Похороны графа Оргаса
Похороны графа Оргаса | |
---|---|
Русский : Похороны графа Оргаса. | |
Художник | Эль Греко |
Год | 1586 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 480 см × 360 см (190 × 140 дюймов) |
Расположение | Церковь Санто-Томе , Толедо |
Похороны графа Оргаса» ( испанский : El Entierro del Conde de Orgaz ) — картина Эль Греко , выдающегося художника « , скульптора и архитектора греческого происхождения , написанная в 1586 году . Эта работа, широко считающаяся одной из лучших его работ, иллюстрирует популярную местную легенду того времени. Исключительно большая картина, она разделена на две части: небесную вверху и земную внизу, но она не производит впечатления двойственности, поскольку верхняя и нижняя части композиционно объединены.
Картина получила высокую оценку искусствоведов и охарактеризована, среди прочего , как «одна из самых правдивых страниц в истории Испании», как шедевр западного искусства и позднего маньеризма , а также как воплощение художественного стиля Греко. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Тема
[ редактировать ]Тема картины навеяна легендой начала 14 века. В 1323 (или в 1312) умер некий дон Гонсало Руис де Толедо , мэр города Оргас (его семья позже получила титул графа, под которым он вообще и посмертно известен). Дон Гонсало Руис де Толедо был потомком благородного рода Палеологов , который произвел последнюю правящую династию Византийской империи . Благочестивый Кабальеро , граф Оргас был также филантропом , который, помимо других благотворительных акций, оставил денежную сумму на расширение и украшение церкви Санто-Томе (приходская церковь Эль Греко), где он хотел быть похороненным. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
По преданию, в момент погребения графа святые Стефан и святой Августин лично сошли с небес и собственноручно похоронили его на глазах у ослепленных взоров присутствующих. Событие изображено на картине, причем каждая деталь сюжета произведения описана в договоре, подписанном между Греко и Церковью. Чудо упоминается и в латинской эпитафии, высеченной на стене под картиной. [ 7 ] [ 3 ] Хотя Греко соблюдал условия контракта, он ввел некоторые элементы, которые «модернизировали» легенду, такие как ряд особенностей, приписываемых традиционной похоронной процессии XVI века, облачения двух святых, а также изображение выдающиеся толедские деятели своего времени. «Модернизация» легенды служит дидактической цели картины, которая, в соответствии с учениями Контрреформации , подчеркивает значение как почитания святых, так и добрых дел для спасения души. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]

Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Санто-Томе, для придела Богородицы церкви Санто-Томе. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Нуньес, инициировавший проект ремонта погребальной часовни графа, изображен в чтении картины (справа в нижней части композиции). [ 14 ] [ 15 ] Заказ картины был последним шагом в плане священника по прославлению прихода. [ 16 ]
Подписанный 18 марта 1586 года контракт между Нуньесом и Эль Греко содержал конкретные требования к иконографии, оговаривал, что художник будет платить за материалы, и предусматривал доставку работы до Рождества 1587 года. Греко, должно быть, работал в бешеном темпе, и закончил картину между концом 1587 и весной 1588 года. Между священниками и художником последовал долгий спор относительно стоимости работы последнего, для которой в контракте было предусмотрено, что она будет определена путем оценки. [ 17 ] [ 18 ] Поначалу Греко был непримирим, но в конце концов пошел на компромисс и согласился на более низкую первую «экспертную оценку», согласившись получить 13 200 реалов . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Уже в 1588 году люди стекались в Санто-Томе, чтобы увидеть картину. Этот немедленный популярный прием был вызван главным образом реалистичным изображением выдающихся людей Толедо того времени. [ 12 ] У знатных и знатных людей города был обычай помогать в погребении знатных людей, и в контракте было оговорено, что сцена должна быть изображена именно таким образом. [ 15 ]
Эль Греко отдавал дань уважения аристократии духа, духовенству, юристам, поэтам и ученым, которые уважали его и его искусство, увековечивая их в своей картине. Похороны графа Оргаса восхищают не только своим искусством, но и тем, что это галерея портретов некоторых из самых важных личностей того времени в Толедо. В 1612 году Франсиско де Пиза писал: «Жители нашего города никогда не устают, потому что [...] есть реалистичные портреты многих выдающихся людей нашего времени». [ 20 ]
Анализ картины
[ редактировать ]
Согласно оговоренным в договоре условиям и сложившемуся научному подходу картина разделена на две зоны, сопоставляющие мир земной с миром небесным, которые композиционно сближаются (например, стоящими фигурами, их разнообразным участием в земном мире). и небесное событие, факелами, крестом и т. д.). [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Франц Филипп подчеркивает элемент предположения души ( assumptio animae ), и утверждает, что произведение следует рассматривать как трехчастное: центральное деление картины занимает assumptio animae , в виде новорожденного, «эфирного» малыш. [ 24 ] Восприятие Августином души и ее восхождения, возникшее на неоплатонической основе художника , является возможным источником вдохновения для образов assumptio animae . [ 25 ] Способ Греко тематически и художественно связать верхнюю и нижнюю зоны картины был охарактеризован учеными-искусствоведами как изобретательный и как дальнейшее воплощение основного послания картины: почитание и добрые дела ведут к спасение . [ 26 ]
В верхней части, небесной, облака разошлись, чтобы принять «праведника» в Раю . Небеса напоминают кружащиеся ледяные облака полуабстрактной формы, а святые высокие и призрачные. Христос , облаченный в белое и во славе, — это сияние света и венчающая точка треугольника, образованного фигурами Мадонны и святого Иоанна Крестителя в традиционной православной композиции Деисуса . [ 27 ] [ 25 ] [ 28 ] Эти три центральные фигуры небесной славы окружены апостолами, мучениками, библейскими персонажами (включая Моисея , Ноя и Давида ), а также Филиппом II Испанским , хотя он был еще жив. «Праведный» Филипп II духовно соединяется со Христом и небесными созданиями в Граде Божием по замыслу Августина. [ 25 ] Небесная и земная земля удивительным образом сливаются воедино, но в них мало ощущения двойственности. В центральной части композиции ангел мощно толкает зарождающуюся душу вверх, движение интерпретируется еще раз как визуализация контрреформационного учения о спасении. [ 29 ]
Сцена чуда изображена в нижней части композиции, в земной части, где все нормально по масштабу и пропорциям фигур. [ 27 ] Святой Августин, носящий черты Гаспара де Кироги-и-Вела , архиепископа Толедо , и Святого Стефана, в золотых и красных одеждах соответственно, почтительно склоняется над телом графа, облаченного в великолепные доспехи, отражающие желтый и красный цвета. из остальных фигур. Доспехи современны временам Греко и вдохновлены церемониальной военной одеждой испанских королевских особ, изображенной на . портретах Тициана [ 30 ] Дворяне рассматривают происходящее отстраненно и сдержанно. Их приглушенное самообладание интерпретировалось либо как еще один визуальный элемент дидактической цели картины под влиянием Контрреформации, либо как выражение византийского происхождения искусства Греко. [ 21 ] [ 22 ] Мальчик слева — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль; на платке в кармане начертана подпись художника и дата 1578, год рождения мальчика. Включение Хорхе Мануэля подчеркивает дидактическую цель картины: мальчик занимает видное положение, близкое к взгляду зрителя, направляя последнего указательным пальцем. [ 31 ] Самого художника можно узнать прямо над поднятой рукой рыцаря ордена Сантьяго . [ 32 ] [ 15 ]
Картина обладает хроматической гармонией, очень богатой, выразительной и сияющей. На черных траурных одеждах дворян проецируются золотошвейные облачения, что создает напряженный церемониальный характер. В небесном пространстве преобладают прозрачные гармонии переливов и оттенков слоновой кости, гармонирующие с позолоченной охрой, а в мафорионе ( мантии) Мадонны глубокий синий цвет тесно сочетается с ярко-красным. Риторика выражений лиц, взгляды и перевод жестов делают сцену очень трогательной. [ 33 ]
Влияния
[ редактировать ]
Композиция картины тесно связана с византийской иконографией Успения Божией Матери . Аргументация в пользу этой точки зрения сосредоточена на иконе Успения Эль Греко, обнаруженной в 1983 году в одноименной церкви на Сиросе . [ 27 ] Роберт Байрон, согласно которому иконографический тип «Успения» был композиционной моделью « Погребения графа Оргаса» , утверждает, что Эль Греко как подлинный византийский живописец на протяжении всей своей жизни работал с репертуаром компонентов и мотивов по своему желанию, в зависимости от повествовательные и выразительные требования искусства. [ 34 ]
С другой стороны, Гарольд Уэти отвергает как «неубедительную» точку зрения о том, что композиция « Погребения» заимствована из « Успения» , «поскольку произведение более непосредственно связано с прототипами итальянского Возрождения». В связи с устранением пространственной глубины путем сжатия фигур на переднем плане упоминаются ранние флорентийские маньеристы — Россо Фьорентино , Понтормо и Пармиджанино , а также две картины Тинторетто : «Распятие» и «Воскресение Лазаря» , последняя из-за горизонтальный ряд зрителей за чудом. Говорят, что эллиптическая группировка двух святых, опускающих мертвое тело, ближе к раннему «Погребению» Тициана , чем к любой другой работе. Уэти утверждает, что «маньеристский метод композиции Эль Греко нигде не выражен более ясно, чем здесь, где все действие происходит во фронтальной плоскости». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 22 ]
Филипп утверждает, что картина находится под сильным влиянием современного испанского погребального искусства и что Греко придерживался этой могильной художественной традиции, адаптируя популярный религиозный сюжет « Положение во гроб Христа » к потребностям своего задания. [ 38 ] Тициана Сара Шрот считает, что «Положение во гроб» используется Греко в качестве модели, чтобы тонко передать его дидактическое послание о ценности хороших произведений, и упоминает « » Альбрехта Дюрера как Поклонение Троице источник вдохновения для создания двучастной композиции картины и изображения. современных мирян нижнего, земного пояса. [ 26 ] Однако Скрот отходит от абсолютного неприятия Уэти присутствия византийских элементов в картине и принимает Успение как влияние на Погребении в изображение assumptio animae . Третья работа Тинторетто, «Страшный суд» , упоминается Шротом как возможное влияние на в «Погребении изображение Глории », поскольку Греко хотел включить элементы заупокойной литургии в верхнюю часть картины. [ 39 ]

Оценки
[ редактировать ]Несмотря на разные подходы к влиянию картины, « Погребение» единогласно отмечается искусствоведами как шедевр. Ее также считают первой полностью личной работой художника, кульминацией его первых десяти лет творчества в Толедо, положившей начало его зрелому творческому периоду, а также процессам одухотворения и дематериализации, которые продолжатся и в его более поздних работах. [ 1 ] [ 15 ] По мнению Ламбраки-Плаки, « Погребение» является важной вехой в карьере художника: «Здесь Эль Греко представляет нам в сильно сжатой форме мудрость, которую он привнес в свое искусство, свои знания, свой опыт, свое сложное воображение и его выразительная сила — это живая энциклопедия его искусства, не переставающая быть шедевром с органической непрерывностью и энтелехией». [ 33 ]
Впечатляющее изображение выдающихся членов толедского общества в нижней зоне делает Греко опытным портретистом с глубоким знанием физиогномики и жестов. Хроматическая гармония и использование невероятно богатых, выразительных и сияющих красок подтверждают его талант колориста, а сцены, изображенные на вышитых облачениях, выявляют одаренного художника-миниатюриста . Общая композиция с уже упомянутыми новаторскими элементами — своеобразным синтезом реального с сюрреалистическим, отрицанием пространственной глубины и впечатляющим набором портретов — раскрывает все аспекты необычайного искусства Греко. [ 1 ] [ 15 ] [ 36 ] Интерпретируя замечание Франсиско де Пиза по поводу картины о том, что «в ней всегда есть что-то новое, что можно созерцать», Шрот характеризует «Погребение» как «неиссякаемый источник обучения и удовольствия». [ 40 ]
В своих дневниках путешествий по Дальнему Востоку, Палестине и Испании Альберт Эйнштейн характеризует Погребение как «великолепную картину» и «одну из самых глубоких образов, которые я когда-либо видел». [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]- Список работ Эль Греко
- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 81
- ^ Ф. Филипп, «Погребение Эль Греко», 88–89.
- ^ Jump up to: а б С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 1
- ^ DF Гонсалес, Гонсало Руис де Толедо , 213
- ^ М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 74
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 1–4, 7.
- ^ М. Ламбракис-Плака, Эль Греко-Грек , 54–55.
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 1, 6–7.
- ^ Д. Дэвис, «Эль Греко и реформаторские движения в Испании», 69.
- ↑ Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 75.
- ^ Р.-М. Хаген – Р. Хаген, «О чем говорят великие картины» , II, 198.
- ^ Jump up to: а б М. Ламбраки-Плака, Эль Греко-Грек , 54 года
- ^ М. Тазартес, Эль Греко , 122.
- ↑ М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 77.
- ^ Jump up to: а б с д и Интернет-галерея искусств , Похороны графа Оргаса
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаса», 6.
- ^ Jump up to: а б Р. Л. Каган, «Эль Греко и закон», 85–86.
- ^ Jump up to: а б М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 75
- ^ Ф. Филипп, «Погребение Эль Греко», 77.
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаса», 2
- ^ Jump up to: а б М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 76
- ^ Jump up to: а б с С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 7
- ^ Х. Уэти. «Греко, Эль». Британская энциклопедия .
- ^ Ф. Филипп, «Погребение Эль Греко», 78–82.
- ^ Jump up to: а б с Д. Дэвис, «Эль Греко и реформаторские движения в Испании», 70.
- ^ Jump up to: а б С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 7, 9.
- ^ Jump up to: а б с М. Ламбраки-Плака, Эль Греко-Грек , 55 лет
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаса», 9.
- ^ Э.А. Маре, «Существо и движение ангела», passim
- ^ М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 76, 78.
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаса», 3
- ^ М. Ламбраки-Плака, Дань уважения Эль Греко , 78
- ^ Jump up to: а б М. Ламбраки-Плака, Эль Греко-Грек , 55–56
- ^ Р. Байрон, Греко: Эпилог византийской культуры , 160–174.
- ^ Его Превосходительство Уэти, Эль Греко и его школа , II, 56, 80 и 97.
- ^ Jump up to: а б ОН Уэти. «Я грек, Эл». энциклопедия Британская
- ^ Ф. Филипп, «Погребение Эль Греко», 76.
- ^ Ф. Филипп, «Погребение Эль Греко», passim .
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаза», 13–14.
- ^ С. Шрот, «Похороны графа Оргаса», 14.
- ^ А. Эйнштейн – З. Розенкранц, Путевые дневники Альберта Эйнштейна , 237
Источники
[ редактировать ]- Байрон, Роберт (октябрь 1929 г.). «Греко: Эпилог византийской культуры». Журнал Burlington для ценителей . 55 (319). Публикации журнала Burlington Magazine, Ltd.: 160–174. JSTOR 864104 .
- Дэвис, Дэвид (1984). «Эль Греко и движения за духовные реформы в Испании». Исследования по истории искусства . 13 . Национальная художественная галерея: 57–75. JSTOR 42617963 .
- Эйнштейн, Альберт (2018). Розенкранц, Зеев (ред.). Дневники путешествий Альберта Эйнштейна: Дальний Восток, Палестина и Испания . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-140-0889-95-2 .
- Гонсалес, Деметрио Фернандес (2003). « Документальный фильм «Корпус» . В Деметрио Фернандесе Гонсалесе (ред.). Гонсало Руис де Толедо, лорд Оргаса: 1323 г. (на испанском языке). Саламанка: IT Сан-Ильдефонсо. ISBN 9788493253585 .
- Хаген, Роуз Мари; Хаген, Райнер (2003). О чем говорят великие картины . Том 2. Сумки . ISBN 3-8228-2100-4 .
- Каган, Ричард Л. (1982). «Эль Греко и закон». Исследования по истории искусства . 11 . Национальная художественная галерея: 79–90. JSTOR 42617942 .
- Ламбраки-Плака, Марина (2014). Посвящение Эль Греко к 400-летию со дня его смерти (PDF) . Афины: Национальная галерея – Музей Александроса Соутсоса. ISBN 978-960-7791-57-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- Ламбраки-Плака, ВМФ (1999 г.). Греко-Греческий . Кастаниотис. ISBN 960-03-2544-8 .
- Маре, Эстель А. (1999). «Бытие и движение ангела в погребении графа Оргаса Э. И. Греко» (PDF) . Южноафриканский журнал истории искусств . 14 (1). Художественно-историческая рабочая группа Южной Африки: 41–47. ISSN 0258-3542 .
- Филипп, Франц (1981). «Погребение графа Оргаса Эль Греко и испанское средневековое искусство гробниц». Журнал институтов Варбурга и Курто . 44 : 76–89. дои : 10.2307/751052 . JSTOR 751052 . S2CID 192302064 .
- Шрот, Сара (1982). «Похороны графа Оргаза». Исследования по истории искусства . 11 . Национальная художественная галерея: 1–17. JSTOR 42617937 .
- Уэти, Гарольд Э. (1962). Эль Греко и его школа (Том II) . Издательство Принстонского университета. АСИН Б-0007Д-НЗВ-6.
- Уэти, Гарольд (2002). «Греко, Эль» . Британская энциклопедия .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Две картины и скептик» , лекция Стюарта Сазерленда, связывающая эту картину с «Герникой» Пикассо через вопрос религиозной веры, прочитанная в Грешем-колледже 26 февраля 2008 г. (доступна в текстовом, аудио- и видеоформате).
- Похороны графа Оргаса – анализ и критический прием