Йоселе Святой Скупой


Йоселе Святой Скупой был евреем , жившим в еврейском квартале Казимеж в Кракове в 17 веке. Его кажущаяся скупость, но скрытая щедрость находится в центре известной истории еврейского фольклора , которая говорит об одном из самых высоких уровней цдаки (благотворительности) в еврейской традиции: анонимной благотворительности. Надгробие Святого Скупца можно найти на краковском кладбище Рема рядом с могилой известного раввина Йом-Това Липмана Хеллера .
Еврейская сказка
[ редактировать ]Согласно общей схеме легенды , самым богатым евреем Кракова в 17 веке был Йоселе Скупой . Он был известен под этим титулом, потому что в обществе его порицали за скупость и отказ участвовать в цдаке (благотворительности), несмотря на его огромное богатство. Когда Скупец умер, давно презиравшие его горожане отказывались хоронить его тело несколько дней . Из-за презрения они в конце концов похоронили его в задней части кладбища, в месте, обычно предназначенном для нищих и других социальных изгоев. [1] [2] [3] [4]
Через неделю после смерти Скупца в городе начали происходить странные события. Все бедняки начали просить у местного раввина денег, потому что еженедельные пособия, которые они регулярно получали от анонимного благотворителя, перестали поступать. В конце концов раввин понял, что источником этих благотворительных пожертвований был Йоселе, а на самом деле пресловутый скряга был великим цадиком (праведником). [1] [2] [3] [4] На самом деле к надписи на камне было добавлено слово «хаЦадик» (Цадик).
Раввин немедленно приказал всему городу собраться к могиле Йоселе и просить прощения. А на надгробии, на котором было написано «Йосселе Скупой», раввин добавил слово ХаЦадик — Праведный. [2] Согласно легенде, этим раввином был знаменитый мудрец Йом-Тов Липман Геллер , который просил, чтобы его похоронили рядом со Святым Скупцом. Это считается причиной того, что могила почитаемого раввина Йом-Това сегодня находится позади кладбища Ремух рядом с Йоселе. [3] [4]
В этой истории подчеркивается одна из высших форм цдаки, по мнению выдающегося еврейского философа Маймонида, — анонимное пожертвование. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Отдавая другим, получая вознаграждение: уроки даяния» . Айш ха-Тора . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Хальберштам Мандельбаум, Йитта (2004). Святой брат: вдохновляющие истории и волшебные рассказы о раввине Шломо Карлебахе . стр. 156–160. ISBN 978-0-7657-5959-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Вэлли, Эли (1999). Великие еврейские города Центральной и Восточной Европы: путеводитель и справочник по Праге, Варшаве, Кракову и Будапешту . стр. 336–337. ISBN 978-0-7657-6000-5 .
- ^ Jump up to: а б с Джейкобс, Иоахим; Дитрих Бейер, Ганс (2008). Дома жизни: Еврейские кладбища Европы . п. 96. ИСБН 978-0-7112-2648-7 .