Авдия Бертиноро
Обадия бен Авраам из Бертиноро | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1450 (?) [ 1 ] [ 2 ] |
Умер | в. 1516 (?) или ранее [ 1 ] [ 2 ] |
Религия | иудаизм |
Обадия бен Авраам Бертиноро ( ивр . ר׳ עוֹבַדְיָה בֵּן אַבְרָהָם מִבַּרְטֵנוּר ; ) , был итальянским раввином Бартенура известным из XV века, наиболее своим комментарий к Мишне . В последние годы своей жизни он возродил еврейскую общину Иерусалима и стал признанным духовным лидером евреев своего поколения. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]В итальянском муниципальном документе его имя записано как «Маэстро Сервадио ди Хабрамо да Бертиноро», причем Сервиадо является переводом Овадии, а Хабрамо - транслитерацией Авраама (имени его отца). [ 4 ] Он также был известен под еврейской аббревиатурой יר"א ( Яре ). [ 4 ]
Обадия был учеником Джозефа Колона Тработто. [ 5 ] и стал раввином в Бертиноро , городе в современной провинции Форли-Чезена , откуда он получил свое прозвище, и в Кастелло . [ 6 ]
В Израиле
[ редактировать ]Желание посетить Святую Землю привело его в Иерусалим, и он прибыл туда 25 марта 1488 года, начав свое путешествие 29 октября 1486 года. В то время еврейская община в Иерусалиме сильно страдала от жесткого уровня налогообложения, что привело к страданиям и эмиграции. [ 6 ]
В письме своему брату из Иерусалима 24 августа 1489 года Авдия упоминает, что евреи стекаются в Иерусалим из Египта, Дамаска , Алеппо и других мест, чтобы поклоняться Богу. В том же году он говорит, что встретился также с евреями из Адена . Он говорит о себе, что жил в доме нагида и что дважды в месяц он регулярно читает проповеди в синагоге перед еврейской общиной на иврите и что он был освобожден от уплаты обычного налога, взимаемого со всех другие еврейские граждане. [ 7 ] Ему удалось добиться от правительства снижения уровня налогообложения, и он поддержал еврейскую бедноту, используя свое богатство из Италии. [ 6 ] 17 декабря 1489 года он пишет, что переехал в Хеврон , где он нашел атмосферу гораздо более благоприятной и небольшую еврейскую общину, насчитывающую 20 семей, которые были лучшего темперамента, чем те, что в Иерусалиме, и где они жили в одном переулке. [ 8 ]
Личность Бертиноро, красноречие и большая репутация ученого привели к тому, что сразу по прибытии его признали духовным главой общины. Его первой заботой было поднять интеллектуальный уровень общины, и с этой целью он заинтересовал молодое поколение изучением Талмуда и раввинской литературы и каждую вторую субботу произносил проповеди на иврите. [ 6 ]
После изгнания евреев из Испании в 1492 году многие изгнанники поселились в Иерусалиме, и Бертиноро стал их интеллектуальным лидером. Эти испанские евреи, более образованные, чем -мустаараби евреи израильские , подарили Бертиноро место для ешивы в Иерусалиме, которую он основал спустя столетия после закрытия последней академии в Израиле. Евреи Египта и Турции поддержали сохранение ешивы по письменному ходатайству Бертиноро. Исаак б. помог Натан ибн Египта Особенно . [ 6 ]
За десятилетие, в течение которого Бертиноро таким образом контролировал интересы еврейской общины Иерусалима, произошли радикальные изменения к лучшему. Вскоре после прибытия ему однажды пришлось рыть могилу, потому что община не предоставила никого для выполнения этой работы; несколько лет спустя сообщество воспользовалось преимуществами больниц, благотворительных обществ помощи и подобных ассоциаций. Его репутация широко распространилась; он не только был признан раввинским авторитетом, но и мусульманское население часто просило его решать судебные дела.
Он резко упрекал раввинов за взимание платы за услуги при свадьбах и разводах, считая своим долгом совершать религиозные обряды без денежного вознаграждения. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Бертиноро наиболее известен как главный комментатор Мишны ; с момента ее появления (Венеция, 1549 г.) без нее почти не печаталось ни одно издание Мишны. [ 6 ] Комментарий основан главным образом на Раши и Маймониде . [ 6 ] [ 4 ] Целенаправленное изучение Мишны на протяжении многих столетий было маргинальным явлением в еврейских общинах; немногие опубликованные комментарии, как правило, ограничивались трактатами, не включенными в Талмуд, в то время как комментарий Маймонида был написан на иудео-арабском языке и, таким образом, был недоступен для многих еврейских общин. Популярность такого исследования значительно возросла в конце 16 века, чему способствовало распространение доступного еврейского комментария Бертиноро к Мишне. [ 4 ]
Бертиноро также является автором суперкомментария на комментарий Раши к Пятикнижию . Позже он был опубликован под названием Амар Наке (из Даниила 7:9 ); [ 9 ] но это название было дано более поздним печатником, а не самим Бертиноро. [ 4 ]
Некоторые пиютимы Бертиноро существуют в рукописях. [ 10 ] [ 6 ]
Путешествовать
[ редактировать ]Он также писал описания своих путешествий; и его письма к своим родственникам в Италии, хотя и предназначены только для частного общения, имеют большую историческую ценность. Самое интересное в этих письмах [ 11 ] Это богатство информации о социальном и интеллектуальном положении евреев в Греции, Египте и Израиле. Он показывает себя не только внимательным наблюдателем, но и добросовестным и непредвзятым летописцем. Например, он внимательно изучал условия жизни караимов в Александрии и , не колеблясь, хвалил их за обладание теми самыми добродетелями, в которых им отказывали раббаниты , такими как щедрость и щедрость. [ 12 ] Его описание самаритян в Египте. [ 13 ] является одним из самых ценных и надежных произведений средневековья». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Авдия Бертиноро» . Британника онлайн. По состоянию на 1 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бертиноро, Обадия (1450?-1516?) (на французском языке) в IdRef - Идентификаторы и хранилища для ESR. Библиографическое агентство высшего образования. По состоянию на 1 августа 2022 г.
- ^ Израиль Зинберг (1978). «Испанские изгнанники в Турции и Палестине» . История еврейской литературы: Еврейский центр культуры в Османской империи . Издательство «КТАВ», ООО с. 24. ISBN 978-0-87068-241-4 . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кофе с Бартенурой
- ^ Махарик, Ответы , Нет. 70, изд. Венецианская, 62а
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гинзберг (1906) в Еврейской энциклопедии.
- ↑ Игрос Эрец Исроэль ( «Письма Земли Израиля »), в «Письме раввина Обадии ди Бертиноры из Иерусалима своему брату», написанном в 1489 году, Тель-Авив, 1943 год, стр. 140. Архивировано 5 марта 2016 года, на сайте Wayback. Машина –141 (в PDF).
- ^ Иггерот Эрец Исроэль ( Письма Земли Израиля ), в «Письме раввина Обадии Харе ди Бертинора из Хеврона», Тель-Авив, 1943, стр. 142–143 (иврит).
- ^ Пиза, 1810 г.; перепечатано в коллективном труде « Рабботену Баале ха-Тосафот », Варшава, 1889 г.
- ^ Бодлианская библиотека , Оксфорд (№ 1061; 2266, 6); в первом упоминается имя его отца
- ^ Впервые опубликовано С. Саксом в « Ежегоднике истории евреев », 1863 г., iii. 195-224
- ^ ЖК 208; текст должен быть исправлен в соответствии с рукописью, упомянутой у Штейншнейдера , « Евр. Библ. », VI. 131
- ^ ЖК, стр. 206–208.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Бертиноро, Авдия (Яре) б. Авраам (называемый также Бартиноро)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 813.