал за роспись центральной панели. Работы Балтенса также оказали влияние на следующее поколение династии Брейгелей, поскольку сын и подражатель Питера Брейгеля Старшего Питер Брейгель Младший скопировал деталь Ecce homo Балтенса и превратил ее в независимое произведение. [ 4 ]
Его ярко окрашенные и энергично нарисованные фигуры подчеркивают фарсовые аспекты деревенской жизни. Его интерес к комической стороне деревенской жизни очевиден в представлении фарса с фальшивой водой (ок. 1550, Рейксмузеум). Композиция изображает деревенскую сцену с исполнением популярного фарса Een cluyte van Plaeyerwater («Фарс с фальшивой водой»). В фарсе рассказывается история жены, которая отправляет мужа искать фальшивую воду, чтобы вылечить ее. На самом деле жена замышляет свидание со своим возлюбленным, священником. Заговор жены сорван, когда муж узнает о намерениях жены и ловит ее. [ 14 ]
Стиль Пеэтера Балтенса характеризуют четко выраженные и энергично определенные формы. Его палитра, отдавшая предпочтение ярко-красному цвету, выделявшему фигуры на фоне, была для своего времени смелой. Эти яркие цвета подчеркивали буйное веселье веселья жителей деревни. [ 13 ]
Его самая известная композиция — « День Святого Мартина Кермиса» , две версии которой есть: одна в Рейксмузеуме , а другая — в Королевском музее изящных искусств Антверпена . Долгое время считалось, что эта работа является копией произведения Питера Брейгеля Старшего, называемого « Вино Дня Святого Мартина» . [ 4 ] Картина Брейгеля считалась утерянной, пока не появилась на художественном аукционе и не была приобретена музеем Прадо . [ 15 ]
Художник-пейзажист
[ редактировать ]Ван Мандер похвалил Балтенса как художника-пейзажиста. Первоначально никакие известные самостоятельные пейзажи Балтенса не были известны до тех пор, пока в 1985 году художнику не была приписана группа из шести пейзажных рисунков, выполненных пером и тушью ( Лувр , Музей Плантена-Моретуса и Национальный музей ). Атрибуция этих работ, некоторые из которых ранее были переданы Брейгелю или Гансу Болу , основана на единственном полностью подписанном листе (подписаном «PEETER BALTENS») под названием « Лесной пейзаж с всадниками и стадом овец» ( Staatsgalerie Stuttgart ). [ 4 ] [ 16 ] Обнаружение этих рисунков Балтенса привело к предположению, что самые ранние пейзажные рисунки Питера Брейгеля Старшего могли быть созданы под влиянием пейзажных рисунков Балтенса. [ 17 ]
Известна только одна пейзажная картина Балтенса. озаглавленная «Пейзаж с крестьянской хижиной» Эта небольшая картина диаметром 23,5 см, , формально находилась в музее Бредиуса в Гааге, откуда она была украдена. Подписано и датировано «П. balten f./1581' на картине изображен фермерский дом у водоема и простой равнинный пейзаж с церковной башней вдали. Композиция очень близка голландским картинам примерно 1620 года. Картина цитируется в художественной литературе для демонстрации недостаточно признанного влияния фламандских художников на творчество голландского художника Эсайаса ван де Вельде . В этой композиции краска наносилась тонко и быстро, вероятно, частично по мокрому. Коттедж и окружающий пейзаж были окрашены в различные оттенки светло-коричневого цвета. [ 18 ]
Религиозные композиции
[ редактировать ]Небольшой объем сохранившихся работ Балтенса включает ряд религиозных композиций. Помимо своей «Ecce homo» , которая позже стала источником вдохновения для самостоятельного произведения Питера Брейгеля Младшего, он создал работы на популярные темы, такие как «Христос на пути на Голгофу» и «Вавилонская башня» .
Его «Христос на пути на Голгофу» (продан на аукционе «Сотбис» 7 июля 2005 года в Лондоне, лот 7), возможно, вдохновлен Питером Брейгелем Старшим трактовкой этого предмета (1564, Художественно-исторический музей , Вена), о чем Балтенс, вероятно, знал в Антверпене. . Обе картины отражают тему, ставшую устоявшейся традицией во фламандском искусстве к 1560-м годам. Некоторые композиционные элементы обеих работ схожи: в центре композиции помещен Христос на коленях, кольцо фигур окружает место распятия на вершине холма справа вверху, между зрителем и Христос и всадники в красных хитонах замыкают процессию фигур. Но между обеими работами также есть много различий: в то время как Брейгель поместил траурную группу Трех Марий и Святого Иоанна Крестителя на правом переднем плане, Балтенс расположил их по-другому на левом. Фигуры Балтенса также не похожи на Брейгеля по стилю, а скорее предполагают, что Балтенс находился под влиянием Питера Артсена Стиль фигуры . Картина Балтенса подчеркнула элемент процессии больше, чем картина Брейгеля, и включает в себя гораздо больше фигур. [ 19 ]
В картине Балтенса « Вавилонская башня » (продана на аукционе HDV Geneve 9 марта 2016 года в Женеве, лот 951) изображен сюжет, который также изображался Брейгелем, а затем и целым рядом фламандских художников. В то время как тема Вавилонской башни обычно интерпретируется как критика человеческого высокомерия , и в частности Римско-католической церкви, которая в то время с большими затратами осуществляла крупномасштабные строительные проекты, такие как базилика Святого Петра , она имеет также рассматривался как праздник технического прогресса, который предвещал лучший и более организованный мир. [ 20 ]
Гравер и издатель
[ редактировать ]Балтенс также работал гравером и издателем. Его гравюры являются копиями его собственных работ и работ других художников его времени, таких как Мартен де Вос и Амброзиус Франкен I. Он делал гравюры на популярные темы, такие как деревенские сцены и аллегории. [ 4 ]
Известная гравюра Балтенса — « Свадебный вечер» , изображающая историю невесты, которая не может сдержать слез, когда ее укладывают спать в брачную ночь. Эта тема популярна в 16 веке. Невеста изображена держащей в руках два примечательных предмета: свечу и кувшин. Стих под гравюрой объясняет, что горе молодой невесты будет недолгим, поскольку, оказавшись в постели, она вскоре снова засмеется. [ 21 ] Гравюра входит в серию, изображающую фарсовую сторону крестьянской жизни горожан, приобретавших эти гравюры. [ 22 ]
Балтенс опубликовал ряд династических генеалогий. В 1575 году он опубликовал « Brabantiae Ducum Imagines» , серию из 11 гравюр, изображающих герцогов Брабанта как глав Ордена Золотого Руна, начиная с основателя ордена Филиппа Доброго и заканчивая нынешним главой Ордена Филиппом II. Испании . [ 23 ] Около 1580 года Бальтенс опубликовал в Антверпене иллюстрированную книгу под названием « Генеалогии и древнее происхождение лесников и графов Фландрии» с краткими описаниями их жизни и поступков; все собрано на основе самых достоверных и проверенных хроник и анналов, которые только можно найти, Корнелем Мартином Зеландойсом. и украшены портретами фигур и привычек в соответствии с нравами и вкусами своего времени, как они были найдены на древнейших картинах Пьера Бальтазара и им же обнаружены («Генеалогии лесников и графов Фландрии», с краткое описание их жизни и поступков, как они найдены в самых подлинных и достоверных хрониках и анналах Корнеля Мартина из Зеландии и украшены портретами, фигурами и платьями по моде того времени, как они были найдены в; самые старые картины и выделены Пьером Бальтазаром). [ 24 ] В книге содержались гравюры 33 графов и графинь Фландрии, включая их мифических предков, так называемых «лесников». Изображение каждого из этих людей можно найти на лицевой стороне каждого листа, а на оборотной стороне представлен краткий отчет о жизни этого человека. Текст написал Корнель Мартен. Пеетер Балтенс нарисовал и выгравировал пластины, напечатал книгу и продал ее в своем издательстве. [ 23 ]
Считается, что некоторые из его оригинальных гравюр вдохновили Питера Брейгеля Старшего на создание композиций. Например, гравюра Балтенса на тему «Страны Кокень» («Luilekkerland» по-голландски), вероятно, послужила вдохновением для трактовки этой темы Брейгелем ( Старая пинакотека , Мюнхен ). [ 25 ] Некоторые оригинальные гравюры Балтенса в прошлом приписывались Питеру Брейгелю, поскольку Балтенс использовал монограмму «PB» на некоторых из своих гравюр. [ 26 ]
Он также опубликовал гравюры произведений Мартена де Воса, Амброзиуса Франкена и Ганса Фредемана де Фриза . [ 2 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Его «правильное» имя — Пеетер Балтенс. Он был также известен как Питер Балтенс, Питер Бальтазар, Питер Бальтазар, Питер де Костере, Питер Кустодис, Питер Кустодис.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пеетер Балтенс в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б Надин Оренштейн (2001), с. 90
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ян Ван дер Сток . «Балтенс, Петер». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 9 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Надин Оренштейн (2001), с. 26
- ^ Jump up to: а б Пеетер Балтенс в музее Боймана Ван Бёнингена
- ^ Питер Балтен в: Карел ван Мандер , Шильдер-бёк , 1604 г. (на голландском языке)
- ^ Кристофер Хойер, «Репетиция города: объект, архитектура и печать в мирах Ганса Фредемана де Фриза (Классическая традиция в архитектуре)», Routledge, 2009, стр. 77
- ^ Доминикус Кустос из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Ян Мюлле, Трони, приписываемые Питеру Брейгелю Физиогномика и выражение (2) Эстетика уродливого , в: Семнадцатый век. Том 18, Семнадцатый век, с. 122 (на голландском языке)
- ^ Пеетер Балтенс, Портрет плачущего крестьянина в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Мартен ван Клев, Изображение крестьянки: аллегория февраля в Коллере.
- ^ Jump up to: а б Питер Балтен, Великая Кермеса Святого Георгия. Архивировано 12 мая 2016 года в Wayback Machine в галерее De Jonckheere.
- ^ Уолтер С. Гибсон, Питер Брейгель и искусство смеха , Калифорнийский университет Press, 2006, стр. 25-26
- ^ Специальная выставка: «Вино дня Святого Мартина» Брейгеля Старшего в Музее Прадо.
- ^ Питер Балтен около 1528–1584 годов, богатый деревьями пейзаж с всадниками и стадом овец в Государственной галерее Штутгарта (на немецком языке)
- ^ Надин Оренштейн (2001), с. 25-26
- ^ Э. Дж. Слейтер, О брабантском мусоре, экономической конкуренции, художественном соперничестве и росте рынка картин в первые десятилетия семнадцатого века , Журнал историков нидерландского искусства. Том 8: Выпуск 1 (2016)
- ^ Пеетер Балтенс, Христос на пути к Голгофе на Sotheby's
- ^ Джонатан Содей, «Машины воображения: культура Возрождения и рост машин», Routledge, 2007, стр. 21
- ^ Пеетер Балтенс, Свадебный вечер в музее Бойманса Ван Бёнингена
- ^ Патрисия Уордл, «Резюме», Ежегодный бюллетень. 29, нет. 4 (1981), Фонд Рейксмузеума, с. 245
- ^ Jump up to: а б Ольга Васильева-Кодонье, В поисках вымышленных генеалогий князей: серия ретроспективных династических портретов и социальные последствия истинного сходства (Антверпен, ок. 1600 г.)
- ^ Цифровая копия книги «Генеалогии и древнее происхождение лесников и графов Фландрии» с краткими описаниями их жизни и поступков; все собрано на основе самых достоверных и проверенных хроник и анналов, которые только можно найти, Корнелем Мартином Зеландойсом. и украшены портретами фигур и привычек в соответствии с манерами и вкусами своего времени, как они были найдены на старейших картинах Пьера Бальтазара и им же выставлены на свет в Баварской государственной библиотеке.
- ^ Надин Оренштейн (2001), с. 256
- ^ Рене ван Бастелаер, Гравюры Питера Брейгеля Старшего: Каталог Резоне , Alan Wofsy Fine Arts, 1 января 1992 г., с. 33
Источники
[ редактировать ]- Надин Оренштейн, Питер Брейгель Старший: рисунки и гравюры , Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Музей Боймана Ван Бенингена (Роттердам, Нидерланды), 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Питером Балтеном, на Викискладе?