Jump to content

Ян Мостарт

Ян Янш Мостарт
Пейзаж с эпизодом завоевания Америки
Рожденный в. 1475, Харлем
Умер 1552/1553 (76–78 лет), Харлем
Национальность Голландский
Известный Рисование

Ян Мостарт [1] (ок. 1475 – 1552/1553) был голландским художником эпохи Возрождения, известным главным образом своими религиозными сюжетами и портретами. Одним из самых известных его творений стал « Пейзаж с эпизодом завоевания Америки» .

О жизни Яна Мостарта известно очень мало подробностей. Традиционное описание его жизни было основано на биографии, написанной фламандским художником и историком искусства XVI века Карелом ван Мандером и включенной в его «Шильдер-бюк» , опубликованный в Харлеме в 1604 году. Современные ученые ставят под сомнение многие утверждения о жизни Мостарта. автор Карел ван Мандер. [2]

Портрет рыцаря Абеля ван Кустлера , после 1512 года.

Одним из них является утверждение ван Мандера о том, что он был назначен «painctre aux honneurs» («художником с почестями») Маргаритой Австрийской , губернатором Габсбургских Нидерландов ; не похоже, что он стал придворным художником Маргариты , [2] хотя в ее бухгалтерских записях о нем есть два упоминания. Современные историки искусства полагают, что всю или большую часть своей карьеры он, вероятно, работал в провинциальном городке Харлеме , расположенном где-то в стороне от крупных городов южных Нидерландов.

Святой Кристофер , Музей Майера ван ден Берга

Мостарт родился в Харлеме в семье владельца мельницы, которого также звали Ян и Алиджт Дирккс. Карел ван Мандер заявил, что Мостарт был учеником Якоба ван Харлема, художника, нарисовавшего алтарь гильдии Носителей в церкви Св. Бавоха в Харлеме. [3]

Имя Мостарта впервые появилось в городских записях в 1498 году, когда он купил дом на месте своего рождения. Художник документируется в Харлеме почти каждый год с 1498 по 1552 год, за исключением десятилетнего периода между 1516 и 1526 годами. В 1500 году Мостарту было поручено расписать ставни сосуда, в котором хранятся мощи Святого Бавона в Грооте Керк , Харлем. С этой даты он начал значиться в записях Харлемской гильдии Святого Луки и продолжал часто упоминаться до 1549 года. Он стал дьяконом гильдии художников в 1507 году, а затем снова в 1543 и 1544 годах. [2]

Оплакивание , основанное на той же теме Гертгена и Синт Янса.

Маргарита Австрийская , губернатор Габсбургских Нидерландов , в марте 1518 года назначила Мостарта «painctre aux honneurs» (художником с почестями). Ван Мандер писал, что он работал на Маргарет 18 лет и получил от нее заказ на создание портретов. Поскольку нет никаких доказательств того, что он был ее придворным художником, нет никаких оснований доверять заявлению Ван Мандера о том, что он работал при дворе Маргариты в Мехелене в течение 18 лет. Он отсутствует в записях Харлема всего 10 лет, и только в двух документах 1519 и 1521 годов упоминается, что он в то время работал при ее дворе. [4]

Современная точка зрения историков искусства состоит в том, что Мостарт всю свою жизнь проработал в Харлеме. Поскольку его дом был сдан в аренду другим людям в 1553 году, а выплаты ему прекратились примерно к Пасхе 1553 года, считается, что он умер в начале 1553 года или, возможно, в конце 1552 года. В 1554 году его имя было вычеркнуто из списка членов Харлемской гильдии мастеров. Святой Лука. [5]

Мостарт женился на Ангьезе (Агнес) Мартейнсдр, вдове Класа Класа Зюйкера, до 8 июня 1498 года. Его жена умерла до июля 1532 года. Мостарт добился коммерческиго успеха и владел несколькими домами в Харлеме. [2]

Ван Мандер утверждает, что у Мостарта был сын, который был обычным художником. Историки искусства больше не верят, что Франс Мостарт и Гиллис Мостарт были внуками Яна Мостарта. [6]

Работает

[ редактировать ]
Поклонение волхвов , ок. 1520–25, Рейксмузеум.

Мостарт в основном писал портреты и религиозные сюжеты. Он также увлекался примитивными народами и землями, как это видно из его «Пейзажа Вест-Индии» . Примерно в 1520–1525 годах он представил семейную жизнь Адама и Евы в «Первой семье» как первобытных людей, работающих на своей земле. Мостарт был заинтересован в объединении языческих и христианских интерпретаций происхождения человечества. Учитель Мостарта Якоб ван Харлем, возможно, на самом деле был анонимным мастером Брансуикского диптиха . Карел ван Мандер подробно описал несколько работ, в том числе свой странный пейзаж Вест-Индии, который он считал незавершенным произведением. Большая часть работ Мостарта была уничтожена во время великого пожара в Харлеме в 1576 году, а некоторые картины, когда-то приписывавшиеся ему, теперь приписываются Адриану Изенбранту .

На его ранние работы заметно влияние Гертгена тота Синт Янса , раннего харлемского художника. Некоторые полагали, что Мостарт на самом деле был учеником Гертгена, но сомнительно, что у художника были какие-либо ученики или помощники в мастерской во время его карьеры. От Гертгена Мостарт перенял для своих работ изысканный стиль и продуманные композиции, а также жесткий, угловатый вид своих фигур.

Изгнание Агари и Измаила

Между 1510 и 1516 годами Мостарт разработал тонкий стиль, в котором его кукольные фигурки обитали в ярких пейзажах с голубым небом, как, например, в его «Поклонении волхвов» (ок. 1520–1525, Рейксмузеум). Его изысканная манера письма точна, с почти религиозным вниманием к деталям. Также следует отметить пейзаж, который демонстрирует его склонность к более романтическим видам с обширными холмами. В 1520-х годах Мостарт также находился под влиянием взглядов Иоахима Патинира на пейзажи. Мостарта «Святой Христофор» , картина с пейзажем, изображающим реку, уступающую на обширном холмистом фоне, когда-то даже приписывалась Патиниру.

Портретные работы Мостарта этого более раннего периода включают произведение под названием «Портрет Абеля ван ден Кулстера» (ок. 1500–10), в котором элегантный тонколицый мужчина расположен в столь же элегантной обстановке. Эта картина также содержит одну из любимых тем Мостарта, а именно «Видение Августа и Тибуртинской Сивиллы» . Сцена появляется во дворе на заднем плане Портрета Абеля ван ден Коулстера . Другую версию можно увидеть в рельефах гризайль на колонне и архитраве ворот в его «Поклонении волхвов» (ок. 1520–25, Рейксмузеум). [7] Мостарт был известен тем, что копировал оригинальные портреты для некоторых своих придворных заказов, но, как и в случае с « Портретом Авеля» , он также рисовал фигуры с натуры и добавлял аристократические штрихи. Он был известен тем, что изображал своих портретистов в рост в три четверти, положив руки на подушки.

Будучи опытным придворным художником, Мостарт смог зарабатывать на жизнь своим искусством и получить постоянное покровительство. Последнее задокументированное упоминание о нем относится к 1549 году, когда он обратился в городской совет Харлема с просьбой разрешить ему жить в Хорне , чтобы он мог завершить там алтарный образ.

Как это было обычной практикой в ​​Нидерландах 15 и 16 веков, Мостарт часто воспроизводил портреты политических деятелей на основе оригинальных моделей. В 1521 году Мостарт подарил Маргарите портрет ее третьего мужа, герцога Филиберта Савойского , в качестве новогоднего подарка. Портрет был сделан через шестнадцать лет после смерти герцога Филиберта.

Известные работы

[ редактировать ]

Портрет африканского мужчины

[ редактировать ]
Портрет африканского мужчины

Мостарт написал « Портрет африканца» , который является одним из самых ранних и единственных сохранившихся индивидуальных портретов чернокожего африканца. Написанная около 1525–1530 годов, работа находится в коллекции Рейксмузеума. Точно неизвестно, кем был этот человек, но есть указания на то, что он либо был связан со двором Маргариты, либо был сопровождающим ее племянника Карла V , среди телохранителей которого был черный лучник Кристоф ле Мор. [2] Мужчина носит богатую одежду, перчатки и держит меч, что свидетельствует о его важном статусе. Знаки отличия на его шляпе и сумке намекают на возможное испанское или португальское происхождение. Многие африканцы, прибывшие в Европу в эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения, были учеными и советниками. [8]

Вест-Индский пейзаж

[ редактировать ]

Самая известная работа Мостарта — «Пейзаж Вест-Индии» (ок. 1535, Рейксмузеум) . [9] ), который, как полагают, является видом на зуни пуэбло в Нью-Мексико . Никогда не бывавший в Америке, Мостарт должен был представить, как выглядит Новый Свет. Было предположение, что художник, возможно, видел эскизы пейзажей, но это маловероятно, поскольку большая часть графической документации того времени была посвящена экзотическим животным, инструментам или костюмам, а не панорамным видам. Кроме того, причудливые скалы, похоже, созданы под влиянием пейзажного стиля Патинира, а не аутентичных изображений. Считается, что Мостарт создал картину на основе письменных или устных рассказов о недавно открытой местности, к которой он был причастен благодаря своим контактам при дворе Маргариты Австрийской, тети Карла V.

Хотя считалось, что повествование на картине изображает ряд различных событий, в том числе Колумба на острове Гуанаха , Эрнана Кортеса в Мексике и вторжение португальцев в Бразилию , на самом деле это история Коронадо поисков семи городов . золота в Зуни деревне Сибола в Нью-Мексико и Аризоне в 1540–1542 годах.

Лучшее доказательство того, что картина основана на истории Коронадо, можно найти в правой части картины, у подножия скалы. Во время своего путешествия Коронадо был забит камнями у входа в деревню коренные индейцы. Его спасли двое его офицеров, которые пришли ему на помощь и отразили приближающихся индейцев. Мостарт, возможно, добавил это событие в общую картину, чтобы придать ему некоторую достоверность.

Рельеф ландшафта, как и внешний вид туземцев, также соответствует описаниям Педро де Кастаньеды , члена команды Коронадо, сделанным во время его путешествий. По его словам, земля была полна скал, на некоторых из них были лестницы, доходящие до разных уровней, люди были высокими и обнаженными, а их хижины были вкопаны в землю и сделаны из соломы, с крышами, выступающими из земли.

Мостарт посвящает Коронадо и его людям лишь небольшую часть картины, вместо этого показывая нам единство и силу коренных народов, сражающихся за свою землю. Картина является одним из самых ранних изображений вторжений европейцев в Америку и « благородного дикаря ».

Возвращение украденной работы

[ редактировать ]
Портрет придворного [10]

Картина Мостарта «Портрет придворного », которая до 2005 года находилась в коллекции Музея изящных искусств Вирджинии с 1949 года, была конфискована нацистскими войсками в 1941 году у ее законных владельцев в Польше. Оно произошло из коллекции произведений искусства, собранной княгиней Изабелой Флеминг, урожденной Чарторыйской . Картины были перевезены в Варшаву, когда надвигалась война, но были неизбежно конфискованы немцами.

VMFA приняло решение о выходе из собственности и передаче работы посольству Польши, действующему от имени семьи законных владельцев. Семья подарила картину Музею Чарторыйских в Кракове , Польша.

Известно, что небольшой портрет, написанный маслом на панели, имел как минимум три разных названия: «Герцог Бургундский» , «Портрет Карла VIII » и «Портрет придворного» . Когда-то он был дополнен портретом женщины, предположительно Анны Бретонской , жены Карла VIII, короля Франции .

  1. ^ Альтернативные имена: Ян Янс Мостарт, Йоаннес Синапиус, Мастер Ультремонта, Ян Янс. Мостарт, Йоаннес Синапиус Мостарт, Описание Харлема, Ян Шревелиус, Янс. Мостарт, магистр д'Ультремона, магистр Ультремона, Жеан Мастурд, Ян Мостерцоен
  2. ^ Jump up to: а б с д и Дж. П. Филедт Кок, Ян Ян Мостарт, «Портрет африканца», ок. 1525 – ок. 1530 ' , в JP Filedt Kok (ред.), Ранние нидерландские картины, онлайн-колл. кот. Амстердам, 2010 г.: hdl.handle.net/10934/RM0001.COLLECT.431086 (по состоянию на 30 марта 2019 г.).
  3. ^ Ян Мостарт в Карела ван Мандера , «Шильдер-боке» 1604 г. (на голландском языке)
  4. ^ Коллекция Джека и Белль Лински в Метрополитен-музее/E0950P . Метрополитен-музей. 1984. с. 77. ИСБН  9780870993701 .
  5. ^ «Ян Мостарт» . РКД . Проверено 29 марта 2019 г.
  6. ^ Бьюк Жан Ф., Гиллис Мостарт - Христос, показанный Пилатом людям в тенто (на голландском языке)
  7. ^ Дж. П. Филедт Кок, «Ян Янш Мостарт, Поклонение волхвов, ок. 1520 – ок. 1525 ' , в JP Filedt Kok (ред.), Ранние нидерландские картины, онлайн-колл. кот. Амстердам, 2010 г.: hdl.handle.net/10934/RM0001.COLLECT.4657 (по состоянию на 30 марта 2019 г.).
  8. ^ Яблонски, Нина (2012). Живой цвет . Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-25153-3 .
  9. ^ «Пейзаж с эпизодом завоевания Америки» . Амстердам: Рейксмузеум . Проверено 22 сентября 2016 г.
  10. ^ «Ян Мостарт – Портрет придворного» . Архив.is. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 11 мая 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af175feecb48a2fd7e3983c92e0180ce__1700114460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/ce/af175feecb48a2fd7e3983c92e0180ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Mostaert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)