Политическое развитие в современном Гибралтаре
![]() |
---|
![]() |
История Гибралтара |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Гибралтар / dʒ ɪ ˈ b r ɔː l t ər / — британская заморская территория, расположенная на южной оконечности Пиренейского полуострова у входа в Средиземное море . В первые дни существования британской администрации Гибралтар сохранялся в основном как военный форпост, а его роли торгового поста уделялось ограниченное внимание. Первоначально долгосрочное урегулирование Гибралтара было неопределенным, но по мере того, как мощь Испании ослабевала, он стал важной базой для британского Королевского флота . На протяжении всего XIX века существовал конфликт между конкурирующими ролями военных и торговых постов, что приводило к напряженности между гражданским населением и губернатором тогдашним . Некоторые губернаторы поощряли развитие гражданской роли в правительстве, в то время как другие считали это помехой. В результате, по сравнению с другими бывшими британскими колониями , гражданское правительство в Гибралтаре возникло в основном в 20 веке, поскольку потребности гражданского населения часто рассматривались губернаторами как подчиненные потребностям военных. С войны Во время Второй мировой гибралтарцы все активнее заявляли о своей индивидуальности. Отношения Скалы продолжают с Испанией и спор о суверенитете влиять на политику Гибралтара по сей день.
Фон
[ редактировать ]Большая часть коренного испанского населения покинула Гибралтар после англо - голландского захвата Гибралтара в 1704 году, забрав с собой предметы бывшей испанской администрации. [1] В результате действующая конституция и законы Гибралтара отражают английское общее право и акты парламента . [2]
В 18 и 19 веках остатки испанского населения пополнились поселенцами, возникшими , поскольку британцы содержали торговый пост рядом с военным гарнизоном . [3] Поскольку число жителей продолжало расти, они обнаружили, что их политическое и правовое положение стало зависеть от отдельных губернаторов и их приверженности развитию гражданского общества. [4]
Первоначально долгосрочное заселение Гибралтара не рассматривалось, и в 18 веке британцы несколько раз рассматривали возможность возвращения Гибралтара под власть Испании. [5] Кроме того, несколько попыток Испании вернуть себе Гибралтар, особенно во время Великой осады Гибралтара (1779–1783 гг.), Означали, что долгосрочное урегулирование никогда не было неизбежным. Гибралтар, несомненно, был в первую очередь крепостью и второй колонией XVIII века. [3] В 19 веке, когда мощь Испании пошла на убыль, Наполеоновские войны усилили важность Гибралтара как крепости и базы Королевского флота. [4] Официально он был объявлен колонией Короны в 1830 году. [4]
Ранние разработки
[ редактировать ]
Первая гражданская судебная система была создана в 1720 году, а в 1739 году была создана отдельная уголовная и гражданская юрисдикция для Гибралтара. [6] Однако гражданских судов не было, и юрисдикция осуществлялась военными под руководством губернатора. Мировые судьи были впервые назначены в 1753 году, а в 1793 году был учрежден вице-адмиралтейский суд для проведения публичных торгов вражеских кораблей, захваченных Королевским флотом. [6]
Первые политические успехи произошли во время губернаторства сэра Джорджа Дона , которое началось в 1814 году. Биржевая и коммерческая библиотека . В 1817 году была основана [6] Биржевой комитет изначально был сосредоточен на продвижении интересов торговцев, базирующихся в крепости. Биржевой комитет превратился в орган, обеспечивающий местное мнение в правительстве, хотя сам по себе он не имел реальных полномочий.
После объявления Гибралтара королевской колонией в 1830 году [7] Хартия правосудия 1830 года [8] учредила независимую судебную систему и Верховный суд . [7] Это отражало британскую колониальную систему, где отдельные колонии имели свое собственное правительство, финансы и судебную систему. [9] Хартия, однако, не предусматривала явного определения местной роли в правительстве, хотя ответственность за управление Гибралтаром перешла от военного министерства к недавно созданному Колониальному управлению . [4] Полиция Гибралтара также была создана по образцу столичной полиции ; первая британская заморская территория, сделавшая это. [10]
Хотя местное население не отводило явной роли в правительстве, губернатор сэр Джордж Дон поощрял развитие гражданской администрации. После создания торговцами и землевладельцами Биржевого комитета Дон надеялся, что комитет предоставит местный голос. Его преемник сэр Роберт Гардинер оказался менее заинтересованным, утверждая, что потребности гражданского населения подчинены военному гарнизону. [11] Сэр Роберт подавил публичную петицию Биржевого комитета с требованием провести расследование в отношении его администрации в 1852 году, но был отозван в Лондон в 1855 году, поскольку беспокойство в его администрации росло. [11]
Роль гражданской администрации по-прежнему сосредоточена на обеспечении законности и порядка . Политическое развитие оставалось медленным и во многом ограничивалось ролью Гибралтара как крепости. [4] 1889 года Постановление определило права на проживание , подчеркнув важность коренных жителей. [4] В 1910 году новый губернатор сэр Арчибальд Хантер стремился управлять Гибралтаром прежде всего как крепостью, рассматривая гражданское население как своего рода помеху. [12] Из-за волнений среди гражданского населения сэр Арчибальд также был отозван до истечения срока его полномочий. [12]
Лишь в 1921 году состоялись первые выборы в городской совет Гибралтара. [4]
Развитие современного правительства Гибралтара
[ редактировать ]

Начало Второй мировой войны в 1939 году положило конец началу самоуправления в Гибралтаре. Стратегическое географическое положение Гибралтара и угроза бомбардировок держав Оси привели к эвакуации большей части гражданского населения. [13] Многие были эвакуированы сначала в Марокко , а затем в Великобританию, другие были доставлены на португальский остров Мадейра или в британскую колонию Ямайка . [13] Эвакуация вызвала противоречивые эмоции; с одной стороны, опыт Блица укрепил британские связи, в то время как предрассудки и расизм, возникшие в Соединенном Королевстве, укрепили чувство гибралтарской идентичности . [4] Нейтралитет Испании гарантировал, что Гибралтар никогда не подвергался серьезной военной угрозе, но это привело к подозрениям среди эвакуированных, что с фашистским диктатором генералом Франко была заключена сделка о возвращении Гибралтара Испании после конфликта. [14]
Основание Ассоциации по защите гражданских прав
[ редактировать ]Ситуация привела к основанию Ассоциации по продвижению гражданских прав (AACR) в Гибралтаре в декабре 1942 года. [15] Под руководством Альберта Риссо [15] AACR был призван представлять и защищать права гибралтарцев. Джошуа Хассан [15] сыграл важную роль в превращении AACR в организацию, основанную на гражданских правах, вдохновленную антиколониальной идеологией . [14] Во время войны AACR получил поддержку от тогдашнего генерал- губернатора Мэйсона-Макфарлейна , который призвал AACR выполнять представительскую роль, которую раньше выполняли Комитет биржи и Коммерческая библиотека. [14] В 1945 году Управление по делам колоний предложило городской совет с таким же количеством избранных и назначенных членов. AACR вместе с остальными представительными органами Гибралтара отклонил предложение и потребовал большинства избранных членов. В апреле британские власти в конце концов уступили, и был создан совет, число избранных членов которого превысило количество назначенных впервые. На выборах, состоявшихся в городской совет в июле 1945 года, AACR получила все семь оспариваемых мест, при этом Джошуа Хассан был избран первым послевоенным председателем городского совета. [16]
Приказ Конституции Гибралтара, 1950 г.
[ редактировать ]В 1950 году Конституционный указ Гибралтара и Правила выборов в Гибралтаре [17] положил конец монополии губернатора на законодательную власть с образованием Законодательного совета. Последующие поправки позволили получить большинство избранных членов собрания. [18]
Конституционный указ Гибралтара 1964 года.
[ редактировать ]В начале 1964 года в Гибралтаре прошла Конституционная конференция, которая рекомендовала увеличить число избираемых членов с семи до одиннадцати мест и упразднить назначенных членов Законодательного совета. [19] Эти рекомендации были приняты и реализованы к выборам 1964 года. [19]
Повестка дня деколонизации в Организации Объединенных Наций
[ редактировать ]
В 1960-х годах усилия ООН по деколонизации привели к тому, что вопрос Гибралтара был поднят в ООН. [14] Испания успешно лоббировала рассмотрение ситуации с Гибралтаром в Специальном комитете по деколонизации . [14] Гибралтар в ООН представляли Джошуа Хасан и Питер Изола , которые отрицали, что Гибралтар является угнетенным обществом, и подчеркивали, что гибралтарцы хотят сохранить связь с Соединенным Королевством:
Ничто не может быть дальше от истины, чем предположение о том, что народ Гибралтара порабощен или эксплуатируется иностранной державой.
Британское правительство разработало двусторонний подход к деколонизации зависимых территорий, которые тогда еще были частью Британской империи . [21] Он поощрял развитие самоуправления с целью предоставления независимости любой территории, которая этого хотела. [21] Для тех территорий, которые желают продолжить ассоциацию с Соединенным Королевством, они будут работать с демократически избранными представителями, чтобы определить механизмы, которые позволят это. [21] По мнению британского правительства, положение в отношении Гибралтара осложнялось положениями Утрехтского договора 1713 года , которые требовали от британцев предоставить эту территорию испанской короне, если Великобритания откажется от нее, что ограничивало возможности получения независимости. [22] Правительство Гибралтара не разделяет это мнение, но пока предпочло сохранить связь с Соединенным Королевством. [21]
Референдум о суверенитете, 1967 г.
[ редактировать ]
В ответ на продолжающееся давление со стороны Испании в ООН и предложение Испании 1966 года о передаче суверенитета, [23] Референдум о суверенитете состоялся в 1967 году . [24] были На референдуме предложены следующие варианты:
а) перейти под суверенитет Испании в соответствии с условиями, предложенными правительством Испании правительству Ее Величества 18 мая 1966 года; или
(b) Добровольно сохранить свои связи с Великобританией, с местными демократическими институтами и с Великобританией, сохраняющей свои нынешние обязанности. [25]
Хотя Испании была предоставлена возможность объяснить свои предложения, она отказалась это сделать. [26] Тем не менее, оно широко освещалось в испанских СМИ (доступных в Гибралтаре), поэтому предложения были хорошо известны. Специальный комитет по деколонизации был проинформирован заранее о референдуме и приглашен для наблюдения. [26] Приглашение было отклонено, и вместо этого Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2353 , в которой требовалось, чтобы Соединенное Королевство вступило в переговоры с Испанией (тогда находившейся под диктатурой генерала Франко), и критиковалось Соединенное Королевство за проведение референдума. Резолюцию 2353 (XXII) поддержали семьдесят три страны (в основном страны Латинской Америки , арабские , африканские и восточноевропейские страны). [27] отклонено девятнадцатью (Соединенным Королевством и странами Содружества Наций ), а двадцать семь стран воздержались ( Западная Европа и США ).
Результаты референдума были убедительными: явка составила 95,67%. Гибралтарцы проголосовали 12 138 (99,64%) против 44 (0,36%) за то, чтобы остаться под британским суверенитетом. [27] Референдум приурочен к Национальному дню Гибралтара , который отмечается ежегодно 10 сентября.
Конституция Гибралтара, 1969 г.
[ редактировать ]В ответ на референдум о суверенитете 1967 года британское правительство приняло меры по укреплению демократии в Гибралтаре с помощью новой конституции . [28] Некоторые в Гибралтаре настаивали на еще более тесной интеграции , настаивая на формальной интеграции Гибралтара с Соединенным Королевством. [14] Однако британское правительство отклонило этот вариант, стремясь избежать «нововведений, которые могли бы сделать менее вероятным развитие более благоприятного отношения Испании к Гибралтару». [14] В Гибралтаре также была оппозиция, поскольку полная интеграция привела бы к уменьшению роли правительства Гибралтара. [6]
Важнейшей особенностью Конституции 1969 года для гибралтарцев была преамбула к постановлению Совета о провозглашении Конституции, которая в ее окончательной форме начиналась так:
Принимая во внимание, что Гибралтар является частью владений Ее Величества, и правительство Ее Величества дало заверения народу Гибралтара, что Гибралтар останется частью владений Ее Величества, если и до тех пор, пока парламентский акт не предусмотрит иное, и, кроме того, что правительство Ее Величества никогда не будет заключать соглашения согласно которому народ Гибралтара перейдет под суверенитет другого государства вопреки его свободно и демократически выраженному желанию. [28]
Было отмечено, что эта преамбула была «единственным наиболее важным заявлением о суверенитете Гибралтара со времени подписания Утрехтского договора ». [29] Конституция 1969 года остается основополагающим документом правительства Гибралтара; в 2006 году она была изменена Указом о Конституции Гибралтара 2006 года .
Лиссабонское соглашение 1980 г.
[ редактировать ]Конституция 1969 года ясно дала понять, что британское правительство не будет навязывать решение гибралтарцам, и признала их право на самоопределение в своем собственном политическом будущем. [30] Франко продолжал настаивать на том, что Гибралтар территориально является неотъемлемой частью Испании, и «в приступе дипломатического раздражения». [14] приказал закрыть границу между Гибралтаром и Испанией в 1969 году. В течение следующих 16 лет Гибралтар в основном зависел от воздушного сообщения с Соединенным Королевством для формального доступа к внешнему миру. [30] Гибралтарцам, навещавшим близлежащих испанских родственников, пришлось сначала сесть на паром до Танжера , Марокко. [31] а затем еще один в Альхесирас , Испания. [32]
Парадоксально также, что действия, предпринятые Франсиско Франко и Испанией, полностью уничтожили любой потенциал для победы над населением и получения поддержки как в Великобритании, так и в Гибралтаре для передачи суверенитета Испании... Эта естественная тенденция двух народов к взаимодействию продемонстрировала искусственное разделение, которое было создано и продолжало существовать до тех пор, пока Великобритания сохраняла владение Гибралтаром.Вместо этого он потребовал немедленного возвращения Гибралтара, инициировал газетную кампанию, в которой все население было охарактеризовано как преступники и личности с сомнительными моральными качествами, и ввел пограничные ограничения, которые причинили жителям реальные трудности. [33]
Дипломатический тупик сохранялся до тех пор, пока после смерти Франко правительство Маргарет Тэтчер не начало новый политический процесс, результатом которого стало Лиссабонское соглашение . [34] Это было совместное заявление министра иностранных дел Испании Марселино Ореха Великобритании и министра иностранных дел лорда Кэррингтона, подписанное в Лиссабоне 10 апреля 1980 года. [35] В преамбуле говорилось:
Правительства Великобритании и Испании, желая укрепить свои двусторонние отношения и тем самым внести вклад в западную солидарность, намерены, согласно соответствующим резолюциям Организации Объединенных Наций, решить в духе дружбы проблему Гибралтара.
Брюссельское соглашение 1984 г.
[ редактировать ]Брюссельское соглашение было заключено в ноябре 1984 года и вступило в силу в феврале 1985 года. [36] Заявление Испании о вступлении в Европейское экономическое сообщество оказалось ключевым фактором, поскольку Великобритания связала членство Испании с открытием границы и пригрозила наложить вето на это заявление. [36] Соглашение прояснило и возобновило действие предыдущего Лиссабонского соглашения, которое подвергалось самым разным толкованиям, что осложнило англо-испанские отношения и задержало полное открытие границы. [37] В соответствии с соглашением Великобритания и Испания проведут переговоры по Гибралтару, а британцы готовы вести переговоры о суверенитете. [36] Соглашение подписал министр иностранных дел и по делам Содружества Rt. Достопочтенный. Сэр Джеффри Хоу и министр иностранных дел Испании Его Превосходительство сеньор Дон Фернандо Моран Лопес . [38]
Соглашение подверглось резкой критике в Гибралтаре. [39] хотя правительство Гибралтара было приглашено принять участие, оно было только в составе делегации Соединенного Королевства. [40] Еще одним серьезным недостатком с точки зрения Гибралтара было то, что он не позволял обсуждать различия между Гибралтаром и Испанией. [40] Соглашение также подверглось критике со стороны гибралтарских политиков, поскольку ожидалось, что делегация Гибралтара войдет в состав:
делегирование колонизирующей державы, от которой она добивается своей собственной деколонизации.
На ключевых выборах 1988 года Социалистическая рабочая партия Гибралтара (GSLP) призвала к самоопределению, выразила свое несогласие с переговорами о суверенитете и будущем Гибралтара между Испанией и Соединенным Королевством и выступила против любой передачи суверенитета Испании. [41] Он также потребовал прекращения переговоров по Брюссельской декларации и выступил против Соглашения об аэропорте. [42] GSLP получила 8 мест, набрав 58,2% голосов избирателей. [42]
Ключевыми положениями Брюссельского соглашения были:
- Обеспечение равенства и взаимности прав испанцев в Гибралтаре и гибралтарцев в Испании.
- Установление свободного передвижения людей, транспортных средств и товаров между Гибралтаром и соседней территорией.
- Установление переговорного процесса направлено на преодоление всех разногласий между Испанией и Великобританией по поводу Гибралтара.
Развивающиеся отношения с Соединенным Королевством
[ редактировать ]
Отношения между Соединенным Королевством и Гибралтаром всегда вращались вокруг необходимости использования Гибралтара в качестве британской военной базы в Средиземноморье. В 1980-е годы Соединенное Королевство продолжало сокращать свои военные обязательства за рубежом, а численность военной базы в Гибралтаре начала сокращаться. [43] Если раньше 60% экономики Гибралтара зависело от военной базы, то к 2004 году этот показатель сократился до менее 10%. [14] Экономика диверсифицировалась за счет финансовых услуг и туризма , и по мере того, как зависимость от Соединенного Королевства уменьшалась, правительство Гибралтара почувствовало себя более способным потребовать участия в переговорах о своем будущем. [44]
1980-е и 1990-е годы стали политическим и культурным водоразделом для Гибралтара. Идея лояльного Гибралтара, просто ожидающего, чтобы увидеть, что его имперский хозяин решит в отношении внутренней политики и внешних отношений, действительно отошла в прошлое. [14]
Хотя полное снятие пограничных ограничений в 1985 году имело большое значение и Испания превратилась из фашистского государства в демократию, наследие изоляции Гибралтара Франко продолжало бросать тень. Гибралтарские политики и широкая общественность по-прежнему не доверяли намерениям Испании, особенно в то время, когда Испания отказывалась признать правительство Гибралтара в качестве компетентного органа власти. [45] и продолжал проводить конфронтационную политику. [46] Такие политики, как Джо Боссано [47] и Питер Каруана [44] продолжал требовать не делать никаких политических уступок Испании.
События 21 века
[ редактировать ]Британское правительство продолжает проводить политику все большей передачи управления своими заморскими территориями.
Политика правительства Великобритании в отношении заморских территорий основывается на том, что именно жители каждой территории определяют, хотят ли они оставаться связанными с Соединенным Королевством. Устоявшаяся политика сменявших друг друга правительств Великобритании заключалась в том, чтобы оказывать всяческую помощь и поддержку тем территориям, которые желают добиться независимости, если это возможно. [48]
Белая книга, 1999 г.
[ редактировать ]Британские заморские территории или БОТ по конституции не являются частью Соединенного Королевства, а имеют отдельные конституции, изложенные в приказах Совета . [49] Хотя конституции поощряют самоуправление посредством избранных правительств, Соединенное Королевство сохранило определенные резервные полномочия . [50] Раньше конституции в основном разрабатывались британским правительством, а в 1999 году правительство разработало Белую книгу, призванную продолжить модернизацию отношений с Соединенным Королевством и его заморскими территориями. Белая книга:
установил «новое партнерство» между Великобританией и ее заморскими территориями, основанное на четырех принципах:
- самоопределение, при котором Великобритания охотно предоставляет независимость там, где она требуется и является возможным вариантом;
- ответственность с обеих сторон, при этом Великобритания обязалась защищать заморские территории, поощрять их устойчивое развитие и заботиться об их интересах на международном уровне, а взамен ожидает самых высоких стандартов честности, закона и порядка, хорошего управления и соблюдения Британией международных обязательств;
- заморские территории, пользующиеся максимально возможной автономией; и
- Великобритания продолжает оказывать финансовую помощь заморским территориям, которые в ней нуждаются. [50]
В рамках Белой книги британское правительство предложило Британским зависимым территориям (которые в 2002 году были переименованы в Британские заморские территории , чтобы отметить меняющиеся отношения) представить предложения по конституционной реформе. [50]
Референдум о суверенитете Гибралтара, 2002 г.
[ редактировать ]
Предлагая конституционную реформу, британское правительство провело секретные переговоры со своими испанскими коллегами в рамках, установленных Брюссельским соглашением 1984 года. Кульминацией этих событий стало заявление тогдашнего министра иностранных дел и по делам Содружества Джека Стро в 2002 году в палате парламента о том, что обе страны согласились разделить суверенитет над Гибралтаром при условии согласия гибралтарцев. Эти предложения были встречены враждебно на Скале и были решительно отвергнуты на втором референдуме о суверенитете . На референдуме гибралтарцам был задан следующий вопрос:
12 июля 2002 года министр иностранных дел Джек Стро в официальном заявлении в Палате общин заявил, что после двенадцати месяцев переговоров британское правительство и Испания пришли к широкому согласию по многим принципам, которые должны лежать в основе прочного урегулирования конфликта. Претензия Испании на суверенитет, которая включала принцип, согласно которому Великобритания и Испания должны разделить суверенитет над Гибралтаром.
Одобряете ли вы принцип, согласно которому Великобритания и Испания должны разделить суверенитет над Гибралтаром? [51]
Чтобы отклонить любую потенциальную критику референдума, правительство Гибралтара пригласило группу уважаемых наблюдателей во главе с Джеральдом Кауфманом депутатом . Их опубликованный отчет подтвердил, что:
Наблюдатели были чрезвычайно впечатлены организацией референдума и особенно приветствовали тот факт, что роль наблюдателей была неотъемлемой частью процесса, в отличие от более пассивной роли наблюдателей на других выборах. Тщательный подсчет голосов превысил требования и вышел за рамки требований, принятых для выборов в Великобритании. [52]
Тем не менее, референдум был резко осужден в Испании. Со своей стороны Джек Стро назвал решение правительства Гибралтара провести собственный референдум о перспективе совместного суверенитета с Испанией «эксцентричным». [53] При явке 87,9% гибралтарцы проголосовали 17 900 (98,48%) голосами против 187 (1,03%) за отказ от совместного суверенитета, и дальнейшего обсуждения этого вопроса не было. В своих показаниях парламента Соединенного Королевства Комитету по иностранным делам в 2008 году член парламента Джим Мерфи , государственный министр по делам Европы , заявил:
Правительство Великобритании никогда — «никогда» — редко используемое слово в политике — не вступит в соглашение о суверенитете без согласия правительства Гибралтара и его народа. Фактически, мы никогда даже не вступим в процесс без этого соглашения. Слово «никогда» выражает существенное и четкое обязательство и используется с определенной целью. Мы с уверенностью передали это послание народам и правительствам Гибралтара и Испании. Теперь, когда такая позиция Великобритании принята, это признак зрелости наших отношений. [54]
Конституционный указ Гибралтара, 2006 г.
[ редактировать ]Для изучения предложений по конституционной реформе, вытекающих из Белой книги 1999 года, межпартийный комитет Палаты собрания Гибралтара был создан для консультаций с заинтересованными сторонами и в январе 2002 года подготовил отчет, который впоследствии был обсужден и согласован с Соединенным Королевством. . Предложения по реформе были приняты Министерством иностранных дел и по делам Содружества в марте 2006 года и единогласно одобрены Палатой собрания Гибралтара в октябре. [55]
Предлагаемая конституция обсуждалась с британским правительством делегацией, представляющей Гибралтар, в которую входили, среди прочего, его правительство и оппозиция .
Среди изменений, внесенных новой конституцией, были:
- Переименование Палаты собрания в Парламент Гибралтара .
- Переименование «Члены Палаты собрания» в «Члены парламента» (депутаты).
- Удаление двух оставшихся неизбранных членов Палаты собрания.
- Увеличение числа избранных представителей с 15 до 17, при этом парламент сможет принять законодательные меры для увеличения этого числа.
- Уменьшение полномочий Губернатора и передача некоторых из них выборным должностным лицам.
- Модернизация отношений между Гибралтаром и Соединенным Королевством, не затрагивая вопрос суверенитета.
- Законопроект об «основных правах и свободах», закрепленных в конституции.
Референдум по предлагаемому новому конституционному порядку был проведен 30 ноября 2006 года. Предложение, предложенное и одобренное, гласило:
Одобряете ли вы и принимаете ли вы предлагаемую новую конституцию Гибралтара в порядке осуществления своего права на самоопределение? ДА НЕТ [56]
Явка составила 60,4% [57] что было намного ниже, чем 87,9%, достигнутые на предыдущем референдуме по предложениям о совместном суверенитете, но сопоставимо с 57,5% на выборах в Европейский парламент 2004 года . [58] За порядок было подано 60,24% голосов, против - 37,75%. Хотя предложенная конституция получила поддержку всех политических партий, возникло значительное движение «Нет». Хотя причины были разными, возражения имели два аспекта; [59] во-первых, обязательство сохранить британский суверенитет рассматривалось как недостаточно надежное, [59] во-вторых, новая конституция была сочтена недостаточно продвинутой в плане реализации права на самоопределение. [55] [60] Джо Боссано , лидер оппозиции, раскритиковал неспособность сформулировать преамбулу таким образом, чтобы поддержать максимально возможный уровень самоуправления. [61]
В результате был одобрен Конституционный указ Гибралтара 2006 года , который вступил в силу постановлением Совета от 14 декабря 2006 года и вступил в силу 2 января 2007 года. [62] По мнению британского правительства, его целью было обеспечить современные и зрелые отношения, не основанные на колониализме, между Гибралтаром и Соединенным Королевством. [63]
Кордовское соглашение 2006 г.
[ редактировать ]
Также в 2006 году, после почти двухлетних переговоров, правительства Испании, Соединенного Королевства и Гибралтара подписали историческое трехстороннее соглашение, впервые предоставив Гибралтару право голоса на переговорах между Соединенным Королевством и Испанией. Кордовское соглашение (также известное как Кордовское соглашение или Трехстороннее соглашение) возникло по инициативе нового социалистического правительства Испании в 2004 году, которое предложило создать «Форум диалога», в котором впервые Гибралтар примет участие в качестве независимого государства. третья сторона. Соглашение подписали министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос , министр по делам Европы Великобритании Джефф Хун и главный министр Гибралтара Питер Каруана . [64] Ключевыми соглашениями стали: [65]
- Рейсы между Испанией и Гибралтаром
- Больше телефонных линий в Гибралтар
- Снятие ограничений на звонки в Гибралтар из Испании и мобильный роуминг в Испании для мобильных телефонов Гибралтара
- Решен спор по поводу пенсионных выплат испанцам, работавшим когда-то в Гибралтаре
- Испания пообещала сократить пограничный контроль и облегчить передвижение через границу.
Соглашение также учредило «Трехсторонний форум» с регулярным диалогом между тремя сторонами. В июле 2009 года Моратинос присутствовал на переговорах в Гибралтаре, что стало первым случаем, когда испанский министр сделал это. [66] Соглашение не осталось без критики. Испанская газета El Mundo назвала это «позорным моментом в истории Испании». [67] Гибралтара» и «Панорама раскритиковали переговоры из-за роли Моратино в споре о территориальных водах Гибралтара. [66] Форум был призван способствовать диалогу по ряду вопросов, отодвигая вопрос суверенитета на второй план. В независимой оценке Питера Голда сделан вывод, что «учитывая фундаментальные различия в конечных целях участников Форума и, в частности, чувствительность Испании к статусу Гибралтара, соглашения могут оказаться лишь средством управления «проблемой» Гибралтара, а не ее решением». ." [68] Испания продолжает настаивать на том, что она будет обсуждать суверенитет только с Соединенным Королевством, а не в рамках Трехстороннего форума. [69]
Текущее правительство Гибралтара
[ редактировать ]
Домом правительства Гибралтара является Парламент Гибралтара , который ранее был известен как Палата собрания Гибралтара в период с 1969 по 2006 год. [70] Этот однопалатный орган состоит из семнадцати членов, избираемых голосованием избирателей Гибралтара и спикера . [71] Спикер является единственным неизбираемым членом, он назначается простым большинством членов парламента и представляется главным министром после консультации с лидером оппозиции. [71] Спикер не имеет права голоса и освобождает свою должность при роспуске парламента. Главный министр является выборным членом, который возглавляет политическую партию, имеющую наибольшее большинство голосов. [72] и официально назначается губернатором.
Гибралтар организован как единый избирательный округ . Отдельные избиратели имеют до 10 голосов по своему выбору от всех кандидатов, баллотирующихся на выборах. [73] Члены избираются всенародным голосованием сроком на 4 года. [73]
Роль губернатора Гибралтара поскольку он является представителем главы государства в основном символическая , короля Карла III . С каждой последующей конституцией роль губернатора уменьшалась. Согласно действующей конституции , правительство Гибралтара отвечает за все вопросы, кроме обороны, внешней политики, внутренней безопасности и судебной системы. [74] Формально оборона, внешняя политика и внутренняя безопасность находятся в ведении губернатора; Судебные и другие назначения также производятся губернатором от имени короля по согласованию с главным министром.
Полицейское управление Гибралтара отвечает за внутреннюю безопасность и охрану правопорядка в Гибралтаре. Он независим от парламента и состоит из председателя и семи членов, действующих по рекомендации Комиссии по указанным назначениям, а также по одному члену, назначаемому губернатором и главным министром. В соответствии с английским общим правом и законами, Гибралтар имеет независимую судебную систему и Верховный суд с момента принятия Хартии правосудия 1830 года. Гибралтар по-прежнему зависит от Соединенного Королевства в международных отношениях и обороне.
Политическому развитию современного Гибралтара часто мешали его роль крепости и отношения между Соединенным Королевством и Испанией, но с 1960-х годов в политическом и культурном профиле Гибралтара произошли важные изменения. [14] Хотя связи с Соединенным Королевством остаются значительными, Гибралтар приобрел высокоразвитый, но, несомненно, дифференцированный политический голос. [14]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Джексон, 1990 , стр. 101.
- ^ «Закон и справедливость» . Правительство Гибралтара, информационные службы. Архивировано из оригинала 1 мая 2010 года . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Доддс, 2004 , стр. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Доддс, 2004 , стр. 19.
- ^ Джексон, 1990 , Глава 8: Гибралтар, стойка переговоров , стр. 115–132.
- ^ Jump up to: а б с д «Гибралтар: маленькая территория, на кону многое» . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Джексон, 1990 , стр. 229.
- ^ Судебная служба Гибралтара. «История судов» . gcs.gov.gi. Проверено 15 февраля 2024 г. Пятая Хартия правосудия, Патентное письмо от 1 сентября 1830 года, установила многие особенности структуры судебной системы, которая существует до сих пор. Он ввел принцип независимости судебной власти, Верховного суда и апелляций в Тайный совет.
- ^ Питер Джеймс Маршалл (10 сентября 2001 г.). Кембридж иллюстрировал историю Британской империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 168–. ISBN 9780521002547 . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Джексон, 1990 , стр. 231.
- ^ Jump up to: а б Хиллз, 1974 , стр. 379.
- ^ Jump up to: а б «История Гибралтара – III век под британским правлением» . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хиллз, 1974 , стр. 422.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Доддс, 2004 , стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с Джексон, 1990 , стр. 298.
- ^ Гарсия 2002 , стр. 33–34.
- ^ «Правила выборов в Гибралтаре, 1950 год» (PDF) . Правительство Гибралтара . 21 июля 1950 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ Джексон, 1990 , стр. 299.
- ^ Jump up to: а б Джексон, 1990 , стр. 302.
- ↑ Речь Джошуа Хасана, цитируется в Dodds, 2004 , стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с д «ЗАВИСИМЫЕ ТЕРРИТОРИИ (НЕЗАВИСИМОСТЬ)» . Письменные ответы . Парламентские дебаты (Хансард) . 15 декабря 1966 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ Олдрич и Коннелл, 1998 , стр. 161.
- ^ Хиллз, 1974 , стр. 456.
- ^ Келлерман, 2001 , стр. 17.
- ^ Джексон, 1990 , стр. 313.
- ^ Jump up to: а б Хиллз, 1974 , стр. 464.
- ^ Jump up to: а б Джексон, 1990 , стр. 314.
- ^ Jump up to: а б Джексон, 1990 , стр. 316.
- ^ Золото, 2005 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Доддс, 2004 , стр. 21.
- ^ Золото, 2005 , с. 40.
- ^ Элликотт 1975 , с. 126.
- ^ Мелисса Р. Джордин (ноябрь 2006 г.). Спор по поводу Гибралтара . Издательство информационной базы. п. 127. ИСБН 9780791086483 . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Джексон, 1990 , стр. 325–326.
- ^ Джексон, 1990 , стр. 325–326.
- ^ Jump up to: а б с Олдрич и Коннелл, 1998 , стр. 19.
- ^ Хейг, 1992 , стр. 127.
- ^ Брюссельское соглашение Министр иностранных дел и по делам Содружества, Rt. Достопочтенный. Сэр Джеффри Хоу и министр иностранных дел Испании Его Превосходительство сеньор Дон Фернандо Моран Лопес провели встречу в Брюсселе 27 ноября 1984 года, в ходе которой они договорились о том, каким образом испанское и британское правительства будут применять Лиссабонскую декларацию от 10 апреля 1980 года. во всех его частях.
- ^ Келлерман, 2001 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б с Джо Боссано, Борьба за самоопределение, Речь в Комитете ООН по деколонизации, 1994 г.
- ^ Золото, 2005 , стр. 101.
- ^ Jump up to: а б Золото, 2005 , стр. 101.
- ^ Келлерман, 2001 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Келлерман, 2001 , стр. 20.
- ^ Золото, 2005 , стр. 20.
- ^ Золото, 2005 , стр. 329.
- ^ Келлерман, 2001 , стр. 33.
- ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ СК СПЕЦИАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ (ЧЕТВЕРТОМУ КОМИТЕТУ)» . Миссия Великобритании при ООН. 15 октября 2007 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ «Комитет Палаты общин по иностранным делам, заморские территории» (PDF) , отчет седьмой сессии 2007–08 годов вместе с официальными протоколами , Лондон: The Stationery Office Limited, 6 июля 2008 г., стр. 16–17 , получено 15 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Комитет Палаты общин по иностранным делам, заморские территории» (PDF) , отчет седьмой сессии 2007–08 годов вместе с официальными протоколами , Лондон: The Stationery Office Limited, 6 июля 2008 г., стр. 16–17 , получено 15 февраля 2011 г. .
- ^ Вопрос референдума
- ^ «Отчет наблюдателя за референдумом в Гибралтаре» (пресс-релиз). Администратор референдума в Гибралтаре. Декабрь 2002 года.
- ^ Комментарий к рок-референдуму
- ^ Протоколы Комитета по иностранным делам Великобритании
- ^ Jump up to: а б Стивен Константин (1 сентября 2009 г.). Сообщество и идентичность: создание современного Гибралтара с 1704 года . Издательство Манчестерского университета. п. 404. ИСБН 9780719080548 . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Предложение о референдуме по конституции, Зеркальный сайт 2006 г.
- ^ «Избиратели Гибралтара одобряют новую конституцию, дающую Скале больше полномочий» . Интернэшнл Геральд Трибьюн. 1 декабря 2006 г.
- ^ «Выборы в Европейский парламент 2004» . Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Вон (редактор), «Гибралтар: дипломатические и конституционные события» (PDF) , БИБЛИОТЕКА ПАЛАТЫ ОБЩИН , получено 16 февраля 2011 г.
- ^ Миллер, Вон (редактор), «Гибралтар: дипломатические и конституционные события» (PDF) , БИБЛИОТЕКА ПАЛАТЫ ОБЩИН , получено 16 февраля 2011 г.
- ^ Великобритания. Парламент. Палата общин. Комитет по иностранным делам (2008 г.). Заморские территории: седьмой доклад сессии 2007–08 годов . Канцелярский офис. п. 24. ISBN 9780215521477 .
- ^ «Провозглашение конституционного указа губернатора Гибралтара» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2019 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Пресс-релиз правительства Гибралтара» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Историческое соглашение заключено по Гибралтару» . Би-би-си. 18 сентября 2006 г. Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Аткинсон, Саймон (18 сентября 2006 г.). «Бизнес приветствует сделку по Гибралтару» . Би-би-си . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Испания ведет редкие переговоры по Гибралтару» . Би-би-си. 21 июля 2009 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «Визит в Гибралтар вызвал дебаты в прессе» . Мониторинг BBC . Би-би-си. 22 июля 2009 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Золото, 2009 , стр. 79.
- ^ «Испания будет обсуждать вопросы суверенитета Гибралтара только с Великобританией» . Гибралтарская хроника . Меркопресс. 2 января 2011 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
Испания не будет обсуждать какие-либо вопросы, затрагивающие суверенитет Гибралтара, в контексте Трехстороннего форума, заявила министр иностранных дел Испании Тринидад Хименес в интервью во время рождественских каникул и некоторых выдержках из него, собранных в Gibraltar Chronicle.
- ^ «Парламент Гибралтара» . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Парламент Гибралтара» . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 16 февраля 2011 г. .
- ^ «Питер Каруана побеждает на выборах в Гибралтаре» . 12 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 г. Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Руководство по выборам IFES – Профиль выборов в Гибралтаре» . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Законы Гибралтара - онлайн-сервис
Библиография
[ редактировать ]- Питер Голд (2005). Гибралтар: британский или испанский? . Рутледж. ISBN 9780415347952 . Проверено 6 февраля 2011 г.
- Доддс, Клаус (декабрь 2004 г.). «Твердый как скала? Великобритания и Гибралтар». История BBC : 18–21.
- Роберт Олдрич; Джон Коннелл (1998). Последние колонии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521414616 . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Аня Келлерманн (2001). Новый новый английский: язык, политика и идентичность в Гибралтаре . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 9783831123681 . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Уильям Годфри Фотергилл Джексон (1990). Скала гибралтарцев: история Гибралтара . Книги Гибралтара. ISBN 9780948466144 . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Голд, Питер (март 2009 г.). «Трехсторонний форум диалога: это решение «проблемы» Гибралтара?» (PDF) . Средиземноморская политика . 14 (1): 79–97. дои : 10.1080/13629390902747475 . S2CID 154528326 .
- Джордж Хиллз (1974). Камень раздора: история Гибралтара . Хейл. ISBN 9780709143529 . Проверено 7 февраля 2011 г.
- Элликотт, Дороти (1975). Наш Гибралтар . Комитет музея Гибралтара.
- Гарсия, Джозеф Дж. (2002). Гибралтар. Создание народа (2-е изд.). Гибралтар: Панорама Паблишинг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Гибралтар: маленькая территория, на кону многое» . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Гарсия, доктор Джозеф. «Политическая история Гибралтара» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Бартумеус, Луис Ромеро (22 декабря 2004 г.). «Гибралтар: альтернативная дипломатия» (на английском и испанском языках) . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Миллер, Вон (22 мая 2002 г.). «Конституционное будущее Гибралтара» (PDF) . Отдел международных отношений и обороны . Библиотека Палаты общин . Проверено 4 февраля 2011 г.
- Финлейсон, Томас Джеймс . «Борьба за демократию» . Гибралтарская хроника . Архивировано из оригинала 28 апреля 2004 года . Проверено 21 октября 2008 г.