Корнелис Кетель
Корнелис Кетель | |
---|---|
Рожденный | 18 марта 1548 г. |
Умер | 8 августа 1616 г. | (68 лет)
Известный | Рисование |
Движение | маньеризм |
Дети | 1 |
Корнелис или Корнелиус Кетель (18 марта 1548 г. - 8 августа 1616 г.) [ 1 ] ) был голландским художником- маньеристом , работавшим в елизаветинском Лондоне с 1573 по 1581 год и в Амстердаме до своей смерти. Кетель, известный в основном как портретист , был также поэтом и оратором, а с 1595 года — скульптором . [ 2 ]
Согласно биографии Кетеля, написанной его современником Карелом ван Мандером , [ 3 ] он, кажется, хотел сосредоточиться на самом престижном из иерархии жанров — исторической живописи , включавшей мифологические сюжеты, но после того, как он покинул Францию, он почти полностью известен как художник-портретист. Ни в Англии, ни в Голландии при его жизни не было особого спроса на большие исторические картины, и известно, что ни одна из историй или аллегорических картин Кетеля не сохранилась в первозданном виде, хотя рисунки и гравюры сохранились. [ 2 ] Однако он существенно повлиял на развитие самого крупного типа живописи, обычно создававшегося в Соединенных провинциях в этот период, - гражданского группового портрета .
Жизнь
[ редактировать ]Кетель родился в Гауде 18 марта 1548 года и был внебрачным ребенком Элизабет Якобсдр. Кетель и коллекционер произведений искусства Говерт Янс ван Пройен. [ 4 ] Знаменитый художник по стеклу из Гауды Дирк Крабет посоветовал ему начать рисовать, будучи учеником своего дяди Корнелиса Якобса. [ 5 ] В 18 лет он стал учеником делфтского художника Антони Блокландта . Позже он отправился в Париж, где жил с Жаном де ла Амом , художником по стеклу короля Карла IX . [ 6 ] Из Парижа он отправился в Фонтенбло , где работал в 1566 году, в последние годы школы Фонтенбло , пребывание, которое, несомненно, имело решающее значение в формировании его вкуса к маньеристским аллегориям. Он был вынужден покинуть Францию в 1567 году, когда все граждане Габсбургских Нидерландов были изгнаны. [ 7 ]
Он вернулся в Гауду, но экономика там серьезно пострадала из-за оккупации города в 1572 году повстанцами Гезена , за которой в 1573 году последовала чума , унесшая жизни 20% населения, и голландское восстание , которое вступало в новую фазу, дестабилизировавшую ситуацию. повседневная жизнь во всех Нидерландах. Далее Кетель записан в Англии и был одним из нескольких изгнанных нидерландских художников, работавших при дворе Тюдоров в 1570-х годах. Корнелис Кетель женился на Элтгене Герритсе в Лондоне в 1573 году. Биограф Карел ван Мандер отмечает его портрет сэра Кристофера Хаттона : [ 8 ] графа Оксфорда и различных дворян, их жен и детей. В 1578 году было получено разрешение на портрет королевы Елизаветы во время визита к Анне Сеймур, герцогине Сомерсетской в Ханворт-Парк -Хаус в Мидлсексе . [ 9 ]
Не найдя в Англии рынка для своих любимых аллегорических сюжетов, Кетель вернулся в Нидерланды, поскольку его сын Рафаэль родился в Амстердаме в 1581 году. Кетель с большим успехом представил голландским бюргерам формат группового портрета в полный рост. [ 10 ] и, похоже, в основном работал как портретист. Голландский вкус, возникший в результате восстания, был враждебен маньеристским аллегориям и даже более простым мифологическим сюжетам в искусстве, которые широко ассоциировались с ненавистными Габсбургами , правителями, против которых восстали голландцы. [ 11 ] Он также рисовал некоторые религиозные сюжеты; вполне вероятно, что он был ремонстрантом , как и его друг Хендрик де Кейзер , городской архитектор и скульптор. Его сын Томас де Кейзер , как полагают, был учеником Корнелиса ван дер Вурта , а ван дер Вурта (родившийся около 1576 г.) считается учеником Кетеля; все они стали успешными амстердамскими портретистами и получили заказ от schuttersstukken . уроженец Дании, Питер Исаак, несомненно, был учеником. [ 2 ] и Ван Мандер упоминает больше. Одним из них был Воутер Крабет из Гауды.
После смерти жены в 1602 году он женился повторно в 1607 году на Элтге Янс, но не в кальвинистской церкви, поскольку был арминианином или ремонстрантом . [ 12 ] В этом браке родился сын Андрис, который умер в очень молодом возрасте. Кетель перенес инсульт и составил свое завещание в ноябре 1613 года, свидетелем которого стал Хендрик де Кейзер. Он умер 8 августа 1616 года. [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Лондонские годы
[ редактировать ]Кетель быстро зарекомендовал себя как успешный портретист в Лондоне. что Кетелю покровительствовали процветающие немецкие ганзейские купцы Стилярда Карел ван Мандер пишет , и что Сила, побежденная Мудростью и Благоразумием, заказанная им и представленная сэру Кристоферу Хаттону , представила его придворным кругам. [ 14 ] Хаттон заказал портрет, и королева Елизавета I сидела на нем в 1578 году. [ 15 ] Крупную продукцию Кетеля за эти годы, большая часть которой сейчас утеряна, можно оценить по количеству его известных заказов. В 1577 году Кетелю было поручено написать серию из 19 портретов для компании Cathay , один из которых — знаменитый (но очень поврежденный) портрет Мартина Фробишера в полный рост, который сейчас находится в Бодлианской библиотеке . [ 16 ] и несколько «великих» картин Каличо , инуита Фробишера, который привез обратно в Англию. [ 17 ] Автопортрет Кетеля, который был выгравирован Хендриком Бэри , находится в Королевской коллекции . [ 18 ] Недавно серия картин с изображением головы и плеч членов семьи Томаса «Клиента» Смайта , датированная 1579 годом и ныне широко разбросанная, была идентифицирована как работа Корнелиса Кетеля. [ 19 ]
Судя по всему, все аллегорические картины Кетеля утеряны, однако ранее утраченный шедевр был обнаружен и выставлен в музее Тейт в Лондоне в 1995 году на крупной выставке под названием « Династии». Живопись в Тюдоровской и Якобинской Англии 1530-1630 гг . Судя по названию этой работы, это может быть утраченная картина «Триумф мудрости и благоразумия над силой» 1580 года, написанная в Англии. (Мидема-Шультинг, 1988 г.) [ неполная короткая цитата ] Этот фрагмент, получивший название «Аллегория», сегодня был обнаружен вместе с реверсом № 1. 55, единственный остаток богатой живописной аллегории Кетеля, подробно описанной ван Мандером в его «Шильдер-Бёке» 1604 года [Miedema 1994]. [ нужна ссылка ]
Записи показывают, что Кетель взял 1 фунт стерлингов за портрет с головой и плечами и 5 фунтов стерлингов за портрет в полный рост. [ 20 ] Николас Хиллиард , который тогда был в расцвете сил как художник-портретист , обычно брал за миниатюру 3 фунта стерлингов.
Более поздние работы
[ редактировать ]Некоторые исторические картины Кетеля задокументированы по-разному, в том числе « Демокрит» и «Гераклит», блестяще скопированные Рембрандтом в возрасте около тринадцати лет, когда он обучался у Питера Ластмана в Амстердаме. [ 21 ] Возможно, это были трони , голландский жанр воображаемых портретов мифологических или исторических личностей. В истории ван Мандера описывается крестьянин, пытающийся объяснить своей жене Кетель Даная , но путающий ее с Благовещением . [ 22 ]
1588 года Картина Кетеля «Компания капитана Роузкранса» , самый ранний голландский групповой портрет, на котором фигуры изображены стоящими и в полный рост, «оказала большое влияние на более поздних художников, изображавших ополченцы, таких как Рембрандт в его « Ночном дозоре» 1642 года». [ 23 ] — к кому следует добавить Франса Хальса и Бартоломеуса ван дер Хельста [ 24 ] — и установили амстердамскую традицию; Гарлемские группы Хальса имеют высоту только до колен, но его великая амстердамская группа — в полный рост. Однако Кетель, как и Хальс, расставлял своих натурщиков в стороны через неравные промежутки времени, но держал их всех в ряд в передней части картинного пространства; Рембрандту было предоставлено также возможность распространить свои сюжеты глубоко в картинное пространство. [ 25 ] Картина обрезана со всех сторон, особенно сверху; Первоначально городские ворота, перед которыми стоит группа, были гораздо более заметными и в этом отношении ближе к Ночному Дозору . [ 26 ] Группа также носит оружие в помещении, что является еще одним нововведением. [ 2 ]
Вместе с Питером Питерсом Кетель на протяжении многих лет был ведущим портретистом Амстердама и одним из поколения голландских художников-портретистов, чьи все более сложные работы заложили основу для их гораздо более известных преемников. В то время как в Англии портреты маслом оставались преимущественно уделом двора и дворянства, в Нидерландах они уже были распространены среди зажиточных торговых классов. Кетель жил напротив Ауде Керк , где купил в 1593 году дом на так называемом «Бархатном канале». И Кетель, и Питерс разработали амстердамский стиль, часто отмеченный изображением натурщиков «очень близко к плоскости картины, под необычным углом и плотно обрезанным рамой» (см. Двойной портрет брата и сестры ниже). [ 27 ] Кетель, похоже, хранил запас рисунков поз, из которых посетитель мог выбирать и которые могли быть обработаны ассистентами студии без необходимости присутствия натурщика. [ 28 ] Ван Мандер пишет, что около 1600 года он иногда отбрасывал кисть и рисовал прямо пальцами и даже освоил прием рисования ступнями и пальцами ног — предположительно, только на короткие периоды времени. Возможно, это было сделано для того, чтобы развлечь себя и своих натурщиков, чтобы избавиться от скуки. [ 29 ] Альтернативное, возможно, более вероятное объяснение состоит в том, что к этому его вынудил прогрессирующий паралич, возможно, артритический , который окончательно полностью одолел его к 1610–1613 гг. [ 30 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сэр Мартин Фробишер, 1577 г.
-
Томас Пид, 1578 год. На черепе надпись «Посмотри в конце».
-
Ричард Гудрик из Рибстона, 1578 г.
-
Джон Смайт, 1579 г.
-
Томас Сесил, первый граф Эксетер. 1575 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Корнелис Кетель» . Нидерландский институт истории искусств . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рудольф Эккарт, Корнелис Кетель , Grove Art Online, по состоянию на 31 января 2008 г.
- ^ Голландский онлайн-текст, из DBNL , К. ван Мандер, Het Schilder-boeck , Харлем, 1604 г. (перепечатано в Утрехте, 1969 г., переведено как «Жизни нидерландских и немецких художников Х. Мидема», изд. 1994–99).
- ^ Лайонел Каст, «Заметки о картинах в королевских коллекциях-XXIV. О некоторых портретах Корнелиса Кетеля», Журнал Burlington для ценителей , 22 , № 116 (ноябрь 1912: 88-89, 92-940, стр. 93.
- ^ "Корнелис Кетель". Краткий словарь искусства Grove . Oxford University Press, Inc., 2002. Answers.com, 28 января 2008 г. [1]
- ^ Джеймс, Художники и их работы , с. 38
- ^ Хирн, с. 103
- ↑ Связано Кастом (1912) с портретами сэра Кристофера, ранее работавшего с лордом Диллоном в Дитчли и с графом Винчилси.
- ↑ Каст 1912:93, по ван Мандеру.
- ^ Хирн, с. 105
- ^ Р. Х. Виленски, Голландская живопись , «Пролог», стр. 27–43, 1945, Фабер, Лондон.
- ^ «Инвентаризация» .
- ^ Хирн, с. 105
- ^ Уотерхаус с. 39
- ^ Хирн, с. 109, и Стронг, Глориана , с. 101. Решетной портрет Елизаветы в Сиене, который, как предположил Стронг, мог быть написан Кетелем, теперь известен как работа Квентина Метсиса Младшего ; см. Хирн, с. 85.
- ^ Хирн, с. 108-109
- ^ Это стоило ему лок. .
- ^ Каст, он лок. .
- ^ Хирн, с. 108-110
- ^ Strong, English Icon , с. 49
- ^ Сеймур Слайв, Голландская живопись, 1600-1800 , Йельский университет, 1995, с. 100, ISBN 0-300-07451-4 ; Гераклит . находится в коллекции Джеймса О. Белдена, Вашингтон, округ Колумбия (Galley 2004:88, рис.1)
- ^ Уэйн Франитс, Голландская жанровая живопись семнадцатого века , Йельский университет, 2004, с. 263 №16, ISBN 0-300-10237-2
- ↑ Веб-сайт Рейксмузеума. Архивировано 22 февраля 2005 г. на Wayback Machine , получено 26 января 2008 г.
- ↑ Возможно, тренировался Николаесом Элиасуном Пикеной , которого, вероятно, тренировал Корнелис ван дер Вурт, которого, вероятно, тренировал Кетель.
- ^ Галс "Скудная компания"
- ^ Фукс, Р.Х.; голландская живопись ; 1978, стр. 94–5, Темза и Гудзон, Лондон, ISBN 0-500-20167-6
- ^ Квентин Бювело в: Руди Эккарт и Квентин Бювело (редакторы), Голландские портреты, Эпоха Рембрандта и Франса Хальса , Маурицхейс / Национальная галерея / Издательство Waanders, Зволле, стр. 180 (также 20, 23, 25), 2007, ISBN 978-1-85709-362-9
- ^ Дж. Ричард Джадсон, «Новый взгляд на метод портретной живописи Корнелиса Кетеля», мастер-рисунки 1.4 (зима 1963: 38-41, 88-89)
- ^ Джадсон 1963; Слайв:7; Николя Галлей, «Корнелис Кетель: Художник без кисти» Artibus et Historiae 25.49 (2004:87-100).
- ^ Роща, цит.
Ссылки
[ редактировать ]- Каст, Лайонел : «Заметки о картинах из королевских коллекций-XXIV. О некоторых портретах Корнелиса Кетеля», Журнал Burlington для ценителей , 22, № 116 (ноябрь 1912 г.)
- Эккарт, Руди и Квентин Бювело, ред. Голландские портреты, Эпоха Рембрандта и Франса Хальса , Зволле: Маурицхейс/Национальная галерея/Waanders Publishers 2007, ISBN 978-1-85709-362-9
- Франитс, Уэйн. Голландская жанровая живопись семнадцатого века , Принстон: Издательство Йельского университета, 2004, ISBN 0-300-10237-2
- Хирн, Карен, изд. Династии: живопись в Англии эпохи Тюдоров и Якобинской эпохи 1530-1630 гг . Нью-Йорк: Риццоли, 1995. ISBN 0-8478-1940-X
- Джеймс, Ральф Н. Художники и их работы: словарь великих художников, которых сейчас нет в живых , Лондон: Л. Апкотт Гилл, 1897 г., оцифровано в Google Books , получено 3 февраля 2008 г.
- Джадсон, Дж. Ричард, «Новый взгляд на метод портретной живописи Корнелиса Кетеля», основные рисунки 1.4 (зима 1963 г.)
- Слайв, Сеймур, голландская живопись, 1600–1800 гг ., Принстон: Издательство Йельского университета, 1995, ISBN 0-300-07451-4
- Стронг, Рой , Английская икона: портреты елизаветинской и якобинской эпохи , 1969, Рутледж и Кеган Пол, Лондон (Стронг, 1969)
- Стронг, Рой: Глориана: Портреты королевы Елизаветы I , Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1987, ISBN 0-500-25098-7 (Сильный, 1987)
- Уотерхаус, Эллис; Живопись в Великобритании, 1530–1790 , 4-е изд., 1978, Penguin Books (ныне серия Йельской истории искусств)