Специальный комитет по деколонизации
Аббревиатура | С24 |
---|---|
Формирование | 27 ноября 1961 г |
Юридический статус | Активный |
Штаб-квартира | Нью-Йорк , США |
Голова | Стул Кейша А. Макгуайр [1] |
Головная организация | Генеральная Ассамблея ООН |
Политический портал |
Специальный комитет ООН , по ситуации с выполнением Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам , или Специальный комитет по деколонизации (С-24) , является комитетом ООН Генеральной Ассамблеи который был создан в 1961 году и посвящен исключительно вопросам деколонизации . [2]
История
[ редактировать ]Когда была создана Организация Объединенных Наций, на несамоуправляющихся территориях проживало 750 миллионов человек. Однако Устав Организации Объединенных Наций включил в главу XI положения, призывающие к признанию прав жителей территорий, находящихся под управлением государств-членов. Он призвал эти государства-члены оказать помощь в установлении самоуправления посредством развития свободных политических институтов, а также учитывать политические чаяния народов. [3] [4]
Хартии также создана В главе XII международная система опеки . Эта система позволяла управлять и контролировать территории, находящиеся под контролем Организации Объединенных Наций, государствами-членами, желающими предоставить независимость своим колониальным владениям. Этими «подопечными» территориями управлял Совет по опеке ООН , созданный на основании Главы XIII Устава. [5] [6]
Надеясь ускорить процесс деколонизации, Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 1514 (XV), также известную как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам . В Декларации говорилось, что все народы имеют право на самоопределение и что необходимо предпринять немедленные шаги, чтобы безоговорочно положить конец колониализму. [7]
Первоначальные государства-члены
[ редактировать ]создала предшественника Специального комитета 27 ноября 1961 года Генеральная Ассамблея резолюцией 1654 (XVI) , который учредил Специальный комитет из 17 государств-членов для изучения применения Декларации и выработки рекомендаций о том, как лучше ее реализовать. Первоначальными государствами-членами были: [8]
7 декабря 1962 года Генеральная Ассамблея добавила к комитету семь мест, в результате чего общее число государств-членов достигло 24. [9] Это число снова увеличилось в 2004, 2008 и 2010 годах. [10] Число 24 продолжает использоваться при описании Комитета, хотя сейчас в его состав входят 29 государств-членов.
Международные десятилетия за искоренение колониализма
[ редактировать ]В 1990 году Генеральная Ассамблея в резолюции 43/47 провозгласила 1990–2000 годы первыми международными десятилетиями за искоренение колониализма , конечной целью которых стала полная реализация Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам . Генеральная Ассамблея приняла доклад Генерального секретаря от 13 декабря 1991 года в качестве Плана действий на Десятилетие. [11] [12]
8 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея в резолюции 55/146 провозгласила Второе Международное десятилетие за искоренение колониализма, которое продлится с 2001 по 2010 год. Резолюция призвала государства-члены удвоить свои усилия по реализации Плана действий в течение второго десятилетия. [13]
10 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея резолюцией 65/119 провозгласила 2010–2020 годы Третьим Международным десятилетием за искоренение колониализма. Резолюция призвала государства-члены активизировать свои усилия по продолжению реализации Плана действий в течение третьего десятилетия. [14]
В 2020 году Генеральная Ассамблея провозгласила 2021–2030 годы Четвертым Международным десятилетием за искоренение колониализма резолюцией 75/123. [15]
Методы работы
[ редактировать ]Комитет проводит свою основную сессию в Нью-Йорке в июне, а также ежегодный семинар в странах Карибского бассейна и Тихого океана через год. В 2018 году семинар проходил в городе Сент-Джордж , Гренада . [10]
На каждой основной сессии Комитет рассматривает список территорий, к которым применима Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, и дает рекомендации по ее осуществлению и распространению общественной информации о деколонизации среди местного населения. Он также заслушивает заявления несамоуправляющихся территорий (НСТ), направляет миссии в эти НСУ и организует семинары по политической, социальной и экономической ситуации в НСУ. [10]
Комитет отчитывается перед Генеральной Ассамблеей о своей работе через Четвертый комитет (по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации) . [16]
Перечисленные несамоуправляющиеся территории
[ редактировать ]17 территорий В настоящее время в списке несамоуправляющихся территорий Организации Объединенных Наций . [17]
Эти территории не имеют представительства, эквивалентного другим регионам их родительских государств. По состоянию на декабрь 2021 г. [update]некоторые из них отвергли изменение статуса посредством референдумов, например, Новая Каледония в 2018 , 2020 годах , [40] и 2021 г. , Фолклендские острова в 2013 г. , [41] и Гибралтар в 2002 году . [42] Аналогичным образом, в 2013 году избранная Ассамблея Французской Полинезии выступила против включения территории в список. [43] Другие, такие как Гуам , проголосовали за изменение статуса, но получили отказ со стороны государства-колонизатора. [ нужна ссылка ]
Членство
[ редактировать ]В настоящее время в состав комитета входят следующие государства: [10] [44]
* Первоначальное государство-член
Споры
[ редактировать ]Территории, где наблюдается движение за независимость, оспариваются из-за их квалификации как колониальных стран и их допуска к деколонизации. Различные нынешние и бывшие государства-члены неоднократно оспаривали и блокировали допуск и повторный допуск своих территорий для деколонизации. [45]
- Китай заблокировал признание Гонконга , Внутренней Монголии , Макао , Тибета и Синьцзяна в качестве несамоуправляющихся территорий. [ нужна ссылка ] Китай рассматривает Гонконг и Макао как территории, насильственно переданные европейским державам, эти территории являются владениями, а не колониями, и что Китай пользуется суверенитетом над этими территориями. Китай утверждает, что эти регионы в настоящее время являются самоуправляемыми и обычно не считаются колониальными владениями. [46] Однако аннексия Тибета и и Синьцзяна привела к их нынешнему статусу автономных регионов Китая , и существовали различные сообщения о принудительной стерилизации и абортах в Тибете и Синьцзяне, принудительном труде и интернировании в Синьцзяне, а также о принудительной ассимиляции, политическом контроле лишение политического представительства жителей всех этих регионов. [47] [48] [49] [50] [51] [52]
- Индонезия оспаривала и препятствовала повторному приему Западного Папуа и допуску Минахасы для деколонизации. [53] [54]
- Россия оспаривала как минимум 26 территорий как колониальные страны из-за допуска к деколонизации. [ нужна ссылка ] В число этих российских территорий входят Адыгея , Алтай , Башкортостан , Бурятия , Чечня , Чукотка , Чувашия , Крым , Дагестан , Ингушетия , Кабардино-Балкария , Калмыкия , Карачаево-Черкесия , Карелия , Хакасия , Ханты-Мансийские , Коми , Марий Эл , Мордовия , Ненцы , Северная Осетия-Алания , Саха (Якутия) , Татарстан , Тува , Удмуртия и Ямало-Ненец . [55] [56] [ не удалось пройти проверку ] Исторически сложилось так, что вынужденные этнические миграции проводились для сохранения контроля над определенными территориями. [57] Хотя эти территории пользовались разной степенью самоуправления посредством пактов о суверенитете, заключенных с Российской Федерацией , срок действия этих пактов с тех пор истек, и региональная автономия постепенно ослабла. [58] [59] [60]
- Соединенное Королевство помешало Британской территории в Индийском океане деколонизации , отделив архипелаг Чагос от Маврикия . [ нужна ссылка ] Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 2066 16 декабря 1965 года, в которой заявила, что, по ее мнению, отделение части колониальной территории Маврикия противоречит обычному международному праву, как зафиксировано ранее в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам Маврикия. 14 декабря 1960 г. В нем говорилось, что «любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». [ нужна ссылка ]
- Соединенные Штаты сохраняют Пуэрто-Рико как неинкорпорированную организованную территорию , которую комитет счел недостаточной для предоставления им самоопределения. [61] Однако их статус Содружества вынудил комитет исключить их из списка несамоуправляющихся территорий Организации Объединенных Наций в 1952 году. Несмотря на то, что Виргинские острова Соединенных Штатов были в списке несамоуправляющихся территорий, 81,60% избирателей проголосовали за остаются территорией США: только 13,44% хотят «интеграции с США», а 4,96% предпочитают независимость на референдуме о статусе Виргинских островов Соединенных Штатов в 1993 году , который был, хотя и признан недействительным из-за того, что явилось менее половины имеющих право голоса избирателей. [ нужна ссылка ]
Различные организации, в том числе британские делегаты, заявили, что комитет «больше не имеет отношения» к заморским территориям Соединенного Королевства , поскольку многие из его государств-членов сами являются колонизаторами, контролирующими различные территории, желающие независимости. [62] [63] [64]
Бюро
[ редактировать ]В состав бюро Специального комитета 73-й сессии Генеральной Ассамблеи входят : [10]
Имя | Страна | Позиция |
---|---|---|
Уолтон Альфонсо Вебсон | Антигуа и Барбуда | Стул |
Анайанси Родригес Камехо | Куба | заместитель председателя |
Дайан Триансья Джани | Индонезия | заместитель председателя |
Адикали Фоде Сумах | Сьерра-Леоне | заместитель председателя |
Башар Джаафари | Сирийская Арабская Республика | Докладчик |
Рекомендация по Пуэрто-Рико
[ редактировать ]Специальный комитет по деколонизации в своих докладах называет Содружество Пуэрто-Рико ( некорпоративная организованная территория Соединенных Штатов ) страной , поскольку на международном уровне народ Пуэрто-Рико часто рассматривается как карибская нация со своим собственным национальным государством. личность. [65] [66] Совсем недавно, в докладе за июнь 2016 года, Специальный комитет призвал Соединенные Штаты ускорить процесс предоставления права на самоопределение Пуэрто-Рико. В частности, группа призвала Соединенные Штаты ускорить процесс, который позволит народу Пуэрто-Рико полностью реализовать свое право на самоопределение и независимость. ... [и] позволить народу Пуэрто-Рико принимать суверенные решения и удовлетворять свои неотложные экономические и социальные потребности, включая безработицу, маргинализацию, неплатежеспособность и бедность». [61] Однако в 1952 году Специальный комитет исключил Пуэрто-Рико из списка несамоуправляющихся территорий, поскольку оно получило статус Содружества в Соединенных Штатах.
На одном из референдумов о политическом статусе Пуэрто-Рико , проведенном в 2012 году, только 5,49% пуэрториканцев проголосовали за независимость, тогда как 61,16% проголосовали за государственность и 33,34% отдали предпочтение свободной ассоциации . Еще один недавний на тот момент референдум был проведен в 2017 году, на котором более 97% проголосовали за государственность, а не за независимость, хотя исторически низкая явка избирателей (23%) поставила под сомнение достоверность опроса. Во многом низкая явка объясняется бойкотом, который возглавили партия PPD, выступающая за независимость выступающая за статус-кво, и партия PIP, . [67] Референдум 2020 года также поддержал государственность: 53 процента против 47 процентов при явке 55 процентов. [68]
22 июня 2023 года, хотя Пуэрто-Рико в настоящее время имеет статус свободного государства, ассоциированного с Соединенными Штатами, Специальный комитет ООН вновь призывает правительство Соединенных Штатов взять на себя свою ответственность и принять меры, которые позволят пуэрториканцам народу осуществлять свое право на самоопределение и независимость, а также принимать суверенные решения в целях неотложного удовлетворения экономических и социальных потребностей страны. [69]
В июне 2024 года около двадцати организаций, выступающих за независимость и суверенитет, выступили по поводу Пуэрто-Рико во время сессии Комитета ООН по деколонизации. Комитет подтвердил право Пуэрто-Рико на самоопределение и независимость. В июле 2024 года губернатор Педро Пьерлуиси созывает плебисцит о статусе Пуэрто-Рико в ноябре 2024 года. Впервые нынешний статус острова как территории США не будет рассматриваться в ходе необязывающего плебисцита. Указ последовал за одобрением Палатой представителей США в 2022 году законопроекта, призванного помочь Пуэрто-Рико двигаться к изменению территориального статуса. Избирателям предоставляется выбор: государственность, независимость или независимость со свободной ассоциацией, условия которой будут согласованы в отношении иностранных дел, гражданства США и использования доллара США. [70]
См. также
[ редактировать ]- Зависимая территория
- Предлагаемый политический статус Пуэрто-Рико
- Суверенитет (Пуэрто-Рико)
- Специальный комитет по политическим вопросам и деколонизации
- Список несамоуправляющихся территорий ООН
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известна в общепринятой форме как Территория Американского Самоа.
- ^ Политический статус: Некорпоративная неорганизованная территория Соединенных Штатов , находящаяся в ведении Управления по островным делам США Министерства внутренних дел .
- ^ Остров Суэйнс заявлен Токелау как Олохега .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Политический статус: Заморская территория Соединенного Королевства .
- ^ Экономика тесно связана с более крупными и густонаселенными Виргинскими островами Соединенных Штатов на западе. Доллар США является законной валютой.
- ^ Специальный комитет ООН по деколонизации считает Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова частью Фолклендских (Мальвинских) островов . [23] В состав Фолклендских (Мальвинских) островов входят два основных острова ( Восточный Фолкленд и Западный Фолкленд ) и около 200 более мелких островов или островков. Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова включают один главный остров ( Южная Георгия ) и архипелаг ( Южные Сандвичевы острова ). Аргентина также претендует на эти острова.
- ^ Политический статус: Спорная территория . Управляется Соединенным Королевством как заморская территория под названием Фолклендские острова , на которую Аргентина претендует как на Мальвинские острова (см. Спор о суверенитете Фолклендских островов ).
- ^ Также известна как заморская страна Французская Полинезия .
- ^ Политический статус: Заморское сообщество и страна Франция заморская .
- ^ Политический статус: Спорная территория . Управляется Соединенным Королевством как заморская территория , на которую претендует Испания (см. Статус Гибралтара ).
- ^ Jump up to: а б : Некорпоративная организованная территория США Политический статус .
- ^ Политический статус: Sui коллектив Франции Generis .
- ^ Официально острова Питкэрн, Хендерсон, Дюси и Оэно .
- ^ Официально острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья .
- ^ Токелау не имеет официальной столицы, каждый атолл имеет свой административный центр .
- ^ Политический статус: Несамоуправляющаяся территория Зеландии Новой . [33]
- ^ Широко известный как Кокберн-Таун .
- ^ Де-факто валюта.
- ↑ Хотя правительство Испании проинформировало Организацию Объединенных Наций о том, что оно вышло с территории в феврале 1976 года, ООН по-прежнему считает Испанию управляющим государством, поскольку правовой статус территории и вопрос суверенитета остаются нерешенными. За территорию оспаривают Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт освобождения Сагиа-эль-Хамры и Рио-де-Оро), который в феврале 1976 года официально провозгласил правительство в изгнании Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР), основанную из лагерей беженцев недалеко от в Тиндуфа Алжире .
- ^ Политический статус: Спорная территория с неопределенным политическим статусом . [37] Бывшая Испанская Сахара до 1976 года, в настоящее время администрация разделена между Марокко и Сахарской Арабской Демократической Республикой , обе из которых претендуют на всю территорию . Административный контроль Сахарской Арабской Демократической Республики ограничен примерно 30% территории , а остальные 70% территории оккупированы Марокко. [38] Миссия Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре — это миротворческая миссия Организации Объединенных Наций на этой территории (см. Конфликт в Западной Сахаре ).
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Премьер посетил семинар по деколонизации» . Маяк Британских Виргинских островов . 10 мая 2019 г.
- ^ «Комитет 24 (Специальный комитет по деколонизации)» . Организация Объединенных Наций и деколонизация . Объединенные Нации. нд . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Глава XI» . Объединенные Нации . нд . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «История» . Департамент общественной информации ООН . Объединенные Нации. nd Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Глава XII» . Объединенные Нации . нд . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Глава XIII» . Объединенные Нации . нд . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 15-й сессии Резолюция 1514 . Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам A/RES/1514(XV) 14 декабря 1960 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи ООН , 16-я сессия Резолюция 1654 . Ситуация с выполнением Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам A/RES/1654(XVI) от 27 ноября 1961 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 17-й сессии Резолюция 1810 . Ситуация с выполнением Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам A/RES/1810(XVII) от 7 декабря 1962 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Манхайр, Ванесса, изд. (2018). «Справочник Организации Объединенных Наций на 2018–2019 годы» (PDF) . Справочник Организации Объединенных Наций: Ежегодное руководство для тех, кто работает в Организации Объединенных Наций (56-е изд.). Веллингтон: Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии: 63–64. ISSN 0110-1951 .
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций сессии 43 Резолюция 47 . Международное десятилетие за искоренение колониализма A/RES/43/47, 22 ноября 1988 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Сессия 46 Доклад Генерального секретаря 634 Rev. 1 . Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам A/46/634/Rev.1 13 декабря 1991 г. Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций сессии 55 Резолюция 146 . Второе Международное десятилетие за искоренение колониализма A/RES/55/146, 8 декабря 2000 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 65 сессии Резолюция 119 . Третье Международное десятилетие за искоренение колониализма A/RES/65/119, 10 декабря 2010 г. Дата обращения 11 марта 2019 г.
- ^ Организация Объединенных Наций: Международные десятилетия за искоренение колониализма
- ^ «Генеральная Ассамблея и поддержание мира» . Объединенные Нации . nd Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2017 года . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Несамоуправляющиеся территории» . ООН.орг . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Американское Самоа в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Ангилья в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Бермуды в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Британские Виргинские острова в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Каймановы острова в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Организация Объединенных Наций – мир сегодня» . ООН.орг . 1 сентября 2019 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Фолклендские острова (Мальвинские острова) в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Французская Полинезия в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи ООН 68 сессии Резолюция 93 . A/RES/68/93 Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Гибралтар в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Гуам в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Гуам в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Новая Каледония в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Острова Питкэрн в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Правительство Токелау: политическая система
- ^ Токелау в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Острова Тёркс и Кайкос в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Виргинские острова США в Всемирной книге фактов ЦРУ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ BBC News: Профиль Западной Сахары
- ^ Население города: Западная Сахара (спорная территория)
- ^ Британская энциклопедия: Западная Сахара . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Референдум в Новой Каледонии: территория южной части Тихого океана отвергает независимость от Франции» . Новости Би-би-си . 4 октября 2020 г. Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ Кэролайн Вятт, корреспондент Министерства обороны (12 марта 2013 г.). «Референдум на Фолклендских островах: избиратели предпочитают оставаться на территории Великобритании» . Новости Би-би-си . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Дейли, Эмма (8 ноября 2002 г.). «Гибралтар отвергает разделение власти между Великобританией и Испанией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ «Ассамблея Таити голосует против предложения ООН по деколонизации» , Radio New Zealand International, 17 мая 2013 г.
- ^ «Члены» . Организация Объединенных Наций и деколонизация . Объединенные Нации. нд . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Специальный комитет по деколонизации» . Приложения «Сова» . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ «Региональная автономия этнических меньшинств в Китае» . Постоянное представительство Китайской Народной Республики при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве и других международных организациях в Швейцарии . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Мастер, Фара (5 октября 2018 г.). «В Макао португальская элита чувствует себя вытесненной китайским влиянием» . Рейтер . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Цунг-ган, Конг (15 октября 2017 г.). «Мейнландизация: как Коммунистическая партия работает над контролем и ассимиляцией Гонконга» . Свободная пресса Гонконга . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Хачадурян, Раффи. «Пережить репрессии в Синьцзяне» . Житель Нью-Йорка . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «КПК распространяет свою политику ассимиляции на Внутреннюю Монголию» . Джеймстаун . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Свидетели позора Китая» . Вашингтон Пост . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Мейзленд, Линдси. «Репрессии Китая в отношении уйгуров в Синьцзяне» . смр . Совет по международным отношениям . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Доэрти, Бен; Лэмб, Кейт (30 сентября 2017 г.). «Петиция о независимости Западного Папуа отклонена в ООН» . Хранитель . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Netralnews.Com. «Netralnews.com – Спикер Палаты представителей о желании Минахасы независимости: правительство не должно молчать» . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Евразия, Пол Гобл для «Окна в мир»; сеть, часть Нового Востока (15 августа 2014 г.). «От Сибири до Калининграда: зарождающееся движение за независимость набирает обороты в России» . Хранитель . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Российские сепаратистские движения – честный наблюдатель» . fairobserver.com . 13 июля 2013 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Вынужденная этническая миграция» . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Татарстан заключил договор с Москвой и отказался от суверенитета» . Лос-Анджелес Таймс . 18 февраля 1994 года . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Смирнова, Лена (25 июля 2017 г.). «Татарстан — последний регион, потерявший при Путине свой особый статус» . «Москва Таймс» . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «Российский «федерализм» сейчас значит так же мало, как и в советские времена» . www.interpretermag.com . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Специальный комитет по деколонизации утвердил текст, призывающий правительство Соединенных Штатов ускорить процесс самоопределения Пуэрто-Рико» . Объединенные Нации . ООН. 20 июня 2016 г. Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Специальный комитет по деколонизации больше не имеет отношения к заморским территориям Соединенного Королевства, сообщил Четвертый комитет – освещение заседаний и пресс-релизы» . un.org . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Специальный комитет по деколонизации призовет Генерального секретаря сохранить все функции отдела деколонизации Департамента по политическим вопросам - освещение встреч и пресс-релизы» . un.org . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Пирсон, Джессика Линн (4 мая 2017 г.). «Защищая империю в Организации Объединенных Наций: политика международного колониального контроля в эпоху деколонизации» . Журнал истории Империи и Содружества . 45 (3): 525–549. дои : 10.1080/03086534.2017.1332133 .
- ^ Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Специальный комитет по вопросу о выполнении Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1971 г.). Доклад Специального комитета о положении с осуществлением Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам . Том. 23. Публикации Организации Объединенных Наций. стр. 10–11 . ISBN 978-92-1-810211-9 .
- ^ XIV Министерская конференция Движения неприсоединения. Дурбан, Южная Африка, 2004 г. См. стр. 14–15. Архивировано 31 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «НДП бойкотирует референдум о статусе» . 20 апреля 2017 г.
- ^ Будрик, Зак (5 ноября 2020 г.). «Пуэрто-Рико голосует за государственность США» . Холм . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Юнайтед, Нация (22 июня 2023 г.). «Специальный комитет по деколонизации одобряет резолюцию, подтверждающую неотъемлемое право Пуэрто-Рико на самоопределение и независимость» . Организация Объединенных Наций . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «Пуэрто-Рико включит плебисцит по статусу во всеобщие выборы в ноябре» . Новости Ассошиэйтед Пресс . Июль 2024.