Йом-Тов Липманн Хеллер
Раввин Гершон Шауль Йом-Тов Липманн бен Натан ха-Леви Хеллер (ок. 1579 - 19 августа 1654) был богемским раввином и талмудистом , наиболее известным как автор комментария к Мишне под названием Тосефет Йом-Тов (1614–1617). . Хеллер был одним из крупнейших знатоков Талмуда в Праге и Польше в «золотой век» до 1648 года.
Образование и карьера раввина
[ редактировать ]После того, как Хеллер родился в Валлерштайне, Бавария , его воспитывал дедушка, раввин Моисей Ха-Леви Хеллер, поскольку его отец умер в возрасте 18 лет еще до его рождения. [ 1 ] Подростком Хеллера отправили во Фридберг, недалеко от Валлерштайна, где он учился в иешиве раввина Якоба Гюнцбурга . Оттуда он переехал в Прагу , где стал учеником Махарала , главы иешивы Праги . В 1597 году, когда Хеллеру едва исполнилось 18 лет, он получил семичу ( назначение) даяном (раввинским судьей) в этом городе.
В октябре 1624 года Геллер был призван в раввинат Микулова , Моравия , а в марте 1625 года стал раввином Вены . Леопольдштадт тогда был пригородом Вены. Когда он прибыл, евреи Вены были разбросаны по всему городу, не имея центральной общины. Хеллер добился права евреев основать центральную еврейскую общину в Леопольдштадте. Он сыграл важную роль в реорганизации общины и разработал ее конституцию .
1627 по 1629 год он был главным раввином Праги С .
В 1631 году он переехал на Украину служил раввином Немирова , где три года . В 1634 году он переехал в более крупный город Людмир ( Владимир ) на Волыни . Во время пребывания на Волыни и в Польше Хеллер был среди раввинских лидеров Совета Четырех Земель . В 1640 году он добился возобновления постановлений синода против симонии в раввинате.
Наконец, в 1643 году он был избран главой раввинского суда Кракова , одним из двух главных раввинов этой общины. Раввин Иеошуа Хешель из Кракова , автор «Магиней Шеломо» , был главой тамошней иешивы . Четыре года спустя Хешель умер, и Хеллер сменил его, а также руководил ешивой. Хеллер был главным раввином Кракова во время восстания Хмельницкого 1648 года и до своей смерти в 1654 году.
Тюремное заключение
[ редактировать ]Летом 1629 года Геллер был арестован по приказу императорского двора императора Священной Римской империи Фердинанда II . Хеллера обвинили в оскорблении христианства и заключили в тюрьму в Вене. Быстро была назначена комиссия для расследования вины Хеллера. Он ловко защищался, но вердикт комиссии заключался в том, что Хеллера приговорили к смертной казни. После вмешательства, [ 2 ] Вместо этого король согласился наложить штраф в размере 12 000 талеров. После переговоров она была снижена до 10 000 талеров (все равно огромная сумма). [ 3 ] После этого король заявил, что раввин Хеллер больше не может служить раввином. Проведя в тюрьме более месяца, раввин Хеллер был освобожден. Затем он потратил два года на выплату штрафа. В 1631 году Геллер покинул Прагу и провел вторую часть своей карьеры в Речи Посполитой.
Заключение Хеллера в тюрьму объясняется несколькими факторами. Его арест ознаменовал начало короткой Габсбургов антиеврейской кампании , поощряемой папством. У Хеллера также были враги внутри пражской еврейской общины. Из-за Тридцатилетней войны правительство обложило высокими налогами еврейские общины Богемии , в том числе пражскую, которая должна была платить ежегодный налог в размере 40 000 талеров. Комиссия, возглавляемая главным раввином Хеллером, единогласно проголосовала за введение налога на каждую еврейскую семью в Праге. Чем богаче семья, тем выше налог. Бремя легло в основном на богатых купцов, которые вполне могли позволить себе платить налоги. Однако они пожаловались и потребовали пересмотра решения. Раввин Хеллер и его комитет рассмотрели проблему и пришли к выводу, что такой подход справедлив. Комитет встретился с представителями торговой ассоциации, чтобы объяснить щекотливую ситуацию, в которой оказалась еврейская община Праги. Разгневанные купцы отказались иметь дело с Кахалом , который отвечал за доставку денег правительству. Вместо этого они решили обратиться к правительству. В своей петиции они обвинили главного раввина в том, что он является врагом христианства. Их доказательство: «Его сочинения наполнены обвинениями против религии страны». Раввин Хеллер был связан с богатым лидером пражской общины того времени. Джейкоб Бассеви . Он был союзником великого генерала Альбрехта фон Валленштейна , у которого также были враги при дворе Габсбургов. Отношения Хеллера с Бассеви и арест Хеллера сыграли там роль в более крупных политических махинациях.
Семья
[ редактировать ]Йом-Тов Хеллер основал длинную линию раввинов. Его отец Натан, умерший за несколько дней до его рождения, был сыном раввина Моисея. Хеллер был женат на Рахили, дочери богатого пражского купца Аарона Мозеса Ашкенази (Мунка). Через жену он был связан с семьей Горовиц . По материнской линии он был родственником семьи Гюнцбургов ; по отцовской линии - семье Франкель из Вены.
Несмотря на то, что его отец умер в 18 лет, считается, что у Йом-Това было трое братьев и сестер: брат Иосиф д. 1659 г., сестра Перель и еще одна неизвестная сестра. Возможно, но неясно, означает ли добавление Эттингена и Валлерштайна к их именам, что его предки имели связи браком с благородными семьями Дома Эттинген-Валлерштайн .
У Йом-Това и Рахили, вероятно, было 16 детей, как минимум шесть сыновей и как минимум восемь дочерей. Сыновьями, которых он упоминает в своих произведениях, были: Моисей Пражский, Самуил Немировский (ныне Немиров, Украина), Авраам Люблинский (ныне Польша) и Леб Брест-Литовский (ныне Брест, Беларусь). Дочерями, о которых мы точно знаем, были: Нехле, Низель, Добериш, Эстер, Ребекка и Рейзель.
Вероятно, его самым известным потомком был Арье Лейб Хеллер (род. 1745), известный как Кцос (в честь его величайшего произведения « Кцос Хахошен »). Его брат Иегуда Хеллер Кахана (р. 1738), известный как Кунтрес Ха'Сфейкос часто появлялся вместе с К'цосом Хачошеном. Другими известными родственниками являются Соломон Иуда Леб Рапопорт (р. 1790), религиовед, поэт, писатель, чей внук Арнольд Эдлер фон Порада Рапопорт (р. 1840) был юристом, парламентарием, предпринимателем по добыче угля и филантропом.
В ознаменование своего заключения и освобождения из тюрьмы Хеллер установил два особых дня памяти своей семьи и потомков. Он установил 5-е таммуза , день, когда начались его проблемы, как ежегодный день поста, а 1-е Адара - как день празднования годовщины его назначения на пост раввината Кракова. Чтение написанной Хеллером «Мегилы» под названием «Мегилат Эйва» («Свиток враждебности»), в которой рассказывается история его заключения и освобождения, стало традицией для потомков раввина Хеллера. По сей день они отмечают историю его жизни на особом празднике Пурим .
В 1984 году, в 330-ю годовщину смерти раввина Хеллера, его автобиографическая история о его заключении «Мегилат Эйва» и подробное генеалогическое древо были опубликованы на английском языке раввином К.У. Липшицем и доктором Нилом Розенштейном под названием «Пир и пост» издательской корпорацией Moznaim. , Нью-Йорк и Иерусалим. Книга содержит 40 страниц диаграмм с подробным описанием генеалогического древа и сотен семей, произошедших от раввина Хеллера.
Работы и мнения
[ редактировать ]Между 1614 и 1617 годами раввин Хеллер опубликовал комментарий к Мишне в трех томах. Первоначально он назывался «Тосефет Йом Тов» . [ 4 ] но теперь известен как Тосфот Йом Тов . Комментарий быстро стал одним из стандартных комментариев к Мишне и изучается по сей день. Его комментарий является важным дополнением ( тосефет ) к комментарию Бартенуры , отсюда и название. [ 5 ]
Хеллера Основным галахическим трудом был «Мааданей Йом Тов» , комментарий к краткому изложению Вавилонского Талмуда, написанный раввином Ашером бен Джехиэлем . Краткое изложение раввина Ашера часто воспринималось немецкими евреями времен Хеллера как наиболее авторитетное изложение еврейского закона, даже предпочитая его Шулхан Аруху . Введение Хеллера в работу подтверждает эту точку зрения. Галахические взгляды Хеллера, в основном по вопросам ритуалов, цитируются многими более поздними раввинами, особенно пражскими.
Среди многих второстепенных работ Хеллера — проповеди и респонсы . Он также написал два набора пиютим . Первый сборник 1621 года посвящен дефенестрации Праги и началу Тридцатилетней войны, а также бегству пражских евреев из разграбления Праги войсками Габсбургов после битвы при Белой горе в 1620 году. Второй сборник стихов , написанные в 1650 году, посвящены казачьим погромам 1648-1649 годов.
Хеллер был каббалистом и даже написал каббалистический труд — комментарий к раббену Бахья бен Ашеру , основанный на каббалистических воззрениях Моисея Кордоверо . Но на протяжении большей части своей жизни Хеллер был против популяризации каббалы и использования каббалистических рассуждений в вопросах еврейского права.
Среди раввинов своего поколения Хеллер исключительно хорошо разбирался в светских науках. Его талмудические труды и проповеди показывают, что он интересовался вопросами арифметики, астрономии и естествознания. Его заметки о Гиват ха-Море . [ 6 ] который сам по себе является комментарием к Маймонида работе « Море Невухим» , написанным одним из его учителей Йозефом бен Исааком ха-Леви , доказывает, что он занимался философией . Он восхвалял «Меор Эйнаим» Азарии деи Росси, несмотря на анафему, которую его учитель Махараль , которого он очень уважал, проклял книгу и ее автора. Примечательно также его заявление об универсальном достоинстве человечества, а также его открытость к изучению произведений неевреев. Одна из его проповедей намекает на новую астрономию Коперника и Тихо Браге .
Сказки и художественная литература
[ редактировать ]Хеллера С 1881 года «Мегилат Эйва» обычно публикуется со вторым разделом, приписываемым его сыну Самуэлю. Сэмюэл рассказывает историю заключения и суда над Хеллером со своей точки зрения. По его версии, раввину помог французский генерал Тюренн , посол при дворе французского короля Людовика XIV , после драматического спасения Самуэлем жизни жены и дочери Тюренна в венском парке, когда на них напал разъяренный бык. . Анекдот основан на рассказе Людвига Филиппсона .
Бениш Ашкенази, один из главных героев романа в Горае» Сатана Исаака Башевиса Зингера « , представляет собой беллетризованную версию раввина Хеллера.
Хеллер также является героем ряда сказок и легенд. Одна известная история о нем касается Йоселе Святого Скупца , который умер в Кракове. Раввина Хеллера спросили, где его похоронить. Руководители города были возмущены отсутствием милосердия со стороны этого человека и распорядились похоронить его тело в дальнем углу кладбища. Через несколько дней после смерти скупца в городе раздался великий крик, поскольку бедные и голодные лишились тайной щедрости скупца. «Скупой» раздавал милостыню самым благородным образом – тайно раздавал деньги местным купцам, которые, в свою очередь, раздавали еду, одежду и деньги беднякам. Когда это привлекло внимание раввина Хеллера, он был заметно потрясен. Он приказал городу похоронить его рядом с Йоселе после его собственной смерти. Это объясняет, почему раввин Хеллер, один из величайших знатоков Талмуда, похоронен на таком ничем не примечательном участке кладбища.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Знакомство раввина Хеллера с его работой Лехем Хамудос.
- ↑ См. дополнение к «Мегилас Эйва» от раввина Шмуэля Хеллера, сына раввина Йом Това, который описывает, как ему удалось заставить французского министра ходатайствовать за его отца. Интересно, что сам раввин Хеллер не упоминает об этом. Возможно, раввин Хеллер чувствовал, что это был всего лишь Божий способ помочь ему. Он не хотел, чтобы его спасение считалось совпадением.
- ↑ Мегилас Эйва, автор раввина Хеллера, подробно описывает события его заключения.
- ^ Хаберманн, Авраам Меир (1955). «Поэзия и стихи раввина Йом Това Липмана Халера». В честь хорошего дня . Иерусалим: Моссад Харав Кук . стр. 125 примечание 1. Написание «Тосфот Йом-Тов» датируется по крайней мере 1652 годом, но, по-видимому, не является оригинальным. Имя Тосефет Йом Тов можно увидеть на титульном листе и в начале третьего издания здесь , а также в каталоге Еврейской национальной библиотеки .
- ^ Поэтому я увидел, что уместно читать эту группу под названием Йом Тов в дополнение к названию глагола и глагола, потому что это ее тема, дополнившая комментарий к комментарию покойного Рабба.
- ^ Доступно на сайте JewishBooks по адресу https://beta.hebrewbooks.org/24777.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ричард Готтейл ; М. Селигсон (1901–1906). «ХЕЛЛЕР, ЙОМ-ТОБ ЛИПМАН БЕН НАТАН БЕН МОИСЕС ЛЕВИ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Дэвис, Джозеф , Йом-Тов Липманн Хеллер (Оксфорд: Библиотека Литтмана , 2004)
- Липшиц, CU; Розенштейн, Нил, Праздник и пост (Нью-Йорк и Иерусалим: Moznaim Publishing, 1984)
- 1579 рождений
- 1654 смерти
- Люди из Донау-Риса
- Раввины 17 века из Богемии
- Польско-литовские раввины 17 века
- Немецкие православные раввины
- Австрийские православные раввины
- Польские православные раввины
- Чешские православные раввины
- Rabbis from Nikolsburg
- Раввины из Вены
- Раввины из Праги
- Каббалисты
- Немецкие эмигранты в Австрии
- Немецкие эмигранты на чешских землях
- Немецкие эмигранты в Польше
- Раввины из Кракова
- Комментарии к Мишне
- Заключенные и задержанные
- Главные раввины городов
- Еврейские литургические поэты