Лаокоон (Эль Греко)
Лаокоон | |
---|---|
![]() | |
Художник | Эль Греко |
Год | 1610–1614 |
Тип | Картина маслом |
Размеры | 142 см × 193 см (56 × 76 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия |
«Лаокоон » — картина маслом, созданная греческим художником Эль Греко между 1610 и 1614 годами . Он является частью коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия . [ 1 ]
На картине изображена греческая и римская мифологическая история смерти Лаокоона , троянского жреца Посейдона, и двух его сыновей Антифанта и Тимбрея. Лаокоон и его сыновья были задушены морскими змеями — наказание, посланное богами после того, как Лаокоон попытался предупредить своих соотечественников о троянском коне . [ 2 ] Хотя Лаокоон вдохновлен недавно обнаруженной монументальной эллинистической скульптурой «Лаокоон и его сыновья» в Риме, он является продуктом маньеризма , художественного движения, зародившегося в Италии в 16 веке и противостоящего художественным идеалам эпохи Возрождения. [ 3 ] Живопись Эль Греко сознательно вырывает из баланса и гармонии искусства эпохи Возрождения с его сильной эмоциональной атмосферой и искаженными фигурами.
Вдохновение
[ редактировать ]Картина маслом Лаокоона Эль Греко представляет собой влияние как классической мифологии, так и артистизма. [ 4 ]
Классическая Мифология
[ редактировать ]Согласно греко-римской мифологии, Лаокоон был фигурой в Троянской войне , которая велась между ахейцами (греками) и троянцами. Рассказ Лаокоона встречается во многих классических текстах, посвященных Троянской войне. В частности, Лаокоон — второстепенный персонаж « Энеиды» римского поэта Вергилия и «Эпического цикла» , особого сборника древнегреческих эпических поэм.

Лаокоон был вовлечен в войну после того, как греческие солдаты, разочарованные неудачной десятилетней осадой города, придумали уловку, чтобы положить конец войне: полый Троянский конь, наполненный греческими солдатами. Лаокоон попытался предостеречь своих соотечественников, что лошадь — это «смертельный обман», а не подарок, но троянцы не вняли предостережению. Полагая, что война окончена, троянцы с триумфом ввели коня в пределы своих городских стен и спровоцировали серию катастрофических событий, которые привели к разграблению Трои.
Классическая Скульптура
[ редактировать ]Лаокоон был убит божественной казнью богов, поддержавших греков в Троянской войне и наславших в наказание морских змей. Смерть Лаокоона является предметом знаменитой монументальной эллинистической скульптуры, известной как «Лаокоон и его сыновья» . Мраморная скульптура I века до нашей эры была создана Афинадором, Агесандром и Полидором Родосским. Группа Лаокоона запечатлела кульминационный момент, когда Лаокоон издает мучительный вопль и вместе со своими сыновьями борется с морскими змеями Афины. Скульптура, обнаруженная в Риме в 1506 году, очаровала художников эпохи Возрождения своими идеализированными пропорциями и изящными мускулистыми фигурами. Лаокоон и его сыновья, скорее всего, послужили художественным вдохновением для Эль Греко, который изобразил этот предмет во время своего «испанского периода». [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]передний план
[ редактировать ]Версия классического сюжета Эль Греко отражает последнюю предсмертную борьбу Лаокоона и его сыновей. Лаокоон, центральная фигура картины, в агонии лежит на холмистых темных камнях переднего плана. Растянувшись на укороченном мертвом теле одного из своих сыновей, Лаокоон цепляется за жизнь, а змея кусает его голову. Слева стоящий сын Лаокоона корчится от боли, когда змея нападает на его живот. Справа по бокам сцены стоят Аполлон и Артемида , наблюдающие за разворачивающейся ужасной сценой. Справа также появляется незавершенная фигура, состоящая только из головы и ноги.
Эль Греко исказил правила пропорций, изображая мифологических персонажей вытянутыми, искривленными фигурами. Лаокоон растянулся в странной позе, неестественно вытягивая в агонии ногу к выгнутому, напряженному телу сына. Искаженные фигуры мутного желтого и зеленого цвета наполняют сцену ощущением страдания и смятения. Темные, зловещие скалы на переднем плане усиливают напряженную эмоциональную атмосферу.
Фон
[ редактировать ]Эль Греко противопоставляет классический сюжет мрачному виду Толедо. Использование Эль Греко Толедо в качестве фона для изображения смерти Лаокоона может быть основано на местном фольклоре о том, что жители Толедо произошли от троянцев. На картине троянский конь движется к городу, что является напоминанием о неудачной попытке Лаокоона убедить своих соотечественников в ловушке. Эль Греко изображает город Толедо как мир страданий, используя цвет, чтобы создать ощущение обреченности. Высокая линия горизонта и стоящие фигуры по краям картины создают вертикальную композицию. Угрожающее небо, в котором преобладают бурные оттенки серого и клубящиеся облака, нависает над Толедо и создает жуткий фон, который усиливает страдания переднего плана.
Стиль
[ редактировать ]
После первоначального обучения византийскому иконописцу на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианским «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. [ 6 ] Однако в 1576 году Эль Греко переехал в Испанию и в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко оттачивал свой эклектичный стиль, став ведущим художником маньеристского движения и положив начало испанскому художественному Ренессансу. [ 7 ] Оба этих стиля очевидны в «Лаокооне» , единственной картине Эль Греко на мифологический сюжет. Будучи классическим по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные трансформации постренессансного общества.
Хотя намерения и идеи Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное влияние маньеризма. Маньеризм, возникший в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. [ 8 ] Хаос и духовная неопределенность той эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать вытянутые фигуры. Маньеризм достиг своего апогея при Эль Греко, о чем свидетельствуют искаженные, искаженные фигуры Лаокоона и его сыновей, а также гиперэлегантность богов справа.
Насыщение интенсивными религиозными темами, характерное для творчества Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в «Лаокооне» . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит неоспоримую духовную атмосферу. Мучительные фигуры на устрашающем фоне передают напряженную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма станет определяющей частью искусства испанского Возрождения.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Эль Греко, Лаокоон, ок. 1610/1614» . nga.gov . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ «Эль Греко (исп., 1541–1614)» . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ Кляйнер, Фред С. и Хелен Гарднер. Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история , стр. 612
- ^ Лаокоон . Интернет-галерея искусств.
- ^ Лаокоон . Национальная галерея искусств
- ^ "Лаокоон". Интернет-галерея искусств.
- ^ Кляйнер, Фред С. и Хелен Гарднер. Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история , стр. 646
- ^ Шпильвогель, Джексон Дж. Западная цивилизация , стр. 475
Ссылки
[ редактировать ]- «Биография Эль Греко». Интернет-галерея искусств. Веб. 28 марта 2010 г. < http://www.wga.hu/frames-e.html?/bio/g/greco_el/biograph.html >.
- Кляйнер, Фред С. и Хелен Гарднер. Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Бостон, Массачусетс: Томсон/Уодсворт , 2009. Печать.
- Лаокоон . Национальная художественная галерея. Веб. 28 марта 2010 г. < https://web.archive.org/web/20150905221554/http://www.nga.gov/collection/gallery/gg29/gg29-33253.html >.
- Лаокоон . Интернет-галерея искусств. Веб. 28 марта 2010 г. < http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/greco_el/19/1908grec.html >.
- Шпильфогель, Джексон Дж. Западная цивилизация . Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт, 2009. Печать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Провенанс, Национальная художественная галерея
- Лакун – анализ и критический прием
- [1] из Национальной галереи искусств.
- [2] из Интернет-галереи искусств.
- [3] из Метрополитен-музея.